Проблемы машиностроения и надежности машин, 2021, № 3, стр. 55-62

Смазочные свойства граничных пленок в критических условиях работы трибосистемы

Р. Г. Мнацаканов 1, О. А. Микосянчик 1, А. Е. Якобчук 1*, Б. Д. Халмурадов 1

1 Национальный авиационный университет
Киев, Украина

* E-mail: a-yak@ukr.net

Поступила в редакцию 26.10.2020
Принята к публикации 24.02.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассмотрена кинетика изменения смазочных, антифрикционных и противоизносных свойств литиевых смазок Aero Shell Grease 33 и Эра ВНИИНП-286М в условиях прекращения подачи смазочного материала в зону фрикционного контакта. Установлена взаимосвязь между степенью нарушения самоорганизации диссипативных структур и удельной работой трения. Предложена эмпирическая зависимость прогнозирования линейного износа контактных поверхностей в критических условиях трения, учитывающая влияние контактной нагрузки, удельной работы трения и толщины смазочного слоя.

Ключевые слова: толщина смазочного слоя, коэффициент трения, износ, удельная работа трения, смазка

Роль смазочного материала в повышении эксплуатационной надежности трибосистем. Разрушение граничных смазочных слоев при трении происходит при критическом давлении в контакте. Управление процессами поверхностной активности контактных поверхностей в процессе их активации при трении, применение смазочного материала с поверхностно-активными веществами, противоизносными и антизадирными присадками, антифрикционными добавками может обеспечить значительное повышение критического давления и начальной температуры разрушения граничного слоя и вторичных структур, что будет способствовать продлению срока эксплуатации пар трения.

В работах [1, 2] исследовано, что существует оптимальный диапазон проявления эффективных смазочных свойств при формировании пленки смазочным материалом на контактных поверхностях, который зависит от внешних факторов и прочности сцепления пленки по отношению к поверхности. Исследование структуризации граничных пленок смазочного материала показали, что на скорость протекания окислительных реакций и полимеризационных процессов существенно влияет поверхность элементов трибосопряжений, которая является составной частью реагирующей системы [3, 4]. Процессу структуризации смазочного материала способствует также введение в него присадок, которые повышают противоизносные свойства смазочных материалов, что обусловлено образованием полимолекулярных мезоморфных эпитропно-жидкокристаллических структур [5, 6].

На природу сформированных граничных пленок смазочного материала существенное влияние оказывают условия работы триботехнических элементов. В работе [7] установлены закономерности формирования на контактных поверхностях граничных слоев физической природы, которые характеризуются идентичностью реологических свойств с объемной жидкой фазой смазочного материала в условиях качения с проскальзыванием 3%. Однако, при увеличении степени проскальзывания с 10 до 40% создаются предпосылки для формирования на поверхностях трения хемосорбционных пленок.

Совершенствование контрольно-измерительных приборов и стремительное развитие вычислительной техники обеспечивают реальную возможность впервые исследовать трибологические процессы образования диссипативных структур при трении на атомарном и молекулярном уровнях. Например, комплекс SFA позволяет измерять толщину пленки до 0.1 нм и фиксировать крайне малые поверхностные силы [8, 9]. Значительные преимущества данного комплекса позволяют использовать его в качестве основного инструмента при исследовании реологических, смазочных и антифрикционных свойств трибоконтакта на наноуровне [10].

Возникает необходимость в разработке принципиально новых методик оценки кинетики изменения триботехнических характеристик смазочных материалов и вторичных структур (образование, изменение и разрушение) в процессе контактного взаимодействия. Внедрение автоматизированных методов и средств контроля триботехнических параметров и испытания контактных поверхностей в реальном масштабе времени в режимах, максимально приближенных к эксплуатационным, является составной частью задачи по повышению точности и достоверности при использовании полученных экспериментальных результатов в реальных узлах трения.

Цель и задачи исследования. Целью исследований являлось установление влияния контактного напряжения на триботехнические свойства литиевых смазок в нестационарных условиях трения при прекращении подачи смазочного материала в зону контакта.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) разработка средств и методов контроля смазочной способности смазок непосредственно в процессе работы; 2) выявление закономерностей влияния толщины смазочного слоя на коэффициент трения и удельную работу трения в контакте; 3) установление влияния градиента скорости сдвига смазочных слоев на количество циклов наработки до схватывания пар трения; 4) установление факторов, влияющих на линейный износ контактных поверхностей в условиях прекращения подачи смазочного материала в зону контакта при переходе работы трибосистемы в режим масляного голодания.

Методика определения триботехнических параметров контакта в критических условиях работы пар трения. Эксперименты проводились на установке СМЦ-2 с регистрацией показателей трибоконтакта в режиме online. Момент трения, частота оборотов роликов, температура смазочного материала, падение напряжения в смазочном слое в контакте записываются и обрабатываются на ПК (программное обеспечение ProfiLab) в реальном масштабе времени с графическим изображением их изменений.

Разработанная программа приема данных по RS-232 каналу принимает коды изменения напряжения тока в триботехническом контакте при 2 и 4 А для вычисления толщины смазочного слоя, регистрирует коды для определения крутящего момента, частоты вращения образцов, объемной температуры масла. Принятые коды поступают на программный блок фильтрации и нормирования, предназначенный для блокировки ошибочно принятых сигналов, сглаживания и преобразования кодов в реальные физические величины.

Смазочные свойства (гидродинамическая и негидродинамическая составляющие толщины смазочной пленки) определяются методом падения напряжения в режиме нормального тлеющего разряда. Согласно этой методике, измеряется падение напряжения в смазочном слое при силе тока 2 и 4 А, затем по тарировочным таблицам проводится определение толщины смазочного слоя

(1)
$h = \frac{{2{{U}_{{2A}}} - {{U}_{{4A}}}}}{k},$
где U2A и U4A – падение напряжения в смазочном слое при силе тока 2 и 4 А; k – коэффициент, зависящий от типа смазочного материала.

При частых пусках–остановках на контактных поверхностях формируются граничные адсорбционные слои смазочного материала негидродинамической природы, толщина которых определяется в момент остановки. В период пуска наблюдается прирост толщины смазочного слоя и его стабилизация при достижении заданного режима вращения за счет формирования общей толщины смазочного слоя в контакте, которая содержит гидро- и негидродинамическую составляющие.

Расчет коэффициента трения проводится по формуле

(2)
$f = \frac{{2M}}{{dN}},$
где М – крутящий момент; d – диаметр образца; N – нагрузка.

Расчет удельной работы трения проводят путем интегрирования площади, ограниченной кривой момента трения, и выбора произвольного диапазона интегрирования по оси абсцисс по координате времени наработки элементов трибосопряжения, по которой определяется угол поворота контактных поверхностей с зафиксированной их частотой вращения в определенное выбранное время наработки, с учетом кинетической энергии вращающихся деталей по формуле

(3)
$А = \left[ {\left| {\mathop \smallint \limits_0^{{{t}_{i}}} {{M}_{{i~}}}\left( t \right) \cdot 2{{\pi }}{{n}_{i}}\left( t \right)d\left( t \right) - \frac{1}{2}\mathop \sum \limits_0^{i = {{n}_{{ti}}}} \,J{{п}_{i}} \cdot {{\omega }}_{i}^{2}} \right|} \right]{\text{/}}F,$
где М – момент трения; $n$, $~{{\omega }}~$ – соответственно частота вращения и угловая скорость вращения элементов трибосопряжения; t – время длительности цикла; $J{\text{п}}$ – полярный момент инерции вращающихся деталей триботехнической установки, которые влияют на точность измерения момента трения в контакте; F – номинальная площадь контакта по Герцу.

Исследуемые нестационарные условия трения подразумевали цикличность проведения экспериментов в режиме “запуск (4 секунды)–стационарная работа (7 секунд)–торможение (3 секунды)–остановка (3 секунды)” (рис. 1). Воспроизводился режим качения с проскальзыванием 20%.

Рис. 1.

Схема работы трибосистемы в нестационарных условиях трения: участок І – запуск; участок ІІ – стационарная работа; участок ІІІ – торможение; участок ІV – остановка.

Контактное напряжение по Герцу составляло 250, 400, 550 и 700 МПа. Первые 300 циклов работа пар трения осуществлялась путем окунания нижнего ролика в ванночку со смазкой и периодического намазывания смазки на ролик. Это способствовало достаточной подаче смазки в зону контакта и предохраняло переход трибосистемы в граничный режим смазочного действия. Дальнейшие исследования проходили в условиях, при которых подача смазочного материала прекращалась. С 300 цикла наработки ванночка убиралась, смазка удалялась с контактных поверхностей (вытиралась ветошью). Таким образом, триботехнические свойства смазки в созданных экспериментальных условиях масляного голодания обусловлены смазочными, антифрикционными и противоизносными свойствами граничных пленок, сформированных в процессе трения на активированных поверхностях металла.

Исследуемые образцы изготовлены из стали 30ХГСА (HRC 35). Смазывание поверхностей осуществлялось литиевыми смазками на синтетической основе Aero Shell Grease 33 и Эра ВНИИНП-286М.

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящей статье представлены и проанализированы результаты исследований только после 300 цикла наработки, при переходе трибосистемы в режим масляного голодания. С повышением σmax c 250 до 700 МПа существенно снижается несущая способность смазочного граничного слоя, толщина которого уменьшается в 15 и 3.5 раза при смазывании поверхностей смазками ВНИИНП – 286М и Aero Shell Grease 33 соответственно (рис. 2).

Рис. 2.

Влияние контактной нагрузки на толщину граничных смазочных слоев.

Смазка Aero Shell Grease 33 характеризуется более эффективными смазочными свойствами, по сравнению с исследуемой смазкой Эра ВНИИНП-286М. Особенно это проявляется при нагрузках, превышающих 400 МПа. Если при σmax 250 МПа толщина граничных пленок, сформированных компонентами синтетической смазки Aero Shell Grease 33, в 1.9 раза превышает толщину граничных пленок смазки Эра ВНИИНП-286М, то при σmax 550–700 МПа этот показатель увеличивается в 8–10 раз.

Снижение толщины смазочного слоя обусловливает, прежде всего, корреляционное уменьшение антифрикционных свойств исследуемых смазочных материалов. Однако, изменения коэффициента трения с повышением нагрузки не столь существенны. В исследуемом диапазоне нагрузок коэффициент трения снижается в 3.4 и 2.5 раза для Эра ВНИИНП-286М и Aero Shell Grease 33 смазок соответственно (рис. 3).

Рис. 3.

Влияние контактной нагрузки на изменение коэффициента трения в условиях масляного голодания.

Прежде всего, это обеспечивается за счет локального разрушения структурированных граничных смазочных слоев, уменьшения эффективной вязкости смазки и проявлением гидродинамических эффектов при механическом и термическом плавлении пленки в фрикционном контакте [11].

Механическая деструкция граничных слоев происходит вследствие резкого повышения градиента скорости сдвига смазочной пленки (γ), который, согласно [12], представляет отношение скорости скольжения в контакте к толщине смазочной пленки. Если для смазки Эра ВНИИНП-286М с повышением нагрузки с 250 до 700 МПа градиент скорости сдвига смазочных слоев увеличивается в 20 раз, то для смазки Aero Shell Grease 33 данный параметр увеличивается в 3.5 раза (табл. 1).

Таблица 1.

Изменение градиента скорости сдвига смазочных слоев и количество циклов наработки пар трения до проявления признаков схватывания

Смазочный материал Контактная нагрузка, МПа
250 400 550 700
Градиент скорости сдвига смазочных слоев, с–1
Эра ВНИИНП–286М 1.4 × 105 4.2 × 105 1.4 × 106 2.9 × 106
Aero Shell Grease 33 7.5 × 105 9.1 × 104 1.4 × 105 2.6 × 105
  Количество циклов наработки до схватывания пар трения
Эра ВНИИНП–286М 300 80 50 20
Aero Shell Grease 33 900 150 130 100

Следовательно, смазка Aero Shell Grease 33 характеризуется более эффективными смазывающими свойствами, а ее синтетические компоненты по реологическим характеристикам являются более стабильными к увеличению градиента скорости сдвига, по сравнению с компонентами смазки Эра ВНИИНП-286М. Стойкость смазочной пленки к механической деструкции вследствие увеличения градиента скорости сдвига является определяющим фактором, обеспечивающим нормальную работоспособность пар трения в критических условиях. В табл. 1 указано количество циклов наработки трибоэлементов в условиях масляного голодания до проявления первых признаков схватывания, которые проявлялись визуально на дорожке трения, при этом наблюдалось повышение шума и остановка машины трения. Анализ полученных результатов показывает, что с увеличением нагрузки резко сокращается период наработки трибосистемы – в исследуемом диапазоне контактных нагрузок работоспособность пар трения снижается в 15 и 9 раз соответственно при смазывании контактных поверхностей Эра ВНИИНП-286М и Aero Shell Grease 33.

Разрушение смазочной пленки при трении является одним из ведущих факторов, обусловливающих интенсификацию энергетических процессов, происходящих в зоне контакта. Прежде всего, это проявляется в нарушении структурной приспосабливаемости контактных поверхностей и смазочного материала в критических условиях трения, разрушением ранее образованных метастабильных структур. Переход трибосистемы в термодинамически неустойчивое состояние характеризуется, прежде всего, резкой активацией металла вследствие концентрации напряжений на локальных участках фрикционного контакта в местах разрушения экранирующей пленки смазочного материала, что проявляется в повышении удельной работы трения.

При σmax 250 МПа, согласно расчетной зависимости оценки режима смазочного действия ${{\lambda }} = h{\text{/}}\sqrt {R_{{a1}}^{2} + R_{{a2}}^{2}} $, в контакте реализуется эластогидродинамический (λ = 3.13) и гидродинамический (λ = 5.83) режимы смазочного действия при использовании смазок Эра ВНИИНП-286М и Aero Shell Grease 33 соответственно. Следовательно, контактные поверхности разделены достаточным слоем смазочного материала, обеспечивающим локализацию касательных напряжений сдвига в тонком граничном слое смазки, что способствует уменьшению как внешних силовых воздействий, так и поверхностной деформации тонких слоев металла. Показатели удельной работы трения (Aтр) составляют, в среднем, 3200 и 1000 Дж/мм2 при смазывании пар трения Эра ВНИИНП-286М и Aero Shell Grease 33 соответственно.

С повышением σmax до 700 МПа вследствие резкого уменьшения толщины смазочной пленки условия работы трибосистемы соответствуют полусухому (λ = 0.21) и граничному (λ = 1.67) режимам смазочного действия при исследовании Эра ВНИИНП-286М и Aero Shell Grease 33 соответственно. В таких условиях трения интенсифицируются механо-химические процессы в тонких поверхностных слоях металла, повышается степень их деформационных изменений. Такие процессы характеризуются неравновесными кинетическими переходами трибосистемы, нарушением самоорганизации диссипативных структур, что приводит к увеличению удельной работы трения. При смазывании стали смазкой Эра ВНИИНП-286М Aтр повышается в три раза при увеличении σmax с 250 до 700 МПа и составляет 10 000 Дж/мм2 (рис. 4). Применение синтетической смазки Aero Shell Grease 33 способствует снижению удельной работы трения, в среднем, в 2–3 раза.

Рис. 4.

Изменение удельной работы трения в контакте в условиях повышения контактной нагрузки.

Именно стабильность диссипативных структур при их самоорганизации в динамических условиях нагружения является определяющим фактором работоспособности трибосистемы. Толщина смазочной пленки на уровне 1.5–3 мкм, обеспечивающая эласто- и гидродинамические режимы смазочного действия, высокие антифрикционные свойства ( f  в пределах 0.01–0.015) и низкая удельная работа трения (Атр составляет 1000–3200 Дж/мм2) при σmax 250 МПа обеспечивают наработку трибосистемы в условиях масляного голодания в пределах 300–900 циклов в зависимости от типа смазочного материала (табл. 1). С повышением σmax до 700 МПа наблюдается снижение толщины смазочной пленки до 0.1–0.8 мкм, увеличение коэффициента трения до 0.03–0.05, повышение удельной работы трения до уровня 5000–10 000 Дж/мм2, что приводит к резкому сокращению циклов наработки трибосистемы – первые признаки схватывания, в зависимости от типа смазки, проявляются на 20–100 циклах наработки.

Таким образом, только лишь за счет рационального выбора смазочного материала (замена смазки Эра ВНИИНП-286М на Aero Shell Grease 33) удалось увеличить количество циклов наработки трибосистемы до проявления первых признаков схватывания в 3 и 5 раз соответственно при σmax 250 и 700 МПа.

Помимо рассмотренных выше смазывающих и антифрикционных свойств смазки Aero Shell Grease 33, данный смазочный материал характеризуется более эффективными противоизносными свойствами, по сравнению со смазкой Эра ВНИИНП-286М аналогичного эксплуатационного назначения. Экспериментально установлено снижение общего линейного износа опережающей и отстающей поверхностей в 1.3 и 1.7 раза при σmax 250 и 700 МПа соответственно при смазывании пар трения смазкой Aero Shell Grease 33, по сравнению с Эра ВНИИНП-286М (рис. 5).

Рис. 5.

Линейный износ опережающей и отстающей поверхностей в нестационарных условиях трения.

Анализ экспериментальных данных триботехнических характеристик исследуемых смазок показал наибольшее влияние на износ таких параметров, как контактная нагрузка σmax, удельная работа трения Атр и толщина смазочного слоя h. На основании этого получена эмпирическая зависимость линейного износа Lлин от указанных параметров

(4)
${{L}_{{{\text{лин}}}}} = \frac{{{{\sigma }}_{{{\text{max}}}}^{{0.1}}A_{{{\text{тр}}}}^{{{\text{0}}{\text{.1}}}}}}{{{{h}^{{0.2}}}}}.$

Полученные расчетные значения Lлин по формуле (4) характеризуются высоким уровнем сходимости с измеренными показателями линейного износа с использованием метода искусственных баз (прибор ПМТ-3), что свидетельствует о качественной аппроксимации предложенной зависимости оценки линейного износа контактных поверхностей в критических условиях работы (рис. 6).

Рис. 6.

Линейный износ поверхностей качения: 1 – экспериментальные значения (метод искусственных баз), 2 – расчетные значения по формуле (1).

Таким образом, предложенная эмпирическая зависимость позволяет прогнозировать максимальный износ контактных поверхностей в критических условиях трения, к которым относятся условия прекращения подачи смазочного материала в зону контакта и переход работы трибосистемы в режим масляного голодания. Качественная оценка данного процесса характеризуется интенсификацией деструкционных процессов в граничном слое смазочного материала и деформационных изменений тонких поверхностных слоев металла, приводящих к повышению энергонапряженности трибоконтакта и увеличению износа контактных поверхностей.

Список литературы

  1. Hsu S.M., Klaus E.E., Cheng H.S. A mechano-chemical descriptive model for wear under mixed lubrication conditions // Wear. 1988. V. 128. № 3. P. 307.

  2. Matveevsky R.M. Friction power as a criterion of seizure with sliding lubricated contact // Wear. 1992. V. 155. P. 1.

  3. Lenahan P.M., Curry S.E. First observation of the (29) Si hyperfine spectra of silicon dangling bond centers in silicon nitride // Appl. Phys. Lett. 1990. V. 56. № 157. P. 207.

  4. Warren O.L., Graham J.F., Norton P.R. et al. Nanomechanical properties of films derived from zinc dialkyldithiophosphate // Tribology Letters. 1998. V. 4. P. 189.

  5. Ермаков С.Ф. Трибология жидкокристаллических наноматериалов и систем. Минск: Беларус. навука, 2011. 380 с.

  6. Буяновский И.А., Игнатьева З.В., Левченко В.А. и др. Ориентационная упорядоченность граничных слоев и смазочная способность масел // Трение и износ. 2008. Т. 29. № 4. С. 375.

  7. Mikosyanchyk O., Mnatsakanov R., Zaporozhets A., Kostynik R. Influence of the nature of boundary lubricating layers on adhesion component of friction coefficient under rolling conditions // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. 2016. V. 4/1. N. 82. P. 24.

  8. Israelachvili J. Adhesion forces between surfaces in liquids and condensable vapours // Surface Science Reports. 1992. V. 14. № 3. P. 109.

  9. Israelachvili J.N. Intermolecular and surface forces, 3-rd ed., USA: Academic Press, 2011. 674 p.

  10. Yoshizawa H., Israelachvili J. Fundamental mechanisms of interfacial friction. 2. Stick-slip friction of spherical and chain molecules // J. Physical Chemistry. 1993. V. 97. № 43. P. 11300.

  11. Ляшенко Я.А., Хоменко А.В., Метлов Л.С. Феноменологическая теория плавления тонкой пленки смазки между двумя атомарногладкими твердыми поверхностями // Журнал технической физики. 2010. Т. 80. № 8. С. 120.

  12. Порохов В.С. Трибологические методы испытания масел и присадок. М.: Машиностроение, 1983. 183 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.