Известия РАН. Серия географическая, 2020, T. 84, № 3, стр. 359-368
Трансформация конфессионального пространства Африки в ХХ – начале XXI века
И. А. Захаров a, b, *, С. А. Горохов a, **, Р. В. Дмитриев a, b, ***
a Институт географии РАН
Москва, Россия
b Институт Африки РАН
Москва, Россия
* E-mail: vanszax@yandex.ru
** E-mail: stgorohov@yandex.ru
*** E-mail: dmitrievrv@yandex.ru
Поступила в редакцию 29.10.2019
После доработки 17.01.2020
Принята к публикации 30.01.2020
Аннотация
В статье изложены результаты исследования трансформации конфессионального пространства Африки и составляющих его геопространств крупнейших религий макрорегиона в ХХ – начале XXI в. Разработана методика изучения этого процесса, позволяющая провести комплексную оценку динамики уровня инерционности территориальной структуры геопространств религий, степени их территориальной концентрации, направления и скорости движения демографических центров. Установлено, что конфессиональное пространство той или иной территории как совокупность образующих его и взаимодействующих между собой геопространств отдельных религий может претерпевать трансформацию в рамках двух разнонаправленных процессов. Они проявляются в расширении и сжатии геопространств религий, в общем случае разделенных во времени состоянием покоя – стадией территориальной стабилизации. Трансформация конфессионального пространства стран Африки была обусловлена сменой типов конфессиональной структуры населения, в основу выделения которых положена доля замещаемой религии в модели религиозной конкуренции. Закономерность смены выделенных типов конфессиональной структуры населения стран Африки указывает на центробежный многоочаговый характер трансформации конфессионального пространства этого макрорегиона. Возникнув в первичных ячейках, христианство и ислам распространялись в пределах соседних территорий, определяя характер сжатия геопространства этнорелигий – изначально сплошного, а затем фрагментированного. Активное взаимодействие геопространств христианства и ислама в Африке началось фактически только после 1990 г. и происходило преимущественно в пределах стран Судано-Сахельского коридора; до этого их расширение в территориальном отношении происходило независимо друг от друга.
ВВЕДЕНИЕ
В конце XIX в. страны Африки столкнулись с серьезным системным кризисом, продолжающимся до настоящего времени, который был вызван “колониальной интеграцией” этого макрорегиона в глобальное экономическое, политическое и культурное пространство. С получением независимости перед молодыми африканскими государствами встала проблема поиска новой цивилизационной идентичности, которая бы обеспечила их культурную, экономическую и политическую самостоятельность. Ее основой стали различные религиозные институты, которые традиционно играли важную роль в жизни африканцев. Усилившаяся конкуренция между религиями и их направлениями в Африке в некоторых случаях приводила к активному противостоянию между религиозными общинами. Актуализация роли религии в политической жизни стран Африки обусловлена также установлением и укреплением связей между религиозными общинами макрорегионов мира. Это взаимодействие отражается в изменениях не только религиозной, но и социально-экономической и политической сфер жизни африканцев. Достаточно часто религия используется некоторыми странами Глобального Севера и богатыми мусульманскими странами Ближнего Востока в качестве инструмента проведения политики “мягкой силы” в странах Африки.
За сравнительно короткий период времени – с 1910 по 2010 г. – конфессиональная структура населения Африки фактически зеркально преобразовалась. Если в начале века большая часть населения макрорегиона принадлежала к этнорелигиям (58.0%), ислам исповедовали 32.0% африканцев, а христианство – 9.4%, то спустя сто лет доля христиан возросла до 47.9%, мусульман – до 40.5%, а адепты этнорелигий стали меньшинством – их доля сократилась до 10.4%. За тот же период увеличился и вклад макрорегиона в глобальные христианскую и мусульманскую общины – с 1 до 25% и с 15 до 24% соответственно [7, p. 112–113].
Однако, несмотря на беспрецедентный масштаб преобразований религиозной сферы в Африке, механизмы и тренды трансформации конфессионального пространства этого макрорегиона в ХХ –начале XXI в. остаются слабо изученными в отечественной и зарубежной географии религии. Представляется необходимым разработать методику изучения процессов трансформации конфессионального пространства применительно к Африке в целом и крупнейшим религиям этого континента – христианству, исламу и этнорелигиям.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Конфессиональное геопространство как совокупность образующих его и взаимодействующих между собой геопространств отдельных религий [2] может претерпевать трансформацию в рамках двух разнонаправленных процессов. Они проявляются в расширении и сжатии геопространств религий, в общем случае разделенных во времени состоянием покоя – стадией территориальной стабилизации (рис. 1).
Ключевым индикатором, динамика которого позволяет судить об изменениях в структуре конфессионального геопространства за определенный период, выступает уровень ее инерционности. Оценить его позволяет расчет индекса структурных различий Рябцева [6, с. 46–47], который производился по формуле:
Характер трансформации конфессионального геопространства обусловлен также интенсивностью процессов территориальной концентрации адептов образующих его религий. Она оценивалась нами на основе индекса Херфиндаля−Хиршмана [11, p. 761–762]:
где si – доля (в %) каждой из N стран в общей численности адептов определенной религии, проживающих в границах образуемого этими N странами региона. Индекс принимает значение от 1/N до 10 000: чем ближе полученное значение к верхней границе, тем менее равномерно по N странам региона распределены адепты данной религии. Положительная динамика этого показателя указывает на усиление территориальной концентрации, т.е. свидетельствует о сжатии конфессионального геопространства; отрицательная – наоборот, о территориальной деконцентрации и его расширении.Территориальную приуроченность происходящих в структуре конфессионального геопространства изменений также позволяет оценить анализ значений доли адептов той или иной религии в общей численности населения территориальных ячеек разного уровня. Однако увеличение этого показателя может обеспечиваться как за счет роста числителя (увеличение численности адептов данной религии), так и уменьшения знаменателя (снижение численности адептов конкурирующих религий). В связи с этим возникает вопрос об интенсивности и направленности изменений в структуре конфессионального геопространства; для выявления последних предлагается использовать показатель скорости и траекторию движения демографических центров религий, представленных в той или иной территориальной ячейке. Эти показатели были получены нами с помощью сервисов Geographic Midpoint Calculator [9] и Latitude/Longitude Distance Calculator [12]. Таким образом, совокупность указанных показателей и их динамика позволяют дать оценку изменений геопространства той или иной религии (табл. 1).
Таблица 1.
Стадия развития | Инерционность территориальной структуры | Территориальная концентрация | Доля в населении | Скорость движения демографического центра |
---|---|---|---|---|
Расширение | Сравнительно низкая | Быстро снижается | Растет | Сравнительно высокая |
Стабилизация | Растет | Сохраняется | Сохраняется | Низкая |
Сжатие | Низкая* | Быстро увеличивается | Сокращается | Очень низкая* |
* Указанные величины характерны для геопространств религий, претерпевающих сжатие. Потенциально число параметров – степеней свободы конфессионального геопространства – равное четырем, может быть уменьшено, но только если его сжатие носит “сплошной” характер; в случае фрагментации значения параметров могут значительно возрастать. Составлено авторами.
Смена стадий развития геопространства религии происходит под влиянием ее внутренних особенностей (например, догматики и культа), миссионерской деятельности, а также физико-географических, социально-экономических и политических условий ее распространения [4, с. 42]. В пределах территорий с преобладанием благоприятных условий геопространство религии обычно претерпевает расширение, а с преобладанием лимитирующих – сжатие. Наиболее важна в географическом отношении стадия расширения конфессионального геопространства: основываясь на модели его конкурентного развития, стадию сжатия геопространства одной религии можно считать стадией расширения другой11; на стадии стабилизации каких-либо значимых в территориальном отношении изменений конфессионального геопространства не происходит.
Дифференциация условий развития геопространств религий определяет неоднородность их трансформации – геопространство одной и той же религии может претерпевать расширение или сжатие в пределах разных территориальных ячеек. Определение вклада отдельных стран в процесс трансформации конфессионального пространства Африки в целом и геопространств религий в частности производилось нами, исходя из среднегодовых темпов прироста доли адептов христианства, ислама и этнорелигий в населении стран макрорегиона за периоды 1910–1930, 1950–1970 и 1990–2010 гг. Если значения этого показателя для той или иной религии росли за каждый год 20-летия быстрее, чем на 1.2% (т.е. выше медианного значения по макрорегиону), то данный процесс характеризовался как “расширение” ее геопространства; если убывали быстрее, чем на 1.4% (медианное значение по макрорегиону) – как “сжатие”; если же среднегодовые темпы прироста религии находились в интервале от –1.4 до +1.2% в год – как “стабилизация”.
Поскольку трансформация подразумевает изменения, а в случае стабилизации они крайне незначительны, то далее рассматривались только те страны, где имели место либо расширение, либо сжатие. Наибольшую роль в трансформации конфессионального пространства Африки играют указанные выше изменения в тех странах, где данная религия исповедуется значительным числом адептов (в нашем случае – более 13% населения, что характерно для начала фазы устойчивого замещения одной религии другой в модели конкурентного развития конфессионального геопространства [1, с. 178–179]. Вместе с тем, установление этого порога необходимо для устранения эффекта низкой базы. Таким образом, группа стран, в которых происходило расширение или сжатие, была сокращена в соответствии с данной установкой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из интенсивности преобразований религиозной сферы в Африке, а также особенностей условий конкуренции религий и их направлений, в структуре изучаемого периода нами были выделены колониальный (1910–1970 гг.) и постколониальный этапы (1970–2010 гг.) (см. подробнее [10]). Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее масштабные преобразования конфессионального пространства Африки пришлись на колониальный этап и были обусловлены активным распространением христианства. С 1910 по 1970 г. доля христиан в населении макрорегиона стремительно увеличивалась; этот процесс сопровождался территориальной деконцентрацией христианства и включением новых территориальных ячеек в геопространство этой религии. Демографический центр христианства в Африке за 60 лет сместился в юго-западном направлении на 661.9 км со средней скоростью 11.0 км/год. В результате, за колониальный этап геопространство христианства претерпело расширение, а его территориальная структура – в соответствии с пороговыми значениями индекса Рябцева [6, с. 46–47] – “значительно” изменилась. В постколониальный этап, после 1970 г., динамика геопространства христианства сохранила тенденции предыдущего этапа. Однако инерционность его территориальной структуры несколько увеличилась, о чем свидетельствует резкое замедление демографического центра этой религии до 4.3 км/год, низкие значения индекса Рябцева, а также сокращение темпов прироста христианского населения (табл. 2).
Таблица 2.
Христианство | Ислам | Этнорелигии | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1910 г. | 1970 г. | 2010 г. | 1910 г. | 1970 г. | 2010 г. | 1910 г. | 1970 г. | 2010 г. |
Доля в населении Африки, % | ||||||||
9.4 | 39.8 | 47.9 | 32.0 | 39.7 | 40.5 | 58.0 | 19.7 | 10.4 |
Значения индекса Херфиндаля–Хиршмана | ||||||||
1301 | 783 | 742 | 1233 | 1072 | 846 | 672 | 539 | 642 |
1910–1970 гг. | 1970–2010 гг. | 1910–1970 гг. | 1970–2010 гг. | 1910–1970 гг. | 1970–2010 гг. | |||
Средняя скорость движения демографического центра, км/год | ||||||||
11.0 | 4.3 | 6.1 | 7.0 | 3.8 | 3.3 | |||
Значение индекса Рябцева | ||||||||
0.371 | 0.140 | 0.119 | 0.108 | 0.208 | 0.211 |
Рассчитано и составлено авторами по [8].
Таким образом, единственным процессом, обуславливающим трансформацию геопространства христианства в XX – начале XXI в., было масштабное расширение. В начале рассматриваемого периода расширение геопространства христианства происходило преимущественно в Центральной Африке с последующим “захватом” стран к юго-востоку и северу, а затем, сохранив северный и северо-западный вектор, достигло наибольшего масштаба в Западной Африке. В течение рассматриваемого временного интервала темпы этого процесса постепенно замедлялись; в настоящее время он наблюдается преимущественно в странах Судано-Сахельского коридора22 – там, где оно началось позже всего (рис. 2).
Геопространство ислама в колониальный этап отличалось большей инерционностью (см. табл. 2). Доля мусульман в населении макрорегиона увеличивалась низкими темпами, что сопровождалось медленной – в сравнении с христианством – территориальной деконцентрацией. Эти изменения были обеспечены, в первую очередь, странами Западной Африки, где ислам усиливал свои позиции в течение нескольких веков. Демографический центр этой религии сместился на 366 км в южном направлении, а его средняя скорость составила 6.1 км/год. При этом “низкий” уровень различий территориальной структуры геопространства ислама для 1910 и 1970 гг. указывает на то, что его конфигурация за колониальный этап практически не изменилась. В постколониальный этап, с 1970 г., геопространство ислама не претерпело серьезных изменений – доля его адептов в населении, как и уровень его инерционности сохранились на прежнем уровне. Тем не менее к концу рассматриваемого периода обозначился достаточно четкий тренд усиления процессов территориальной деконцентрации геопространства ислама, что, судя по траектории движения его демографического центра в Африке, осуществлялось за счет его быстрого расширения на юг (7.0 км/год).
Таким образом, основной процесс в рамках трансформации геопространства ислама характеризуется ограниченным по масштабам расширением. Это обусловлено тем, что Северная Африка не была затронута процессами трансформации – на протяжении всего рассматриваемого периода геопространство ислама находилось здесь в стадии стабилизации. Трансформация геопространства этой религии происходила за счет, прежде всего, расширения в Судано-Сахельском коридоре и последующего смещения на юг и восток (см. рис. 2).
На протяжении колониального этапа “давление” геопространств мировых религий приводило к сжатию геопространства этнорелигий, что сопровождалось усилением территориальной концентрации адептов этой религиозной общины. За это время демографический центр этнорелигий преодолел только 229.3 км, а траектория его движения была детерминирована мировыми религиями. Результатом распространения христианства, а также ислама стало почти трехкратное сокращение доли адептов этнорелигий в населении Африки и сжатие их геопространства. В постколониальный этап геопространство этнорелигий в целом сохранило тенденции предыдущего этапа – доля их адептов в населении макрорегиона продолжила снижаться, территориальная концентрация усилилась, скорость демографического центра осталась на прежнем уровне. Однако, в отличие от предыдущего этапа, конфигурация геопространства этнорелигий существенно изменилась в результате его фрагментации, вызванной распространением христианства и ислама (см. табл. 2).
Ведущим процессом в трансформации геопространства этнорелигий на протяжении всего рассматриваемого периода было его сжатие. В колониальный этап этот процесс затрагивал в основном Южную и Центральную Африку и был обусловлен расширением геопространства христианства. В постколониальный этап сжатие геопространства этнорелигий продолжилось, оно обеспечивалось расширением геопространства христианства и ислама и было приурочено к Судано-Сахельскому коридору и частично странам Южной Африки, т.е. там, где этого процесса не было в начале XX в.
Таким образом, трансформация конфессионального пространства Африки была обусловлена расширением геопространства христианства, а также геопространства ислама и масштабным сжатием, а затем фрагментацией геопространства этнорелигий. При этом до 1990 г. геопространства христианства и ислама в территориальном отношении расширялись независимо друг от друга – ислам распространялся преимущественно из Северной Африки на юг, а распространение христианства носило многоочаговый характер и шло от побережья вглубь Африки южнее Сахары. Активное взаимодействие этих религий началось фактически только после 1990 г. и было приурочено к Судано-Сахельскому коридору, где образовалась основная зона трансформации геопространств этих религий. Важная черта конфессионального пространства этой зоны – ее гетерогенность: она сочетает в себе территории доминирования христианства, ислама и отдельные “резерваты”33 этнорелигий.
Сжатые сроки трансформации структуры конфессионального пространства Африки определяют проблему репрезентативной оценки численности адептов религий и их направлений. Принадлежность индивида к той или иной религиозной общине рассматривается нами с точки зрения его религиозного самоопределения. В этой связи мы отдельно не рассматриваем такое сложное и противоречивое явление как синкретизм, так как, во-первых, вопрос о существовании “эталонного”, или “чистого” христианства, ислама и других религий остается открытым; во-вторых, все религии в той или иной степени вбирают в себя элементы других в ходе их историко-географического развития; в-третьих, достоверные данные о численности адептов синкретических верований отсутствуют. Несомненно, этнорелигии, несмотря на масштабное сжатие их геопространства, оказывают существенное влияние на мировые религии и мировоззрение населения Африки, порождая такие уникальные культурные феномены, как афрохристианство, афроислам и др., но данная тема требует отдельного исследования.
Расширение геопространств христианства и ислама, а также сжатие геопространства этнорелигий стало следствием смены типов конфессиональной структуры населения стран Африки, в основе выделения которых легла доля замещаемой религии в модели религиозной конкуренции. Нами выделена совокупность типов конфессиональной структуры населения, которые целесообразно объединить в четыре группы: 1) доминирование одной религии; 2) доминирование одной религии со значительной долей другой религии; 3) доминирование одной религии со значительной долей двух религий; 4) паритет двух или более религий.
В территориальном отношении смена типов конфессиональной структуры населения стран Африки носила центробежный характер. Возникнув в первичных территориальных ячейках, геопространства христианства и ислама претерпевали расширение за счет граничащих с ними стран. Таким образом, к началу XXI в. геопространство этнорелигий оказалось разделено между мировыми религиями: бóльшая его часть “отошла” христианству (на юге), меньшая – исламу (на севере). С исчерпанием конверсионного ресурса геопространства ислама и христианства – прежде расширяющиеся за счет геопространства этнорелигий – начали активно взаимодействовать в Судано-Сахельском коридоре.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Зона трансформации конфессионального пространства Африки характеризуется: 1) отсутствием четкого доминирования одной религии над другой; 2) интенсивной религиозной конкуренцией, которая достаточно часто проявляется в виде конфликтов; 3) длительным сохранением паритета христианства и ислама [3, с. 122].
В качестве первичных территориальных ячеек геопространства христианства выступают две страны – ДРК и ЮАР. В последней уже в начале колониального этапа наблюдался паритет христианства и этнорелигий. Отсюда геопространство христианства начало активно расширяться на север – в Намибию. Паритет христианства и этнорелигий также наблюдался на Мадагаскаре, но в силу изолированного положения от континентальной Африки существенной роли в христианизации макрорегиона эта страна не играла. В ДРК в то же время отмечался устойчивый рост доли адептов христианства, откуда его геопространство начинает расширяться в соседние страны.
Если в 1910 г. первичные территориальные ячейки геопространства христианства граничили со странами, в которых абсолютно преобладали адепты этнорелигий, то спустя двадцать лет почти во всех из них доля христиан значительно выросла. Так, в 1930 г. в Бельгийском Конго (ныне ДРК) и Юго-Западной Африке (ныне Намибии) установился паритет этих религий, а к 1950 г. образовался сплошной “пояс” стран с таким же типом конфессиональной структуры населения. Этот “пояс христианизации” протягивался от современных Кении до Лесото через Уганду, Руанду, Бурунди, ДРК, Анголу, Намибию и ЮАР. К окончанию колониального этапа все страны этого пояса составляли геопространство христианства, при этом в ДРК, Намибии, Габоне и Экваториальной Гвинее доля христиан превысила 87%.
В постколониальный этап обозначились два вектора расширения геопространства христианства. Первый обеспечивал распространение христианства на восток – в Замбию, Зимбабве, Малави, Эфиопию и Танзанию, а второй на север – в Республику Конго, Камерун, ЦАР, Южный Судан, Эфиопию, Нигерию. Вместе с этим в Западной Африке появился еще один “очаг” христианизации, которая активнее всего происходила в Гане, Нигерии и соседних странах. Таким образом, распространение христианства носило многоочаговый характер, что обеспечивало расширение геопространства этой религии на протяжении всего изучаемого периода.
Геопространство ислама к 1910 г. уже включало в себя страны Северной Африки, Сомали и Джибути. Отсюда, в первую очередь из стран Магриба, эта религия распространялась на юг [13]. В 1910 г. существовал сплошной “пояс исламизации”, или так называемый южный фронтир ислама. Он включал в свой состав Гвинею, Мали, Нигер, Чад, Судан и Эритрею, где наблюдался паритет ислама и этнорелигий. Сенегал и Гамбия, через которые данный “пояс” прошел раньше, характеризовались доминированием ислама со значительной долей адептов этнорелигий. К югу от “пояса исламизации” распространение ислама также началось в Нигерии и Гвинее-Бисау.
Расширение геопространства ислама происходило гораздо медленнее в сравнении с геопространством христианства. В течение колониального этапа оно обеспечивалось преимущественно странами, которые составляли “пояс исламизации” в 1910 г. За это время замещение этнорелигий исламом завершилось во всех из них, кроме Гвинеи-Бисау. Параллельно с этим ислам распространялся в Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Либерию, Кот-д’Ивуар и Бенин. Распространение ислама в Восточной Африке шло медленнее и происходило преимущественно в Танзании и Мозамбике. Таким образом, расширение геопространства ислама фактически носило сплошной характер и имело гораздо меньшие масштабы в сравнении с христианством.
В постколониальный этап динамика конфессионального пространства Африки на фоне снижения темпов роста христианского населения в целом замедлилась. Тем не менее в течение этого времени тенденция к сокращению доли адептов этнорелигий сохранилась. Расширение геопространства христианства на восток привело к завершению трансформации конфессионального пространства Руанды, Замбии, Зимбабве, а затем Танзании, Мозамбика и Ботсваны. Христианство также распространялось на север, что обеспечило трансформацию конфессионального пространства сначала Республики Конго, Камеруна, ЦАР, а также Ганы и Либерии, затем – Южного Судана. Вместе с этим доля христианского населения увеличивалась во всех странах Африки к югу от Сахары: к 2010 г. христианство стало доминирующей религией в ЮАР, Лесото, Свазиленде (ныне Эсватини), Анголе, Замбии, ДРК, Республике Конго, Габоне, Экваториальной Гвинее, Бурунди, Руанде, Уганде, Кении и Либерии.
Геопространство ислама также претерпело расширение, но в гораздо меньших масштабах. За постколониальный этап увеличение адептов этой религии привело к трансформации конфессионального пространства только 4 стран: Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуара, Буркина-Фасо, Нигерии. При этом основным компонентом роста мусульманского населения в этих странах был миграционный прирост. Вместе с тем ислам увеличил долю своих последователей в странах, прежде образующих “пояс исламизации”. В 2010 г. мусульмане составляли более половины населения стран Северной Африки (по классификации ООН), а также Сомали, Мавритании, Коморских Островов, Джибути, Нигера, Сенегала, Гамбии, Мали, Гвинеи, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Чада и Эритреи.
ВЫВОДЫ
Таким образом, неравномерность пространственной динамики религий Африки определяется дифференциацией факторов, а также условий их развития и проявляется в одновременном существовании территорий, в пределах которых происходит расширение, стабилизация и сжатие их геопространств.
Расширение геопространств христианства и ислама происходило в результате распространения этих религий из их первичных территориальных ячеек. В результате за 1910–2010 гг. конфессиональное пространство большинства стран Африки претерпело трансформацию44 за счет сначала сплошного сжатия, а затем фрагментации геопространства этнорелигий. При этом количество стран, в которых их адепты составляли бы абсолютное большинство, уже к 1970 г. сократилось до нуля. Вместе с постепенным истощением конверсионного ресурса этнорелигий в постколониальный этап стали появляться страны, где основными конкурирующими игроками были ислам и христианство. К ним относятся, во-первых, страны с паритетом этих мировых религий – Эфиопия (с 1970 г.), Танзания (с 1990 по 2010 г.), Нигерия (с 1990 г.), Чад (с 2010 г.); во-вторых, страны, в пределах которых геопространства христианства и ислама претерпевали трансформацию.
Список литературы
Горохов С.А. Динамика конфессионального геопространства мира под влиянием религиозной конкуренции: Дисс. … д-pa. геогр. наук. М.: Институт географии РАН, 2017. 394 с.
Горохов С.А. Конфессиональное геопространство как объект изучения географии религий // Изв. РАН. Сер. геогр. 2014. № 2. С. 21–30. https://doi.org/10.15356/0373-2444-2014-2-21-30
Горохов С.А., Захаров И.А. Развитие конфессионального пространства Тропической Африки в XX–начале XXI в.: христианство, ислам, этнические религии // Цивилизационные альтернативы Африки. Т. II / отв. ред. Следзевский И.В.. М.: Институт Африки РАН, 2017. С. 113–128.
Захаров И.А. Роль миссионерских станций в распространении христианства в Северо-Западной Африке // Региональные исследования. 2018. № 4. С. 36–43.
Климанова О.А., Козлов Д.Н. Формализованные подходы к оценке неопределенности географического районирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. География. 2015. № 3. С. 3–11.
Региональная статистика / отв. ред. В.М. Рябцев, Г.И. Чудилин. М.: ООО “Московский издательский дом”, 2001. 380 с.
Atlas of Global Christianity. 1910–2010 / Johnson T.M., Ross K.R. (Eds.). Edinburgh: Univ. Press, 2009. 382 p.
Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset, Phase 2: Demographics (RCS). 2014–2017. http://www.thearda.com/Archive/Files/Descriptions/RCSDEM2.asp
Geographic Midpoint Calculator. http://geomidpoint.com/ (дата обращения 13.04.2018).
Gorokhov S.A., Dmitriev R.V., Zakharov I.A. Territorial Development of Christianity in Africa in the 20th – Early 21st Centuries // Geogr. and Natural Res. 2018. V. 39. № 1. P. 88–94. https://doi.org/10.1134/S1875372818010122
Hirschman A.O. The Paternity of an Index // The American Econ. Rev. 1964. V. 54 (2). P. 761–762.
Latitude/Longitude Distance Calculator. https://www.nhc.noaa.gov/gccalc.shtml (дата обращения 11.09.2019).
Rodd F.K. Queen of the Berbers: A Sketch of the Arab Invasion of Ifriqiya in the First Century of the Hijra // Bul. of the School of Oriental and African Studies. 1925. V. 3 (4). P. 729–746.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Известия РАН. Серия географическая