Известия РАН. Серия географическая, 2023, T. 87, № 5, стр. 690-700

Динамика конфессионального пространства Эфиопии в условиях демократических преобразований

И. А. Захаров ab*

a Институт Африки РАН
Москва, Россия

b Институт географии РАН
Москва, Россия

* E-mail: vanszax@yandex.ru

Поступила в редакцию 24.08.2022
После доработки 08.02.2023
Принята к публикации 22.06.2023

Аннотация

В статье определены закономерности развития конфессионального пространства Эфиопии в период существенного расширения религиозных свобод после 1991 г. В качестве статистической базы исследования использованы данные переписей населения страны за 1994 и 2007 гг., содержащие информацию о религиозной принадлежности населения Эфиопии в целом и ее административно-территориальных единиц вплоть до воредов – АТЕ 3-го порядка. Направления сдвигов в размещении последователей крупнейших религий страны (православия, ислама, протестантизма, этнорелигий) определены на основе типов конфессиональной структуры населения, с помощью которых были отражены особенности конфессионального пространства Эфиопии с высоким уровнем детализации. Выявленные тенденции развития конфессионального пространства страны отражены в картосхемах, иллюстрирующих динамику типов конфессиональной структуры населения воредов. На основе картографической информации выявлены закономерности реконфигурации геопространств крупнейших религий страны, спровоцировавшей усиление процессов поляризации в конфессиональном пространстве государства. Определено, что конфессиональная структура населения регионов доминирования православия, ислама и протестантизма стала более гомогенной, при этом главным направлением развития геопространств этих религий стало их расширение по направлению к столичному региону. В результате сформировались особые пространственные структуры – своеобразные фронтиры на границах геопространств этих религий. Интенсификация религиозной конкуренции в Эфиопии, которая до недавнего времени считалась “эталоном” гармоничных межобщинных отношений в Африке, сопровождалась ростом конфликтности. Установлено, что важную роль в этом процессе сыграло изменение конфессиональной структуры городского населения, в которой произошло резкое увеличение протестантов и мусульман. Вовлечение религиозных организаций в общественно-политические процессы, происходившее в стране на фоне обострения религиозной конкуренции и межэтнического соперничества, способствовало усилению центробежных тенденций в политической жизни Эфиопии. Одним из результатов данных тенденций стало разукрупнение ряда административно-территориальных единиц в юго-западной и центральной частях страны.

Ключевые слова: Африка, конфессиональная структура населения, религиозная конкуренция, религиозная политика, религиозные свободы, религия

Список литературы

  1. Антигегн Г.К. Оценка религиозной ситуации, мира и конфликта в Эфиопии после 1991 г. // Вест. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2019. № 4. С. 607–614.

  2. Балашова Г.А. Эфиопский перекресток // Азия и Африка сегодня. 2011. № 7. С. 47–51.

  3. Виноградова К.В. Из истории российско-эфиопских церковных связей XV–XIX вв. // Вопросы Истории. 2000. № 6. С. 49–52.

  4. Горохов С.А. География религий: Циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: Юнити-Дана, 2020. 235 с.

  5. Захаров И.А. Государственное регулирование деятельности религиозных организаций в странах Африки в конце ХХ–начале XXI вв.: макрорегиональные тенденции // Электронный научно-образовательный журн. “История”. 2022. № 6. https://history.jes.su/s207987840021692-0-1/

  6. Захаров И.А. Факторы поляризации конфессионального пространства Эфиопии // Вестн. Ря-занского гос. ун-та имени С.А. Есенина. 2016. № 4. С. 179–190.

  7. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Трансформация конфессионального пространства Африки в ХХ–начале XXI вв. // Изв. РАН. Сер. геогр. 2020. № 3. С. 359–368.

  8. Исмагилова Р.Н. Эфиопия: особенности федерализма. М.: Институт Африки РАН, 2018. 544 с.

  9. Исмагилова Р.Н. Эфиопия: победа сидама в вековой борьбе за самоопределение // Ученые записки Ин-та Африки РАН. 2021. № 2. С. 47–65.

  10. Каплан С. Воздвижение Креста Господня и свержение императора Эфиопии: лидж Иясу и драма во время праздника Мэскэль // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 182–197.

  11. Львова Э.С. Эта многоликая Эфиопия: очерки по истории, культуре, этнографии. М., 2009. 332 с.

  12. Ныгусие Кассае В.М., Морозова Н.Н. Взаимодействие России и Русской православной церкви с христианскими общинами Египта и Эфиопии во второй половине XIX–начале ХХ в. // Российский журн. истории Церкви. 2021. № 4. С. 26–36.

  13. Стрелецкий В.Н. Этноконфессиональный облик России: унаследованные пространственные структуры и сдвиги в конце XX–начале XXI веков // География мирового развития / отв. ред. Л.М. Синцеров. М., 2010. Вып. 2. С. 442–459.

  14. Цыпкин Г.В. Россия и Эфиопия на пути к установлению дипломатических отношений // Электронный научно-образовательный журн. “История”. 2016. № 3. https://history.jes.su/s207987840001452-6-1/

  15. Цыпкин Г.В., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М., 1989. 405 с.

  16. Ягья В.С. Эфиопия в новейшее время. М., 1978. 327 с.

  17. Arkew E.D. The right of religious institution to acquire legal personality in Ethiopia: emphasis on the new proclamation to provide legal personality to Ethiopian Islamic Affairs General Council // Developing Country Studies. 2020. Vol. 10. № 10. P. 19–22.

  18. Brown D., James P. Religious characteristics of states sataset project – Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries only. 2019.

  19. Desplat P. The articulation of religious identities and their boundaries in Ethiopia: labelling difference and processes of contextualization in Islam // J. of Religion in Africa. 2005. № 4. P. 482–505.

  20. Desplat P., Østebø T. Muslims in Ethiopia: The Christian legacy, identity politics, and Islamic reformism // Muslim Ethiopia. NY, 2013.

  21. Haustein J., Østebø T. EPRDF’s revolutionary democracy and religious plurality: Islam and Christianity in post-Derg Ethiopia // J. of Eastern African Studies. 2011. № 4. P. 755–772.

  22. Østebø T. Salafism, state-politics, and the question of “extremism” in Ethiopia // Comparative Islamic Studies. 2014. № 1–2. P. 165–184.

  23. Pankhurst R. A social history of Ethiopia. Addis Ababa, 1990.

  24. Pankhurst S. Ethiopia. A cultural history. Woodford Green, 1955.

  25. Serawit B.D. Religion and politics in post-1991 Ethiopia: making sense of Bryan S. Turner’s ‘Managing Religions’ // Religion, State and Society. 2018. № 1. P. 26–42.

  26. Sorsa Sumamo: an Ethiopian evangelist. http://www.theimtn.org/main/documents/trainingexamples/BF%20Sorsa%20Sumamo.pdf (дата обращения 06.07.2022).

Дополнительные материалы отсутствуют.