Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2020, № 7, стр. 85-88

Влияние вмороженных немагнитных примесей на фазовые переходы в низкоразмерных моделях Поттса

А. К. Муртазаев a*, А. Б. Бабаев bc**

a Институт физики им. Х.И. Амирханова ДФИЦ РАН
367010 Махачкала, Россия

b Отдел математики и информатики ДФИЦ РАН
367032 Махачкала, Россия

c Дагестанский государственный педагогический университет
367003 Махачкала, Россия

* E-mail: akai2005@mail.ru
** E-mail: b_albert78@mail.ru

Поступила в редакцию 14.10.2019
После доработки 24.11.2019
Принята к публикации 27.11.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

На основе кластерного алгоритма метода Монте-Карло исследовано влияние вмороженных немагнитных примесей на фазовые переходы в низкоразмерных структурах, описываемых моделями Поттса. Рассмотрены системы с линейными размерами L = 20–160 при концентрациях спинов p = 1.0, 0.9. С помощью метода кумулянтов Биндера четвертого порядка и гистограммного метода анализа данных показано, что внесение в систему слабого вмороженного беспорядка (p = 0.9) в виде немагнитных примесей изменяет род фазового перехода с первого на второй.

Ключевые слова: беспорядок, фазовые переходы, модель Поттса, метод Монте-Карло.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение фазовых переходов и связанных с ними критических явлений традиционно привлекают к себе внимание физиков. Неидеальные черты, присущие реальным системам, оказывают значительное влияние на фазовые переходы и критические явления в магнитных системах. В частности, присутствие немагнитных примесей может изменить род фазового перехода, и эта проблема остается актуальной в течение последних двадцати лет [1]. Поскольку аналитические теоретические и экспериментальные методы при описании неупорядоченных систем сталкиваются с большими и труднопреодолимыми проблемами, большое значение приобретают методы компьютерного моделирования [2, 3]. С развитием вычислительной физики и с применением методов Монте-Карло стало возможно изучать более реалистичные модели и учитывать усложняющие факторы, всегда присутствующие в реальных материалах [4]. В качестве таких моделей реальных физических систем могут выступать модели Поттса, критическое поведение которых весьма богато и интересно само по себе. Особенностью модели Поттса является то, что от числа состояний спина q зависит род фазового перехода: при q > > 4 наблюдается переход первого рода, а при q ≤ 4 – второго. Критические точки модели с ферромагнитным упорядочением на квадратной решетке были определены Поттсом, а при антиферромагнитном упорядочении – Бакстером [5].

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящей работе на основе метода Монте-Карло исследовано влияние слабого беспорядка, реализованного в виде вмороженных немагнитных примесей, на фазовый переход в двумерных системах, описываемых моделями Поттса. В частности, приведены результаты для случая q = 5 на квадратной решетке.

Гамильтониан спиновой системы, описываемой моделью Поттса с числом состояний спина q, имеет следующий вид:

(1)
$H = - \frac{1}{2}J\sum\limits_{i,j} {{{\rho }_{i}}{{\rho }_{j}}\delta ({{S}_{i}},{{S}_{j}}),} \,\,\,\,{{S}_{i}} = 1,2,3,4,5,$
где
$\delta ({{S}_{i}},{{S}_{j}}) = \left\{ \begin{gathered} 1,\,\,{\text{если}}\,\,{{S}_{i}} = {{S}_{j}} \hfill \\ 0,\,\,{\text{если}}\,\,{{S}_{i}} \ne {{S}_{j}} \hfill \\ \end{gathered} \right.\,\,{\text{и}}\,\,{{\rho }_{i}} = \left\{ \begin{gathered} 1,\,\,{\text{если}}\,\,{\text{в}}\,\,{\text{узле}}\,\,{\text{расположен}}\,\,{\text{спин}} \hfill \\ {\text{0,}}\,\,{\text{если}}\,\,{\text{в}}\,\,{\text{узле}}\,\,{\text{расположена}}\,\,{\text{немагнитная}}\,\,{\text{примесь}}{\text{.}} \hfill \\ \end{gathered} \right.$
Исследования проводили на основе высокоэффективного кластерного алгоритма Вольфа [6] для систем с периодическими граничными условиями при концентрациях спинов р = 1.0, 0.9. Рассматривали системы с линейными размерами L × L = N, L = 20–160. Начальные конфигурации задавали таким образом, чтобы все спины были упорядочены вдоль оси Z. Для вывода системы в равновесное состояние вычисляли время релаксации ${{\tau }_{0}}$ для всех систем с линейными размерами L. Затем усреднение проводили по участку марковской цепи длиной $\tau = 190{{\tau }_{0}}{\text{.}}$ Для повышения точности расчетов проводили усреднение по 10 различным начальным конфигурациям. Затем эти данные использовали для расчета средних значений термодинамических параметров. В случае слабо разбавленных систем осуществляли усреднение по 1000 неупорядоченным конфигурациям с различными примесями.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

Для наблюдения за температурным ходом поведения теплоемкости и восприимчивости использовали флуктуационные соотношения [7]:

(2)
$C = (N{{K}^{2}})(\langle {{U}^{2}}\rangle - {{\left\langle U \right\rangle }^{2}}),$
(3)
$\chi = (NK)(\langle m_{F}^{2}\rangle - {{\left\langle {{{m}_{F}}} \right\rangle }^{2}}),$
где K = |J|/kBT, N = pL2 – число магнитных узлов, U – внутренняя энергия, mF – намагниченность системы, угловые скобки обозначают усреднение по ансамблю. В качестве намагниченности (mF) для ферромагнитной модели Поттса с числом состояний спина q = 5 использовали выражение [8]:
(4)
${{m}_{F}} = \frac{{\left[ {q\left( {\frac{{{{N}_{{\max }}}}}{N}} \right) - 1} \right]}}{{q - 1}},$
где ${{N}_{{\max }}} = \max \left\{ {{{N}_{1}},{{N}_{2}},{{N}_{3}},{\kern 1pt} {{N}_{4}},{{N}_{5}}} \right\}{\text{,}}$ Ni – число спинов в состоянии с q = i, N = pL2.

На рис. 1 и 2 представлены характерные зависимости восприимчивости χ и теплоемкости C от температуры T для двумерной слабо разбавленной ферромагнитной модели Поттса c числом состояний спина q = 5 на квадратной решетке в случае систем с линейными размерами L = 10–160 при концентрации спинов p = 0.9. Здесь и далее на всех рисунках погрешность данных не превышает размеров символов, используемых для построения графиков. Отметим, что на температурных зависимостях восприимчивости χ и теплоемкости C всех исследуемых систем наблюдаются четко выраженные максимумы – в пределах погрешности при одной и той же температуре.

Рис. 1.

Температурная зависимость восприимчивости χ для двумерной слабо разбавленной ферромагнитной модели Поттса с числом состояний спина q = 5 на квадратной решетке в случае систем с линейными размерами L = 10–160 при концентрации спинов p = 0.9. Указаны различные линейные размеры систем.

Рис. 2.

Температурная зависимость теплоемкости С для двумерной слабо разбавленной модели Поттса с числом состояний спина q = 5 на квадратной решетке в случае систем с линейными размерами L = 10–160 при концентрации спинов p = 0.9. Указаны различные линейные размеры систем.

Для установления рода фазового перехода был использован гистограммный анализ данных [9]. Процедура определения рода фазового перехода этим методом и путем анализа кумулянтов Биндера четвертого порядка приведена в [1014]. В гистограммном анализе данных вероятность обнаружения системы с энергией U и параметром порядка m определяется выражением [9]:

(5)
$\overline {P(U,m)} = \frac{1}{{Z(K)}}W(U,m)\exp [KU],$
где W(U, m) число конфигураций с энергией U и параметром порядка m, Z(K) – функция распределения энергии всей системы, K – обратная температура.

Гистограммный анализ данных, проведенный для двумерной ферромагнитной модели Поттса с числом состояний спина q = 5 на квадратной решетке, свидетельствует о фазовом переходе первого рода. Это продемонстрировано на рис. 3, где представлена гистограмма распределения энергии вблизи точки фазового перехода Tl для систем с линейным размером L = 60. Как видно из рис. 3, на зависимости вероятности P от энергии U для системы с L = 60 наблюдаются два хорошо выраженных максимума. Бимодальность в распределении энергии является надежным признаком фазового перехода первого рода.

Рис. 3.

Гистограмма распределения энергии для двумерной чистой модели Поттса с числом состояний спина q = 5 на квадратной решетке при концентрации спинов p = 1.0 вблизи точки фазового перехода Tl.

Гистограммный анализ данных был также проведен для двумерной слабо разбавленной ферромагнитной модели Поттса на квадратной решетке, но бимодальность в распределении энергии для этой модели обнаружить не удалось. На зависимости вероятности P от энергии системы U для системы с L = 120 наблюдался один хорошо выраженный максимум, что является характерным признаком фазового перехода второго рода.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в двумерной ферромагнитной модели Поттса с q = 5 в отсутствие структурного беспорядка реализуется фазовый переход первого рода в соответствии с предсказаниями теории [1]. В то же время в недавней теоретической работе [15] с применением масштабно-инвариантной теории рассеяния было показано, что при q = 5 в чистой неразбавленной антиферромагнитной модели Поттса возможен фазовый переход второго рода. Подтверждение этой гипотезы в случае чистой неразбавленной антиферромагнитной модели Поттса требует дополнительных тщательных расчетов, что станет целью дальнейшего исследования. Внесение слабого вмороженного беспорядка (с = 0.10, с = 1 – p) в виде немагнитных примесей каноническим способом в рассматриваемую модель приводит к фазовому переходу второго рода.

Список литературы

  1. Wu F.Y. Exactly Solved Models: A Journey in Statistical Mechanics. London: World Scientific, 2009.

  2. Прудников В.В., Вакилов А.Н., Прудников П.В. Фазовые переходы и методы их компьютерного моделирования. М.: Физматлит, 2009. 224 с.

  3. Прудников В.В., Прудников П.В., Вакилов А.Н. Теоретические методы описания неравновесного критического поведения структурно неупорядоченных систем. М.: Физматлит, 2013. 313 с.

  4. Vasilyev O., Berche B., Dudka M., Holovatch Yu. // Phys. Rev. E. 2015. V. 92. P. 042 118.

  5. Бэкстер Р. Точно решаемые модели в статистической механике. М.: Мир, 1985. 488 с.

  6. Wolff U. // Phys. Lett. 1989. V. 62. P. 361.

  7. Peczac P., Ferrenberg A.M., Landau D.P. // Phys. Rev. B. 1991. V. 43. P. 6087.

  8. Chatelain C., Berche B. // Phys. Rev. Lett. 1998. V. 80. P. 1670.

  9. Alves N.A., Berg B.A., Villanova R. // Phys. Rev. B. 1990. V. 41. P. 383.

  10. Муртазаев А.К., Бабаев А.Б., Магомедов М.А., Кассан-Оглы Ф.А., Прошкин А.И. // Письма в ЖЭТФ. 2014. Т. 100. С. 267.

  11. Муртазаев А.К., Бабаев А.Б. // ЖЭТФ. 2016. Т. 149. С. 357.

  12. Бабаев А.Б., Муртазаев А.К. // Письма в ЖЭТФ. 2017. Т. 105. С. 363.

  13. Бабаев А.Б., Муртазаев А.К. // Физика твердого тела. 2016. Т. 58. С. 2001.

  14. Бабаев А.Б., Муртазаев А.К. // Физика низких температур. 2015. Т. 41. С. 784.

  15. Delfino G., Selke W., Squarcini A. // J. Stat. Mech. 2018. V. 5. P. 053 203.

Дополнительные материалы отсутствуют.