Радиотехника и электроника, 2022, T. 67, № 3, стр. 301-302

Рост эпитаксиальных пленок Fe2O3 на подложках из ниобата лития

В. А. Лузанов *

Фрязинский филиал Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН
141190 Фрязино, Московской обл., пл. Введенского, 1, Российская Федерация

* E-mail: valery@luzanov.ru

Поступила в редакцию 13.09.2021
После доработки 13.09.2021
Принята к публикации 22.09.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Впервые получены эпитаксиальные пленки гематита (α-Fe2O3) и маггемита (γ-Fe2O3) на подложках LiNbO3 методом реактивного магнетронного высокочастотного распыления. Проведенный рентгеноструктурный анализ полученных пленок показал, что небольшое рассогласование кристаллических решеток позволяет получить данным методом структурно-совершенные эпитаксиальные слои Fe2O3 разных полиморфных модификаций на подложках LiNbO3.

Известно, что оксид трехвалентного железа существует в четырех полиморфных фазах: α, β, γ, ε. Первая и третья модификации встречаются в природе, имеют одинаковый химический состав, но отличаются строением кристаллической решетки. α-Fe2O3 или гематит обладает кристаллической решеткой типа корунда с тригональной сингонией и параметрами решетки a = 5.038 Å и c = 13.772 Å. γ-Fe2O3 (маггемит) обладает кристаллической решеткой кубической сингонии и параметром a = 8.330 Å. Наиболее распространенной модификацией является α-Fe2O3. В отличие от обычных ферромагнетиков, в гематите, являющемся ферримагнетиком, сумма магнитных моментов подрешеток не равна нулю, что приводит к спонтанному намагничиванию. В связи с этим гематит представляет большой интерес для изучения спин-волновых процессов.

Ниобат лития широко используется в элементах оптических модуляторов, пьезоэлектрических датчиков и других линейных и нелинейных устройств. Он также имеет кристаллическую решетку тригональной сингонии с параметрами a = 5.148 Å и c = = 13.863 Å, что весьма близко к структурным параметрам гематита. Это создает хорошие предпосылки к эпитаксиальному росту пленок гематита на ниобате лития.

В ряде работ уже сообщалось о получении пленок гематита. В частности, в [1] α-Fe2O3 выращивался методом газофазного осаждения (CVD) для использования в качестве буферного слоя при росте пленок Ga2O3 на LiNbO3. В работе [2] эпитаксиальные пленки гематита выращивали методом диодного ВЧ-распыления на подложках из галий-гадолиниевого граната. Золь-гель-технология использовалась в [3].

Об эпитаксиальном росте пленок гематита на ниобате лития методом магнетронного распыления ранее не сообщалось. В связи с этим в ходе данной работы были проведены исследования влияния технологических параметров данного метода на структурообразование пленок гематита на таких подожках.

Осаждение проводили методом магнетронного реактивного ВЧ-распыления железной мишени в смеси кислорода и аргона. Из-за того, что железо сильно ослабляет неоднородное магнитное поле над поверхностью мишени, уменьшая эффективность ионизации рабочего газа в плазме при магнетронном разряде, был выбран метод высокочастотного распыления и увеличено давление до 10–2 Торр. При таком давлении длина свободного пробега молекул газа и распыляемых частиц уменьшается до 1 см, снижая тем самым энергетическое воздействие на растущую пленку и уменьшая образование дефектов. Соотношение парциальных давлений кислорода и аргона составляло 1 : 10, что обеспечивало достаточное количество кислорода для образования стехиометрического оксида железа и уменьшало интенсивность бомбардировки растущей пленки отрицательно заряженными ионами кислорода. О влиянии бомбардировки, характерной для реактивных процессов при магнетронном распылении на рост оксидных пленок сообщалось в [4]. Скорость роста пленки при мощности разряда 300 Вт и расстоянии между мишенью и подложкой 5 см составила около 50 Å/мин. Осаждение пленки оксида железа было проведено при температурах подложки 20, 400, 600 и 700°С. При осаждении на подложку без нагрева из-за недостаточной локализации плазмы в области катода происходит электронная бомбардировка поверхности растущей пленки, приводящая к разогреву подложки до 200°С. Однако такой температуры оказалось недостаточно для кристаллизации. Согласно результатам рентгеноструктурного анализа, пленка оксида железа оказалась рентгеноаморфной. Далее температура подложки была повышена до 400°С. На рис. 1 приведена рентгеновская дифрактограмма от полученного образца. Кроме пика от подложки наблюдается еще одна дифракционная линия, соответствующая отражению от плоскости (11$\bar {2}$0) α-Fe2O3. При температуре подложки 600°С происходила кристаллизация кубической полиморфной модификации γ-Fe2O3. Дифрактограмма для 2-го порядка отражения приведена на рис. 2. Повышение температуры подложки до 700°С позволило получить структурно-совершенные слои гематита с ориентацией (0001). Дифракционная линия 12-го порядка от α-Fe2O3 приведена на рис. 3.

Рис. 1.

Рентгеновская дифрактограмма от пленки (11$\bar {2}$0) α-Fe2O3, осажденной при температуре подложки 400°С.

Рис. 2.

Рентгеновская дифрактограмма от пленки γ‑Fe2O3, осажденной при температуре подложки 600°С.

Рис. 3.

Рентгеновская дифрактограмма от пленки (0001) α-Fe2O3, осажденной при температуре подложки 700°С.

Таким образом, использование магнетронного разряда и достаточно высокая температура подложки позволяют получать эпитаксиальные пленки гематита на подложках из ниобата лития.

Список литературы

  1. Shimazoe K., Nishinaka H., Arata Y. et al. // AIP Advances. 2020. V. 10. № 5. P. 055310.

  2. Gomi M., Toyoshima H., Yamada T. // J. Physique IV Proc., EDP Sci. 1997. V. 07(C1). P. C1-481.

  3. Baratto C., Lottici P.P., Bersani D., Antonioli G. // J. Sol-Gel Sci. Technol. 1998. V. 13. P. 667.

  4. Luzanov V.A., Alekseev S.G., Polzikova N. // J. Commun. Technol. Electronics. 2018. V. 63. № 9. P. 1076.

Дополнительные материалы отсутствуют.