Радиотехника и электроника, 2022, T. 67, № 12, стр. 1216-1219

Применение метода конструкторско-технологической оптимизации для повышения надежности субгармонического смесителя сверхвысокочастотных радиосигналов на базе резонансно-туннельного диода

К. В. Черкасов a*, С. А. Мешков a, М. О. Макеев a, В. Д. Шашурин a, Б. В. Хлопов a

a Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
105005 Москва, 2-я Бауманская ул., 5, Российская Федерация

* E-mail: kvche@mail.ru

Поступила в редакцию 14.05.2022
После доработки 14.05.2022
Принята к публикации 30.07.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены результаты решения задачи повышения надежности субгармонического смесителя СВЧ-радиосигналов на второй гармонике гетеродина на базе резонансно-туннельного диода в заданных условиях эксплуатации путем конструкторско-технологической оптимизации электрических характеристик смесителя. Оптимальное сочетание электрических характеристик смесителя и обеспечивающие его параметры конструкции определены посредством разработанного авторами программного комплекса. В результате оптимизации гамма-процентная наработка до отказа увеличена в 1.49 раза.

ВВЕДЕНИЕ

Нелинейные преобразователи частоты (ПЧ) радиосигналов являются ключевыми элементами радиотехнических систем, так как с их помощью осуществляются основные радиотехнические преобразования. Одним из путей улучшения электрических характеристик ПЧ-радиосигналов является использование наноэлектронных приборов, к которым относятся резонансно-туннельные диоды (РТД) на основе AlGaAs/GaAs многослойных гетероструктур с поперечным токопереносом [1] в качестве нелинейных элементов (НЭ). Применение РТД в данной роли позволяет расширить рабочий диапазон частот и повысить помехоустойчивость ПЧ-радиосигналов [211]. Производство РТД возможно с использованием отработанных технологий микроэлектроники.

При проектировании ПЧ радиосигналов помимо обеспечения заданного уровня электрических характеристик прибора одной из приоритетных является задача обеспечения надежности в заданных условиях эксплуатации. В [12] изложена методология проектирования микро и наноприборов и предложен вариант решения данной задачи, при котором в процесс проектирования прибора вводится этап конструкторско-технологической (КТ) оптимизации.

Цель данной работы – определить номинальные значения параметров конструкции прибора и его электрических характеристик, максимизирующих заданную целевую функцию, без изменения технологических допусков на параметры конструкции и определяемых конструктором допусков на электрические характеристики оптимизируемого прибора.

Приведены результаты КТ-оптимизации электрических характеристик субгармонического смесителя (СГС) на второй гармонике гетеродина на базе РТД в заданных условиях эксплуатации с целью обеспечения его надежности.

1. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ

Объектом исследования является однодиодный СГС диапазона 10…11 ГГц с РТД в качестве нелинейного элемента. Резонансно-туннельная структура (РТС) диода состоит из двух AlAs-барьеров и располагающейся между ними GaAs-квантовой ямы. Смеситель состоит из делителя мощности; диодной секции, в которой располагается нелинейный элемент (НЭ), и полосно-пропускающего фильтра. В качестве электрических характеристик оптимизируемого СГС РТД рассматривали коэффициент передачи (КП) промежуточной частоты и верхние границы динамического диапазона по 1 дБ-компрессии и интермодуляции. На основании представленных разработчиком требований на них установлены следующие допуски: коэффициент передачи не менее –16 дБ; верхняя граница динамического диапазона по 1 дБ-компрессии не менее 6 дБм; положение точки IP3, по которому определяется верхняя граница динамического диапазона по интермодуляции, – не ниже 20 дБм.

Методология КТ-оптимизации подробно описана в [12], а ее практическая реализация в виде программного комплекса – в [13]. В качестве целевой функции был выбран гамма-процентный ресурс при γ = 0.99 Tγ = 0.99.

Моделирование вольт-амперной характеристики (ВАХ) РТД и ее кинетики в заданных условиях эксплуатации выполнено с помощью специализированного модуля разработанного нами программного комплекса (рис. 1). Алгоритмы моделирования начального участка ВАХ РТД и воздействия эксплуатационных факторов на электрические характеристики диода описаны в [14]. Параметры AuGeNi-омических контактов РТД, отражающие восприимчивость РТД к воздействию эксплуатационных факторов, а также параметры деградационных процессов, протекающих в РТД в заданных условиях эксплуатации, определены в ходе экспериментальных исследований [1521].

Рис. 1.

Начальный участок ВАХ РТД (1) и ДБШ (2).

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сравнение электрических характеристик СГС на основе РТД до оптимизации (параметры конструкции диода до и после оптимизации приведены ниже) с аналогом на основе диода с барьером Шоттки (ДБШ) показало, что КП промежуточной частоты СГС на основе РТД на 3 дБ ниже аналога на ДБШ. В то же время прибор на основе РТД обладает в 3.55 раз более широким динамическим диапазоном по 1 дБ-компрессии (верхняя граница динамического диапазона смесителя на основе РТД расположена на 7 дБм правее аналога на ДБШ) и в 2.26 раз более широким динамическим диапазоном по интермодуляции (точка IP3 СГС на основе РТД расположена на 16 дБм правее аналога на ДБШ).

Конструкторско-технологическую оптимизацию проводили с целью повышения надежности СГС в условиях воздействия температурного фактора. Критериями годности являются установленные разработчиком допуски на рассматриваемые электрические характеристики. Анализ надежности СГС показал, что основным механизмом отказа СГС является постепенный отказ, возникающий в результате падения коэффициента передачи промежуточной частоты ниже порогового значения из-за необратимых деградационных процессов, протекающих в РТД в заданных условиях эксплуатации. Кинетика других рассматриваемых электрических характеристик СГС имеет аналогичный характер, однако КП промежуточной частоты достигает порогового значения быстрее. В результате анализа надежности установлено, что наиболее опасной с точки зрения возникновения отказов является частота сигнала 10.90 ГГц, так как на ней КП промежуточной частоты наиболее близок к пороговому значению.

В результате проведенной КТ-оптимизации СГС определено сочетание параметров конструкции РТД, обеспечивающих оптимальную для данного прибора форму ВАХ (рис. 2), и параметров пассивных элементов СГС. Синтезированное сочетание параметров конструкции смесителя позволяет при воздействии температуры 125°С увеличить Tγ =0.99 в 1.49 раза (рис. 3). Гамма-процентный ресурс СГС определен в результате анализа зависимости вероятности безотказной работы (ВБР) смоделированной выборки из 100 СГС от наработки в условиях воздействия температуры 125°С. Указанная вероятность выборки серии в момент времени t определяется как отношение числа отказавших приборов к размеру выборки. Отказ прибора фиксируется при выходе хотя бы одной из рассматриваемых электрических характеристик за пределы установленных допусков. Гамма-процентный ресурс при γ = 0.99 определяется как наработка, при которой ВБР составляет 0.99.

Рис. 2.

Номинальная (1) и оптимальная (2) формы начального участка ВАХ НЭ оптимизируемого смесителя на основе РТД и начальный участок ВАХ ДБШ (3).

Рис. 3.

Зависимость ВБР субгармонического смесителя на основе РТД от времени при температуре эксплуатации 125°С: 1 – ВБР до оптимизации; 2 – ВБР после оптимизации; 3Tγ = 0.99 до оптимизации; 4Tγ = 0.99 после оптимизации.

Оптимальная форма ВАХ РТД достигается посредством увеличения ширины симметричных барьеров двухбарьерной AlAs/GaAs РТС в шесть раз по сравнению с исходной (с 1.13 до 6.79 нм), увеличения ширины ямы на 71% (с 3.96 до 6.79 нм) и увеличения диаметра мезы на 13% (с 37 до 42 мкм) без изменения химического состава слоев РТС. Параметры пассивных элементов СГС были оптимизированы под новую форму ВАХ НЭ в процессе КТ-оптимизации. В результате оптимизации номинальные значения электрических характеристик СГС изменились следующим образом: КП промежуточной частоты на частоте сигнала 10.90 ГГц увеличен на 2.39 дБ (с –12.32 до –9.93 дБ), динамический диапазон по 1 дБ-компрессии расширен на 1 дБ (с 9.80 до 10.80 дБм), по интермодуляции – на 1.40 дБ (точка IP3 смещена с 28.75 на 30.15 дБм) СГСм. В результате КТ-оптимизации удалось приблизить значение КП промежуточной частоты СГСм на основе РТД к значению аналога на основе ДБШ (9.93 дБ у СГСм на основе РТД и 9.82 дБ у аналога на основе ДБШ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате КТ-оптимизации широкополосного СГС посредством разработанного программного комплекса гамма-процентный ресурс Tγ = 0.99 в заданных условиях эксплуатации увеличен в 1.49 раза. Полученный результат достигнут за счет определения оптимального сочетания параметров конструкции РТД и СГСм, обеспечивающих наилучшее с точки зрения надежности сочетание электрических характеристик смесителя. Достигнутый результат подтверждает возможность решения задачи обеспечения надежности ПЧ-радиосигналов на основе РТД в заданных условиях эксплуатации с помощью КТ-оптимизации электрических характеристик ПЧ без изменения технологии его изготовления.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

  1. Mizuta H., Tanoue T. The Physics and Applications of Resonant Tunnelling Diodes. Cambridge: Univ. Press, 2006. P. 133.

  2. Asada M., Suzuki S. // Sensors. 2021. V. 21. № 4. P. 1384.

  3. Sinyakin V.Yu., Makeev M.O., Meshkov S.A. // J. Phys.: Conf. Ser. 2016. V. 741. P. 012160.

  4. Wang J., Al-Khalidi A., Zhang C. et al. // Proc. 10th UK-Europe-China Workshop on Millimeter Waves and Terahertz Technologies (UCMMT). Liverpool. 11–13 Sept. 2017. N.Y.: IEEE, 2017. Article No. 8068497.

  5. Nagatsuma T., Fujita M., Kaku A. et al. // Proc. 3rd Int. Conf. Telecommunications and Remote Sensing (ICTRS). Luxembourg. 26–27 Jun. 2014. Setúbal: Scitepress, 2014. P. 41.

  6. Hori T., Ozono T., Orihashi N., Asada M. // Appl. Phys. 2006. V. 99. № 6. P. 064508.

  7. Kanaya H., Shibayama H., Suzuki S., Asada M. // Appl. Phys. Express. 2012. V. 5. № 12. P. 124101.

  8. Maekawa T., Kanaya H., Suzuki S., Asada M. // Appl. Phys. Express. 2016. V. 9. № 2. P. 024101.

  9. Srivastava A. // Europ. J. Advances in Engineering and Technology. 2015. V. 2. № 8. P. 54

  10. Nishida Y., Nishigami N., Diebold S. et al. // Sci. Rep. 2019. V. 9. Article No. 18125.

  11. Diebold S., Tsuruda K., Kim J.-Y. et al. // Proc. SPIE 2016. V. 9856. P. 98560U.

  12. Мешков С.А. // Изв. вузов. Приборостроение. 2019. Т. 62. № 10. С. 921.

  13. Черкасов К.В., Мешков С.А., Макеев М.О., Шашурин В.Д. // РЭ. 2022. Т. 67. № 6. С. 590.

  14. Макеев М.О., Черкасов К.В., Иванов Ю.А., Мешков С.А. // Успехи совр. радиоэлектроники. 2019. № 3. С. 28.

  15. Макеев М.О., Иванов Ю.А., Мешков С.А. // Физика и техника полупроводников. 2016. Т. 50. № 1. С. 83.

  16. Makeev M.O., Meshkov S.A., Ivanov Y.A. // Key Engineering Mater. 2017. V. 724. P. 48.

  17. Makeev M.O., Meshkov S.A., Sinyakin V.Yu. // J. Phys.: Conf. Ser. 2017. V. 917. P. 092004.

  18. Makeev M.O., Sinyakin V.Yu., Meshkov S.A. // Adv. Astronautical Sci. 2020. V. 170. P. 655.

  19. Vasilyev F., Isaev V., Korobkov M. // Przeglad Elektrotechniczny. 2021. V. 97. № 3. P. 91.

  20. Khayrnasov K.Z. // Amazonia Investiga. 2019. V. 8. № 23. P. 664.

  21. Sokolsky M., Sokolsky A. // Amazonia Investiga. 2019. V. 8. № 22. P. 757.

Дополнительные материалы отсутствуют.