Приборы и техника эксперимента, 2019, № 5, стр. 5-8

ГАЗОВАЯ МИШЕНЬ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА 82Sr ПО РЕАКЦИИ 80Kr(4He, 2n)82Sr НА ЦИКЛОТРОНЕ У-150 НИЦ “КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ”

В. А. Загрядский a*, С. Т. Латушкин a, Т. Ю. Маламут a, В. И. Новиков a, А. А. Оглоблин a, В. Н. Унежев a, Д. Ю. Чувилин a

a Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
123182 Москва, пл. Академика Курчатова, 1, Россия

* E-mail: zagryadskiy_va@mail.ru

Поступила в редакцию 25.01.2019
После доработки 25.01.2019
Принята к публикации 11.02.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Изложена концепция каскадной газовой мишени с изотопами криптона, предназначенной для получения радиоизотопа 82Sr медицинского назначения. В рамках реализации данной концепции на циклотроне У-150 НИЦ “Курчатовский институт” создана экспериментальная установка, позволяющая на базе модуля мишени с изотопом 80Kr нарабатывать 82Sr по реакции 80Kr(4He, 2n)82Sr с выходом 82Sr ~53 мкКи/мкА⋅ч. Дано описание установки и изложен порядок ее работы. Установка продемонстрировала устойчивый характер работы с воспроизведением результатов. Отмечается, что нарабатываемый на установке радиоизотоп 82Sr не имеет примеси радиоизотопа 85Sr, ответственного примерно за половину дозовой нагрузки на персонал при эксплуатации стандартных 82Sr–82Rb-изотопных генераторов.

В настоящее время одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений ядерной медицины является диагностика на основе метода позитронно-эмиссионной томографии (п.э.т.). Для диагностики миокарда методом п.э.т. наиболее приемлемым радиоактивным индикатором признан радиоизотоп 82Rb, получаемый с помощью 82Sr–82Rb-изотопных генераторов. Наиболее широко эта технология используется сегодня в США. Радиоизотоп 82Sr, как правило, получают на ускорителях протонов с энергией ≥70 МэВ по реакции Rb(p, xn)82Sr [13]. Ускорители с соответствующими характеристиками, ориентированные на коммерческое производство радиоизотопов, могут появиться в нашей стране лишь через несколько лет. Вместе с тем, для создания конкурентной среды в продвижении указанной технологии в России на основе отечественных 82Sr–82Rb-изотопных генераторов необходимо, чтобы уже сегодня потенциальные независимые производители генераторов имели возможность оперативного использования 82Sr как в процессе разработки генераторов, так и в процессе их испытаний. Однако из-за дефицита в настоящее время в нашей стране соответствующих протонных ускорителей возможности получения 82Sr для указанных целей потенциальными производителями 82Sr–82Rb-изотопных генераторов весьма ограничены.

Для решения этой проблемы в НИЦ “Курчатовский институт” были проведены исследования по разработке иных доступных способов получения 82Sr для указанных целей. В частности, рассматривалась возможность производства 82Sr на циклотроне У-150 НИЦ “Курчатовский институт” путем облучения ядрами 4He и 3He газовой криптоновой мишени. Первые эксперименты, направленные на получение 82Sr по реакциям Kr(4He, xn)82Sr и Kr(3He, xn)82Sr, были выполнены с использованием природного криптона в работах [4, 5]. Выходы 82Sr, полученные в [5] по указанным реакциям для энергии 4He и 3He, сопоставимой с возможностями циклотрона У-150, составили соответственно ~5 и ~15 мкКи/мкА ⋅ ч, что недостаточно для практического применения.

С целью увеличения выхода 82Sr авторами предложен метод, основанный на использовании каскадной мишени [6]. Кратко суть метода состоит в следующем. Каскадная мишень представляет собой ряд модулей (замкнутых объемов) с высокообогащенными изотопами криптона, которые заряженная частица последовательно (начиная с изотопа с большей массой) пролетает до полного торможения. При этом размеры модулей и, соответственно, границы между модулями выбираются так, чтобы каждый изотоп криптона облучался ядрами 4He лишь в той энергетической области заряженных частиц, где сечение реакции с выходом 82Sr выше соответствующих сечений реакций на других изотопах криптона. Это дает возможность существенно увеличить интегральный выход 82Sr. На рис. 1 схематично проиллюстрирован принцип работы каскадной мишени. Здесь кривые представляют условные сечения реакций, приводящие к образованию 82Sr на различных изотопах криптона, а огибающая кривая – эффективное сечение образования 82Sr в каскадной мишени.

Рис. 1.

Иллюстрация принципа работы каскадной мишени.

В рамках реализации концепции каскадной мишени и для отработки технологии получения и выделения 82Sr из газообразной мишени в НИЦ “Курчатовский институт” на циклотроне У-150 создана экспериментальная установка, позволяющая нарабатывать 82Sr на одном из модулей мишени с высокообогащенным изотопом криптона 80Kr по реакции 80Kr(4He, 2n)82Sr. Получаемый на этой установке 82Sr не имеет, в отличие от 82Sr, получаемого по реакции Rb(p, xn)82Sr, примеси 85Sr, ответственного примерно за половину дозовой нагрузки на персонал. Это особенно удобно при проведении исследовательских работ по отладке режимов работы 82Sr–82Rb-изотопных генераторов и при проведении их испытаний.

На рис. 2 приведена в общем виде конструкция модуля каскадной мишени с 80Kr.

Рис. 2.

Конструкция модуля каскадной мишени с 80Kr. 1 – рабочая камера; 2 – фольговый узел; 3 – технологические отверстия; 4 – тензометрический датчик давления.

Модуль состоит из металлического корпуса с внутренней конусообразной рабочей камерой 1 и фольгового узла 2, отделяющего модуль от объема циклотрона. Корпус охлаждается проточной водой. Объем рабочей камеры (~100 см3) через специальные технологические отверстия 3 связан с автономной вакуумной системой, системой подачи и удаления криптона, устройством, обеспечивающим смыв 82Sr со стенок рабочей камеры. Давление газа в рабочей камере контролировали с помощью тензометрического датчика 4. Геометрические размеры рабочей камеры были выбраны на основе расчетов по программе SRIM [7] и обеспечивали длину пробега ядер 4He в 80Kr при давлении ~0.65 МПа от начальной энергии 55 МэВ до 35 МэВ (эффективного порога реакции 80Kr(4He, 2n)82Sr).

На рис. 3 приведена блок-схема экспериментальной установки для производства 82Sr по реакции 80Kr(4He, 2n)82Sr. Работы на установке осуществлялись в следующей последовательности: вакуумирование рабочей камеры 1 модуля, ее заполнение изотопом 80Kr (использовался 80Kr с обогащением ≥99.9%), облучение модуля ядрами 4He с энергией 55 МэВ, вымораживание изотопа 80Kr после облучения из рабочей камеры модуля в баллон с 80Kr (5), извлечение из модуля 82Sr, образующегося в результате облучения. В режиме on-line под управлением компьютера на всех этапах технологического процесса осуществлялся контроль основных физических параметров установки. Вакуумирование рабочей камеры модуля проводили с помощью форвакуумного насоса Scroll Meister ISP-50 (4) до давления 10–3 Торр при открытых клапанах V1, V3 и закрытых клапанах V2, V4, V5. Заполнение криптоном рабочей камеры модуля осуществляли в следующей последовательности. При открытых V1, V5 и закрытых клапанах V2V4 из баллона с 80Kr (5) известного объема, контролируя давление газа по тензометрическому датчику 7, перемораживали часть 80Kr, необходимую для заполнения рабочей камеры 1 модуля, во вспомогательную азотную ловушку 2. Затем при закрытых клапанах V1, V2 заполняли 80Kr рабочую камеру модуля до давления ~0.65 МПа, отогревая вспомогательную азотную ловушку 2 до комнатной температуры. Облучение модуля проводили двухзарядными ядрами 4He с начальной энергией 55 МэВ при токе ~10 мкА в течение часа, контролируя давление газа в рабочей камере по тензометрическому датчику 4 (рис. 2). Давление криптона в рабочей камере поднималось с ~0.65 до ~0.85 МПа в течение первых 10 с облучения и в дальнейшем не менялось. Интегральный поток ядер 4He определяли с помощью специального интегрирующего прибора измерением суммарного заряда ядер 4He, падающих на модуль. Во время облучения 80Kr на стенках рабочей камеры оседал 82Sr. После облучения 80Kr из рабочей камеры при открытых клапанах V1, V5 (рис. 3) и закрытых V2V4 перемораживали в баллон с 80Kr (5). Извлечение 82Sr из рабочей камера модуля проводили путем смыва радионуклида со стенок 0.5 М раствором HCl. В результате смыва 82Sr взаимодействовал с HCl и находился в растворе в форме SrCl2. Процедуру смыва проводили следующим образом. При открытом клапане V2 и закрытом V1 объем рабочей камеры 1 заполняли раствором HCl из емкости (на рис. 3 не показана), при помощи перистальтического насоса ВТ-100 через вентили-переключатели Рег1 и Рег2, установленные в положение г (Рег2) и положение б (Рег1). При заполнении объема рабочей камеры раствором HCl до давления Р = 0.012 МПа клапан V2 закрывался.

Рис. 3.

Блок-схема экспериментальной установки для производства 82Sr по реакции 80Kr(4He, 2n)82Sr. 1 – рабочая камера; 2 – промежуточная азотная ловушка; 3 – емкость сбора раствора со 82Sr в защитном контейнере; 4 – форвакуумный насос; 5 – баллон с 80Kr; 6 – баллон с He; 7 – тензометрический датчик давления; V1V5 – электромагнитные клапаны, Рег1, Рег2 – вентили-переключатели.

После 30 мин выдержки при открытых клапанах V1, V2, V4 и закрытых V3, V5 и переведенном в положение д вентиля-переключателя Рег1 раствор из рабочей камеры выдавливался газообразным гелием, подаваемым из баллона 6, в емкость сбора раствора со 82Sr (3), установленную внутри защитного свинцового контейнера. Однократный смыв позволял смыть ~90% активности 82Sr. Повторные смывы суммарно добавляли ~10% активности по отношению к первичному смыву. Через 7 дней выдержки из емкости со 82Sr отбирали образец раствора объемом 1 мл и проводили измерения активности 82Sr и активностей сопутствующих радиоизотопных примесей. Поскольку 82Sr не имеет удобных для регистрации γ-линий, активность 82Sr (T1|2 = 25.35 дня) определяли по активности дочернего радиоизотопа 82Rb (T1|2 = = 1.26 мин), с которым 82Sr находился в равновесии. Активность 82Rb определяли по площади пика полного поглощения γ-линии с Eγ = 776.5 кэВ, имеющей квантовый выход Kγ = 15.08% [8]. Измерения активности проводили с помощью γ-спектрометра фирмы ORTEC. Энергетическую зависимость эффективности регистрации γ-квантов детектором определяли экспериментально с помощью образцовых спектрометрических γ-источников из комплекта ОСГИ.

На рис. 4 в качестве иллюстрации приведен фрагмент аппаратурного γ-спектра образца раствора со 82Sr. В аппаратурном спектре были идентифицированы γ-линии 82Rb и 83Rb (T1|2 = 86.2 дня), а также фоновые линии 208Tl и 214Bi. Выход 82Sr в газовой криптоновой мишени с изотопом 80Kr при начальной энергии ядер 4He 55 МэВ составил ~53 ± 10 мкКи/мкА·ч при доверительной вероятности 68%.

Рис. 4.

Фрагмент аппаратурного γ-спектра образца раствора со 82Sr.

Выводы. На циклотроне У-150 НИЦ “Курчатовский институт” в рамках реализации концепции каскадной мишени создана экспериментальная установка, позволяющая на базе модуля мишени с изотопом 80Kr нарабатывать 82Sr по реакции 80Kr(4He, 2n)82Sr с приемлемым для практического использования выходом. В ходе нескольких пусков установка продемонстрировала устойчивый характер работы с воспроизведением результатов.

Нарабатываемый на установке радиоизотоп 82Sr не имеет примеси радиоизотопа 85Sr, ответственного примерно за половину дозовой нагрузки на персонал при эксплуатации стандартных 82Sr–82Rb-изотопных генераторов.

Производительность созданной экспериментальной установки позволяет удовлетворить потребности разработчиков в оперативном использовании 82Sr как на этапе разработки 82Sr–82Rb-изотопных генераторов, так и в процессе их испытаний.

Список литературы

  1. Mausner L., Prach T., Srivastava S. // Appl. Radiation and Isotopes. 1987. V. 38. № 3. P. 181.

  2. Vereshchagin Yu.I., Zagryadskiy V.A., Prusakov V.N. // Nucl. Instrum. and Methods in Phys. Res. 1993. V. A334. P. 246.

  3. Жуйков Б.Л., Коханюк В.М., Глущенко В.Н., Пилипенко С.И., Кавхута Г.А., Винсент Д., Кэккетт М. // Радиохимия. 1994. Т. 36. С. 494.

  4. Tarkanyi F., Qaim S.M., Stocklin G. // Appl Radiation and Isotopes. 1988. V. 39. № 2. P. 135.

  5. Tarkanyi F., Qaim S.M., Stocklin G. // Appl. Radiation and Isotopes. 1990. V. 41. № 1. P. 91.

  6. Загрядский В.А., Латушкин С.Т., Новиков В.И., Оглоблин А.А., Унежев В.Н., Чувилин Д.Ю., Шатров А.В., Ярцев Д.И. // Атомная энергия. 2011. Т. 110. Вып. 2. С. 88.

  7. Ziegler J., Ziegler M., Biersack J. // Nucl. Instrum. and Methods in Phys. Res. B. 2010. V. 268. P. 1818.

  8. Tuli J.K. // Nuclear Data Sheets. 2003. V. 98. Issue 2. P. 209.

Дополнительные материалы отсутствуют.