Приборы и техника эксперимента, 2020, № 5, стр. 134-136

УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПЛАСТИФИКАЦИИ И ВСПЕНИВАНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СВЕРХКРИТИЧЕСКИХ СРЕДАХ

Е. О. Епифанов a, С. А. Минаева a, Д. А. Зимняков bc, В. К. Попов a, Н. В. Минаев a*

a Институт фотонных технологий ФНИЦ “Кристаллография и фотоника” РАН
108840 Москва, Троицк, ул. Пионерская, 2, Россия

b Саратовский государственный университет им. Ю.А. Гагарина
Саратов, Россия

c Институт проблем точной механики и управления РАН
Саратов, Россия

* E-mail: minaevn@gmail.com

Поступила в редакцию 05.04.2020
После доработки 14.04.2020
Принята к публикации 15.04.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Описана установка, позволяющая изучать различные физико-химические процессы в атмосфере сверхкритического диоксида углерода при давлениях до 25 МПа и температурах до 100°С. Основой установки является компактный модульный цилиндрический реактор высокого давления диаметром 90 мм и высотой 100 мм с внутренним объемом 14 см3. Он оборудован восемью оптическими портами, системой измерения и регулировки давления и температуры, а также системой напуска и плавного сброса давления исследуемой среды. Кроме того, реактор оснащен двумя видеокамерами с разрешением 1920 × 1080 пикселей, позволяющими проводить видеозапись процессов, происходящих в объеме реактора, синхронизированную с системой регистрации данных давления и температуры. Работоспособность описанной установки продемонстрирована на примере изучения процессов пластификации и вспенивания полимерных материалов в среде сверхкритического диоксида углерода.

Технологии, основанные на использовании сверхкритических флюидов (с.к.ф.), в настоящее время широко применяются для реализации и исследования разнообразных физико-химических процессов [1]. Уникальные свойства сверхкритического диоксида углерода (скСО2) (давление выше 7.4 МПа, температура >31°С), такие как высокая скорость диффузии и способность выступать в качестве достаточно сильного неполярного растворителя, используются, в частности, для высокоэффективной экстракции различных химических соединений, а также импрегнации и модификации аморфных и частично-кристаллических полимеров.

Особый интерес представляет возможность проводить модификацию пластифицирующихся в среде скСО2 полимерных материалов, которые после сброса давления формируют в процессе вспенивания пористые микро- и макроструктуры с заданными параметрами. Изменяя параметры среды скСО2, можно получать высокопористые (≥60 об. %) структуры с различной архитектоникой из биосовместимых полимерных материалов, которые могут быть использованы в качестве биорезорбируемых матриц для биомедицинских применений [2].

Процесс формирования вспененных полимерных материалов с использованием скСО2, как правило, включает в себя несколько стадий. На первой стадии навеска полимера помещается в реактор высокого давления, находящийся при заданной температуре. После этого в реактор напускается диоксид углерода до необходимого давления, в результате чего происходит пластификация полимера.

Затем проводится декомпрессия реактора (управляемый сброс давления диоксида углерода), приводящая к образованию и росту микропузырьков в объеме пластифицированного полимера. С течением времени и понижением давления в реакторе последовательно происходят процессы формирования, развития и стабилизации пенной структуры [3]. В зависимости от исходных параметров среды скСО2, а также условий и скорости сброса давления возможно получение разнообразных вспененных полимерных структур с различными ансамблями пор.

Проведение исследований с использованием скСО2 требует наличия специфического оборудования, обеспечивающего высокие (но при этом хорошо контролируемые) давления и температуры [4]. Нами создана система для проведения оптических исследований процесса пенообразования полимерных материалов in situ в условиях умеренно высоких давления (до 25 МПа) и температуры (до 100°С).

Установка (рис. 1) состоит из следующих основных элементов: системы напуска СО2, оптического реактора высокого давления, системы видеорегистрации, системы контроля давления и температуры внутри реактора. Система напуска СО2 содержит 40-литровый газовый баллон 1, соединенный с насосом высокого давления 2 (Supercritical 24, SSI, США), который обеспечивает напуск диоксида углерода под необходимым давлением через игольчатый вентиль 3. Плавный спуск СО2 из реактора осуществляется через игольчатый вентиль, снабженный микровинтом тонкой регулировки 4. На корпус вентиля установлены нагреватели (до 80°С), позволяющие предотвратить замерзание внутри вентиля диоксида углерода (за счет эффекта Джоуля–Томсона) в процессе сброса его давления.

Рис. 1.

Слева – схема реактора высокого давления, на вставках фотографии типичных полимерных вспененных структур; справа – фотография экспериментальной установки. 1 – баллон с СО2; 2 – насос высокого давления; 3 – игольчатый вентиль высокого давления; 4 – реактор высокого давления; 5 – нагреватель с встроенной термопарой; 6 – образец с навеской полимера; 7 – термопара; 8 – датчик давления; 9 и 10 – цифровые видеокамеры с макрообъективами для съемки в горизонтальной и вертикальной плоскостях; 11 – модули подсветки; 12 – вентиль для сброса давления с установленными нагревательными элементами.

Оптический реактор высокого давления 5 является модификацией разработанного ранее нами модульного реактора высокого давления [4].

Реактор изготовлен из нержавеющей стали 12Х18Н10Т, максимальный диаметр корпуса реактора 90 мм, высота в собранном виде 100 мм. Внутренний объем представляет собой цилиндр диаметром 30 мм и высотой 60 мм.

Реактор содержит восемь оптических портов, в которые установлены втулки, имеющие пазы для размещения сапфировых или кварцевых окошек диаметром 14.6 мм и толщиной 10 мм. Стекла запрессовываются во втулке реактора с помощью прокладки, изготовленной из индия. Втулки устанавливаются в отдельных модулях (крышка, дно, основная часть) реактора высокого давления и уплотняются с помощью колец из бутадиен-нитрильного каучука или фторопластовых прокладок.

В центральной части реактора по гексагональной схеме расположены шесть оптических портов. В модулях крышки и дна реактора также установлены по одному оптическому порту. Такая компоновка реактора позволяет получить максимальное количество портов для проведения исследований различных процессов в среде скСО2 с одновременным использованием нескольких оптических методов диагностики [5].

Используя два оптических порта в вертикальной плоскости и два – в горизонтальной, можно проводить видеозапись процесса вспенивания полимерных материалов, последующая обработка которой позволяет получать данные о динамике роста пены и образования пузырьков в ее объеме. В систему видеорегистрации входят: две цифровые камеры XCAM1080PHB (ToupTec, КНР): боковая (6) и вертикальная (7), которые с помощью длиннофокусных макрообъективов и модулей подсветки 8 позволяют проводить видеозапись с качеством FullHD (1920 × 1080 пикселей, 30 кадров/с) области размером 4 × 6 мм внутри реактора. Камеры расположены на регулируемых во всех плоскостях держателях, с помощью которых можно непрерывно настраивать резкое изображение образца внутри объема реактора.

В нижней части реактора имеется шесть портов высокого давления для подключения датчиков, клапанов, линий напуска и спуска. Для регистрации параметров среды скСО2 внутри реактора высокого давления используются датчик давления и термопара К-типа, подключаемые к цифровому измерителю ТРМ200 (ОВЕН, Россия), с помощью которого измеряются давление и температура c необходимой периодичностью.

С помощью пропорционально-интегрального дифференциального терморегулятора ТРМ210 (ОВЕН, Россия) и нагревателя со встроенной термопарой 9 осуществляются нагрев реактора высокого давления и поддержание требуемой температуры. С помощью сетевого шлюза ПЕ210 (ОВЕН, Россия) обеспечиваются регистрация и запись температуры и давления с необходимым интервалом, позволяя соотносить точное время на видеофайлах со значениями температуры и давления внутри реактора высокого давления.

Описанная установка была успешно использована в серии исследований особенностей квазиизотермического вспенивания аморфного D,L-полилактида, предварительно пластифицированного суб- и сверхкритическим диоксидом углерода.

Список литературы

  1. Eckert C.A., Knutson B.L., Debenedetti P.G. // Nature. Nature Publishing Group. 1996. V. 383. № 6598. P. 313.

  2. Timashev P.S., Vorobieva N.N., Minaev N.V., Piskun Y.A., Vasilenko I.V. // Russian Journal of Physical Chemistry B. 2016. V. 10. № 8. P. 1195. https://doi.org/10.1134/S1990793116080078

  3. Tsivintzelis I., Angelopoulou A.G., Panayiotou C. // Polymer. 2007. V. 48. № 20. P. 5928. https://doi.org/10.1016/j.polymer.2007.08.004

  4. Минаев Н.В., Минаева С.А., Юсупов В.И. // ПТЭ. 2019. № 1. P. 147. https://doi.org/10.1134/S0032816219010208

  5. Зимняков Д.А., Баграташвили В.Н. // Вестник РФФИ. 2017. V. 1. № 1. P. 52. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2017-093-01-52-63

Дополнительные материалы отсутствуют.