Приборы и техника эксперимента, 2022, № 2, стр. 57-60

УСТРОЙСТВО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ

И. С. Шемолин a*, И. В. Калашников a, В. М. Рулевский a, А. В. Осипов a

a Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
634050 Томск, просп. Ленина, 40, Россия

* E-mail: ilya.shemolin@mail.ru

Поступила в редакцию 13.09.2021
После доработки 26.10.2021
Принята к публикации 28.10.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Описано зарядное устройство низковольтных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей асимметричным током. Примененная топология двойного активного моста позволила обеспечить двунаправленный режим работы, необходимый для формирования восстановительных зарядно-разрядных циклов, образованных асимметричными двуполярными импульсами зарядного тока с уровнями –7 и +20 А различной длительности с частотой 10 Гц. Разработанный согласующий трансформатор выполнен на магнитопроводе ELP 38 с сильноточной одновитковой обмоткой из медной шины.

Свинцово-кислотные аккумуляторы являются наиболее распространенными накопителями электрической энергии, при этом их эксплуатационные характеристики, такие как емкость, количество циклов заряда–разряда и т.д., ухудшаются с течением времени. Это связано с происходящими в батареях электрохимическими процессами, которые приводят к образованию сернокислого свинца на пластинах аккумулятора [1]. Уменьшение объема сульфатации и частичное восстановление емкости аккумуляторов может осуществляться восстановительными зарядно-разрядными циклами, формируемыми чередующимися с низкой частотой интервалами заряда и разряда аккумулятора, в результате чего образуется ассиметричный зарядный ток [24]. Такой режим заряда позволяет существенно продлить эксплуатационный срок батареи, повысить ее надежность. Целью работы является разработка зарядного устройства для заряда свинцово-кислотных аккумуляторных батарей асимметричным током.

Разработанное зарядное устройство состоит из трех основных узлов: корректора коэффициента мощности на микросхеме UCC28180 [5], преобразующего однофазную сеть переменного тока 220 В/50 Гц в напряжение 400 В постоянного тока; двойного активного моста и системы управления на микроконтроллере STM32 (рис. 1).

Рис. 1.

Схема зарядного устройства пульсирующего тока. T1T4 – STPS57N65M5, T5T8 – CSD1953KCS; L – 100 мкГн, сердечник RM14, феррит N87, зазор g = 1.9 мм, w = 25 витков/0.66 мм2, провод ЛЭЛО 0.1 × 84; – сердечник EILP 38/8/25, феррит N87, w1 = 8 витков/0.66 мм2, провод ЛЭШО 0.1 × 84, w2 = 1 виток/2 мм2, медная шина; C1 – K73-17, 630 В, 4.7 мкФ, C2 – K73-17, 63 В, 2.2 мкФ; PA1 – датчик тока ACS711ELCTR-25AB-T; АБ – аккумуляторная батарея.

Силовая часть зарядного устройства построена на двунаправленной топологии двойного активного моста DAB (Dual Active Bridge). Данная топология состоит из высоковольтного инвертора на транзисторах T1Т4 и низковольтного активного выпрямителя на транзисторах T5Т8, связанных между собой дросселем переменного тока L. Для согласования напряжений аккумуляторной батареи и шины постоянного тока в схему включен высокочастотный трансформатор .

Эффективное формирование асимметричного двуполярного тока аккумулятора требует именно двунаправленного преобразователя, имеющего интервал рекуперации с отрицательным (разрядным) током (рис. 2а). В этой связи необходим активный выпрямитель, и топология DAB является фактически безальтернативным решением построения силовой части. Классическим способом регулирования выходного тока в таких преобразователях является фазовое регулирование [68], основанное на фазовом сдвиге напряжений инвертора и выпрямителя на угол α. Зависимость выходного тока от угла относительно его максимального значения описывается выражением

(1)
$I_{{АБ}}^{*} = \frac{{{{I}_{{АБ}}}}}{{{{I}_{{АБ\,{\text{max}}}}}}} = \alpha (1 - \,\,{\text{|}}\alpha {\text{|}}).$
Рис. 2.

Характеристики зарядного устройства: а – восстановительный зарядно-разрядный цикл; б – регулировочная характеристика; в – диаграммы при формировании максимального зарядного тока аккумуляторной батареи.

Характеристика (рис. 2б) показывает, что преобразователь имеет широкий диапазон изменения угла α при регулировании зарядного тока аккумулятора, при этом зарядный ток фактически не зависит от напряжения UАБ.

При формировании асимметричного тока на такте управления задается положительный угол α1, определяющий ток зарядного интервала аккумуляторной батареи (рис. 2в), и отрицательный угол α2, определяющий ток разрядного интервала. Изменением соотношения длительностей указанных интервалов можно регулировать среднее значение зарядного тока, сохраняя неизменными уровни асимметричного тока. При этом, во избежание возникновения аварийного режима, ампер-секундная площадь импульса заряда должна превышать площадь разрядного. Учитывая низкую частоту следования импульсов ассиметричного тока 10 Гц, смена угла регулирования происходит итерационно в течение 20 периодов работы зарядного устройства.

Система управления зарядного устройства построена на базе контроллера STM32F334R8T6. Управляющее воздействие формируется в виде сдвинутых по фазе последовательностей управляющих импульсов транзисторов инвертора и выпрямителя. Формирователь управляющих импульсов вычисляет требуемые углы управления в зависимости от заданных значений тока зарядного и разрядного интервалов. Ввиду неидеальности элементов преобразователя, рассчитанный по выражению (1) угол регулирования не обеспечивает требуемую точность стабилизации зарядного тока, поэтому в устройстве реализуется коррекция угла управления регулятором обратной связи. Коррекция происходит по сигналу усилителя ошибки, который сравнивает опорный сигнал с оцифрованным сигналом датчика тока PA1, нормированным относительно напряжения питания микроконтроллера 3.3 В. Измерение проводится датчиком тока на эффекте Холла ACS711ELCTR-25AB-T. Среднее значение зарядного тока задается программно и определяется длительностями зарядного и разрядного интервалов.

Наибольшая энергетическая эффективность преобразования достигается при настройке максимального зарядного тока на угол управления α1 → π/2, в устройстве принято α1 = 0.4π. Это позволяет получить минимальные интервалы рекуперации в выпрямителе и минимальное действующее значение его тока. В рассматриваемом случае на частоте 200 кГц моделированием получены значения коэффициента трансформации Kтр = 8 и индуктивности дросселя L = 100 мкГн, обеспечивающие данный угол.

В данном режиме работы преобразователя реализуется ZVS (zero voltage switch – включение в нуле напряжения) транзисторов инвертора, что важно при его высоком напряжении, равном 400 В. Однако необходимо учитывать существенные значения выключаемого тока, на интервале заряда достигающие 4.5 А, что требует выбирать транзисторы с незначительными емкостями сток–исток Cds. Для инвертора выбраны MOSFET-транзисторы – STP57N65M5 с выходной емкостью Cds = 115 пФ. Критерии выбора транзисторов выпрямителя иные. Учитывая большой выходной ток, их выбор основан на обеспечении минимальных статических потерь. В зарядном устройстве выбраны транзисторы CSD1953KCS с малым сопротивлением открытого канала Rds = 2.6 мОм.

Разработка согласующего трансформатора с большим выходным током имеет свои особенности. Такие трансформаторы выполняются на разрезных магнитопроводах с многослойной вторичной обмоткой (рис. 3). В этом случае конструкция позволяет получить лучшее заполнение окна магнитопровода и уменьшает последствия поверхностного эффекта. В данном устройстве применен магнитопровод ELP 38/8/25, вторичная обмотка реализована из 4 слоев медной фольги толщиной 0.1 мм с изоляцией класса B из полиэстеровой пленки. Первичная обмотка выполнена многожильным проводом литцендрат – ЛЭЛО, общим сечением 0.66 мм2.

Рис. 3.

Трансформатор преобразователя номинальной мощностью 250 ВА: а – схема трансформатора с вторичной обмоткой из медной шины; б – внешний вид трансформатора; обмотка инвертора – провод ЛЭШО 84 × 0.1, обмотка выпрямителя – четырехслойная изолированная медная шина толщиной 0.1 мм.

Дроссель преобразователя индуктивностью L = 100 мкГн располагается в цепи первичной обмотки трансформатора, поэтому имеет небольшое значение тока 5 А, которое позволяет выполнить обмотку проводом ЛЭЛО 84×0.1. В дросселе используется магнитопровод RM14 с зазором g = 1.9 мм (феррит N87). Введение зазора необходимо для обеспечения амплитуды индукции сердечника 0.1 Тл, ограничивающей потери в магнитопроводе на уровне 4.2 Вт.

Результаты испытаний в режиме заряда аккумулятора AGM26-12 асимметричным током показаны на рис. 4а. Максимальное значение тока заряда составляет 19.2 А, тока разряда –7 А, длительности интервалов заряда 40 мс и разряда 60 мс, средний ток заряда аккумулятора 3.5 А.

Рис. 4.

Осциллограммы параметров зарядного устройства: а – асимметричного зарядного тока аккумуляторной батареи IАБ (12.5 А/деление), б – на интервале заряда: ток дросселя IL (5 А/деление), напряжения на транзисторе инвертора T1 (200 В/деление) и транзисторе выпрямителя T2 (10 В/деление).

Работа преобразователя на интервале заряда при Uвх = 391 В и UАБ = 13.4 В проиллюстрирована осциллограммами тока дросселя IL, напряжений на транзисторе инвертора ${{U}_{{{{T}_{1}}}}}$ и выпрямителя ${{U}_{{{{T}_{2}}}}}$ (рис. 4б). При угле регулирования α1 = 0.4π зарядный ток составил 19.2 А. Видно, что интервал рекуперации энергии в выпрямителе минимален, что минимизирует статические потери. Экспериментальные результаты (рис. 4б) количественно и качественно соответствуют моделированию (рис. 2в).

Таким образом, представленное устройство позволяет задавать низкочастотные восстановительные зарядно-разрядные циклы, что реализует процесс десульфатации пластин и восстановления характеристик свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Граничный режим работы устройства при равенстве ампер-секундных площадей зарядного и разрядного интервалов позволяет формировать контрольно-тренировочные циклы без передачи энергии, т.е. делает возможным восстановление характеристик полностью заряженной аккумуляторной батареи.

Список литературы

  1. Tar B., Fayed A. // 2016 IEEE 59th International Midwest Symposium on Circuits and Systems (MWSCAS). 2016. P. 1. https://doi.org/10.1109/MWSCAS.2016.7870048

  2. Дувинг В.Г., Казаринов И.А., Бурашникова М.М. // Электрохимическая энергетика. 2012. Т. 12. № 1. С. 21.

  3. Каменев Ю.Б., Чунц Н.И., Леонов В.Н., Штомпель Г.А. // Электрохимическая энергетика. 2011. Т. 11. № 1. С. 33.

  4. Бутаков А.П., Ставицкий А.В. // Сборник материалов LI Международной студенческой научно-практической конференции “Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения”. Тюмень, 17 марта 2017. Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2017. С. 24.

  5. Сайт компании Texas Instruments Incorporated. UCC28180 Programmable Frequency, Continuous Conduction Mode (CCM), Boost Power Factor Correction (PFC) Controller. https://www.ti.com/lit/gpn/ucc28180.pdf

  6. Carvalho L.L., Costa P.S., Roggia L., Schuch L. // 2019 IEEE PES Innovative Smart Grid Technologies Conference – Latin America (ISGT Latin America). 2019. P. 1. https://doi.org/10.1109/ISGT-LA.2019.8895300

  7. Krismer F., Kolar J.W. // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2012. V. 59. № 7. P. 2745. https://doi.org/10.1109/TIE.2011.2112312

  8. Friedemann R.A., Krismer F., Kolar J.W. // 2012 Twenty-Seventh Annual IEEE Applied Power Electronics Conference and Exposition (APEC). 2012. P. 509. https://doi.org/10.1109/APEC.2012.6165868

Дополнительные материалы отсутствуют.