Мембраны и мембранные технологии, 2022, T. 12, № 2, стр. 145-150

Особенности массопереноса компонентов при электродиализе раствора ароматическая аминокислота–минеральная соль–сахароза

А. Ю. Харина a*, О. Е. Чарушина a, Т. В. Елисеева a**

a Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Воронежский государственный университет”
394018 Воронеж, Россия

* E-mail: aukharina@gmail.com
** E-mail: tatyanaeliseeva@yandex.ru

Поступила в редакцию 22.11.2021
После доработки 03.12.2021
Принята к публикации 07.12.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследованы особенности массопереноса компонентов через ионообменные мембраны при электродиализе трехкомпонентного раствора ароматическая аминокислота–дисахарид–минеральная соль с инертными спейсерами. Выявлено взаимное влияние компонентов системы при транспорте через гетерогенные мембраны МА-41 и МК-40. Показано, что потоки фенилаланина через мембраны достигают меньших значений при большей концентрации сахарозы в исходном растворе. При этом наблюдаются более низкие значения степени обессоливания, чем в случае меньшего содержания углевода в смеси. Установлено, что основные потери сахарозы в ходе обессоливания обусловлены ее массопереносом через катионообменную мембрану, а фенилаланина – через анионообменную. Применение схемы электродиализа с биполярными и анионообменными мембранами на следующей стадии обеспечивает эффективное разделение ароматической аминокислоты и дисахарида из предварительно деминерализованного раствора за счет сопряженного транспорта фенилаланина через анионообменную мембрану с гидроксильными ионами, генерируемыми на внутренней межфазной границе биполярной мембраны.

Ключевые слова: электродиализ, фенилаланин, сахароза, ионообменные мембраны, массоперенос

ВВЕДЕНИЕ

Одним из способов получения незаменимой α-амино-β-фенилпропионовой кислоты (фенилаланина) является микробиологический синтез, в ходе которого получают целевой продукт с примесями углеводов и неорганических солей [1, 2]. Эффективное отделение широко используемого в пищевой и фармацевтической промышленности фенилаланина от остатков сахаров, а также минеральных примесей может быть осуществлено электромембранными методами.

Электродиализ с ионообменными мембранами является перспективным методом извлечения амфолитов из жидких сред. В связи с этим в работах ряда исследователей изучаются характеристики электромембранных систем, работающих с растворами неорганических и органических амфолитов [37], важные представители которых – ароматические аминокислоты. Опубликованы работы, развивающие теоретические и практические основы процессов их выделения при электродиализе и диализе с ионообменными мембранами [810]. Способы извлечения и концентрирования аминокислот, способных к перезарядке при изменении рН, разрабатываются в электромембранных системах с биполярными мембранами [1114].

В литературе представлены исследования возможности разделения аминокислоты, минеральной соли и углевода методом электродиализа, предложено проведение процесса деминерализации раствора нейтральной алифатической аминокислоты и глюкозы в электродиализной ячейке с чередующимися катионо- и анионообменными мембранами с последующим разделением углевода и аминокислоты электродиализом с биполярными и монополярными мембранами [1518]. Целью настоящего исследования является установление особенностей массопереноса компонентов модельного раствора заключительной стадии микробиологического синтеза фенилаланина в электромембранных системах с монополярными катионо- и анионообменными мембранами, а также с анионообменными и биполярными мембранами.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В данной работе рассмотрено последовательное проведение электродиализа с монополярными мембранами и инертными спейсерами в межмембранном пространстве с целью деминерализации раствора фенилаланин–сахароза–минеральная соль, а затем электродиализа с биполярной и анионообменной мембраной для разделения ароматической аминокислоты и углевода.

Для изучения процесса деминерализации трехкомпонентного модельного раствора, содержащего фенилаланин (Phe), сахарозу (Suc) и хлорид натрия, использован семисекционный электродиализный аппарат с чередующимися гетерогенными анионообменными и катионообменными мембранами. Количество секций аппарата обусловлено использованием методики “несимметричной концентрационной поляризации” [19]. В камеру деионизации 4 толщиной 10 мм помещался монодисперсный гранульный полипропилен пищевого класса в качестве инертного спейсера (рис. 1 а). Разделение Phe и Suc проводили в аналогичном аппарате с использованием элементарной ячейки с биполярной и анионообменной мембранами, причем анионообменный слой биполярной мембраны был обращен в секцию деионизации (рис. 1 б).

Рис. 1.

Схема лабораторной электродиализной ячейки: а) с инертным спейсером; б) с биполярной мембраной: А – анионообменная мембрана, К – катионообменная мембрана, ⚪ – полипропиленовые гранулы, БМ – биполярная ионообменная мембрана.

Высота канала обессоливания – 20 см. Рабочая площадь мембраны равна 20 см2. Линейная скорость течения жидкости составила 0.04 см · c–1. Эксперименты проводились в гальваностатическом режиме. Особенности массопереноса компонентов через ионообменные мембраны в ходе электродиализа рассмотрены при использовании значений плотности тока до 9 мА · см–2.

В модельных растворах концентрация Phe составляла 0.02 М, NaCl – 0.01 М, а для Suc варьировалась от 0.02 М до 0.50 М. Значение рН всех подаваемых смесей было близко к изоэлектрической точке фенилаланина (pI = 5.91) и составляло от 5.7 до 6.4.

В исследовании использованы гетерогенные сильнокислотные сульфокатионитовые мембраны марки МК-40 и сильноосновные анионообменные мембраны МА-41 с функциональными группами четвертичного аммониевого основания. Для разделения двухкомпонентного раствора выбрана гетерогенная биполярная мембрана МБ-2, анионообменный и катионообменный слои которой идентичны используемым в работе анионообменной и катионообменной мембранам, соответственно. Все мембраны, применяемые в работе, произведены ООО “ИП “Щекиноазот” и являются серийно выпускаемыми. Для количественного определения фенилаланина применен метод УФ-спектроскопии [20]. Анализ ионов натрия осуществлен методом эмиссионной фотометрии пламени [21]. Определение содержания сахарозы фотометрическим методом [22] основано на окислении сахарозы в кислой среде дихроматом калия до СО2.

Расчет потоков компонентов проводили по следующей формуле:

(1)
$J = \frac{{CV}}{{\tau S}},$
где J – поток компонента через ионообменную мембрану, моль · см–2 · с–1;

С – молярная концентрация, моль · дм–3;

V – объем пробы, дм3;

τ время отбора пробы, с;

S – рабочая площадь ионообменной мембраны, см2.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

При деминерализации трехкомпонентного раствора с использованием электродиализа со спейсерами рассмотрен транспорт ароматической аминокислоты, сахарозы и неорганических ионов через ионообменные мембраны в зависимости от плотности тока.

Использование инертных спейсеров при электродиализе приводит к уменьшению лимитирования при массопереносе стадии подвода переносчиков тока из объема раствора к поверхности мембраны. На зависимостях потоков аминокислоты от плотности тока не обнаруживается явного участка действия барьерного эффекта, отчетливо наблюдаемого в ячейках с гладкими каналами [23]. С ростом плотности тока наблюдается монотонное возрастание потоков фенилаланина через катионообменную и анионообменную мембраны. Транспорт фенилаланина через мембрану МА-41 больше, чем через МК-40 в интенсивном токовом режиме при всех рассматриваемых концентрациях Suc в растворе. При увеличении концентрации Suc в 5 раз в исходном растворе наблюдается снижение потоков Phe (рис. 2а) как через мембрану МА-41, так и через МК-40.

Рис. 2.

Зависимости потоков Phe через ионообменные мембраны от плотности тока при электродиализе с инертным спейсером (а) и с биполярной мембраной (б) для растворов: а) 1, 3 – Phe (0.02 М) + Suc (0.02 M) + NaCl (0.01 М); 2, 4 – Phe (0.02 М) + Suc (0.1 M) + NaCl (0.01 М); 1, 2 – мембрана МА-41; 3, 4 – мембрана МК-40; б) 1 – Phe (0.02 М), 2 – Phe (0.02 М) + Suc (0.02 M), 3 – Phe (0.02 М) + Suc (0.1 M), 4 – Phe (0.02М) + Suc (0.5M), 1–4 – потоки через мембрану МА-41.

Разделение в двухкомпонентной системе аминокислота–дисахарид осуществлено за счет сопряженного транспорта Phe с гидроксильными ионами (продуктами диссоциации воды на внутренней межфазной границе биполярной мембраны) через мембрану МА-41 при электродиализе с биполярными мембранами (рис. 2б). Выявлено, что с увеличением концентрации Suc в модельном растворе величины потоков Phe через мембрану МА-41 изменяются в ряду:

JPhe (0.02 М) + Suc (0.02 М) > JPhe (0.02 М) + Suc (0.1 М) > > JPhe (0.02 М) + Suc (0.5 М).

Экспоненциальная зависимость потоков аминокислоты от плотности тока при электродиализе с биполярной мембраной для индивидуального и для смешанных растворов с Suc является следствием поступления в раствор секции деионизации гидроксильных ионов, генерируемых биполярной мембраной. Значение pH раствора смещается в щелочную область, что приводит к образованию анионов фенилаланина, переносимых через анионообменную мембрану. При этом для смешанных растворов аминокислоты и Suc фиксируется рост угла наклона зависимости при большем значении плотности тока.

Снижение потоков фенилаланина через ионообменные мембраны в присутствии сахарозы и при увеличении ее концентрации в исходном растворе как при электродиализе со спейсерами, так и при использовании биполярной мембраны свидетельствует о наличии пространственных затруднений в осуществлении массопереноса аминокислоты, а также конкурентного транспорта данных компонентов.

Выявлено, что потоки сахарозы через мембраны МА-41 и МК-40 имеют диффузионную составляющую как на этапе деминерализации трехкомпонентного раствора (рис. 3а, 4а), так и при отделении аминокислоты от Suc в процессе электродиализа с биполярными мембранам (рис. 3б).

Рис. 3.

Зависимости потоков Suc через мембраны от плотности тока: а) ячейка с чередующимися монополярными мембранами: 1, 2 – мембрана МК-40; 3, 4 – мембрана МА-41; подаваемые растворы: 1, 3 – Phe (0.02 M) + NaCl (0.01 M) + + Suc (0.02 M); 2, 4 – Phe (0.02 M) + NaCl (0.01 M) + Suc (0.1 M); б) ячейка с биполярной мембраной: 1–3 – мембрана МА-41; подаваемые растворы: 1 – Phe (0.02 М) + Suc (0.02 M), 2 – Phe (0.02 М) + Suc (0.1 M), 3 – Phe (0.02 М) + Suc (0.5 M).

Сравнительный анализ зависимостей потоков рассматриваемого дисахарида от плотности тока при электродиализе трехкомпонентного раствора методом электродиализа с монополярными мембранами (рис. 3а) показал, что при использовании модельного раствора с большей концентрацией сахарозы, ее потоки через катионообменную и анионообменную мембрану достигают больших значений. Увеличение количественного содержания сахарозы в подаваемом растворе приводит к изменению градиента концентрации, что сопровождается ростом потоков данного компонента. Это может быть косвенным свидетельством наличия в массопереносе сахарозы диффузионной составляющей. При этом фиксируется незначимое изменение угла наклона при величинах плотности тока до 1 мА · см–2, при которых относительный вклад диффузии более существенен.

Однако в интенсивном токовом режиме наблюдается рост угла наклона кривой, что может быть связано с увеличением вклада электромиграционной и электроосмотической составляющих массопереноса (транспорта дисахарида в виде анионов и за счет потока в гидратной оболочке анионов, соответственно). Сахароза является слабым электролитом, имеющим константу кислотной диссоциации порядка 10–13 [24].

Отмечено, что при деминерализации трехкомпонентного раствора величины потоков сахарозы через мембрану МК-40 достигают больших значений, чем через мембрану МА-41. При этом обнаруживается некоторое снижение потоков данного слабого электролита через ионообменные мембраны из трехкомпонентного раствора в сравнении с двухкомпонентным (рис. 4а).

Рис. 4.

Зависимости потоков Suc (а) и ионов натрия (б) через мембраны от плотности тока при электродиализе трехкомпонентных растворов: а) 1, 4 – мембрана МК-40; 2, 3 – мембрана МА-41; подаваемые растворы: 1, 2 – Phe (0.02 M) + + NaCl (0.01 M) + Suc (0.02 M); 3, 4 – Phe (0.02 M) + Suc (0.02 M); б) мембрана МК-40; подаваемые растворы: 1 – Phe (0.02 M) + NaCl (0.01 M) + Suc (0.1 M), 2 – Phe (0.02 M) + NaCl (0.01 M) + Suc (0.02 M).

В работе рассмотрено влияние углевода на массоперенос катионов минеральной соли при деминерализации трехкомпонентного раствора методом электродиализа с инертным спейсером. Отмечено, что потоки катионов натрия через мембрану МК-40 достигают меньших значений при использовании большей концентрации Suc в исходном растворе (рис. 4б).

Снижение потоков ионов минеральной соли и сахарозы через ионообменные мембраны при их совместном присутствии в подаваемом растворе свидетельствует о взаимном влиянии данных компонентов в процессе массопереноса.

В настоящей работе проведена оценка эффективности процесса деминерализации по количественным характеристикам – степени обессоливания (α), потерям аминокислоты (Lphe) и сахарозы (Lsuc) при плотности тока (i) 7 мА · см–2 (табл. 1).

Таблица 1.  

Количественные характеристики процесса деминерализации

Система α, % Lphe, % Lsuc, %
Phe (0.02 М) + NaCl (0.01 M) + Suc (0.02 M) 95.4 21.2 7.40
Phe (0.02 М) + NaCl (0.01 M) + Suc (0.1 M) 94.3 10.7 10.3

Сравнительный анализ рассчитанных параметров количественного разделения показал увеличение потерь Suc при использовании данного компонента в большей концентрации как в двухкомпонентном растворе, так и в растворе, содержащем минеральную соль. Отмечено, что потери Suc на этапе деминерализации достигают больших значений за счет транспорта через мембрану МК-40 по сравнению с МА-41.

С целью подтверждения возможности увеличения эффективности разделения сахарозы и фенилаланина методом электродиализа с биполярным мембранными процесс проведен в две ступени (табл. 2). Степень извлечения аминокислоты за два цикла для системы Phe (0.02 М) + Suc (0.02 М) при i = 7 мА · см–2 составила 73.2%, потери сахарозы достигли значения 4.70%. Таким образом, повторная обработка разделяемой смеси в электродиализном аппарате с биполярной мембраной позволила увеличить степень обессоливания в 1.5 раза в сравнении с первой ступенью процесса.

Таблица 2.  

Степень извлечения фенилаланина (αphe, %) и потери сахарозы (Lsuc, %) при электродиализе раствора Phe (0.02 М) + Suc (0.02 М), i = 7 мА · см–2

Ступень процесса αphe, % Lsuc, %
1 49.6 1.40
2 73.2 4.70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При сравнительном анализе потоков составляющих трехкомпонентного раствора через катионообменные и анионообменные мембраны установлено наличие конкурентного транспорта ароматической аминокислоты и сахарозы. Показано, что потоки фенилаланина через монополярные мембраны достигают меньших значений при большей концентрации сахарозы в растворе. При этом наблюдаются несколько более низкие значения степени обессоливания, чем в случае использования сахарозы в меньшей концентрации. Установлено, что потери углевода при обессоливании достигают больших значений за счет транспорта через мембрану МК-40, чем через мембрану МА-41. Снижение потоков фенилаланина через анионообменные мембраны при увеличении концентрации сахарозы в исходном растворе обнаружено также при электродиализе с биполярной мембраной. Рассчитаны степени извлечения аминокислоты и потери углевода при их разделении.

Выявленные особенности массопереноса ароматической аминокислоты, минеральной соли и дисахарида через ионообменные мембраны необходимо учитывать при последовательном проведении электродиализа с инертными спейсерами с целью деминерализации раствора, а затем электродиализа с биполярной мембраной для разделения фенилаланина и сахарозы.

Список литературы

  1. Дорошенко В.Г., Лившиц В.А., Айрих Л.Г., Шмагина И.С., Саврасова Е.А., Овсиенко М.В., Машко С.В. // Биотехнология. 2014. № 4. С. 8–27.

  2. Бычкова А.А., Пахомова О.А., Коренман Я.И. // Вестник ВГУИТ. № 1. 2012. С. 115–118.

  3. Kattan Readi O.M., Girones M., Nijmeijer K. // J. Membrane Science. 2013. V. 429. P. 338–348.

  4. Pismenskaya N., Igritskaya K., Belova E., Nikonenko V., Pourcelly G. // Desalination. 2006. V. 200. P. 149.

  5. Belashova E., Pismenskaya N., Pourcelly G. // Ion transport in organic and inorganic membranes. International conference proceedings. Krasnodar. 2016. P. 50–51.

  6. Melnikova E.D., Pismenskaya N.D., Bazinet L., Mikhaylin S., Nikonenko V.V. // Electrochimica Acta. 2018. V. 285. P. 185–191.

  7. Yuan F., Wang Q., Yang P., Tiana Yu., Cong W. // Separation and Purification Technology. 2015. V. 153. P. 51–59.

  8. Елисеева Т.В., Харина А.Ю. // Электрохимия. 2015. Т. 51. № 1. С. 74–80.

  9. Vasil’eva V., Goleva E., Pismenskaya N., Kozmai A., Nikonenko V. // Separation and Purification Technology. 2019. V. 210. P. 48–59.

  10. Сауд А.М., Васильева В.И., Голева Е.А., Акберова Э.М., Козлов А.Т. // Сорбционные и хроматографические процессы. 2020. Т. 20. № 6. С. 749–759.

  11. Kattan Readi O.M., Kuenen H.J., Zwijnenberg H.J., Nijmeijer K. // J. Membrane Science. 2013. V. 443. P. 219–226.

  12. Jiang C., Zhang Y., Feng H., Wang Q., Wang Ya., Xu T. // J. Membrane Science. 2017. V. 542. P. 264–271.

  13. Jiang C.X., Wang Q.Y., Zhang Y.L., Li Y., Wang Ya., Xu T. // J. Membrane Science. 2016. V. 498. P. 48–52.

  14. Lin X., Pan J., Zhou M. // Industrial and Engineering Chemistry Research. 2016. V. 55. № 10. P. 2813–2820.

  15. Шапошник В.А., Елисеева Т.В., Текучев А.Ю., Лущик И.Г. // Теория и практика сорбционных процессов: сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ун-т. Воронеж. 2000. Вып. 25. С. 53–62.

  16. Елисеева Т.В., Шапошник В.А., Текучев А.Ю., Лущик И.Г. // Электрохимия. 2001. Т. 37. № 4. С. 492–495.

  17. Лущик И.Г., Арутюнова А.С., Елисеева Т.В. // Химия. Теория и технология: сб. науч. ст. молодых ученых, аспирантов и студентов. Воронеж: ВорГу, 2000. Вып. 3. С. 117–121.

  18. Eliseeva T.V., Shaposhnik V.A., Lushik I.G. // Desalination. 2002. V. 149. P. 405–409.

  19. Шапошник В. А. Кинетика электродиализа. Воронеж: ВГУ, 1989. 176 с.

  20. Котова Д.Л., Крысанова Т.А., Елисеева Т.В. Спектрофотометрическое определение аминокислот в водных растворах: учебное пособие по специальностям химия, фармация, биология. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2004. 54 с.

  21. Золотов Ю.А. Основы аналитической химии. Практическое руководство. М.: Высшая школа, 2003. 463 с.

  22. Лурье И.С. Руководство по техническому контролю в кондитерской промышленности. М.: Пищевая промышленность, 1978. С. 56–59.

  23. Шапошник В.А., Елисеева Т.В., Селеменев В.Ф. // Электрохимия. 1993. Т. 29. № 6. С. 794–795.

  24. Химическая энциклопедия: в пяти томах / Под ред. Зефирова Н.С. М.: “Большая российская энциклопедия”, 1995. Т. 4. С. 295.

Дополнительные материалы отсутствуют.