Приборы и техника эксперимента, 2022, № 1, стр. 139-142

УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МИКРОПРОВОЛОК ИЗ СПЛАВОВ С ЭФФЕКТОМ ПАМЯТИ ФОРМЫ

В. С. Калашников a*, В. В. Коледов a, Д. С. Кучин a, А. В. Петров a, В. Г. Шавров a, М. С. Быбик a, А. В. Несоленов a

a Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН
125009 Москва, ул. Моховая, 11, Россия

* E-mail: vladimir.kalashnikovS@gmail.com

Поступила в редакцию 24.05.2021
После доработки 03.08.2021
Принята к публикации 05.08.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Описана экспериментальная установка для определения термомеханических свойств микропроволок из сплавов с эффектом памяти формы в диапазоне температур –190 до +270°С, механических напряжений до 2000 МПа и деформаций до 50%. Принцип работы установки основан на методе растяжения образца при переменной температуре и постоянной нагрузке. Измерение удлинения образца осуществляется оптическим датчиком перемещения. Установка испытана на микропроволоках из известного сплава c эффектом памяти формы системы никель–титан состава Ni49.8Ti50.2. Установка позволяет исследовать функциональные свойства образцов микропроволок с эффектом памяти формы, перспективных для применений в микросистемной технике, нанотехнологии и медицинской технологии.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие техники и электроники выявило необходимость в разработке новых материалов и технологий изготовления из них различного типа полуфабрикатов (прутки, поковки, штамповки, листы, проволоки, микропроволоки и т.д.) [1, 2]. При получении новых видов полуфабрикатов из конструкционных материалов их свойства определяются традиционными методами, такими как растяжение до разрушения, определение угла изгиба, ударная вязкость и т.д. Сплавы с эффектом памяти формы (э.п.ф.) являются функциональными материалами и не относятся к конструкционным. Исследование термомеханических свойств материалов с э.п.ф. требует разработки специальных установок и методов. Сплавы с э.п.ф. обладают замечательным свойством выдерживать огромные деформации без разрушения в определенном диапазоне температур. Однако использование этих материалов предполагает условие, что они не будут подвержены напряжениям свыше предела текучести ввиду утраты свойств, в то время как конструкционные материалы предполагают эксплуатацию при напряжениях свыше предела текучести (работа в условиях малоцикловой усталости, ползучести и др.) и до предела прочности. Так, для полной характеристики сплавов с э.п.ф. помимо предела текучести необходимо определить также другие свойства и характеристики этих функциональных материалов: обратимую деформацию, температуру фазовых превращений, реактивные напряжения и т.д. Ранее авторами была представлена установка трехточечного изгиба [3], а данная работа является ее продолжением и посвящена модификации экспериментальной установки для измерения зависимости деформации растяжения образца из сплава с э.п.ф. в виде микропроволоки (диаметром до 300 мкм) от температуры и нагрузки в широком диапазоне температур (от –190 до +270°С), деформации (от 0 до 50%) и механических напряжений (от 0 до 2000 МПа) с возможностью проведения длительных испытаний для определения стабильности функциональных свойств при количестве термоциклов до 2000 (функциональная усталость). Также представлены результаты опробования установки измерения термоупругих свойств микропроволок сплава Ni49.9Ti50.1, изготовленных методом горячего, теплого и холодного волочения.

ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ

Установка предназначена для измерения зависимости деформации образца сплава с э.п.ф. в виде проволок диаметром до 300 мкм. В частности, определяется зависимость относительной деформации растяжении образца ε(t, σ) от температуры t и механических растягивающих напряжений σ в образце, а также характеристики, описанные ранее в [3] для установки трехточечного изгиба.

Принцип работы установки основан на методе растяжения образца микропроволоки диаметром до 300 мкм и длиной до 25 мм из сплава с э.п.ф. силой F при переменной температуре t. Схема установки приведена на рис. 1. Состав установки аналогичен описанному ранее в статье [3], за исключением того, что в ее состав входят устройство для растяжения образца 1, включающее держатель 3 и равноплечее коромысло 10, система измерения удлинения образца, которая состоит из оптического датчика перемещения 5 (точка касания штока 4 коромысла 10 находится на расстоянии h от оси поворота коромысла), коромысла 10, соединенного со стальным тросом 11 и баком 13, находящимися на расстоянии Н от середины коромысла 10.

Рис. 1.

Схема установки для определения термомеханических свойств микропроволок из сплавов с э.п.ф. 1 – образец; 2 – керамические обкладки нагревателя; 3 – держатель нагревателя; 4 – керамический шток; 5 – оптический датчик перемещения; 6 – защитный кожух; 7 – нагреватель; 8 – термопара типа К; 9 – стальной шток с противовесом; 10 – равноплечее коромысло; 11 – стальной трос толщиной 3 мм; 12 – сосуд Дьюара с жидким азотом; 13, 15 – пластиковые баки; 14 – датчик силы; 16, 17 – электромеханические клапаны; БП1 – блок питания и управления клапанами, УС1 – усилитель сигнала датчика силы, УС2 – усилитель сигнала фотодиодов, БП2 – блок питания датчика силы и инфракрасного диода, УС3 – усилитель сигнала термопары, БП3 – блок питания нагревателя, ЦАП – цифроаналоговый преобразователь, АЦП – аналого-цифровой преобразователь, ПК – персональный компьютер.

Установка работает следующим образом. Образец 1 (рис. 1) в виде микропроволоки длиной Lобр < 25 мм и диаметром от 0.01 до 0.3 мм (рис. 2) располагается в области нагревателя, будучи предварительно прикрепленной к стальному тросу 11 (рис. 1). Второй конец образца петлей крепится за винт, расположенный в держателе 3. Для крепления образца к стальному тросу и для изготовления петли на другом конце применяются обжимные трубки внутренним диаметром до 1 мм и длиной до 5 мм, образец продевается в трубку требуемое количество раз (в данной работе – 2 раза) и затем трубка обжимается специальными скругленными пассатижами. Первичными условиями правильного проведения эксперимента являются расположение образца и захватов в области нагревателя и разрушение образца в области рабочей части, т.е. между обжимными трубками.

Рис. 2.

Схема установки образца в области нагревателя.

Максимальные растягивающие напряжения σ в образце, а также деформация образца ε в зависимости от перемещения штока рассчитываются исходя из следующих формул:

(1)
$\sigma = \frac{{{\text{4}}F}}{{3.14{{d}^{2}}}},$
(2)
$\varepsilon = \frac{{vH}}{{hL}} \cdot 100\% ,$
где L, мм – длина образца; v, мм – смещение штока 4; F, Н – растягивающая сила; d, мм – диаметр образца 1.

Как и в [3], сигнал, приходящий с оптического датчика перемещения 5 на усилитель сигнала фотодиодов УС2, имеет размерность в условных единицах – вольтах. Для используемого оптического датчика 5 экспериментально определена его рабочая область – от –3.5 до +3.5 В, что соответствует удлинению образца на 12 мм, при этом насыщение датчика перемещения происходит при +4.5 В и –4.5 В. Путем регулировки положения проволочной рамки на оптической оси добиваются того, чтобы в начальный момент в отсутствие нагрузки на образец значение на датчике перемещения находилось в диапазоне от –3.5 до –3 В.

Из полученных данных строятся первичные кривые, отражающие процесс термоупругого мартенситного превращения в микроразмерном образце из сплава с э.п.ф. [3].

Удлинение образца заданной длины составляет не более 12 мм с учетом пластической и псевдопластической деформации. Термоциклирование образца может происходить в интервале температур от –190 до +270°С, образец нагружается постоянной и известной силой, но не более 40 Н. В процессе работы на установке имеется возможность изменять такие параметры эксперимента, как интервал температур, величину растягивающей силы, скорость нагрева и охлаждения, количество термоциклов.

Как и в [3], при проведении измерений в образцах, для которых температура прямого мартенситного превращения находится ниже комнатной 25–30°С, та часть установки, в которой находятся образец 1, помещается в сосуд Дьюара. При этом оптический датчик перемещения находится вне области охлаждения – при постоянной температуре помещения (20–30°С), а спиралевидный миниатюрный нихромовый нагреватель мощностью 40 Вт, расположенный внутри керамических обкладок, обеспечивет равномерный прогрев как самого образца, так и крепежных зажимов во всем интервале удлинения образца.

Небольшие размеры образца (не более ∅ 0.3 × × 25 мм) и миниатюрный мощный нагреватель позволяют расходовать 15–20 л хладагента (жидкого азота) на 100 термоциклов при небольших скоростях нагрева (до 5°С/мин) и на 500 термоциклов при больших скоростях нагрева и охлаждения (до 15°С/мин).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ

Испытания установки проводились на образцах микропроволок диаметром 0.1 мм и общей длиной 120 м, изготовленных из сплава Ni49.9Ti50.1 методом горячего, теплого и далее холодного волочения по серийной технологии, принятой на ООО “Матэк-СПФ” (Москва). Исходным материалом для проволоки послужил пруток диаметром 5 мм, прошедший теплую ковку при температуре 350°С [4]. Проволока поставляется в намотке на пластиковую катушку, от которой были отобраны образцы длиной 45 мм для проведения испытаний (с учетом расхода материала на изготовления петель для захватов).

Следует отметить, что в последнее время опубликована работа [5], в которой также исследовалась микропроволока из сплава Ni49.8Ti50.2 с э.п.ф. диметром 0.3 мм после теплого и холодного волочения и в состоянии после отжига при 480°С 10 мин, однако с использованием установки другой конструкции.

Результат измерения зависимости ε(t, σ) представлен на рис. 3. Стрелкой на графике указан момент нагружения. Для определенных уровней напряжения было проведено испытание с накоплением циклов. Так, для напряжения 545 МПа в 1-м цикле обратимая деформация составила 7.9%, в 20-м – 9.3%. При 260 МПа обратимая деформация составила 3.5%, температура начала термоупругого превращения мартенсит-аустенит составила 0°С, температура конца термоупругого превращения мартенсит-аустенит составила 15°С, температура начала термоупругого превращения аустенит-мартенсит составила –25°С, температура конца термоупругого превращения аустенит-мартенсит составила –50°С.

Рис. 3.

Зависимость деформации от температуры и нагрузки для образца микропроволоки производства ООО “Матэк-СПФ” сплава Ni49.9Ti50.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанная в ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН модификация установки, описанной в [3], для изучения функциональных свойств микропроволок с э.п.ф. и толщинами 10–300 мкм, перспективных для применений в микросистемной технике, нанотехнологии и биомедицинской технологии, имеет следующие преимущества:

– большой диапазон нагрузок до 3000 МПа (или усилий до 40 Н), диапазон измерения деформации расширен до 50% при относительно малой длине образца (не более 25 мм) и широком температурном диапазоне проведения измерений – от –190 и до +270°С;

– равномерный прогрев и термопары, и проволоки, что позволяет с высокой точностью определять характеристические температуры, так как и термопара, и образец находятся в одинаковых условиях при проведении нагрева и охлаждения;

– возможность проведения длительных измерений при низком расходе хладагента – не более 15–20 л на каждые 500 термоциклов;

– при необходимости возможны различные сценарии проведения эксперимента и определения прочих характеристик э.п.ф. [57].

Результаты измерений характеристик термоупругих мартенситных превращений в различных микроразмерных полуфабрикатах из сплавов с э.п.ф. позволят получить не только достоверные данные об эксплуатационных свойствах материала, но и окажут существенную поддержку в моделировании устройств на их основе и контроле качества изготавливаемой проволоки.

Список литературы

  1. Jaronie Mohd Jani, Martin Leary, Aleksandar Subic, Mark A. Gibson // Materials and Design. 2014. V. 56. P. 1078. https://doi.org/10.1016/j.matdes.2013.11.084

  2. Lorenza Petrini, Francesco Migliavacca // J. Metallurgy. 2011. V. 2011. ID 501483. https://doi.org/10.1155/2011/501483

  3. Калашников В.С., Коледов В.В., Кучин Д.С., Петров А.В., Шавров В.Г. // ПТЭ. 2018. № 2. С. 139. https://doi.org/10.7868/S0032816218020155

  4. Калашников В.С., Андреев В.А., Коледов В.В., Гундеров Д.В., Петров А.В., Шавров В.Г., Кучин Д.В., Гизатуллин Р.М. // Металловедение и термическая обработка металлов. 2019. № 8. С. 45.

  5. Xiaoyu Qin, Xiaoyong Zhang, Xiaojun Yan, Shixun Wang, Shuqing Zhang, Chaoyong Guo, Jun Jiang, Bin Zhang, Dawei Huang, Mingjing Qi // Materials & Design. 2019. V. 178. P. 107842. https://doi.org/10.1016/j.matdes.2019.107842

  6. Рыклина Е.П., Прокошкин С.Д., Чернавина А.А. // Материаловедение. 2012. № 11. С. 23.

  7. Otsuka K., Ren X. // Prog. Mater. Sci. 2005. V. 50. P. 511. https://doi.org/10.1016/j.pmatsci.2004.10.001

Дополнительные материалы отсутствуют.