Известия РАН. Теория и системы управления, 2022, № 3, стр. 104-115

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ВСТРЕЧИ В БАЗАХ ЗНАНИЙ БОРТОВЫХ ОПЕРАТИВНО-СОВЕТУЮЩИХ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМАХ ЭТАПА ПОЛЕТА

С. К. Галиханов a*, Б. Е. Федунов ab**, М. А. Шигина a***

a МАИ (Национальный исследовательский ун-т)
Москва, Россия

b ГНЦ ФГУП ГосНИИАС
Москва, Россия

* E-mail: galikbwat@gmail.com
** E-mail: boris_fed@gosniias.ru
*** E-mail: shiginamarina@yandex.ru

Поступила в редакцию 15.10.2021
После доработки 16.11.2021
Принята к публикации 31.01.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Предлагается новый алгоритм конструирования траектории встречи самолета с другим летательным аппаратом, летящим по прямолинейной траектории с меньшей скоростью. Траектория формируется для профиля полета “набор высоты–полет на заданной высоте (полка)–снижение на точку встречи”. Необходимые характеристики этапов “набор высоты”, “полка” и “снижение” для конструирования траектории до момента встречи определяются в результате обработки летного эксперимента.

Введение. В базе знаний некоторых бортовых оперативно-советующих экспертных систем (БОСЭС) — этапа полета требуется сконструировать траекторию встречи истребителя (ИС) с ударным самолетом (УС), летящим на постоянной высоте с постоянным вектором скорости [1].

Траекторию встречи следует определять в классе траекторий со следующими характеристиками:

траектория имеет профиль — “набор заданной высоты (высота “полки”)–полет на “полке”–снижение на высоту полета УС”;

начальная и конечная высота ИС равна высоте УС;

проекция траектории ИС на горизонтальную плоскость является прямой линией.

Приводятся процедуры конструирования названных типов траекторий и результаты математического моделирования имитационного моделирования работы фрагмента базы знаний БОСЭС, который реализован в программно-математическом комплексе (ПМК).

1. Постановка задачи конструирования траекторий встречи. Введем прямоугольную систему координат на горизонтальной плоскости полета УС (рис. 1). Вертикальная ось ОZ направлена параллельно траектории УС, горизонтальная ось ОХ – от ИС, находящегося слева от УС, в сторону УС. Начало координат выбрано слева от ИС и ниже его. Отметим начальное расположение ИС (находится в точке А) и УС (находится в точке В).

Рис. 1.

Расположение ИС и УС и их траекторий встречи

Спроектируем на горизонтальную плоскость траекторию ИС (отрезок АС) и отметим:

в начале этой проекции проекцию участка траектории набора ИС высоты “полки”, обозначив его S1, и зафиксируем для него время набора высоты ∆t1;

в конце этой проекции проекцию участка траектории снижения ИС с высоты “полки” на высоту УС, обозначив его S2, и зафиксируем для этого участка полета время снижения ∆t2.

Найдем соответствующие длины траекторий УС: S12 = VУСt1 и S22 = VУСt2, отложив в начале траектории УС отрезок S12 (на рис. 1 отрезок ВВ1) и в конце траектории УС в окрестности точки встречи – отрезок S22 (отрезок С1С).

Определение длины проекции на горизонтальную плоскость участка траектории полета ИС на “полке” (искомое время полета ИС на “полке” обозначим через $\tau $) и длины соответствующего ему участка В1С1 траектории УС проведем, используя прямоугольный треугольник ACD, полученный при проектировании точки А на траекторию УС.

Использование прямоугольного треугольника (“треугольника $\tau $”) для определения длин упомянутых отрезков зависит от взаимного начального расположения ИС и УС и расположения точек В1 и D.

Из прямоугольного треугольника АСD, учитывая $A{{C}^{2}} = A{{D}^{2}} + D{{C}^{2}}$, находим:

(1.1)
$\begin{array}{*{20}{c}} {AC = \left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right) + {{V}_{{{\text{ИС}}}}}\tau ,} \\ {AD = {{X}_{{{\text{УС}}}}} - {{X}_{{{\text{ИС}}}}} = d,} \\ {DC = {{S}_{{22}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau + {{B}_{1}}D.} \end{array}$

В таком случае время полета ИС на “полке” $\tau $ определим из решения соответствующего квадратного уравнения $a{{\tau }^{2}} + b\tau + c = 0$ полученного из $A{{C}^{2}} = A{{D}^{2}} + D{{C}^{2}}$ и с учетом системы (1.1). Далее вычисляются корни квадратного уравнения ${{\tau }_{{1,2}}}$ и выбирается наименьший положительный.

Причем координаты точки встречи ИС с УС соответственно равны:

(1.2)
$\begin{array}{*{20}{c}} {{{X}_{{{\text{т}}{\text{.в}}}}} = {{X}_{{{\text{УС}}}}};} \\ {{{Z}_{{{\text{т}}{\text{.в}}}}} = {{Z}_{{{\text{УС}}}}} + {{S}_{{12}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau + {{S}_{{22}}}.} \end{array}$

Время полета ИС до встречи с УС соответствует сумме времени выхода ИС на заданную “полку” ∆t1, времени полета на “полке” τ, времени ∆t2 снижения ИС на высоту УС. Заметим, что в описанных вычислениях не используется математическая модель ИС на этапах “набор высоты” и “спуск”. Необходимые для расчетов проекции длины участков S1, S2 и минимального времени ИС для прохождения этих этапов ∆t1 могут быть получены на основании результатов летных испытаний.

2. Формирование исходных данных для конструирования траекторий ИС. Пусть заданы экспериментальные зависимости траектории ИС типа “набор заданной высоты – полет на заданной высоте – снижение”: изменение высоты полета по времени полета и изменение скорости полета по этой траектории по времени полета (зависимости взяты из [2]).

На рис. 2 представлены графики зависимости скорости и высоты полета от времени для траектории самолета, проекция которой на горизонтальную плоскость X, Z – прямая линия, а проекция траектории на вертикальную плоскость состоит из участков: полет на начальной высоте Н0, набор заданной высоты (высота “полки”), полет на заданной высоте с постоянной скоростью (полет на “полке”), спуск на начальную высоту Н0.

Рис. 2.

Зависимости скорости и высоты от времени для траектории встречи ИС с УС (зависимости взяты из [2])

Для конструирования в базах знаний БОСЭС-этапов полета таких траекторий удобно аппроксимировать экспериментальные траектории следующим образом: участки набора и спуска представлять временем выполнения участков и проекцией их длины на горизонтальную плоскость, участок полета на “полке” считать выполняемым с постоянной вертикальной скоростью, время участка снижения совпадает с экспериментальным.

Разобьем временную ось экспериментальных зависимостей на отрезки, на которых вертикальная скорость самолета Vy не изменяется (нулевая или постоянная с любым знаком), а скорость по траектории V или не изменяется, или изменяется по линейному закону.

На каждом таком временном участке определим проекцию скорости самолета Vxz на горизонтальную плоскость и рассчитаем: (1) длину горизонтальной проекции траектории самолета, соответствующей этому временному участку, и (2) время прохождения самолетом этого участка.

Суммируя длины и продолжительности всех временных участков на наборе высоты, получим необходимые в базе знаний бортовой интеллектуальной системы (БИС) полетного задания длину проекции траектории набора высоты на горизонтальную плоскость и время набора. Аналогично определим эти величины и для траектории спуска.

Этап “Набор высоты” состоит из нескольких участков.

Участок 1, $t \in \left[ {{{t}_{1}},{{t}_{2}}} \right]$:

${{V}_{{y2}}} = \frac{{{{H}_{2}} - {{H}_{1}}}}{{{{t}_{2}} - {{t}_{1}}}} = \frac{{8000 - 4000}}{{60 - 20}} = 100~\,\,{\text{м/с,}}$
${{V}_{{xz2}}} = \sqrt {V_{2}^{2} - V_{{y2}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {1000 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{100}}^{2}}} = 259\,\,{\text{м/с,}}$
$\Delta {{t}_{2}} = {{t}_{2}} - {{t}_{1}} = 60 - 20 = 40{\text{\;с\;}},$
$\Delta {{S}_{2}} = {{V}_{{xz}}}\Delta {{t}_{2}} = 259 \cdot 40 = 10360~\,\,{\text{м}}{\text{.}}$

Участок 2, $t \in \left[ {{{t}_{2}},{{t}_{3}}} \right]$:

${{V}_{{y3}}} = \frac{{{{H}_{3}} - {{H}_{2}}}}{{{{t}_{3}} - {{t}_{2}}}} = 0\,\,{\text{м/с,}}$
${{V}_{{xz3}}} = \sqrt {V_{3}^{2} - V_{{y3}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {1400 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - 0} = 388.92\,\,{\text{м/с,}}$
$\Delta {{t}_{3}} = {{t}_{3}} - {{t}_{2}} = 110 - 60 = 50~\,\,{\text{с}},$
$\Delta {{S}_{3}} = \frac{{\left( {{{V}_{{xz3}}} + {{V}_{{xz2}}}} \right)}}{2}\Delta {{t}_{3}} = \frac{{388.92 + 259}}{2}50 = 16198~\,{\text{м}}{\text{.}}$

Участок 3, $t \in \left[ {{{t}_{{3.2}}},{{t}_{4}}} \right]$:

${{V}_{{y4}}} = \frac{{{{H}_{4}} - {{H}_{3}}}}{{{{t}_{4}} - {{t}_{3}}}} = \frac{{11000 - 8000}}{{180 - 110}} = 42.85{\text{\;м/с,}}$
${{V}_{{xz4}}} = \sqrt {V_{4}^{2} - V_{{y4}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {1600 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{42.85}}^{2}}} = 442.4{\text{\;м/с\;}},$
${{V}_{{xz3}}} = \sqrt {V_{3}^{2} - V_{{y4}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {1400 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{\left( {42.85} \right)}}^{2}}} = 386.55{\text{\;м/с,}}$
$\Delta {{t}_{4}} = {{t}_{4}} - {{t}_{3}} = 180 - 110 = 70{\text{\;с\;}},$
$\Delta {{S}_{4}} = \frac{{\left( {{{V}_{{xz3}}} + {{V}_{{xz4}}}} \right)}}{2}\Delta {{t}_{4}} = \frac{{442.2 + 386.55}}{2}70 = 29006.3~\,\,{\text{м}}.$

Участок 4, $t \in \left[ {{{t}_{4}},{{t}_{5}}} \right]$:

${{V}_{{y5}}} = \frac{{{{H}_{5}} - {{H}_{4}}}}{{{{t}_{5}} - {{t}_{4}}}} = 0{\text{\;м/с,}}$
${{V}_{{xz5}}} = \sqrt {V_{5}^{2} - V_{{y5}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {2000 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - 0} = 555.56{\text{\;м/с,}}$
$\Delta {{t}_{5}} = {{t}_{5}} - {{t}_{4}} = 250 - 180 = 70~\,\,{\text{с}},$
$\Delta {{S}_{5}} = \frac{{\left( {{{V}_{{xz5}}} + {{V}_{{xz}}}} \right)}}{2}\Delta {{t}_{5}} = \frac{{555.56 + 442.4}}{2}70 = 34928.6~\,\,{\text{м}}{\text{.}}$

Участок 5, $t \in \left[ {{{t}_{5}},{{t}_{6}}} \right]$:

${{V}_{{y6}}} = \frac{{{{H}_{6}} - {{H}_{5}}}}{{{{t}_{6}} - {{t}_{5}}}} = \frac{{12000 - 11000}}{{290 - 250}} = 25{\text{\;м/с,}}$
${{V}_{{xz6}}} = \sqrt {V_{6}^{2} - V_{{y6}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {2100 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{25}}^{2}}} = 582.84~\,\,{\text{м/с,}}$
${{V}_{{xz5}}} = \sqrt {V_{5}^{2} - V_{{y6}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {2000*0.2778} \right)}}^{2}} - {{{\left( {25} \right)}}^{2}}} = 555.03{\text{\;м/с,}}$
$\Delta {{t}_{6}} = {{t}_{6}} - {{t}_{5}} = 290 - 250 = 25{\text{\;с\;}},$
$\Delta {{S}_{6}} = \frac{{{{V}_{{xz6}}} + {{V}_{{xz5}}}}}{2}\Delta {{t}_{6}} = \frac{{582.84 + 555.03}}{2}25 = 14223.5~\,\,{\text{м}}{\text{.}}$

Итог по этапу “Набор высоты”:

$\Delta {{t}_{{{\text{наб}}}}} = \mathop \sum \limits_{i = 1}^6 \Delta {{t}_{{\text{i}}}} = 255{\text{\;с,}}$
${{S}_{{{\text{наб}}}}} = \mathop \sum \limits_{j = 1}^6 \Delta {{S}_{j}} = 104716.4~\,{\text{м}}{\text{.}}$

Этап “Полка”, $t \in \left[ {{{t}_{6}},{{t}_{7}}} \right]$:

${{V}_{{y6}}} = \frac{{{{H}_{6}} - {{H}_{5}}}}{{{{t}_{6}} - {{t}_{5}}}} = \frac{{12000 - 11000}}{{290 - 250}} = 25\,\,{\text{м/с,}}$
${{V}_{{xz6}}} = \sqrt {V_{6}^{2} - V_{{y6}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {2100 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{25}}^{2}}} = 582.84\,\,{\text{м/с,}}$
${{V}_{{y7}}} = \frac{{{{H}_{7}} - {{H}_{8}}}}{{{{t}_{8}} - {{t}_{7}}}} = \frac{{16100 - 12000}}{{780 - 720}} = 68.3\,\,{\text{м/с,}}$
${{V}_{{xz7}}} = \sqrt {V_{8}^{2} - V_{{y1}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {2100 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{68.3}}^{2}}} = 579.37\,{\text{м/с,}}$
$\Delta {{t}_{7}} = 720 - 290 = 430~\,\,{\text{с\;}},$
$\Delta S = \frac{{{{V}_{{xz6}}} + {{V}_{{xz7}}}}}{2}\Delta {{t}_{7}} = \frac{{582.84 + 579.37}}{2} \cdot 430 = 249875.15~\,\,{\text{м}}{\text{.}}$

Этап “Снижение” состоит из двух участков.

Участок 1:

${{V}_{{y1}}} = \frac{{{{H}_{7}} - {{H}_{8}}}}{{{{t}_{8}} - {{t}_{7}}}} = \frac{{16100 - 12000}}{{780 - 720}} = 68.3{\text{\;м/с,}}$
${{V}_{{xz1}}} = \sqrt {V_{8}^{2} - V_{{y1}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {2100 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{68.3}}^{2}}} = 579.37{\text{\;м/с,}}$
$\Delta {{t}_{1}} = {{t}_{5}} - {{t}_{4}} = 780 - 720 = 60{\text{\;с\;}},$
$\Delta {{S}_{1}} = {{V}_{{xz1}}}\Delta {{t}_{1}} = 579.37 \cdot 70 = 40555.76~\,\,{\text{м\;}}.$

Участок 2:

${{V}_{{y2}}} = \frac{{{{H}_{8}} - {{H}_{9}}}}{{{{t}_{9}} - {{t}_{8}}}} = \frac{{12000 - 4000}}{{850 - 780}} = 114.3{\text{\;м/с,}}$
${{V}_{{xz2}}} = \sqrt {V_{9}^{2} - V_{{y2}}^{2}} = \sqrt {{{{\left( {1500 \cdot 0.2778} \right)}}^{2}} - {{{114.3}}^{2}}} = 400.72{\text{\;м/с,}}$
$\Delta {{t}_{2}} = {{t}_{9}} - {{t}_{8}} = 850 - 780 = 70{\text{\;с\;}},$
$\Delta {{S}_{2}} = {{V}_{{xz2}}}\Delta {{t}_{2}} = 400.72 \cdot 70 = 28050.4\,~\,{\text{м}}{\text{.}}$

Итог по этапу “Снижение”:

$\Delta {{t}_{{{\text{сн}}}}} = \mathop \sum \limits_{i = 1}^2 \Delta {{t}_{i}} = 130\,\,{\text{с}},$
$\Delta {{S}_{{{\text{сн}}}}} = \mathop \sum \limits_{j = 1}^2 \Delta {{S}_{j}} = 68606{\text{\;м\;}}.$

Таким образом на этапе “Набор высоты” истребитель за 255 с преодолевает 107025.6 м, при этом его высота полета меняется с 4000 до 16 000 м. В то время как на этапе “Снижение” за 130 с преодолевает 68 606 м, при этом его высота полета меняется с 16 100 до 4000 м.

3. Решение конструирования траекторий ИС типа “набор высоты–полет на заданной высоте (высота “полки”)–снижение”, обеспечивающих встречу ИС с УС.

3.1. Определение “треугольника τ” при начальной ZИС больше начальной ZУС. Здесь возможны три случая использования прямоугольного треугольника для определения времени полета ИС на “полке”.

Случай I. Точка В1 находится выше точки D (рис. 3).

Рис. 3.

Точка выхода ИС на траекторию УС (точка B1 выше точки D)

Получим следующие начальные положения: ZИС > ZУС и (ZУС + S12) > ZИС.

Из прямоугольного треугольника АСD, учитывая $A{{C}^{2}} = A{{D}^{2}} + D{{C}^{2}}$, находим:

(3.1)
$\begin{array}{*{20}{c}} {AC = \left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right) + {{V}_{{{\text{ИС}}}}}\tau ,} \\ {AD = {{X}_{{{\text{УС}}}}} - {{X}_{{{\text{ИС}}}}} = d,} \\ {DC = {{S}_{{22}}} + {{V}_{{УС}}}\tau + {{В}_{1}}D = {{S}_{{22}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau + {{Z}_{{УС}}} + {{S}_{{12}}}--{{Z}_{{{\text{ИС}}}}} = {{\Sigma }_{2}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau ,} \\ {{\text{где}}\quad ~{{\Sigma }_{2}} = {{S}_{{22}}} + {{Z}_{{{\text{УС}}}}} + {{S}_{{12}}}--{{Z}_{{{\text{ИС}}}}}.} \end{array}~$

Случай II. Точка В1 находится ниже точки D (рис. 4).

Рис. 4.

Точка выхода ИС на траекторию УС (точка B1 ниже точки D)

Получим следующие начальные положения: ZИС > ZУС и (ZУС+S12) < ZИС.

Из прямоугольного треугольника АСD, учитывая $A{{C}^{2}} = A{{D}^{2}} + D{{C}^{2}},$ находим:

(3.2)
$\begin{array}{*{20}{c}} {AC = \left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right) + {{V}_{{{\text{ИС}}}}}\tau ,} \\ {AD = {{X}_{{{\text{УС}}}}} - {{X}_{{{\text{ИС}}}}} = d,} \\ {DC = {{S}_{{22}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau - {{В}_{1}}D = {{S}_{{22}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau --\left[ {{{Z}_{{{\text{ИС}}}}}--{{S}_{{12}}}--{{Z}_{{УС}}}} \right]~.} \end{array}$

Случай III. Точка В1 совпадает с точкой D.

Из прямоугольного треугольника АСD, учитывая $A{{C}^{2}} = A{{D}^{2}} + D{{C}^{2}},$ находим:

$\begin{array}{*{20}{c}} {AC = \left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right) + {{V}_{{{\text{ИС}}}}}\tau ,} \\ {AD = {{X}_{{{\text{УС}}}}} - {{X}_{{{\text{ИС}}}}} = d,} \\ {DC = {{S}_{{22}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau .} \end{array}$

3.2. Определение “треугольника $\tau $” при начальной ZИС, равной начальной ZУС. Геометрическое представление задачи показано на рис. 5.

Рис. 5.

Точка выхода ИС на траекторию УС (точка B совпадает с точкой D)

Из прямоугольного треугольника АСD, учитывая $A{{C}^{2}} = A{{D}^{2}} + D{{C}^{2}}$, находим:

(3.3)
$\begin{array}{*{20}{c}} {AC = \left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right) + {{V}_{{{\text{ИС}}}}}\tau ,} \\ {AD = {{X}_{{{\text{УС}}}}} - {{X}_{{{\text{ИС}}}}} = d,} \\ {DC = {{S}_{{12}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau + {{S}_{{22}}}.} \end{array}$

3.3. Определение “треугольника $\tau $” при начальной ZИС, меньшей начальной ZУС. Геометрическое представление задачи показано на рис. 6.

Рис. 6.

Точка выхода ИС на траекторию УС при начальной Z(ИС) меньше начальной Z(УС)

Из прямоугольного треугольника АСD, учитывая $A{{C}^{2}} = A{{D}^{2}} + D{{C}^{2}}$, находим:

(3.4)
$\begin{array}{*{20}{c}} {AC = \left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right) + {{V}_{{{\text{ИС}}}}}\tau ,} \\ {AD = {{X}_{{{\text{УС}}}}} - {{X}_{{{\text{ИС}}}}} = d,} \\ {DC = {{S}_{{12}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}\tau + {{S}_{{22}}} + {{Z}_{{{\text{УС}}}}}--{{Z}_{{{\text{ИС}}}}}.} \end{array}$

3.4. Определение времени полета ИС на заданной “полке”. Для всех вариантов “треугольника $\tau $” справедливы единые формулы расчета коэффициентов соответствующего квадратного уравнения $a{{\tau }^{2}} + b\tau + c = 0$:

коэффициент при $\tau $2: $[V_{{{\text{ИС}}}}^{2} - V_{{{\text{УС}}}}^{2}]$,

коэффициент при $\tau $1: $\left[ {2\left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right){{V}_{{{\text{ИС}}}}}--2\left[ {{{S}_{{11}}} + {{S}_{{12}}} + {{Z}_{{{\text{УС}}}}} - {{Z}_{{{\text{ИС}}}}}} \right]{{V}_{{{\text{УС}}}}}} \right]$,

коэффициент при τ0: $[{{\left( {{{S}_{1}} + {{S}_{2}}} \right)}^{2}} - {{\left[ {{{S}_{{11}}} + {{S}_{{12}}} + {{Z}_{{{\text{УС}}}}} - {{Z}_{{{\text{ИС}}}}}} \right]}^{2}} - {{\left[ {{{X}_{{УС}}} - {{X}_{{{\text{ИС}}}}}} \right]}^{2}}]$.

Напомним, что в зависимостях (3.1)–(3.4), VИС – скорость полета ИС на заданной “полке”, а наименьший положительный корень квадратного уравнения τ0 определяет время полета ИС на “полке”.

Тогда время полета ИС до встречи с УС

(3.5)
${{T}_{{{\text{встречи}}}}} = \Delta {{t}_{1}} + {{\tau }_{0}} + \Delta {{t}_{2}},$
координаты точки встречи ИС с УС
(3.6)
$\begin{array}{*{20}{c}} {{{X}_{{{\text{т}}{\text{.в}}}}} = {{X}_{{{\text{УС}}}}},} \\ {{{Z}_{{{\text{т}}{\text{.в}}}}} = {{Z}_{{{\text{УС}}}}} + {{V}_{{{\text{УС}}}}}{{T}_{{{\text{встречи}}}}},} \end{array}$
длина проекции траектории ИС на горизонтальную плоскость

(3.7)

4. Результаты имитационного моделирования решения задачи конструирования траектории встречи для базы знаний БОСЭС – “Возврат в строй”. В качестве основного инструмента отработки предложенного алгоритма было выбрано имитационное моделирование [3]. В рамках этого подхода был разработан ПМК, где ключевое место в решении задачи конструирования траектории отводится фрагменту десктопного приложения “Конструирование траектории встречи” для базы знаний БОСЭС – “Возврат в строй $\tau $”.

Десктопное приложение11 реализовано на языке программирования C++ (стандарт 2014 г.) с использованием кроссплатформенной библиотеки Qt. На рис. 6 приведена диаграмма взаимодействия основных объектов десктопного приложения. На рис. 7 “Math window” – компонент интерфейса, обеспечивающий работу с входными данными и расчет выходных параметров, “Graph window” – компонент интерфейса, обеспечивающий построение “Профиля полета” и “Маршрута полета”, согласно полученным в “Math window” параметрам, “main” – компонент, связывающий работу “Math window” и “Graph window” в параллели и независимо друг от друга, “Calculation” – класс, отвечающий за выполнение расчетов по приведенному в разд. 1–3 алгоритму; “Check the exit to H” – блок проверки возможности выхода ИС на “полку”; “Flight time calculation” – блок расчета времени полета ИС на “полке”; “Find coord meet point” – блок расчета координат точки встречи; “Check input” – блок проверки возможности выхода ИС на “полку”; “Check output” – блок проверки возможности выхода ИС на “полку”; “Paint scene” – класс-компоновщик объектов, входящих в графики “Профиля полета” и “Маршрута полета”; “Paint air” – блок, формирующий объект сцены “самолет” с заданными координатами и передающий сформированный объект на компоновку; “Paint line” – блок, формирующий объект сцены и передающий сформированный объект на компоновку; прямая, соединяющая две точки с заданными координатами; “Paint circle” – блок, формирующий объект сцены “точка” с заданными координатами и передающий сформированный объект на компоновку; “Message box” – класс, формирующий информационное послание пользователю о выполнении выбранного действия.

Рис. 7.

Диаграмма взаимодействия объектов десктопного приложения

Исходя из построенной диаграммы взаимодействий выделено три основных блока математики фрагмента “Конструирование траектории встречи”:

1) “Проверка возможности выхода на заданную H“полки” ИС”;

2) “Расчет времени полета ИС на заданной “полке””;

3) “Расчет координат точки встречи и длина проекции траектории ИС на горизонтальную плоскость”.

В блоке 1 конструируется траектория встречи ИС с УС без выхода ИС на “полку”: полет ИС на высоте УС со скоростью на заданной “полке” V “полки” ИС. Определяется длина траектории истребителя сопровождения Lбез “полки” ИС:

в формулах разд. 3.4 обнуляются ${{S}_{1}} + {{S}_{2}} = 0,~~{{S}_{{21}}} + {{S}_{{22}}} = 0$,

из квадратного уравнения определяется время ${{\tau }_{0}}$ полета ИС,

находится длина .

Строить траекторию ИС с заданной полкой возможно, если . В этом случае переходим на следующий блок программы. В противном же случае выдается сообщение, сигнализирующее о невозможности выхода на “полку”.

В блоках 2 и 3 реализованы расчеты по приведенным в разд. 3.4 зависимостям.

Для конструирования траектории требуются следующие исходные данные:

расположение ИС и УС: координаты XИС, ZИС, XУС, ZУС в описанной выше системе координат,

высота ИС и высота УС и его скорость VУС,

заданная высота “полки” H“полки” ИС и скорость V“полки” ИС,

полученная с летного эксперимента характеристика этапа набора ИС высоты H“полки” ИС: S1, ∆t1,

найденная с летного эксперимента характеристика этапа снижения ИС с высоты H“полки” ИС до высоты полета УС: S2, ∆t2.

Результатами работы десктопного приложения являются:

время полета ИС до встречи с УС ${{T}_{{{\text{встречи}}}}}$,

координаты точки встречи Xт.в, Zт.в,

длина проекции траектории ИС на горизонтальную плоскость ${{L}_{{{\text{встречи\;ИС,\;УС}}}}}$.

Эксперимент проводился на персональном компьютере с техническими характеристиками: оперативное запоминающее устройство: 12 Гб; центральный процессор: Intel® Core™ i5-7200U CPU @ 2.50GHz × 4; графический процессор: Mesa Intel® HD Graphics 620 (KBL GT2).

Пример конструирования траектории встречи ИС с УС с “полкой” на $H = 12~$ км приведен в табл. 1 и 2.

Таблица 1.

Характеристики набора ИС высоты “полки” $H = 12~$ км и снижения (данные п. 1)

Этап полета ИС $S,~$ м t, с
Набор высоты c H = HУС S1 = 104 716 t1 = 255
Расстояние, преодолеваемое УC за время набора ИС высоты H = HУС S21 = VУСt1 t1
Снижение на высоту H = HУС S2 = 68 606 t2 = 130
Расстояние, преодолеваемое УC за время снижения ИС на высоту H = HУС S21 = VУСt2 t2
Таблица 2.

Варианты различного расположения начального положения УС относительного одного и того же начального положения ИС (различные “треугольники τ”)

Вариант Самолет $X$ $Z$ $V$ $V$
м м/с
I ИС 1000 4000 583
I УС 400 000 2000 200
II ИС 1000 4000 583
II УС 400 000 4000 200
III ИС 1000 4000 583
III УС 400 000 7000 200

Результаты расчета вариантов начального расположения ИС и УС с помощью сформированного десктоп приложения представлены в табл. 3.

Таблица 3.

Результаты расчета вариантов начального расположения ИС и УС, указанных в табл. 2

Вариант Время полета ИС до встречи с УС Tвстречи, с Координаты точки встречи xт.в, м, zт.в, м Длина проекции траектории ИС на горизонтальную плоскость Lвстречи ИС, УС, м Время расчета, мс
I 860.067 x = 400 000, 450 869 ~0.84
    z = 174 013    
II 861.852 x = 400 000, 451 910 ~0.68
    z = 176 370    
III 864.547 x = 400 000, 453 481 ~0.16
    z = 179 909    

На рис. 8 представлены исходные данные для расчета траектории встречи (рис. 9). Заметим, что изображенные на рис. 9 траектории встречи и профили полета сохраняют горизонтальный и вертикальный масштабы независимо друг от друга.

Рис. 8.

Таблица исходных данных

Рис. 9.

Траектория встречи ИС с УС (слева) и профиль полета ИС (справа)

Заключение. Разработан новый алгоритм “Конструирования траектории встречи” в базе знаний бортовой оперативно-советующей экспертной системы этапа полета, обеспечивающий расчет траектории до момента встречи носителя БОСЭС с прямолинейно летящим самолетом, скорость которого меньше скорости полета носителя БОСЭС. Данный алгоритм отличается от существующих отсутствием итерационной процедуры определения момента “схода с “полки”” и не содержит аналитической модели носителя БОСЭС на этапах “подъем” и “спуск”, что значительно упрощает его реализацию. Вместо аналитической модели носителя в базу знаний БОСЭС включается специальная база данных (S, ∆t) конкретного носителя этой БОСЭС, определенные для характерных для него значений и различных наборов условий начала участка набора (V, H) и условий окончания участка спуска (V, H).

Создан ПМК моделирования, на котором получены характеристики траекторий встречи (время полета до момента встречи, координаты точки встречи; длина проекции траектории на горизонтальную плоскость), подтверждающие работоспособность во всех возможных вариантах расположения УС и ИС и обосновывающие возможность применения предложенного алгоритма.

Список литературы

  1. Федунов Б.Е. Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня для антропоцентрических объектов (примеры для пилотируемых летательных аппаратов). М.: ДеЛибри, 2018. 246 с.

  2. Гревцов Н.М., Перчиц С.Н., Федунов Б.Е., Юневич Н.Д. Интеллектуальная поддержка командира группы истребителей сопровождения при решении им задачи возврата части группы, отразившей атаку истребителей противника // Изв. РАН. ТиСУ. 2018. № 4. С. 139–152.

  3. ГОСТ Р 58048-2017 “Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий”. Введ. 2018-06-01. М.: Стандартинформ, 2018. 42 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.