Известия РАН. Серия географическая, 2023, T. 87, № 5, стр. 677-689

Авиаподвижность населения Индии: региональные различия

С. А. Тархов *

Институт географии РАН
Москва, Россия

* E-mail: tram.tarkhov@gmail.com

Поступила в редакцию 18.09.2022
После доработки 03.04.2023
Принята к публикации 22.06.2023

Аннотация

Быстрое расширение сети авиалиний и аэропортов в последние десятилетия привело к значительному увеличению авиамобильности людей, в том числе и в Индии. Цель статьи – выявить региональные различия в уровне общей авиаподвижности ее населения. Уровень авиаподвижности всего населения Индии увеличился с 0.12 (2010–2011 гг.) до 0.25 поездок на 1 жителя страны (2018–2019 гг.), но еще низок, и она пока отстает по этому показателю от большинства других стран, находясь на уровне стран Африки. Используя статистическую информацию о пассажирообороте аэропортов и численности населения 36 штатов и союзных территорий рассчитаны значения уровня общей авиаподвижности их населения, т.е. число поездок туда и обратно на самолетах 1 жителя каждого региона в течение года. Выявлены большие региональные различия этого уровня: он выше на островах, в небольших по размерам штатах и союзных территориях с крупными аэропортами; средний уровень характерен для экономически более развитых регионов, низкий – для экономически более отсталых и периферийных, а также районов с развитой сетью железных дорог. В течение 2010-х годов он значительно увеличился в экономически менее развитых штатах и союзных территориях по сравнению с более развитыми, не столь существенно – в регионах высокого и среднего уровня экономической активности их населения, а также в горных, и еще меньше – в наиболее экономически развитых штатах. Из-за пандемии COVID-19 уровень авиаподвижности сократился в 3 раза (с 0.25 в 2019/2020 гг. до 0.08 поездок на 1 жителя в 2020/2021 гг.). Наибольший спад авиамобильности в первый год пандемии отмечался у штатов с крупными аэропортами, в которых до пандемии была велика доля международных пассажиропотоков (они сократились сильнее всего), а также для отдаленных островных союзных территорий.

Ключевые слова: Индия, штаты, союзные территории, авиатранспорт, подвижность населения, авиаподвижность населения, уровень авиаподвижности

Список литературы

  1. Дмитриев Р.В. Опорный каркас расселения и хозяйства современной Индии. М.: МАКС Пресс, 2014. 156 с.

  2. Дубелир Г.Д. Городские электрические трамваи. Киев, 1908. 400 с.

  3. Дубелир Г.Д. Планировка городов. СПб.: Слово, 1910. 82 с.

  4. Зильберталь А.Х. Трамвайное хозяйство. М.–Л.: Гострансиздат, 1932. Ч. 1. 188 с.

  5. Зильберталь А.Х. Проблемы городского пассажирского транспорта. М.–Л.: Гострансиздат, 1937. 270 с.

  6. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие экономики: в 2 кн. Кн. 2. М.: Восточная литература, 2010. 774 с.

  7. Медовой А.И., Галищева Н.В. Экономика Индии: Монография. М.: МГИМО – Университет, 2009a. 352 с.

  8. Сдасюк Г.В. Новая Индия. География развития: достижения, проблемы, перспективы. Монография. Серия “География мирового развития”. М.: Канон+ РООИ “Реабилитация”, 2021. 520 с.

  9. Семина И.А. Подвижность населения как транспортно-географическая проблема // Успехи современного естествознания. 2019. № 8. С. 73–78.

  10. Тархов С.А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения). М.–Смоленск, 2015. 154 с.

  11. Тархов С.А. Изменения авиатранспортной связности городов России в 1990–2015 гг. // Изв. РАН. Сер. геогр. 2018. № 2. С. 5–26.

  12. Тархов С.А. Влияние COVID-19 на авиаподвижность населения в странах Европы в 2020 году // Изв. РАН. Сер. геогр. 2021. Т. 85. № 6. С. 804–818.

  13. Тархов С.А. Авиатранспортная система Индии // Региональные исследования. 2022. № 4 (78). С. 26–39. https://doi.org/10.5922/1994-5280-2022-4-3

  14. Экономика транспорта и связи / А.И. Медовой, Н.В. Галищева. Экономика Индии: Монография. М.: МГИМО – Университет, 2009. С. 177–195.

  15. Balkrishan V. Geography of Transport Development in India. New Delhi: Concept Publ. Company, 2003. 465 p.

  16. Handbook on civil aviation statistics 2017–2018. Delhi: Directorate General of Civil Aviation, 2018. 29 p. http://164.100.60.133/pub/HANDBOOK%202017-18/HANDBOOK%202017-18.pdf

  17. Huber H. India’s Air Traffic System: Evolution and Role of Network Structure // Economic and Political Weekly (Mumbai). 2016. Vol. 51. № 40. P. 40–46.

  18. Patil Amruta. National Airways – Geography Notes (2022). https://prepp.in/news/e-492-national-airways-geography-notes

  19. Pradyumna Kumar Das. Geography of Air Transport in India. New Delhi: Vista Int. Publ. House, 2007. 195 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.