Известия РАН. Серия физическая, 2019, T. 83, № 6, стр. 856-858

Лигандно-избыточный комплекс иттрия с промискуитетным лигандом как прекурсор для поверхностного иттрирования изделий из жаростойких сплавов

Ф. Ф. Чаусов 1*, Н. В. Ломова 1, Р. М. Закирова 2

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки “Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук”
Ижевск, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Удмуртский государственный университет”
Ижевск, Россия

* E-mail: chaus@yandex.ru

Поступила в редакцию 20.11.2018
После доработки 16.12.2018
Принята к публикации 25.02.2010

Полный текст (PDF)

Аннотация

Калиевая соль нитрило-трис-метиленфосфонатного комплекса иттрия K8[YH{N(CH2PO3)3}2] · 15H2O предложена в качестве прекурсора Y-содержащих адсорбированных слоев для поверхностного иттрирования путем термических или иных энергетических воздействий на поверхностный слой. Комплекс содержит две кристаллографически и функционально неэквивалентные молекулы лиганда. Благодаря структуре комплекса свободные донорные центры одной из молекул лиганда обладают способностью неизбирательно связываться с поверхностью металла и формировать равномерный адсорбционный слой даже на фазово-неоднородной поверхности.

ВВЕДЕНИЕ

Легирование Y в концентрациях 0.5–1.5% существенно повышает жаростойкость и снижает скорость газовой и плазменной коррозии хромистых сталей и других тугоплавких сплавов. Высокая стоимость и дефицит Y обусловливает интерес к разработке технологий поверхностного легирования стальных изделий. Известные способы (электровзрывное напыление [1], лазерная обработка [2], ионная имплантация [3]) не свободны от недостатков. Предложен способ модификации поверхности стали термической конверсией адсорбированного слоя Y-содержащего прекурсора [4]. Перспективными прекурсорами для получения равномерного адсорбционного Y-содержащего слоя являются координационные соединения Y с промискуитетными лигандами, например, с нитрило-трис-метиленфосфоновой кислотой (NTP), способными образовывать донорно-акцепторные связи с различными элементами и фазами поверхностного слоя металла.

Ниже описан синтез и строение гидрата бис-нитрило-трис-метиленфосфонато-моногидро-иттриата октакалия K8[YH{N(CH2PO3)3}2] · 15H2O (II), хорошо растворимого в воде и рассматриваемого как потенциальный прекурсор для формирования адсорбционных слоев, пригодных для дальнейшего конверсионного поверхностного легирования металлических изделий.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

К водному раствору NTP добавляют раствор Y(NO3)3 · 6H2O; выпавший осадок (I) отделяют и промывают. К полученному осадку I добавляют водный раствор NTP и KOH, перемешивают в течение 1 ч при 60–80°С и фильтруют. Продукт II кристаллизуется из смеси вода–ДМСО (3 : 1) в виде бесцветных столбчатых призм.

РСА II проводили на дифрактометре XtaLAB Pro MM003 с малошумящим детектором PILATUS 200 K при комнатной температуре в MoKα-излучении с графитовым монохроматором. Обработку результатов проводили в программе CrysAlisPro 1.171.38.41 (Rigaku Oxford Diffraction, 2015), с учетом поглощения эмпирическим методом Multi-scan. Первичные фрагменты структур находили прямым методом в программном комплексе SHELX 2014/7 с использованием программы WinGX. Все остальные атомы найдены в разностном синтезе электронной плотности. Положения неводородных атомов уточняли методом наименьших квадратов по F 2. Положения атомов водорода уточняли в изотропном приближении. Результаты рентгеноструктурных исследований депонированы в Кембриджский банк структурных данных (CCDC № 1847628).

Рентгенофотоэлектронные (РФЭ) спектры I и II получали на отечественном рентгеноэлектронном спектрометре ЭМС-3 (УдмФИЦ УрО РАН) [5] с магнитным энергоанализатором при возбуждении AlKα излучением (hν = 1486.6 эВ). Тонкоизмельченные препараты I и II наносили тонким слоем на подложку из пиролитического графита. Калибровку энергоанализатора проводили по спектру C1s (энергия связи EB = 284.5 эВ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Строение внутренней координационной сферы комплекса II показано на рис. 1. Атом Y координирован двумя молекулами NTP, которые неэквивалентны друг другу по кристаллографическому положению, по химической функции и по кислотно-основному состоянию. Координационный полиэдр Y – искаженная тригональная антипризма, в вершинах которой расположены атомы O, с атомом N в шапочной вершине над основанием. Одна из молекул NTP полностью депротонирована. Она координирует атом Y(1) атомом N(1) и тремя атомами O, а также координирует атом Y(1)* симметричной формульной единицы комплекса. При этом замыкаются три пятичленных внутримолекулярных цикла Y–N–C–P–O с общей связью Y–N и межмолекулярный цикл Y–O–P–O–Y–O–P–O. Таким образом, эта молекула лиганда пентадентатна осуществляет как хелатную, так и мостиковую координацию атомов Y. Вторая молекула NTP бидентатна; она координирует атом Y(1) двумя атомами O с замыканием одного хелатного цикла Y–O–P–C–N–C–P–O. Третья PO3-группа данной молекулы NTP не принимает участия в координации атомов Y и остается свободной для образования донорно-акцепторного комплекса II с поверхностью металла.

Рис. 1.

Строение внутренней координационной сферы комплекса II по данным РСА.

РФЭ-спектры промежуточного соединения I и продукта II приведены на рис. 2а и 2б.

Рис. 2.

РФЭ-спектры внутренних уровней (а) и слабосвязанных электронов (б) промежуточного соединения I (кривые 1) и продукта II (кривые 2). Засечками показаны 95% доверительные интервалы интенсивности.

Спектр P2p промежуточного соединения I (кривые 1) включает две составляющие с шириной на половине высоты (ШПВ) 2 эВ; низкоэнергетическая составляющая (Eсв = 132.2 эВ) относится к PO3-группам, координирующим атом металла, а высокоэнергетическая (Eсв = 133.9 эВ) – к свободным PO3-группам. Спектр Y3d комплекса I представляет собой спин-орбитальный дублет с Eсв = 154.7 и 157.5 эВ, ШПВ каждой составляющей 2 эВ и отношением их интегральных интенсивностей 3:2. Спектр N1s соединения I имеет максимум при Eсв = 400.8 эВ с ШПВ 2.12 эВ. В спектре валентной полосы наблюдаются занятые молекулярные состояния с Eсв около 5, 7 и 10 эВ, локализованные электронные состояния P3s, O2s, Y4p и Y4s.

В РФЭ-спектре продукта II (кривые 2 на рис. 2а, 2б) отношение интегральных интенсивностей составляющих P2p с Eсв = 132.2 и 134.7 эВ составляет около 5 : 1, что позволяет отнести составляющую с Eсв = 132.2 эВ к атомам P(1)–P(5), а составляющую с Eсв = 134.7 эВ – к атому P(6). Спин-орбитальный дублет Y3d включает составляющие с Eсв = 153.9 и 156.6 эВ с ШПВ 3 эВ; понижение Eсв Y3d на 0.8–0.9 эВ по сравнению с комплексом I свидетельствует о допировании атома Y электронной плотностью атомов O. Спектр N1s соединения II имеет ШПВ 2.2 эВ и Eсв = 399.2 эВ, что подтверждает образование координационной связи Y–N. В спектре валентной полосы прослеживается сближение максимумов интенсивности состояний P3s и повышение электронной плотности в области перекрытия состояний O2s и Y4p.

ВЫВОДЫ

Получен комплекс Y с нитрило-трис-метиленфосфоновой кислотой. Химическая связь атома Y с шестью окружающими атомами O обладает повышенной прочностью вследствие допирования Y электронной плотностью O и перекрытия состояний O2s и Y4p.

Наличие свободных донорных центров одной из молекул промискуитетного лиганда NTP обусловливает способность комплекса II к адсорбции на поверхности стали. Эти свойства позволяют использовать полученный комплекс в качестве прекурсора для получения равномерного адсорбционного Y-содержащего слоя на поверхности сталей и сплавов с последующим поверхностным легированием для повышения жаростойкости.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФАНО России (№ гос. регистрации АААА-А17-117022250040-0).

Список литературы

  1. Gromov V.E., Sosnin K.V., Ivanov Yu.F. et al. // Mater. Electron. Engin. 2015. V. 2. № 3. P. 1.

  2. Wu A., Liu Q., Qin S. // J. Rare Earths. 2011. V. 29. № 10. P. 1004.

  3. Pérez F.J., Cristóbal J., Hierro M.P. et al. // Surf. Coat. Techn. 2000. V. 126. P. 116.

  4. Han B., Gu D., Yang Y. et al. // Int. J. Electrochem. Sci. 2017. V. 12. P. 374.

  5. Trapeznikov V.A., Shabanova I.N., Kholzakov A.V., Ponomaryov A.G. // J. Electron Spectr. Rel. Phenom. 2004. V. 137–140. P. 383.

Дополнительные материалы отсутствуют.