Известия РАН. Серия физическая, 2019, T. 83, № 8, стр. 1149-1152

Измерение выхода тормозного излучения при альфа-распаде 214Po

Н. В. Еремин 1*, А. А. Пасхалов 2

1 Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральный научно-исследовательский институт химии и механики”
Москва, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова”, Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.В. Скобельцына
Москва, Россия

* E-mail: eremin@spels.ru

Поступила в редакцию 01.10.2018
После доработки 15.10.2018
Принята к публикации 19.11.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены результаты эксперимента по измерению вероятности испускания внутреннего тормозного излучения при α-распаде ядра 214Po с использованием германиевого детектора большого объема и быстрых временных оцифровщиков сигналов с гамма- и альфа-детекторов. Получено удовлетворительное согласие между экспериментальными данными и результатами имеющихся в литературе расчетов с использованием реалистического и осцилляторного ядерных потенциалов.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует различие в экспериментальных данных по выходам внутреннего тормозного излучения, возникающего при α-распаде ядра 210Ро в области энергий тормозных фотонов более 300 кэВ. Так, в экспериментах с использованием сцинтилляционного NaI(Tl)-детектора [1] была измерена вероятность испускания тормозного фотона с энергией 500 кэВ на уровне 5 · 10–11 фотон/(кэВ · распад), в то время как в экспериментах с использованием одной секции детекторной установки MINIBALL из сверхчистого германия [2] был достигнут предел 5 · 10–12 фотон/(кэВ · распад) при той же энергии.

При теоретическом описании явления испускания внутреннего тормозного излучения при α-распаде 210Ро наблюдается совпадение экспериментальных данных из [2] с результатами расчета выхода тормозных фотонов в рамках одночастичной квантово-механической модели α-распада с использованием двух ядерных потенциалов: прямоугольной ямы глубиной ~10 МэВ, взятой из [3], и потенциала МакФаддена–Сэчлера глубиной ~100 МэВ [4].

Для случая испускания тормозных фотонов при α-распаде ядра 214Ро экспериментальные данные по выходу тормозного излучения с энергией Eγ менее 600 кэВ, полученные с использованием сцинтилляционного NaI(Tl)-детектора [5, 6], лежат ниже теоретических расчетов с использованием реалистического ядерного потенциала [7]. Другими словами, имеющиеся в литературе экспериментальные данные и теоретические расчеты по выходу тормозного излучения противоречат друг другу.

В данной работе представлены результаты эксперимента по измерению вероятности испускания внутреннего тормозного излучения при α-распаде ядра 214Po с использованием германиевого детектора большого объема и быстрых временных оцифровщиков сигналов с гамма- и альфа-детекторов. Экспериментальные вероятности сопоставлены с результатами расчетов при использовании различных ядерных потенциалов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Блок-схема экспериментальной установки приведена на рис. 1. Нами проведены измерения выхода тормозного излучения при α-распаде ядра 214Ро, образующегося в цепочке распада 226Ra с использованием современной экспериментальной базы – детектора из сверхчистого германия большого объема (см. рис. 1) и быстрых временных оцифровщиков формы сигналов.

Рис. 1.

Блок-схема эксперимента по регистрации тормозного излучения при α-распаде тяжелых ядер: 1 – вакуумная камера, 2 – германиевый детектор, 3 – источник α-частиц, 4 – кремниевый детектор.

С целью снижения влияния случайных совпадений на величину выхода тормозных фотонов, регистрируемых в совпадениях с α-частицами, интенсивность α-частиц в полупроводниковом кремниевом детекторе была уменьшена на порядок по сравнению с величиной, приведенной в [2]. Использование быстрых временных оцифровщиков также позволило существенно уменьшить вклад случайной компоненты в выход тормозного излучения путем фильтрации двойных совпадений.

Сигналы с предусилителей α- и γ-трактов поступали на два из четырех каналов цифрового запоминающего осциллографа производства фирмы Tektronix DPO 7354 с операционной системой Windos XP. В осциллограф встроен 8-битный амплитудо-цифровой преобразователь размерностью 256 каналов. Цена шкалы АЦП для α- и γ‑трактов равнялась 0.3906 и 0.7813 мВ/канал, соответственно.

Сбор данных был настроен на регистрацию совпадений импульсов во временном окне 200 нс (режим триггера “Setup/Hold” – перед совпадениями tS = 100 нс и tH = 100 нс после совпадений). Для оптимизации использования ресурсов осциллографа и детализации сигналов был выбран следующий режим регистрации: длина выборки – 20 000 точек; частота оцифровки – 109 с–1; полоса пропускания без математической обработки – 2.5 ГГц.

При этом длительность фрейма (временной развертки осциллограммы) составила 20 мкс, а предыстория, необходимая для определения базовой линии регистрируемого импульса – 5.2 мкс. При данных параметрах один набор файлов (содержащий 100 осциллограмм), соответствующий событиям α–γ-совпадений, занимал около 40 Мб на жестком диске. Сохраненные в файлах данные обрабатывались в режиме off-line с помощью разработанных цифровых алгоритмов в пакетах С++ и Fortran.

Следует отметить, что быстрый временной оцифровщик формы сигнала позволяет избежать использования в эксперименте набора блоков сложной электронной аппаратуры, так как путем математической обработки массива измеренных осциллограмм возможно выполнение многих операций без потери исходных данных. К ним, прежде всего, относится введение поправок на смещение базовой линии, возникающей при высокой скорости счета частиц в тракте, определение энергии зарегистрированных частиц, осуществление временной привязки к импульсу и разделение наложенных импульсов.

Одним из факторов, влияющих как на временную неопределенность, так и на энергетическое разрешение детектора, является зашумленность сигнала. Процедура подавления шума была основана на вейвлет-обработке формы сигнала [8] и включала в себя: выбор глубины разложения J; вычисление коэффициентов аппроксимации и детализации; пороговую обработку коэффициентов детализации в соответствии с выбранным алгоритмом и видом порога. Эта процедура также позволяла провести реконструкцию сигнала с использованием оригинальных коэффициентов аппроксимации на уровне J и модифицированных коэффициентов детализации на уровнях от 1 до J (в расчетах использовался жесткий тип порога детализации).

На рис. 2 представлена осциллограмма формы сигнала U до и после вейвлет-обработки. Как видно из рисунка, уровень шума существенно снизился после вейвлет-обработки, что привело к улучшению энергетического и временного разрешения γ-тракта.

Рис. 2.

Зависимость сигнала U с германиевого детектора от времени до (черные точки) и после шумоподавления (сплошная кривая) с использованием вейвлет-преобразования Хаара.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ВЕРОЯТНОСТИ ВЫХОДОВ ВНУТРЕННЕГО ТОРМОЗНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В СРАВНЕНИИ С ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ РАСЧЕТАМИ

Дважды дифференциальная вероятность выхода тормозного излучения, усредненная по телесному углу, задаваемому геометрией эксперимента, определялась на основе измеренного с поправкой на комптоновское рассеяние числа α–γ-совпадений $N_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}^{{true}}$ по формуле:

(1)
$\left\langle {\frac{{{{d}^{2}}{{P}_{{\alpha - \gamma }}}}}{{d{{E}_{\gamma }}d{{\Omega }_{\gamma }}}}{\text{(}}{{\Theta }_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}{\text{)}}} \right\rangle {\text{ }} = \frac{{N_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}^{{true}}{\text{(}}{{\Theta }_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}{\text{)}}}}{{{{n}_{\alpha }}\Delta t\varepsilon ({{E}_{\gamma }})\Delta {{E}_{\gamma }}}},$
где $N_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}^{{true}}$ – число истинных событий, соответствующих совпадениям α-частиц с тормозными фотонами или с γ-квантами с энергиями в интервале (Eγ ± ΔEγ/2), nα – интенсивность α-линии, измеренная без совпадений с фотонами (γ-квантами), Δt – время измерения, ε(Eγ) – абсолютная эффективность регистрации фотонов Ge-детектором.

Значения полной вероятности испускания тормозного излучения и вероятностей α-распада на возбужденные состояния ядер с последующим испусканием γ-кванта рассчитывались по формуле:

(2)
$\frac{{d{{P}_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}}}{{d{{E}_{\gamma }}}} = \frac{{\left\langle {\frac{{{{d}^{2}}{{P}_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}}}{{d{{E}_{\gamma }}d{{\Omega }_{\gamma }}}}{\text{(}}{{\Theta }_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}{\text{)}}} \right\rangle }}{{2\pi \,\left\langle {W({{E}_{\gamma }},{{\theta }_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}})} \right\rangle }},$
где $\left\langle {W({{E}_{\gamma }},{{\theta }_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}})} \right\rangle $ – величина функции угловых α–γ-корреляций при фиксированных значениях (Eγ,θ) и конечных размерах детекторов, получаемой сверткой функции теоретической угловой корреляции с эффективностью регистрации α–γ-совпадений, рассчитанной пакетом Geant4.

На рис. 3 представлены полученные экспериментальные данные по выходу тормозного излучения $\frac{{d{{P}_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}}}{{d{{E}_{\gamma }}}}$ при α-распаде ядра 214Po вместе с данными предыдущих экспериментов [5, 6]. Как видно из рисунка, для энергий Eγ > 300 кэВ наблюдается удовлетворительное согласие между полученными в данной работе экспериментальными значениями вероятности испускания тормозных фотонов при α-распаде ядер 214Po, и предыдущими измерениями. Некоторое различие в низкоэнергетической (Eγ < 300 кэВ) области связано с более точным извлечением данных в последних экспериментах по выходу тормозного излучения вблизи пиков характеристического рентгеновского излучения К-серии, возникающего при ионизации атомной оболочки вылетающей из ядра α-частицей.

Рис. 3.

Зависимость вероятности выхода тормозного излучения от энергии фотона при α-распаде 214Po. Экспериментальные данные: ◼ – результаты настоящей работы, ⚫, ⚪ – предыдущих экспериментов [5, 6]. Теоретические кривые показывают расчеты: сплошная – с осцилляторным α-ядерным потенциалом; штрих – с реалистическим потенциалом [7], пунктир – с потенциалом прямоугольной ямы (V0 = 12.5 МэВ, n = 6), штрихпунктир – с тем же потенциалом, но с другими его параметрами (V0 = 75.8 МэВ, n = 12).

На этом же рисунке приведены результаты теоретического расчета, выполненного в работе [7] с использованием ядерного оптического потенциала МакФаддена–Сэчлера (штриховая линия), и результаты расчетов настоящей работы. Эти расчеты выполнены с использованием α-ядерного потенциала прямоугольной ямы [3] (V0 = 12.5 МэВ и числом нулей волновой функции n = 6); с ядерным потенциалом, определенным на основе правила Бора–Зоммерфельда (V0 = 75.85 МэВ и n = 12), а также с использованием α-ядерного осцилляторного потенциала.

Как видно из рисунка, наилучшее согласие между полученными экспериментальными данными и результатами расчетов наблюдается для осцилляторного и реалистического α-ядерного потенциалов. Отметим, что результаты данного эксперимента показывают отсутствие локального минимума в выходе внутреннего тормозного излучения для ядра 214Po при Eγ ~ 400 кэВ, наблюдаемого японской группой при α-распаде 210Po [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе получены экспериментальные данные по $\frac{{d{{P}_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}}}{{d{{E}_{\gamma }}}}$ при α-распаде ядра 214Po. Для энергий Eγ > 300 кэВ наблюдается удовлетворительное согласие между полученными нами экспериментальными значениями вероятности испускания тормозных фотонов при α-распаде ядер 214Po и предыдущими измерениями, несмотря на то, что временной интервал между ними составляет около двадцати лет. В области Eγ < 300 кэВ нам удалось корректно определить $\frac{{d{{P}_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}}}{{d{{E}_{\gamma }}}}$ вблизи пиков характеристического рентгеновского излучения.

Рассчитанные в работе значения полной вероятности испускания тормозного излучения и вероятностей α-распада позволили выбрать потенциалы α-ядерного взаимодействия, позволяющие согласовать экспериментальные зависимости $\frac{{d{{P}_{{\alpha {\text{ - }}\gamma }}}}}{{d{{E}_{\gamma }}}}$ от энергии тормозного фотона при α-распаде 214Po. Наилучшее согласие с экспериментом наблюдается для осцилляторного и реалистического α-ядерного потенциалов.

Список литературы

  1. Еремин Н.В., Климов С.В., Смирнов Д.А., Тулинов А.Ф. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3. Физ. Астрон. 2000. № 5. С. 53.

  2. Boie H., Scheit H., Jentschura U.D. et al. // Phys. Rev. Lett. 2007. V. 99. Art. № 022505.

  3. Papenbrock T., Bertsch G.F. // Phys. Rev. Lett. 1998. V. 80. P. 4141.

  4. Кургалин С.Д., Чувильский Ю.М., Чуракова Т.А. // Изв. РАН. Сер. физ. 2001. Т. 65. С. 666.

  5. D’Arrigo A., Eremin N.V., Giardina G. et al. // Phys. Let. B. 1994. V. 332. P. 25.

  6. Giardina G., Fazio G., Mandagli G. et al. // Eur. Phys. J. A. 2008. V. 36. P. 31.

  7. Кургалин С.Д., Чувильский Ю.М., Чуракова Т.А. // ЯФ. 2016. Т. 79. С. 635.

  8. Kasagi J., Yamazaki H., Kasajima N., Ohtsuki T., Yuki H. // Preprint of Lab. of Nucl. Sci. Miyagi: Tohoku University (Japan), 1996.

Дополнительные материалы отсутствуют.