Кристаллография, 2023, T. 68, № 1, стр. 166-168

Лев Абрамович Фейгин. Портрет на фоне эпохи (17.04.1928–15.05.2022)

Полный текст (PDF)

В мае 2022 г. ушел из жизни один из выдающихся отечественных кристаллографов – Лев Абрамович Фейгин, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В яркой биографии Льва Абрамовича во многом отразилась история нашей страны, отечественной науки. Подростком он пережил Великую Отечественную войну, в трудные послевоенные годы учился на физическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В МГУ на способного студента Л. Фейгина обратил внимание его будущий научный руководитель прославленный физик А.И. Шальников, который стал активно привлекать его к научным исследованиям в своей лаборатории в Институте физических проблем АН СССР. Именно там Л. Фейгин познакомился с А.П. Александровым и сохранил глубокое уважение к этому легендарному человеку на всю жизнь.

В 1950 г. Лев Фейгин с отличием окончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, начался его путь в большую науку. Это десятилетие было насыщенным самыми разными событиями: от окончания борьбы с космополитизмом, ХХ съезда КПСС, Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, до старта гражданской атомной энергетики, первого в мире искусственного Спутника Земли, первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Очень важным стало это десятилетие и в судьбе Л.А. Фейгина. В знаменитом шуточном противостоянии физиков и лириков того времени Лев Абрамович успешно представлял обе стороны. Он блестяще владел русским языком, тонко чувствовал его, любил искать одинаковые корни в словах, казалось бы, непохожих, угадывая их лингвистическую связь. Всю свою жизнь Лев Абрамович оставался знатоком литературы, очень любил слушать произведения А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, И.А. Бродского в исполнении Михаила Казакова. Он сам часто читал друзьям Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова и особенно пролог к роману “Жизнь господина де Мольера”. Льву Фейгину легко давались и иностранные языки: немецкий, английский, французский и последнее увлечение – итальянский.

Широчайшая эрудиция Л. Фейгина, его восприимчивость и интерес ко всему новому в науке, безусловно, способствовали успешному продвижению молодого ученого, в том числе на пути к защите кандидатской диссертации, которая состоялась в 1958 г. в Институте физической химии АН СССР на тему “Рентгеноструктурное исследование тонкого диспергирования и влияние адсорбции на этот процесс”.

1959 г. стал одним из самых важных в судьбе Льва Фейгина. Он пришел в Институт кристаллографии АН СССР, в котором проработал более 50 лет, до последнего дня. Это был период бурного развития нового научного направления – белковой кристаллографии. В нашей стране у его истоков стоял Б.К. Вайнштейн, добившийся в последующие годы выдающихся успехов в этой междисциплинарной области. Лев Абрамович на протяжении многих лет был одним из самых ярких ученых, занимавшихся изучением структуры белков в отечественной науке. Именно его идея об исследованиях по изучению структуры белковых макромолекул не в кристаллах, а в растворах, т.е. в условиях, приближенных к естественным, – по природоподобным образцам, дала старт развитию в Институте кристаллографии нового перспективного направления – малоуглового рентгеновского рассеяния.

Л.А. Фейгин очень тщательно подбирал сотрудников, четко определяя творческие и деловые качества каждого, сначала в Сектор, а затем и в организованную под его руководством Лабораторию малоуглового рассеяния. Не случайно в последующие годы исследования коллектива ученых и инженеров его лаборатории во многом определили развитие этого метода практически во всех аспектах: были разработаны элементы теории малоуглового рассеяния, развиты алгоритмы как первичной обработки данных рассеяния, так и программ структурной интерпретации. В лаборатории под руководством Л.А. Фейгина были спроектированы и построены малоугловые многофункциональные дифрактометры с позиционно-чувствительными детекторами, которые в то время не имели мировых аналогов, да и сейчас отвечают самым высоким требованиям к установкам такого типа.

Нельзя не вспомнить, что Лев Абрамович был не только прекрасным руководителем по всем научным, организационным аспектам, но и очень отзывчивым человеком. Он вникал в житейские проблемы своих коллег, помогал им от всего сердца не только добрым советом, но и делом.

В 1975 г. Лев Абрамович защитил докторскую диссертацию “Рентгеновское малоугловое исследование структуры биополимеров в растворе”. Его книга “Рентгеновское и нейтронное малоугловое рассеяние” по сей день является теоретическим и практическим руководством для нескольких поколений исследователей.

Также очень важной стала в биографии Л. Фейгина середина 1980-х годов, когда под его руководством была создана группа молекулярного конструирования, основанного на методе Ленгмюра–Блоджетт. В ней был выполнен ряд интереснейших исследований по созданию многокомпонентных и многослойных тонких органических пленок, проведен их структурный анализ с помощью рентгеновской и нейтронной рефлектометрии, электронной дифракции. В этих первых экспериментах с ленгмюровскими пленками и другими нанобиообъектами начиналось изучение биологических и биоорганических объектов в нативном состоянии – предтеча мощного теперь междисциплинарного направления, олицетворяющего сближение органического и неорганического миров. Таким образом, Л.А. Фейгин был одним из первопроходцев в отечественной науке в области нано- и биотехнологий.

Примерно в это же время Л. Фейгин начал сотрудничество с молодым руководителем только что созданной Лаборатории рентгеновской оптики и синхротронного излучения Михаилом Ковальчуком, активно развивавшим в Институте кристаллографии это новое для отечественной науки направление. Несмотря на большую разницу в возрасте, у них нашлось много общих научных интересов, в основе которых лежало прежде всего понимание важности для следующего этапа науки изучения образцов природоподобия, в том числе в области когерентного взаимодействия рентгеновского излучения с веществом, использования синхротронного излучения для широкого спектра материаловедческих задач, в частности биологического материаловедения – значимости биоорганических ленгмюровских пленок и процессов самоорганизации. Их дружеское и научное общение продолжалось долгие годы

С 1985 г. Лев Абрамович Фейгин бессменно руководил общемосковским междисциплинарным семинаром “Ленгмюровские пленки и ансамбли амфифильных молекул”, принять участие в котором почитали за честь многие видные российские и зарубежные ученые. В течение многих лет Л.А. Фейгин был членом редколлегии журналов “Кристаллография” и “Molecular Materials”, почетным членом Венгерского биофизического общества.

За свои научные достижения Л.А. Фейгин был удостоен Международной премии в области нанотехнологий RUSNANOPRIZE в 2010 г., в 2012 г. ему была присуждена премия имени Е.С. Федорова Российской академии наук за цикл работ “Структурообразование и фазовые превращения низкоразмерных самоорганизующихся систем различной симметрии”, а в 2019 г. он был награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени.

Можно еще долго перечислять научные достижения Льва Фейгина. Но еще больше в его яркой и творческой личности привлекали к нему людей всех поколений его человеческие качества. Одной из неоценимых его черт было умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, советовать и помогать. Исключительное человеческое обаяние Льва Абрамовича, его деликатный и уважительный стиль взаимодействия с людьми располагали к нему и юных студентов, и светил науки. Под руководством Л.А. Фейгина успешно защитилось множество дипломников различных московских ВУЗов и кандидатов наук. При его поддержке было написано и несколько докторских диссертаций.

Нельзя забыть его низкий глубокий голос, блестящий дар рассказчика, острый юмор, что делало его замечательным собеседником и душой любого общества – от научной конференции до дружеского круга.

Лев Абрамович Фейгин, несмотря на возраст, работал практически до самого последнего момента, ему была интересна жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому его уход стал потрясением для всех друзей, коллег и учеников. Мы понесли тяжелую потерю. Светлая память о выдающемся ученом и замечательном человеке Льве Абрамовиче Фейгине навсегда сохранится в сердцах и умах его благодарных учеников, соратников, близких людей.

Дополнительные материалы отсутствуют.