Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2020, № 9, стр. 109-112

Зернограничная диффузия и поверхностная энергия в твердых растворах Ag–Сu

А. Х. Хайруллин a*, С. Н. Жевненко a

a Национальный исследовательский технологический университет, “Московский институт стали и сплавов”
119049 Москва, Россия

* E-mail: aika-88@inbox.ru

Поступила в редакцию 17.12.2019
После доработки 22.01.2020
Принята к публикации 25.01.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведены исследования объемной и зернограничной диффузии меди в чистом серебре и серебряно-медном сплаве, содержащем 3.6 ат. % Cu. Диффузионные эксперименты выполнены на крупнокристаллических образцах с источником диффузанта (Cu) постоянной концентрации при средних гомологических температурах (0.4–0.7$T_{m}^{{{\text{Ag}}}}$). Измерения зернограничной диффузии указывают на то, что диффузия по границам зерен замедлена в сравнении с самодиффузией в Ag. Усредненная по ансамблю зерен скорость диффузии Cu вдоль границ зерен превышает объемную диффузию незначительно. Величина зернограничной диффузии в сплаве близка к величине в чистом Ag. Эти эффекты обсуждаются в свете экспериментов по определению поверхностной энергии в твердых растворах Ag–Cu.

Ключевые слова: медь, серебро, медно-серебряный сплав, объемная и зернограничная диффузия, поверхностная энергия.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение диффузионных процессов важно как с фундаментальной, так и прикладной точек зрения. Диффузия по поверхностям определяет кинетику адсорбции, скорость коррозии, разрушение материалов и так далее. Границы зерен принято считать путями ускоренного диффузионного проникновения вещества при низких и средних гомологических температурах [1]. Однако в [27] было показано, что системы Fe–Cu, Co–Сu, Cu–Ag нетипичны, в них зернограничная диффузия сравнима с объемной во температурно-временном интервале, соответствующем режиму B по Харрисону [8]. По всей видимости, такое необычное поведение связано с увеличением поверхностной энергии при добавлении второго компонента [9, 10]. Повышение поверхностной энергии с концентрацией приводит к тому, что примесь вытесняется с поверхности вследствие фундаментального физического принципа минимизации общей энергии системы. Это означает, что в таких системах следует ожидать десорбцию (отрицательную адсорбцию) и, как следствие, замедление диффузии по поверхности.

Таким образом, целью работы было изучение особенностей зернограничной диффузии Cu в сплаве Ag + Cu в сравнении чистым Ag и анализ фактора влияния поверхностной энергии в данной системе [7].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Для проведения диффузионных исследований были сплавлены образцы из серебра чистотой 99.995 ат. % Ag и Cu чистотой 99.999% ат. % при температуре 1100°С в восстановительной атмосфере Ar + 10% H2 с содержанием Cu 3.6 ат. %. Образцы представляли собой цилиндры диаметром 13 мм и высотой 2 мм. Образцы были отшлифованы и отполированы, а затем отожжены в атмосфере водорода при 900°С в течение 4 ч для снятия напряжений и очистки поверхности. На подготовленную таким образом поверхность был нанесен слой меди толщиной около 20–30 мкм из электролита состава: 200 г/л CuSO4 · 5H2O, 50 г/л H2SO4. Параметры нанесения: 1 A/дм2, температура 25°C [11]. Образцы запаивали в кварцевые ампулы, которые были вакуумированы до 10–3 мм рт. ст. Диффузионные отжиги проводили при следующих температурах и временах: 600°C, 187.5 ч; 750°C, 1.5 ч; 820°C, 0.5 ч. Образцы охлаждали в процессе закаливания на воздухе. Ампулы вскрывали, образцы распиливали поперек диффузионного слоя, шлифовали и полировали. Проводили травление разбавленным раствором 35% азотной кислоты для выявления зеренной структуры. Полученные шлифы изучали с помощью растрового электронного микроскопа (РЭМ) с приставкой, позволяющей проводить рентгеноспектральный микроанализ.

Методом рентгеноспектрального микроанализа получали распределение концентрации меди от поверхности образца в объем вдоль и вдали от границ зерен (рис. 1). Экспериментальное распределение концентрации описывали решением диффузионных уравнений в предположении постоянного источника (по объему – решение уравнений Фика, по границам зерен – решение модели Фишера [12]) в виде:

(1)
$c(y,z,t) = {{c}_{0}}\exp \left( { - \frac{z}{{L(t)}}} \right)erfc\left( {\frac{y}{{2\sqrt {Dt} }}} \right),$
где z, y – координаты вдоль и перпендикулярно границе зерен, соответственно, $с$ – концентрация на границе зерна, ${{c}_{0}}$ – концентрация на поверхности, t – время, D – объемная диффузия, L – фишеровская длина зернограничной диффузии, которая определяется следующим образом:
(2)
$L = \sqrt {\frac{{s\delta {{D}_{b}}\sqrt {\pi t} }}{{2\sqrt {Dt} }}} ,$
где, sδDb – тройное произведение, t – время.

Рис. 1.

РЭМ-изображение образца Ag–Cu. Указаны места проведения рентгеноспектрального микроанализа. Видны вытравленные границы зерен.

Анализ распределения концентрации вдали от границ зерен позволял определить объемный коэффициент диффузии, распределение вдоль границ зерен – тройное произведение P = sδDb, где, s – сегрегационный фактор, δ – ширина границы (обычно составляет 0.5 нм) и Db – коэффициент зернограничной диффузии. В результате были получены профили распределения концентрации диффузанта (Cu) по глубине (рис. 2) и рассчитаны тройные произведения P. Как видно из рис. 2, опережение на границе зерна несущественно относительно объема и отличается в среднем на 20 мкм. Такое поведение не соответствует классическому представлению о диффузии примеси по границе зерна, при котором отличия в глубине составляют порядок и более [13]. Обработка профилей распределения позволяет получить тройные произведения P = sδDb, а не коэффициент зернограничной диффузии, так как в экспериментах такого рода при средних гомологических температурах исключить сегрегационный фактор и ширину границы не представляется возможным.

Рис. 2.

Зависимость концентрации Cu от глубины диффузионного проникновения в сплав Ag + 3.6 ат. % Cu при 750°С в течение 1.5 ч.

В результате обработки данных профилей распределения получены тройные произведения в сплаве Ag + 3.6 ат. % Cu, которые представлены на рис. 3. Энергия активации равна 142 кДж/моль. Там же приведены литературные данные о тройных произведениях других элементов в чистом серебре и сплавах, а также тройное произведение для самодиффузии серебра (s = 1) [12].

Рис. 3.

Сводный график температурных зависимостей тройных произведений P = sδDb зернограничной диффузии различных примесей в Ag [1517] (сплошными линиями и треугольниками обозначены данные, полученные в настоящей работе).

ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ влияния вида примеси на ее поверхностную диффузию (в том числе зернограничную) следует проводить, изучая влияние этой примеси на поверхностную энергию. Действительно, в [3, 4] было показано, что опережающая зернограничная диффузия отсутствует в случае, когда примесь повышает поверхностную энергию [9, 10]. Таким образом, вопрос о замедлении поверхностной диффузии или ее ускорении можно свести к вопросу о поверхностной активности диффундирующей примеси. В меди и медных сплавах тройные произведения для поверхностно-активных компонентов лежат выше прямой для самодиффузии на графике ln P ~ 1/T [14]. Тройное произведение для диффузии Ni по границе зерен Cu лежит ниже линии самодиффузии. Однако известно, что Ni повышает поверхностную энергию твердой Cu. Анализ графика (рис. 3) приводит к аналогичному выводу для зернограничной диффузии в серебре. Cd, In, Sn, Te, Sb – поверхностно-активные примеси в серебре [1517], снижающие поверхностную энергию. Поверхностная энергия твердых растворов Ag–Cu была изучена ранее [7]. Метод изучения описан в [1820]. Он основан на измерении зависимости напряжения в фольге цилиндрической формы от времени. В экспериментах использовали фольги чистого серебра 99.995 ат. % Ag. Медь в серебро вводили путем электролитического нанесения из сернокислого электролита и последующего отжига. В результате были измерены политермы поверхностной энергии твердых растворов на основе Ag с 0.41, 0.76, 1.47, 2.2, 4.9, 7.0, 7.95 aт. % Cu. Используя данные о температурных зависимостях различных образцов, строили изотермы поверхностной энергии для перекрывающихся температурных интервалов (рис. 4). Данные, представленные на рисунке, указывают на то, что поверхностная энергия увеличивается с добавлением Cu, достигает энергии чистой меди и при дальнейшем увеличении концентрации не меняется.

Рис. 4.

Изотермы поверхностной энергии при различных температурах Cu–Ag [7].

Таким образом, поверхностная энергия твердых растворов Ag–Cu растет до концентрации около 1.5 ат. % Cu и выходит на насыщение. То есть при относительно больших концентрациях меди поверхностная энергия не зависит от содержания, и влияние поверхностной энергии на зернограничную диффузию должен отсутствовать. Это и является основным выводом диффузионных экспериментов, проведенных в настоящей работе.

Экспериментально полученные значения тройных произведений (PCu) для зернограничной диффузии Cu в Ag достаточно низкие в сравнении с самодиффузией в Ag и близки к значениям PCu в сплаве 3.6 ат. % Cu + Ag. Зернограничная диффузия Cu в Ag происходила из источников с высокой, постоянной концентрацией. Поэтому диффузию Cu в чистое Ag следует рассматривать как диффузию в сплав Cu + Ag. За время диффузионных отжигов образуется сплав Cu + Ag, в котором в дальнейшем происходит диффузия. Эту идею подтверждают близкие значения энергии активации в случаях диффузии в чистое серебро и сплав: 142 и 154 кДж/моль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе проведены измерения зернограничной и объемной диффузии Cu в сплаве Ag + 3.6 ат. % Cu. Выявлено значительное замедление проникновения вещества по границам зерен в сравнении самодиффузией. Причиной замедления зернограничной диффузии, по-видимому, является повышение поверхностной энергии с концентрацией Cu в системе Ag–Cu, которое было обнаружено ранее. Определены тройные произведения для зернограничной диффузии Cu в медно-серебряный сплав при различных температурах, энергия активации равна 142 кДж/моль. Значения PCu при зернограничной диффузии в сплаве Ag + + 3.6 ат. % Cu близки к PCu при диффузии в чистом Ag. Это подтверждает идею о том, что при диффузии из источника (Cu) с постоянной и высокой концентрацией на границах зерен образуется твердый раствор Ag–Cu, и диффузия протекает в сплаве.

Список литературы

  1. Мерер. Х. Диффузия в твердых телах. Монография. Долгопрудный: ИД Интеллект, 2011. 536 с.

  2. Bernardini J., Cabane J. // Acta Metall. 1972. V. 21. P. 2161.

  3. Prokoshkina D.S., Esin V.A., Rodin A.O. // Defect Diffusion Forum. 2012. V. 323–325. P. 171.

  4. Ицкович А.А., Хайруллин А.Х., Родин А.О. // Науч. ведом. БГУ им. Шухова. 2012. № 23(142). Вып. 29. С. 134.

  5. Rodin A., Khairullin A. // Defect Difffusion Forum. 2015. V. 363. P. 130.

  6. Rodin A., Khairullin A. // Mater. Lett. 2019. V. 239. P. 102.

  7. Zhevnenko S.N., Khairullin A.K. // Mater. Lett. 2019. V. 248. P. 127.

  8. Harrison L.G. // Trans. Faraday Soc. 1961. V. 57. P. 1191.

  9. Zhevnenko S.N. // J. Phys. Chem. C. 205. V. 119. P. 2566.

  10. Zhevnenko S.N. // Metall. Mater. Trans. A. 2013. V. 44. P. 2533.

  11. Гамбург Ю.Д. Гальванические покрытия. Справочник по применению. М.: Техносфера, 2006. 220 с.

  12. Fisher J.C. // J. Appl. Phys. 1951. V. 22. P. 74.

  13. Kaur I., Gust W. Handbook of Grain and Interphase Boundary Diffusion Data. V. 1–2. Stuttgart: Ziegler press, 1989.

  14. Divinski S., Ribbe J., Schmitz G., Herzig C. // Acta Materialia. 2007. V. 55. P. 3337.

  15. Cabané-Brouty F., Bernardini J. // J. Phys. Colloques.1982. V. 43. P. C6-163.

  16. Surholt T., Minkwitz C., Herzig Chr. // Acta Materialia. 1998. V. 46. Iss. 6. P. 1849.

  17. Herzig Chr., Geise J., Mishin Yu. // Acta Metall. Materialia. 1993. V. 41. Iss. 6. P. 1683.

  18. Vaganov D.V., Zhevnenko S.N., Terentyev Y.A. // Defect Diffusion Forum. 2012. V. 323–325. P. 161.

  19. Mischin Y., Herzig Chr. // Mater. Sci. Engi. A. 1999. V. 260. P. 55.

  20. Gershman E.I., Zhevnenko S.N. // Phys. Met. Metallogr. 2010. V. 110. P. 102.

Дополнительные материалы отсутствуют.

Инструменты

Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования