Лесоведение, 2022, № 2, стр. 213-224

История изменений в экономической оценке лесных ресурсов для финансирования лесного хозяйства Российской Федерации

В. В. Беспалова *

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова
194021 г. Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5, Россия

* E-mail: weronika2002@yandex.ru

Поступила в редакцию 26.07.2020
После доработки 07.04.2021
Принята к публикации 01.12.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Россия обладает огромным потенциалом лесных ресурсов, но не получает должных доходов от использования своей собственности. Основным источником получения дохода являются платежи за пользование лесными ресурсами. Низкий уровень ставок лесных платежей не способствует улучшению финансирования отрасли. Средств, выделяемых из бюджета, постоянно не хватает, что сказывается на уменьшении объемов лесовосстановления, снижении выделяемых средств на охрану лесов от пожаров, защиту от вредителей и болезней. В статье рассматриваются исторические вопросы, связанные с доходностью отрасли, современное состояние отрасли в области использования лесов и формирования платежей за их использование. Изменения в подходах к расчету платы за использование древесных ресурсов приведут к экономической эффективности использования лесов и, как следствие, к повышению финансирования лесного хозяйства Российской Федерации.

Ключевые слова: лесопользование, платежи за древесные ресурсы, рента, ставка платежа, затраты и доходы на ведение лесного хозяйства, запас древесины на 1 га, оценка лесных ресурсов.

Для сохранения лесоресурсного потенциала должно быть заложено условие выполнения принципа непрерывного неистощительного пользования лесом для всех, кто имеет отношение к эксплуатации и воспроизводству лесов. Системе управления лесами необходимо строиться исходя из принципа устойчивого развития, обеспечивая при этом эффективное развитие лесного хозяйства (Писаренко, 2004; Моисеев, 2008; Петров, 2010; Петрунин, 2019). Затраты на ведение лесного хозяйства должны покрываться доходами, полученными от использования лесов (Воронков, 2000; Петров, 2002; Niskanen et al., 2002; Зозуля, 2007; Bespalova, 2019).

Леса занимают 30% территории планеты. Лесная площадь мира составляет 4.1 млрд. га, при этом земли, покрытые лесом, – 3.5 млрд га, запас древесины – 336 млрд м3.

Объемы, состояние и использование лесных ресурсов по странам имеют довольно большие различия. Распределение мирового запаса лесов по странам показано на рис. 1.

Рис. 1.

Крупнейшие страны по запасам древесины, % от мирового запаса древесины (по данным FAO, Глобальная оценка лесных ресурсов).

Территория РФ имеет довольно значительный лесной потенциал, который при своем рациональном использовании может обеспечить наиболее полное удовлетворение в древесных ресурсах всех потребностей нашей экономики, населения и экспортных потребностей зарубежных стран, а также получить высокий доход от их использования.

Как видно из рис. 1, лесопокрытая площадь в России составляет 21% всех мировых запасов древесины. Если это перевести в цифры, то, по данным Государственного лесного реестра (ГЛР), по состоянию на 01.01.2019 г. площадь земель РФ, на которых расположены леса, составила 1187.7 млн га, в том числе площадь земель лесного фонда – 1 146.1 млн га. Лесистость территории РФ составляет 46.5%. Общий запас древесины оценен в объеме 79.5 млрд м3, в том числе 44.1 млрд м3 спелых и перестойных насаждений, на долю ценных хвойных пород приходится 78.5%.

Годичный прирост леса в Российской Федерации насчитывает 970 млн м3, размер ежегодного допустимого изъятия древесины (расчетной лесосеки) по всем видам рубок составляет 705 млн м3. Расчетная лесосека в Российской Федерации в 2018 г. освоена на 33.8%. Динамика объема заготовки древесины на территории РФ по годам представлена на рис. 2.

Рис. 2.

Динамика объема заготовки древесины на территории РФ, млн м3 (по данным Федерального агентства лесного хозяйства).

Объем заготовки в 2018 г. составил 238.6 млн м3. По сравнению с 2017 г. данный показатель увеличился на 12.3%. За период 2010–2018 гг. наблюдается тенденция к увеличению объемов заготовки древесины: суммарный рост равен 37.4%, что составляет 63.1 млн м3 древесины.

Данные по объемам заготовки ведущих лесных держав за 2018 г. представлены на рис. 3. По нему видно, что ведущее место по освоению расчетной лесосеки и объемам заготовки древесины принадлежит США, Индии, Китаю и Бразилии.

Рис. 3.

Лидирующие страны по объему лесозаготовок, млн м3 (по данным FAO, Глобальная оценка лесных ресурсов).

Функционирование лесного хозяйства в России напрямую связано с экономическими и правовыми преобразованиями, происходящими в стране. Для обеспечения социально-экономического устойчивого развития отрасли необходимо иметь научно обоснованный экономический механизм формирования платежей за использование лесных ресурсов.

Проблемы отрасли, необходимость повышения ее роли в экономике страны позволяют привлечь внимание к данной проблеме, поскольку она приобретает особую актуальность как фактор дальнейшего экономического развития лесного хозяйства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 г. № 1724-р утверждены “Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации до 2030 г.”, в которых предложены механизмы совершенствования экономических отношений в лесной отрасли. Особая роль принадлежит совершенствованию системы платежей за лесные ресурсы. Эти задачи содержатся и в поручении Президента Российской Федерации от 31.01.17 г. № 173-пр по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также оборота лесоматериалов, где в числе мер, направленных на повышение экономической эффективности лесопромышленного комплекса, названо “рассмотрение целесообразности увеличения размеров платы за использование лесов”. Благодаря данным мерам появляется большая возможность сделать лесное хозяйство высокодоходной отраслью (Петров, 2019).

Правительством РФ активно обсуждается вопрос установления платежей за использование лесных ресурсов на базе ренты. Это прослеживается в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” и в Распоряжении Правительства РФ от 20.09.2018 г. № 1980-р “Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.”. Ранее многие лесоэкономисты придерживались именно этой точки зрения: оценку лесных ресурсов должны производить, применяя рентный подход к установлению платы за них (Петров, 2002; Починков, 2002; Чупров, 2004; Петрунин, 2005; Панкратова, 2010).

Заготовка древесины является основным видом лесопользования. Уровень цен на продукцию из древесины оказывает прямое влияние на уровень платежей за древесные ресурсы (Plotkowski et al., 2016). Канада давно формирует лесные платежи, опираясь на рыночные цены за древесину на корню (Пирс, 1992). Разработанный там метод формирования платежей основан на распределении дохода, полученного от заготовки и переработки древесины между частным бизнесом и бюджетом провинции, который образуется после возмещения бизнесу текущих затрат и получения прибыли в нормативном отношении к задействованному капиталу из рыночной цены на продукцию из заготовленной и переработанной древесины.

Исторические данные по экономической оценке лесных ресурсов. Обратимся к истории вопроса финансирования лесного хозяйства России и определения методов расчета платежей за используемые древесные ресурсы, за счет которых это финансирование производилось.

Изначально пользование лесами было бесплатным, и оно не отвечало интересам государства, которое испытывало потребность в денежных средствах. Необходимость в их получении заключалась в постоянно увеличивающихся расходах, в том числе на охрану лесов и на лесоустройство. Трудности с финансированием и вызвали потребность поднятия вопроса о введении платного отпуска древесины на корню. Так, утвержденными Правилами по отпуску лесных земель 1766 г. было предусмотрено ее выделение за установленную плату.

Начало платному отпуску древесины на корню было положено в 1769 г. императрицей Екатериной II. В 1798 г. леса объявляются государственными и учреждается Лесной департамент. В 1799 г. император Павел I установил первые лесные таксы (ставки платы за отпуск древесины) (Лазарев, 1997). Размер таксы выводился из рыночной цены круглого леса за вычетом издержек по его заготовке и вывозке с учетом процента на вложенный капитал. Такая остаточная стоимость была представлена еще основателем классической политической экономии шотландцем А. Смитом и названа земельной рентой (Смит, 1997). Рентный подход был положен в основу вышедших в 1883 г. Наставлений для составления такс на лесные материалы из казенных лесных дач. Стоимость лесоматериалов на рынке зависела от их качества и размера, места и времени продажи. Государство извлекало значительные доходы из лесопользования, и величина лесного дохода являлась важной статьей доходов бюджета страны.

В 1917–1937 гг. применялись дореволюционные таксы. В этот период был опубликован труд профессора Лесотехнической академии М.М. Орлова по лесоустройству, в котором была изложена теория корневой ценности леса (Орлов, 1928). Затем рыночные таксы были заменены налогом с продаж в размере 5%, что быстро привело к бесхозяйственному отношению к лесным ресурсам (Креслин, 1934). Лесное хозяйство стало ощущать нехватку бюджетных средств на воспроизводство лесов.

По окончании Второй мировой войны было определено, что рентный подход к оценке стоимости древесины в условиях социалистического строя не пригоден. Решили, что больше будет подходить концепция затрат на воспроизводство лесных ресурсов, и в 1948 г. профессорами П.В. Васильевым и Н.П. Анучиным были разработаны и внедрены советские лесные таксы (Анучин, 1949; Васильев, 1968). Они имели серьезный недостаток: не учитывали дифференциацию лесных ресурсов в зависимости от их потребительских свойств и затрат на заготовку.

С середины XX в. вопросами платежей за древесину стали заниматься наиболее активно. Их изучали такие российские ученые, как П.В. Васильев (1968), П.Т. Воронков (1976), А.П. Петров и др. (1993), А.С. Лазарев (1997) и др. Этими учеными рассматривались разные подходы к установлению платежей. И до сих пор единого решения по данному вопросу не найдено.

Во времена существования Советского Союза лесной доход (или называемая в то время попённая плата) имел статус налогового платежа. Соответственно, получателем этого платежа была бюджетная система. Платежи должны были возмещать все необходимые затраты на ведение лесного хозяйства, однако, как мы говорили, этого не происходило. Окупалось даже менее половины всех необходимых затрат на проведение лесовосстановительных мероприятий, борьбу с пожарами, уход за лесом и другие мероприятия. Существовала так называемая затратная концепция попённой платы (Вигандт, 2015).

В 1981 г. данная концепция стала претерпевать изменения. Лесные таксы определялись с учетом корневой стоимости леса, объема древесины в расчетной лесосеке, транспортных расходов:

(1)
$R = \frac{{S + (T\max - T)}}{V},$
где R – лесная такса;

S – корневая стоимость леса;

Tmax – максимальная сумма транспортных расходов для предельного расстояния вывозки;

T – сумма транспортных расходов для вывозки леса;

V – объем древесины в расчетной лесосеке.

По данному методу оценка лесных ресурсов определялась как разность между приведенными замыкающими (предельно допустимыми) и прямыми (индивидуальными) затратами на производство продукции. Попённая плата оставалась на низком уровне. Действующие лесные таксы были построены на уровне расходов на лесное хозяйство и не содержали всего дифференциального дохода (ренты). Стимулы к рациональному использованию лесных ресурсов отсутствовали. При этом был образован порочный круг: затраты определяли попённую плату, а последняя – плановые затраты на лесовыращивание. Этот круг разрывался только директивными повышениями попённой платы при пересмотрах цен на лесопродукцию (Синицын и др., 1991). Ставки попённой платы в утверждаемом государством прейскуранте были дифференцированы по поясам (с учетом лесистости территории), разрядам (с учетом расстояния вывозки), категориям крупности древесины и породам. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 17.01.1991 № 26 “О совершенствовании управления лесами” был дан толчок к принятию нового лесного закона. Основами лесного законодательства РФ в 1993 г. (утв. Верховным Советом РФ 06.03.1993 № 4613-1) изменился подход к получению дохода от использования лесного фонда. Платежи за пользование древесиной были переименованы из лесных такс в лесные подати. Лесные ресурсы стали передаваться в аренду и продаваться на аукционах. Лесные подати и арендная плата формировались на базе договорных цен на древесину на корню без каких-либо методических рекомендаций.

В 1994 г. государство в лице Рослесхоза утверждает Методические рекомендации по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, применение которых носило рекомендательный характер. В результате утверждения этого документа начался период государственного администрирования, вытеснив при этом короткий период рыночного ценообразования на древесину на корню (Петров, 2019).

Принятым в 1997 г. Лесным кодексом РФ были установлены минимальные ставки платы за древесину на корню. Согласно статье 104 Кодекса они могли быть увеличены по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством или же определены по результатам лесных аукционов. При аренде участков лесного фонда наниматели вносили плату, размер которой определялся договором аренды. Суммы лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступали в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%).

Довольно длительное время, с 01.01.1999 г. по 01.01.2005 г., система налогов и сборов предусматривала взимание лесного налога. После этого периода платежи за пользование лесными ресурсами вывели из состава налогов и сборов, регулируемых Налоговым кодексом РФ (Варламов, 2006).

В настоящее время лесная плата регулируется Лесным кодексом, принятым от 04.12.2006 № 200-ФЗ (последняя ред. от 27.12.2018), и трансформирована в “платежи за пользование лесными участками”. Данный вид платежей включает в себя два вида ставок: 1) за единицу объема древесины при аренде лесных участков; 2) за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности по договору купли-продажи лесных насаждений.

Различие состоит в следующем: на арендаторов, в отличие от лиц, заключающих договоры купли-продажи лесных насаждений, возложено бремя затрат на осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 19 Лесного кодекса).

Показателем экономического развития страны является валовой внутренний продукт (ВВП) – общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года. Доля лесного сектора в ВВП страны незначительна. Динамика доли вклада в ВВП предприятий лесного комплекса и поступления платы за использование лесов за период с 2007 по 2018 гг. приведена в табл. 1.

Таблица 1.  

Доля лесного комплекса в ВВП Российской Федерации в 2007–2018 гг.

Год

ВВП номинальный (в текущих ценах)*,

млрд руб.

Удельный вес лесной отрасли в ВВП

Фактическое поступление платы за использование лесов, млн руб.

Удельный вес поступления платы за использование лесов в ВВП

удельный вес, % изменение удельного веса к предыдущему году, %

удельный вес, %

изменение удельного веса к предыдущему году, %

2007

33 247.5

1.30

14 684.1

0.044

2008

41 276.8

1.09

83.8

18 483.2

0.045

102.3

2009

38 807

1.04

95.4

16 490.3

0.042

93.3

2010

46 308.5

1.23

118.3

19 959.4

0.043

102.4

2011

60 282.5

1.17

95.1

21 635.6

0.036

83.7

2012

68 163.9

1.23

105.1

22 580.7

0.033

91.7

2014

79 199.7

1.11

94.9

25 403.9

0.032

100.0

2015

83 232.6

1.10

99.1

26 492.6

0.032

100.0

2016

86 044.6

1.12

101.8

29 519.8

0.034

106.3

2017

92 037.2

0.96

85.7

33 396.1

0.036

105.9

2018

103 626.6

1.14

118.8

46 042.5

0.044

122.2

* На момент написания статьи (По данным Федеральной государственной статистики https://www.gks.ru/, дата обращения 30.01.2020, и Федерального агентства лесного хозяйства https://roslesinforg.ru/atlas, дата обращения 30.01.2020).

Как видно из представленных данных, доля лесного комплекса в ВВП РФ составила в 2018 году 1.14%, доля вклада в ВВП в части поступления платы за использование лесов составила в 2018 г. 0.044%.

Низкий уровень ставок за использование лесов, а также низкий уровень переработки древесины, вследствие чего теряется большая часть добавочной стоимости предприятий лесного комплекса, являются одной из причин низкого удельного веса лесного комплекса в ВВП России.

Значительный лесной потенциал страны существенно недоиспользуется. Решить вышеназванную проблему можно также путем изменения системы ценообразования и формирования условий для глубокой, комплексной и рациональной переработки лесных ресурсов.

Показателем оценки эффективности использования лесов с точки зрения вклада лесного хозяйства в достижение ключевых показателей экономического развития страны является соотношение доходов и расходов бюджетной системы России, направленных на цели развития лесного хозяйства.

Динамика доходов и расходов за 2007–2018 гг. приведена на рис. 4.

Рис. 4.

Соотношение суммы платежей за использование лесов (доходов) и объемов финансирования на ведение и развитие лесного хозяйства (расходы) по годам, млрд руб. (по данным Федерального агентства лесного хозяйства https://roslesinforg.ru/atlas, дата обращения 30.01.2020).

Как видно из приведенных данных, на протяжении всего анализируемого периода объемы финансирования на цели развития лесного хозяйства (расходы) превышают доходы от платежей за использование лесов. Это может говорить о том, что система лесоуправления в России является экономически неустойчивой. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо, чтобы доходы от использования лесов как минимум компенсировали расходы на ведение лесного хозяйства. В связи с этим, а также на основании поручения Президента России от 31.01.2017 № Пр-173 необходимо принять меры, направленные на повышение экономической эффективности лесопромышленного комплекса.

Основную долю в общей сумме доходов бюджетной системы РФ от использования лесов составляет заготовка древесины, что видно из рис. 5.

Рис. 5.

Структура доходов лесного хозяйства по видам использования лесов за 2018 г., % (по данным Федерального агентства лесного хозяйства https://roslesinforg.ru/atlas, дата обращения 30.01.2020).

В целях повышения экономической эффективности использования лесов необходимо предложить более эффективный метод расчета платежей за древесные ресурсы.

Предложение о применении рентного метода по расчету платы за использование древесных ресурсов в целях совершенствования их экономической оценки. Лесной кодекс предусматривает в основном осуществление заготовки древесины на основании договоров аренды лесных участков (ст. 29 Лесного кодекса РФ). По их результатам в 2018 г. заключено 14046 договоров, что на 17.4% больше по сравнению с 2016 г. (следует из табл. 2). В 2018 г. заключено 5216 договоров купли-продажи, что на 44.4% ниже по сравнению с 2016 г. Это говорит о наметившейся тенденции передачи участков лесного фонда для заготовки древесины больше по договорам аренды, чем по договорам купли-продажи.

Таблица 2.  

Показатели использования древесины за 2016–2018 гг., тыс. м3

Показатели

Год

2016

2017

2018

Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека), всего

703 021.1

704 797.0

720 682.8

Общий объем заготовки ликвидной древесины, в том числе

213 805.7

212 382.4

238 582.2

– по договорам аренды

173 066.9

169 430.4

192 720.1

– по договорам купли-продажи

37 892.6

40 520.7

42 836.0

Отклонение объема заготовки древесины от допустимого объема

489 215.3

492 410.6

491 100.6

Для справки:

Количество заключенных договоров аренды, шт.

11 965

13 379

14 046

Количество заключенных договоров купли-продажи, шт.

9378

7138

5216

(по данным Федерального агентства лесного хозяйства https://roslesinforg.ru/atlas, дата обращения 30.01.2020).

На сегодняшний день размер арендной платы исчисляется на основе минимального размера арендной платы в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 73 ЛК РФ.

Пользование лесными участками осуществляется в двух формах: с изъятием лесных ресурсов и без их изъятия. При первой форме минимальный размер арендной платы определяется произведением ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на объем их изъятия. При второй форме – произведением ставки платы за единицу площади лесного участка на площадь аренды. При оформлении в аренду участка на новый срок он предоставляется без проведения торгов и арендная плата определяется в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 № 53 “Об утверждении методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного Кодекса Российской Федерации”. Ставки платы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности” (далее – Постановление № 310). При рассмотрении целесообразности увеличения размеров платы за использование лесов было принято Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363 “О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”, устанавливающее коэффициенты индексации к действующим ставкам. Данное увеличение ставок позволяет повысить собираемость средств за используемые лесные ресурсы. Но это повышение является не столь значительным, поэтому минимальные размеры ставок требуют пересмотра с учетом новых условий развития лесного хозяйства и лесного комплекса.

На рис. 6 представлены фактически сложившиеся величины средних ставок платы за заготовку древесины, начиная с 2007 г. До настоящего времени они не претерпели существенных изменений и остаются низкими, а также не связаны с затратами на воспроизводство лесов. Все это еще раз подтверждает необходимость в принятии мер по пересмотру действующих ставок. И одной из таких мер может стать применение метода расчета платежей за пользование древесными ресурсами на базе ренты. Данный метод может позволить увеличить поступления в доходную часть бюджета, возмещая затраты на ведение лесного хозяйства.

Рис. 6.

Динамика изменения ставок платы за заготовку 1 м3 древесины, руб. м–3 (по данным Федерального агентства лесного хозяйства https://roslesinforg.ru/atlas, дата обращения 30.01.2020).

Лесной рентный доход представляет собой остаточную стоимость, образующуюся как разница между ценой продуктов леса и затратами на производство, транспортировку, включая предпринимательскую прибыль (Fare et al, 2004; Воронков, 2008; Петров, 2010; Zhang, Pearse, 2012; Bespalova et al., 2019). При этом возможны два подхода к расчету лесной ренты, отличающиеся между собой продуктами леса: подход, основанный на определении дохода на базе цен круглых лесоматериалов, и на базе цен продукции переработки древесины (пиломатериалы, фанера, бумага и т.п.).

“Рыночная цена на сортименты в России должна иметь две оценки: максимальную оценку, соблюдающую интересы предпринимательства, и минимальную оценку, соблюдающую интересы государства. При этом верхний предел цены должен являться остаточной стоимостью древесины, образующейся при вычитании из рыночной цены конечной продукции нормативных затрат на ее производство (заготовку, переработку), транспортных расходов по доставке сырья с мест заготовки до мест переработки древесины, а также нормативной прибыли в производстве по заготовке и переработке сырья. Нижним пределом рыночной цены будут являться расчеты, исходящие из нормативных затрат на лесоуправление, охрану и защиту лесов, ведение лесного хозяйства. Нижний предел цены, в отличие от верхнего, может приниматься в значении, одинаковом для всех сортиментов. Для проведения подобных расчетов необходимо рассматривать по каждому предприятию по отдельности попроцессные способы учета информации” (Петров, 2011).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье рассмотрены место и роль России в лесопользовании, дан исторический анализ вопроса, связанного с начислением и расчетом платежей за пользование древесных ресурсов, влияющих на финансирование лесного хозяйства Российской Федерации. Платежи за древесные ресурсы являются основополагающими в вопросе уровня доходности лесной отрасли, ее статусе среди других отраслей народного хозяйства. Экономические и правовые преобразования в России всегда играли исключительную роль в вопросах, связанных как с доходностью отрасли при использовании лесных ресурсов, так и ее финансированием. Доходы, полученные от пользования лесными ресурсами, должны полностью компенсировать расходы на ведение лесного хозяйства, воспроизводство, охрану и защиту лесов. Изменения в подходах к расчету платы за использование древесных ресурсов приведут к экономической эффективности использования лесов и, как следствие, к повышению финансирования лесного хозяйства Российской Федерации.

Список литературы

  1. Анучин Н.П. Лесные таксы. М.; Л.: Гослесбумиздат, 1949. 96 с.

  2. Арнольд Ф.К. Библиографическое обозрение. Отчет по лесному управлению Министерства государственных имуществ за 1881 г. // Лесной журн. 1884. Вып. 10. 591 с.

  3. Варламов А.А. Земельный кадастр. Оценка земель. М.: Колос, 2006. Т. 4. 463 с.

  4. Васильев П.В. Экономическая оценка лесных ресурсов // Оценка природных ресурсов. М.: Мысль, 1968. С. 86–97.

  5. Воронков П.Т. Экономическая оценка лесных угодий. Новосибирск: Наука, 1976. 134 с.

  6. Воронков П.Т. Платежи за лесные ресурсы в XXI в. // Лесные экономические вести. 2000. № 4(26). С. 33–34.

  7. Воронков П.Т. Новая система установления платы за использование лесов // Лесное хозяйство. 2008. № 1. С. 21–23.

  8. Вигандт Л.С. Экономический обзор подходов к формированию платы за лесопользование (на примере Забайкальского края) // Вестник Забайкальского гос. ун-та, (Transbaikal State University J.). 2015. № 4(119). С. 120–125.

  9. Зозуля В.В. О проблемах платежей за использование лесных ресурсов // Финансы. 2007. № 11. С. 36–38.

  10. Креслин Э.П. Рентное лесное хозяйство в России. Л.: Гослестехиздат, 1934. 138 с.

  11. Лазарев А.С. Лесной доход. М.: Финстатинформ, 1997. 261 с.

  12. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ (ред. от 24.07.2007). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13183/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения 01.02.2020).

  13. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения 01.02.2020).

  14. Методические рекомендации по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду (утв. Рослесхозом 01.02.1994). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25154/ (дата обращения 01.02.2020).

  15. Министерство финансов Советского Союза, “Государственный бюджет СССР. Статистический сборник”, Библиотека “Исторический бюджет”. Режим доступа: https://historylib.minfin.ru, свободный. Загл. с экрана. Яз.рус. (дата обращения 31.01.2020)

  16. Моисеев Н.А. Проблемы лесной экономики в науке и практике // Лесное хозяйство. 2008. № 4. С. 6–11.

  17. Наставление для составления такс на лесные материалы из казенных лесных дач. СПб: Тип. Киршбаума, 1883. 90 с.

  18. О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: постановление Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282588//, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 03.03.2019).

  19. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/ 84473 (дата обращения 18.02.2019).

  20. Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499047151 свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 12.03.2020).

  21. Орлов М.М. Корневая ценность леса и лесные таксы // Лесоустройство. Л., 1928. Т. 2. С. 50–86.

  22. Основы лесного законодательства РФ (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1762/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 01.02.2020).

  23. Панкратова Н.Н. Отраслевые особенности учета затрат и проблемы финансирования лесного хозяйства. // Вестник Тихоокеанского гос. ун-та. 2010. № 4. С. 161–168.

  24. Перечень поручений по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также оборота лесоматериалов от 31 января 2017 года № 173-пр // Официальный сайт Президента Российской Федерации www.Kremlin.ru. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53811 свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 03.03.2019).

  25. Петров А.П. Рентные платежи – действенный механизм повышения доходности лесопользования // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. № 3. С. 82–84.

  26. Петров А.П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные факторы и риски, пути их устранения. Пушкино: ВИПКЛХ, 2010. 84 с.

  27. Петров А.П. Государственное управление лесами. Пушкино: ВИПКЛХ, 2011. 204 с.

  28. Петров А.П. Экономические отношения в лесном хозяйстве: прошлое, настоящее и вызовы будущего // Вопросы лесной науки. 2019. Т. 2(1). С. 22–40.

  29. Петров А.П., Ильин В.А., Николаева Г.Н. Экономика лесного хозяйства. М.: Экология, 1993. 20 с.

  30. Петрунин В.В. О развитии системы рентных платежей при пользовании лесными ресурсами // Налоговый вестник. 2005. № 5. С. 3–8.

  31. Петрунин Н.А. Развитие арендных отношений в лесном секторе экономики РФ и их влияние на доходность лесной отрасли // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. 2019. С. 68–80.

  32. Пирс П.Х. Введение в лесную экономику. Перевод с английского. Под редакцией А.П. Петрова. М.: Экология, 1992. 224 с.

  33. Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России от пользования – к управлению. М.: Юриспруденция, 2004. 552 с.

  34. Постановление Совмина РСФСР от 17.01.1991 № 26 “О совершенствовании управления лесами”. URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18015.htm (дата обращения 12.03.2020).

  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности” Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68813/ (дата обращения 12.03.2020).

  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 № 53 “Об утверждении методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации” Код доступа: http://static.government.ru/media/files/rLFAfG1u6w9GK9T3dYAgcVGVWW2PoCgA.pdf/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 01.02.2020).

  37. Починков С.В. Лесной доход и организация лесопромышленного производства // Лесное хозяйство. 2002. № 4. С. 20–25.

  38. Путятинская Ю.В., Яруллин Р.Р. Дискуссионный характер платежей за пользование лесными ресурсами // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2009. № 3(23). С. 121–124.

  39. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ось-89, 1997. 255 с.

  40. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.18 № 1980-р URL: http://government.ru/ docs/34064/ (дата обращения 12.03.2020).

  41. Синицын С.Г., Кузьмичев А.С., Соколов Д.М. Направления исторического развития организации лесопользования // Организация лесохозяйственного производства, механизация, охрана и защита леса. М.: ВНИИЦлесресурс. Обзорная информация, 1991. Вып. 7. 32 с.

  42. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс] // Федеральное агентство лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru (дата обращения 12.03.2020).

  43. Чупров Н.П. К методике экономической оценки и доступности древесных ресурсов леса // Известия высших учебных заведений. Лесной журн. 2004. № 6. С. 103–108.

  44. Чупров Н.П. Платежам за лесные ресурсы – научную основу // Лесное хозяйство. 2004. № 3. С. 8–11.

  45. Bespalova V.V., Bogatova E.Yu., Filinova I.V. Economic estimation of woody and non-woody forestry resources in present conditions // Advances in Economics, Business and Management Research-Paris. France: Atlantis Press. 2019. № 114. P. 250–256.

  46. Bespalova V., Gedio V., Polyanskaya O., Shaitarova O., Tereshchenko S. Sustainable forest management is one of Russia’s economic problems // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science № 316 IV Scientific-technical conference “Forests of Russia: Policy, Industry, Science and Education” 22–24 May 2019, St. Petersburg, Russia.

  47. Färe R.S., Grosskopf S., Hernandez-Sancho F. Environmental Performance: An Index Number Approach. Resource and Energy Economics. 2004. V. 26(4). P. 343–352.

  48. Niskanen A., Petrov A., Filoushkina G. Economic accessibility of forest resources in Northen Russia // Scientific paper presented in Biennial meeting of the Scandinavian Society of Forest Economics and 3rd Berkeley – KVL Conference of Natural Resources Management, May 21–25. 2002. Gilleleje, Denmark.

  49. Plotkowski L., Zajgc S., Wysoska-Fijorek E., Gruchala A., Piekutin J., Parzych S. Economic optimization of the rotation age of stands. Folia Forestalia Polonica. 2016. V. 58(4). P. 183–188.

  50. Food and Agriculture Organization of the United Nations [Электронный ресурс] // FAO URL: http://www.fao. org/forest-resources-assessment/ru/ (дата обращения 16.03.2021).

  51. Zhang D., Pearse P.H. Forest Economics. The University of British Columbia. 2012. 390 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.