Теплоэнергетика, 2023, № 3, стр. 64-72

Исследование турбинных решеток при отрицательных углах атаки

Б. И. Мамаев a, Г. В. Ермолаев a*

a ОКБ им. А. Люльки – филиал ПАО ОДК УМПО
129301 Москва, ул. Касаткина, д. 13, Россия

* E-mail: ermolaev_grigory@mail.ru

Поступила в редакцию 03.07.2022
После доработки 15.09.2022
Принята к публикации 28.09.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

На основании анализа экспериментальных данных уточнены влияние угла атаки на обтекание и профильные потери энергии (далее потери) в плоских турбинных решетках осевых турбин. Охвачены широкие диапазоны геометрических и режимных параметров до- и трансзвуковых решеток. Показано, что отрицательный угол атаки по влиянию на потери – явление более сложное, чем положительный. В диапазоне его умеренных значений, когда еще не возник высокий пик скорости на корыте профиля около входной кромки, улучшение обтекания спинки может пересиливать ухудшение обтекания корыта и потери от угла атаки могут стать отрицательными. Большинство решеток имеют диапазон таких отрицательных углов атаки, в котором потери от угла атаки равны нулю или сначала снижаются, достигая отрицательного минимума, а затем начинают расти. С повышением конфузорности решетки ширина этого диапазона увеличивается, а потери уменьшаются. Как правило, отрицательные потери от угла атаки обнаруживаются в решетках, в которых при расчетном натекании имеется пик скорости на спинке вблизи кромки. Если решетка с пониженной конфузорностью и значительной местной диффузорностью канала имеет на корыте высокий пик скорости вблизи входной кромки, то появление отрицательного угла атаки ведет к увеличению потерь. Для расчета потерь от угла атаки целесообразно разделить решетки на группы в зависимости от характера изменения потерь по углу атаки и установить общие для каждой группы диапазоны значений основных геометрических параметров решеток.

Ключевые слова: решетка, корыто, входная кромка, степень конфузорности, отрицательный угол атаки, скорость выхода потока, обтекание, пик скорости, диффузорность канала, профильные потери

При изменении условий работы турбины меняются режимные параметры ее решеток (рис. 1). Параметры $\Delta {{\beta }_{1}}$ и ${{\lambda }_{2}}$ во многом определяют коэффициент полезного действия и расходные характеристики турбины. По обыкновению углы $\Delta {{\beta }_{1}}$ > 0 связаны с высокими (нагруженными) режимами работы турбины, а $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0 – с пониженными (частичными). Отрицательным углам атаки на практике уделяется меньше внимания, чем положительным. Это объясняется, прежде всего, тем, что углы $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0 не так сильно влияют на характеристики решеток, а частичные режимы работы, как нередко считается, мало сказываются на экономичности газотурбинной установки. В итоге, в настоящее время отсутствуют не только обоснованные методы газодинамического расчета турбинных ступеней, но и данные исследований детальной картины течения в них при работе в глубоких частичных режимах с отрицательными углами атаки.

Рис. 1.

Решетка турбинных профилей. b – хорда; t – шаг; $\bar {t} = {t \mathord{\left/ {\vphantom {t b}} \right. \kern-0em} b}$ – относительный шаг; c – толщина профиля; $\bar {с} = {c \mathord{\left/ {\vphantom {c b}} \right. \kern-0em} b}$ – относительная толщина профиля; d1 – толщина входной кромки; ${{\bar {d}}_{1}} = {{{{d}_{1}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{d}_{1}}} b}} \right. \kern-0em} b}$ – относительная толщина входной кромки профиля; a1 – ширина канала на входе; am – максимальная ширина канала; a2 – горловина; ${{\bar {S}}_{{кор}}},$ ${{\bar {S}}_{{сп}}}$ – относительные криволинейные координаты вдоль обводов корыта и спинки, отсчитываемые от середины дуги окружности входной кромки (точка 0); ${{\beta }_{{1к}}}$ – конструктивный угол входа; ${{\beta }_{{2эф}}}$ = arcsin a2/t – эффективный угол выхода; ${{\beta }_{1}}$ – угол входа потока; $\Delta {{\beta }_{1}}$ = ${{\beta }_{{1к}}}$${{\beta }_{1}}$ – угол атаки; ${{\beta }_{2}}$ – угол выхода потока; ${{\lambda }_{1}}$ – приведенная скорость потока на входе; ${{\lambda }_{2}}$ – приведенная адиабатическая скорость выхода потока; II, IIII – сечения до решетки и после нее

Надежного теоретического решения сложной задачи о влиянии угла $\Delta {{\beta }_{1}}$ на газодинамические характеристики решетки нет. Поэтому на практике для оценки коэффициента потерь от угла атаки $\Delta \zeta = \zeta - {{\zeta }_{0}}$ (здесь $\zeta $ – коэффициент потерь при произвольном угле натекания, ${{\zeta }_{0}}$ – коэффициент потерь при расчетном натекании $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0) используются эмпирические зависимости. Но они часто дают очень разные значения профильных потерь для одной и той же решетки, а иногда и физически неверные результаты, в частности $\Delta \zeta $ > 1. Экспериментальные данные при $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0 обобщаются хуже, чем при $\Delta {{\beta }_{1}}$ > 0, и экспериментов мало, особенно при больших отрицательных углах атаки. Вместе с тем результаты газодинамического расчета турбины необходимы в режимах работы с изменением ее относительной мощности от нуля до единицы.

В настоящей статье на основе анализа результатов многочисленных экспериментов предпринята попытка уточнить влияние угла $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0 на распределение отношения скоростей λ/λ2 вдоль обвода профиля (обтекание) (здесь λ – местная скорость на профиле) и профильные потери в решетках, а также найти рациональный подход к обобщению этого влияния и к разработке более точного метода оценки потерь от угла атаки.

ПОДХОД К УТОЧНЕНИЮ ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ

В анализ были включены около 150 до- и трансзвуковых решеток паровых и газовых турбин, в основном из [14], при ${{\beta }_{{1к}}}$ = 18–160°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ = 11.5–44°, $\bar {t}$ = 0.39–1.05, $\bar {c}$ = 0.025–0.46, ${{\bar {d}}_{1}}$ = 0.01–0.19, $\Delta {{\beta }_{1}}$ = = (–59)–54°, ${{\lambda }_{2}}$ = 0.2–1.0.

Коэффициент потерь $\Delta \zeta $ является сложной функцией многих геометрических и режимных параметров решетки. Из [1, 2, 5] в качестве определяющих можно выделить конфузорность решетки k = sin ${{\beta }_{{1к}}}$/sin ${{\beta }_{{2эф}}},$ величины $\bar {c}$, $\bar {t}$, ${{\bar {d}}_{1}}$, $\Delta {{\beta }_{1}}$ и ${{\lambda }_{2}}$. Конфузорность k – один из главных параметров, влияние которого практически заканчивается лишь при k > 1.7 [5]. Поскольку влияние ${{\bar {d}}_{1}}$ зависит главным образом от конфузорности решетки [6], его значение косвенно будет учитываться при изменении значения k. Есть и другие влияющие на потери факторы, но их влияние отмечено лишь в небольшом числе случаев. В частности, следует упомянуть местную входную диффузорность межпрофильного канала ${{D}_{м}} = \frac{{{{a}_{m}}}}{{{{a}_{1}}}} - 1,$ значение которой рекомендуется принимать равным не более 0.05. Для большинства обследованных решеток эта рекомендация выполнена. Только у несколько решеток, имеющих сильно изогнутый профиль, более высокие значения Dм ≤ 0.08.

С учетом этих соображений и результатов предварительного анализа экспериментов решетки были разделены на пять групп, различающихся между собой прежде всего по конфузорности и толщине профиля:

${{\beta }_{{1к}}}$ = 80–100°, $\bar {c}$ > 0.12, k ≥ 2.7 (обычно сопловые решетки первых ступеней);

${{\beta }_{{1к}}}$ < 80°, $\bar {c}$ ≥ 0.12 (средние сечения сопловых и рабочих венцов многих ступеней);

${{\beta }_{{1к}}}$ ≥ 70°, $\bar {c}$ < 0.12 (решетки любой конфузорности из тонких профилей, как правило, периферийные сечения рабочих венцов);

${{\beta }_{{1к}}}$ < 70°, $\bar {c}$ < 0.12 (решетки из тонких профилей, периферийные сечения высоконагруженных рабочих венцов);

k = 1.0–1.4 (из профилей толщиной $\bar {c}$ ≥ 0.26, втулочные сечения рабочих колес).

Очевидно, это разделение должно уменьшить в группах разброс в характере зависимости $\Delta \zeta \left( {\Delta {{\beta }_{1}}} \right)$ и облегчить установление общих закономерностей для потерь. Следует также заметить, что в расчетах турбин по среднему диаметру используются в основном решетки первых двух групп.

ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ

Известно [1, 5, 7], что угол атаки изменяет обтекание главным образом входной части решетки. Эти изменения заканчиваются на спинке до горла канала, а на корыте – в первой половине его контура (рис. 2, а). Положительный угол атаки ведет к ухудшению обтекания спинки, где скорости выше, чем на корыте (на его входном участке скорости даже ниже, чем скорость на входе в решетку). На спинке часто уже при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 есть пик скорости – резкое повышение скорости до локального максимума с последующим сильным торможением потока (на графике выглядит как пик). При $\Delta {{\beta }_{1}}$ > 0 этот пик растет и его диффузорный участок интенсифицируется. При этом обтекание корыта становится благоприятнее, чем при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0. При отрицательном угле атаки улучшается обтекание со стороны спинки, где может исчезнуть пик скорости около кромки. На корыте течение ухудшается и могут появиться пик скорости и отрыв потока с корыта, который, впрочем, до выходной кромки не распространяется [7].

Рис. 2.

Зависимость ${\lambda \mathord{\left/ {\vphantom {\lambda {{{\lambda }_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{\lambda }_{2}}}}$ от относительных криволинейных координат при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.53 (а) и коэффициента потерь $\zeta $ от угла входа потока (б) в решетке С-9012А. ${{\beta }_{1}},$ град: 1 – 120; 2 – 90; 3 – 60; λ2: 4 – 0.22; 5 – 0.43; 6 – 0.64; 7 – 0.83

Расчет и опыт исследования характеристик турбин показывают, что при углах атаки изменения течения со стороны спинки оказывают более сильное влияние на потери, чем изменения со стороны корыта. Именно поэтому характер влияния положительного угла атаки неизменный: даже при малых его значениях улучшения течения со стороны корыта не могут пересилить ухудшений на спинке и коэффициент $\Delta \zeta $ > 0. Отрицательный угол атаки – явление более сложное по влиянию на потери. Действительно, при умеренных его значениях, когда еще не возник высокий пик скорости на корыте, улучшение структуры потока со стороны спинки может пересилить влияние изменений на корыте и значение коэффициента $\Delta \zeta $ может стать отрицательным в некотором диапазоне изменения $\Delta {{\beta }_{1}}.$ Только за границами этого диапазона, при бльших значениях $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0, когда усиливаются диффузорные эффекты на корыте, $\Delta \zeta $ > 0, но с ростом угла атаки $\Delta \zeta $ увеличивается не так быстро, как при $\Delta {{\beta }_{1}}$ > 0.

ПРИМЕРЫ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕШЕТОК

Решетки с углом ${{\beta }_{{1к}}}$ = 80–100°, $\bar {c}$ > 0.12

Решетка С-9012А с углом ${{\beta }_{{1к}}}$ = 90°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 12°, $\bar {c}$ = 0.23, $\bar {t}$ = 0.75 и $\bar {d}$ = 0.11 из атласа МЭИ [2] имеет очень высокую конфузорность k = 4.8. Эта геометрическая конфузорность тесно связана с конфузорностью потока kп = sin  ${{\beta }_{1}}$/sin  ${{\beta }_{2}},$ которая, по сути, и определяет эпюру скоростей $\lambda \left( {\bar {S}} \right)$ (здесь $\bar {S}$ – относительная криволинейная координата вдоль обводов профиля) и коэффициент профильных потерь $\zeta $ при разных значениях $\Delta {{\beta }_{1}}$. В этой решетке значение kп не сильно меняется при большом изменении угла атаки: kп> 4 даже при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = ±30°. Это свойство помогает обеспечивать конструктивные и технологические требования благодаря изменению конструктивного угла входа без ухудшения аэродинамической эффективности проектируемой решетки.

В высококонфузорной решетке вблизи входной кромки уровень скоростей мал ($\lambda $ < 0.1 при ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.5), а характер обтекания при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 благоприятный (без больших пиков скорости у кромки и последующих интенсивных диффузорных участков) и меняется слабо при изменении угла атаки (см. рис. 2, а). Согласно [7] обтекание спинки может сохраняться безотрывным даже при больших отрицательных углах атаки. Поэтому при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 коэффициент потерь ${{\zeta }_{0}}$ небольшой и существует широкий диапазон углов $\Delta {{\beta }_{1}}$ ≠ 0, в котором $\Delta \zeta $ = 0. На рис. 2, б видно, что при ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.8 значение ${{\zeta }_{0}}$ < 0.02 и оно неизменно в диапазоне углов $\Delta {{\beta }_{1}}$ от 0 до –30°.

Аналогичные результаты показывают решетки с ${{\beta }_{{1к}}}$ = 90–94° ТН-1 и ТН-2 из [1] и № 27 и 30 из [3]. В частности, решетка ТН-1 с ${{\beta }_{{1к}}}$ = 90°, $\bar {c}$ = = 0.18, ${{\beta }_{{2эф}}}$ = 12°, $\bar {t}$ = 0.75 и ${{\bar {d}}_{1}}$ = 0.07 при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.33 и углах $\Delta {{\beta }_{1}}$ от –50 до 30° имеет неизменно низкое значение $\zeta $ ≈ 0.027 и постоянный угол потока ${{\beta }_{2}}$ ≈ 12.7°.

Решетки с углом ${{\beta }_{{1к}}}$ < 80° и $\bar {c}$ ≥ 0.12

Несколько примеров соответствующих сопловых решеток с углами ${{\beta }_{{1к}}}$ = 45–65°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ = 13–30° и шагом $\bar {t}$ = 0.5–0.82 встречаются в атласе [2]. Они имеют довольно высокую конфузорность k = 1.7–2.7.

Тенденция изменения характеристик указанных решеток такая же, как для решетки С-5520А (${{\beta }_{{1к}}}$ ≈ 60°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 23°, $\bar {c}$ ≈ 0.2, $\bar {t}$ = 0.53, ${{\bar {d}}_{1}}$ = 0.025 и k = 2.2). Видно (рис. 3, а), что при ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.7 существует диапазон угла $\Delta {{\beta }_{1}}$ от 0 до –10°, в котором $\Delta \zeta $ ≈ 0 (в некоторых решетках потери становятся чуть меньше нулевых). Этот диапазон сужается, и за его пределами потери растут более интенсивно в решетках с меньшей конфузорностью k и при снижении ${{\lambda }_{2}}.$ При более высоких (по модулю) углах атаки коэффициент $\Delta \zeta $ увеличивается, но даже при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = –30° и ${{\lambda }_{2}}$ = 0.9 он не превышает 0.02 (рис. 3, б).

Рис. 3.

Зависимость коэффициента потерь $\zeta $ от ${{\beta }_{1}}$ при ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.7 (а) и от ${{\lambda }_{2}}$ (б) в решетке С-5520А. ${{\beta }_{1}},$ град: 1 – 90; 2 – 60; 3 – 45

Решетка № 136 c ${{\beta }_{{1к}}}$ ≈ 42°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 22°, $\bar {t}$ ≈ 0.7, $\bar {c}$ ≈ 0.25 и k ≈ 1.8 при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 имеет удовлетворительное обтекание без пика скорости на спинке и небольшую скорость на корыте вблизи входной кромки ($\lambda $ < 0.3 при ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.8) [3]. В ней, как в любой конфузорной решетке, вследствие сжимаемости потока скорости течения в канале и максимальная скорость на спинке ${{\lambda }_{{\max }}}$ растут медленнее, чем скорость выхода ${{\lambda }_{2}}$ (рис. 4, а). В результате с ростом ${{\lambda }_{2}}$ снижается степень выходной диффузорности ${{D}_{e}} = {{\left( {{{\lambda }_{{max}}}--{{\lambda }_{2}}} \right)} \mathord{\left/ {\vphantom {{\left( {{{\lambda }_{{max}}}--{{\lambda }_{2}}} \right)} {{{\lambda }_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{\lambda }_{2}}}}$ – фактора, который, в основном, и определяет профильные потери [8]. Именно вследствие уменьшения De и увеличения ускорения потока на конфузорных участках обтекания потери снижаются с ростом ${{\lambda }_{2}}.$ На рис. 4, б видно, что при $\Delta {{\beta }_{1}}$ ≈ 0 потери достигают минимума ${{\zeta }_{0}}$ = 0.04 при ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.9. При бóльших ${{\lambda }_{2}}$ на профиле возникают сверхзвуковые скорости, что ведет к кризисному возрастанию потерь.

Рис. 4.

Зависимость ${\lambda \mathord{\left/ {\vphantom {\lambda {{{\lambda }_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{\lambda }_{2}}}}$ от относительных криволинейных координат при ${{\beta }_{1}}$ = 40° (а) и коэффициента потерь $\zeta $ от λ2 (б) в решетке № 136. ${{\lambda }_{2}}{\text{:}}$ 1 – 0.7; 2 – 0.8; 3 – 0.9; $\beta _{1}^{{}},$град: 4 – 30; 5 – 40; 6 – 50; 7 – 60

При заданном значении ${{\lambda }_{2}}$ чем выше конфузорность решетки, тем ниже уровень скоростей в ее канале, благоприятнее их распределение на профиле и меньше значение De. Как было отмечено ранее, рост ${{\lambda }_{2}}$ усиливает эти преимущества. Поэтому в более конфузорной решетке с ростом скорости ${{\lambda }_{2}},$ когда конфузорность потока дополнительно повышается из-за уменьшения угла выхода ${{\beta }_{2}},$ профильные потери менее резко снижаются и положение линий $\zeta \left( {{{\lambda }_{2}}} \right)$ на графике, как правило, более пологое.

При $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0 с ростом ${{\lambda }_{2}}$ потери от угла атаки непрерывно увеличиваются. При этом указанное меньшее снижение профильных потерь по сравнению с расчетным режимом при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 приводит к интересным особенностям зависимости $\zeta \left( {{{\lambda }_{2}}} \right)$ при разных значениях $\Delta {{\beta }_{1}}$. Когда при умеренных углах атаки и низких ${{\lambda }_{2}}$ значение $\Delta \zeta $ < 0, то с ростом ${{\lambda }_{2}}$ отрицательные потери будут уменьшаться. Они могут достигнуть нуля при некотором значении ${{\lambda }_{2}},$ выше которого станут положительными и начнут увеличиваться, как в решетке № 136 при ${{\lambda }_{2}}$ > 0.8 и ${{\beta }_{1}}$ = 50° ($\Delta {{\beta }_{1}}$ = –7.5°). Если при большом угле атаки и низком значении ${{\lambda }_{2}}$ коэффициент $\Delta \zeta $ > 0, то рост ${{\lambda }_{2}}$ приведет к непрерывному увеличению потерь от отрицательного угла атаки, как при ${{\beta }_{1}}$ = 90° ($\Delta {{\beta }_{1}}$ = –30°) на рис. 3, а и при ${{\beta }_{1}}$ = 60° ($\Delta {{\beta }_{1}}$ = –17.5°) на рис. 4, б.

При $\Delta {{\beta }_{1}}$ > 0 решетка ведет себя как менее конфузорная, поэтому в ней при изменении ${{\lambda }_{2}}$ профильные потери изменяются более резко, чем при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0, и потери от угла атаки снижаются (см. рис. 3, б и 4, б). При умеренных углах атаки (обычно не более 10–15°) рост ${{\lambda }_{2}}$ приводит к такому снижению профильных потерь, что нередко при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.8–0.9 они сравниваются с потерями при безударном натекании. В таком случае $\Delta \zeta $ = = 0, как при ${{\beta }_{1}}$ = 45° ($\Delta {{\beta }_{1}}$ = 15°) на рис. 3, б. Согласно экспериментам, значение $\Delta \zeta $ ≈ 0 сохраняется и при дальнейшем повышении скорости ${{\lambda }_{2}}$ [3].

Эксперименты показали [3], что в решетках с одинаковым профилем изменение шага $\bar {t}$ $~$в диапазоне от 0.7 (решетка № 136) до 0.8 (решетка № 154) не приводит к перемене характера зависимостей $\zeta $ и $\Delta \zeta $ от скорости ${{\lambda }_{2}}$ и угла атаки $\Delta {{\beta }_{1}}.$

Решетки из тонких профилей с ${{\beta }_{{1к}}}$ ≥ 70° и $\bar {c}$ < 0.12

Экспериментальные характеристики решетки Г1 (${{\beta }_{{1к}}}$ = 110°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 24.5°, $\bar {t}$ ≈ 0.83, $\bar {c}$ = 0.06, ${{\bar {d}}_{1}}$ ≈ ≈ 0.03) высокой конфузорности k = 2.3 с малым углом поворота потока θ = 180° – ${{\beta }_{1}}$${{\beta }_{2}}$ ≈ 45° показаны на рис. 5 [9]. Обтекание решетки при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 и ${{\lambda }_{2}}$ = 0.63 удовлетворительное: на спинке наблюдаются небольшой пик скорости вблизи входной кромки ($\lambda $ = 0.6) и умеренное значение De = 0.16. На корыте уровень скорости вблизи входной кромки небольшой ($\lambda $ < 0.2) и поток непрерывно ускоряется до выходной кромки. Как результат, малые потери (${{\zeta }_{0}}$ ≈ 0.022).

Рис. 5.

Зависимость ${\lambda \mathord{\left/ {\vphantom {\lambda {{{\lambda }_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{\lambda }_{2}}}}$ от относительных криволинейных координат при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.63 (а) и коэффициента потерь $\zeta $ от ${{\beta }_{1}}$ (б) в решетке Г1. ${{\beta }_{1}},$ град: 1 – (–5); 2 – 0; 3 – 10; ${{\lambda }_{2}}$ = 4 – 0.40; 5 – 0.63

Как в любой конфузорной решетке, умеренный угол атаки слабо влияет на обтекание корыта и все изменения потерь связаны с изменениями обтекания спинки (см. рис. 5, а). Угол атаки $\Delta {{\beta }_{1}}$ = = –5°, немного уменьшающий конфузорность kп и поворот потока, только слегка понижает пик скорости у входной кромки. Поэтому профильные потери почти не изменяются, т.е. $\Delta \zeta $ ≈ 0 (см. рис. 5, б).

О решающем влиянии на потери изменений обтекания входного участка спинки свидетельствуют и результаты опытов при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 10°. В этом случае, несмотря на рост конфузорности потока, повышение пика скорости у кромки ведет к увеличению $\zeta $ и $\Delta \zeta $ (см. рис. 5, б). Правда, это увеличение небольшое (менее 0.005 при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.63), как и следовало ожидать для высококонфузорной решетки.

Аналогичные результаты получены для подобных решеток в [4]: решетки № 1, 2 и 3 (${{\beta }_{{1к}}}$ = 123–149°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 18–20°, $\bar {t}$ ≈ 0.71–0.9, $\bar {c}$ = 0.025–0.060, ${{\bar {d}}_{1}}$ = 0.017–0.025 и k =1.6–2.4) были испытаны в широком диапазоне ${{\lambda }_{2}}$ от 0.6 до 1.5. При умеренном отрицательном угле атаки до –12° во всем обследованном диапазоне ${{\lambda }_{2}}$ значение $\Delta \zeta $ ≈ 0. В решетке № 3 с углом ${{\beta }_{{1к}}}$ = 123° при ${{\lambda }_{2}}$ = 1 и $\Delta {{\beta }_{1}}$ = –22° значение $\Delta \zeta $ ≈ 0, а при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = –37° коэффициент потерь $\Delta \zeta $ ≈ 0.02. Следует отметить, что в решетках № 1 и 2 с k ≈1.6 введение отрицательного угла атаки приводило к уменьшению значения kп до 1.1. При этом снижение потерь с ростом ${{\lambda }_{2}}$ становилось более резким по сравнению со случаем $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0, как и следовало ожидать для менее конфузорного потока.

Такие решетки, как № 38, 44, 52, 58 и 61 [3] с ${{\beta }_{{1к}}}$ = 75–88°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 25–35° и $\bar {c}$$~$= 0.08–0.12, имеют конфузорность k =1.7–2.4 и часто встречаются на периферии неохлаждаемых рабочих лопаток. Каналы этих решеток практически не имеют местной диффузорности (Dм < 1%), и в них при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 наблюдаются благоприятные распределения скоростей на профиле без пиков скорости вблизи кромки. В таком случае при отрицательном угле атаки до 20° потери $\Delta \zeta $ = 0 (как в решетке Г1 с ${{\beta }_{{1к}}}$ > 90°).

Решетки из тонких профилей с ${{\beta }_{{1к}}}$ < 70° и $\bar {c}$ < 0.12

Примером таких решеток могут быть решетки № 77, 81, 92, 93 и 103 из [3] (${{\beta }_{{1к}}}$ = 48–56°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ = = 26–32°, $\bar {t}$ = 0.83–1.05, $\bar {c}$ = 0.082–0.093, ${{\bar {d}}_{1}}$ = = 0.063–0.071 и k = 1.34–1.57). Решетки имеют диффузорность Dм < 1.5%, что естественно при тонких и сильно изогнутых профилях. При $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 вблизи кромки на спинке обнаруживается резкий пик скорости. Поэтому отрицательный угол атаки до –20°, заметно улучшающий обтекание спинки и не сильно ухудшающий течение на корыте, показывает $\Delta \zeta $ ≤ 0, как для решеток второй группы с углом ${{\beta }_{{1к}}}$ < 80°.

Решетки пониженной конфузорности k = 1.0–1.4 из профилей толщиной $\bar {c}$ ≥ 0.26

Толстые профили ($\bar {c}$ > 0.26) – обычное явление для втулочных сечений рабочих лопаток. Конфузорность решеток этих сечений изменяется в широких пределах k = 1–2 в зависимости от веерности лопаточного венца, нагруженности и степени реактивности ступени [5].

Анализ экспериментальных данных показывает, что влияние отрицательного угла атаки, как обычно, зависит, прежде всего, от изменения обтекания спинки профиля. Если на ней вблизи кромки есть пик скорости, то умеренный угол атаки, устраняющий этот пик, приведет к $\Delta \zeta $ < 0, если такого пика нет, то, скорее всего, следует ожидать $\Delta \zeta $ ≈ 0 [3]. Однако если на корыте при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 есть высокий пик скорости и за ним протяженный участок торможения потока, то угол $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0, расширяющий эту зону неблагоприятного течения, может привести к значению $\Delta \zeta $ > 0. Это встречается преимущественно в решетках малой конфузорности. В них межпрофильный канал выполнен слабо сужающимся и часто со значительной местной диффузорностью, поэтому обширная зона нарушенного течения (как бы пузырь) может поджимать “здоровый” поток в канале [7] и увеличивать максимальную скорость на спинке, а тем самым увеличивать De. В таком случае появляется дополнительная причина для увеличения профильных потерь от угла атаки.

Менее конфузорная решетка № 160 (${{\beta }_{{1к}}}$ = 37°, ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 24.5°, $\bar {t}$ ≈ 0.66, $\bar {c}$ = 0.28, ${{\bar {d}}_{1}}$ ≈ 0.08, Dм ≈ 0.07 и k = 1.45) отличается от решетки № 136 главным образом обтеканием корыта [3]. При $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 и ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.8 у входной кромки заметен пик скорости ($\lambda $ ≈ 0.5) с последующим ее падением до $\lambda $ ≈ 0.3 на участке до половины контура корыта (рис. 6, а). Потери в решетке невысокие (${{\zeta }_{0}}$ ≈ 0.04, рис. 6, б). Появление отрицательного угла атаки ведет к росту пика скорости на корыте и повышению интенсивности последующего торможения потока. Без сомнения, именно эти изменения на корыте являются основной причиной положительных потерь от угла атаки ($\Delta \zeta $ ≈ 0.02 при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = –8° и ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.8, см. рис. 6, б).

Рис. 6.

Зависимость ${\lambda \mathord{\left/ {\vphantom {\lambda {{{\lambda }_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{\lambda }_{2}}}}$ от относительных криволинейных координат при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.8 (а) и коэффициента потерь $\zeta $ от ${{\lambda }_{2}}$ (б) в решетке № 160. ${{\beta }_{1}},$ град: 1 – 26; 2 – 35; 3 – 50; 4 – 30; 5 – 35; 6 – 45; 7 – 50

Таким образом, эта решетка является тем редким случаем для умеренного отрицательного угла атаки, когда существенные ухудшения обтекания корыта пересиливают влияние небольших улучшений течения на спинке.

Активные решетки из сильно изогнутых профилей имеют каналы с высокой местной диффузорностью. Примером может быть решетка № 175 из атласа [3]: ${{\beta }_{{1к}}}$ = 30.4°; ${{\beta }_{{2эф}}}$ ≈ 30.2°; $\bar {t}$ ≈ 0.73, $\bar {c}$ = = 0.27, $\bar {d}$ ≈ 0.09, Dм ≈ 0.08 и k ≈ 1. При $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 и ${{\lambda }_{2}}$ ≈ 0.8 обтекание решетки характеризуется наличием вблизи кромки высоких пиков скорости на спинке ($\lambda $ = 1.2) и на корыте ($\lambda $ = 0.8). Потери в такой решетке высокие: ${{\zeta }_{0}}$ ≈ 0.07 (рис. 7).

Рис. 7.

Зависимость ${\lambda \mathord{\left/ {\vphantom {\lambda {{{\lambda }_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{\lambda }_{2}}}}$ от относительных криволинейных координат при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.79 (а) и коэффициента потерь $\zeta $ от ${{\lambda }_{2}}$ (б) в решетке № 175. ${{\beta }_{1}},$ град: 1 – 25; 2 – 30; 3 – 45; 4 – 30; 5 – 35; 6 – 40; 7 – 45

Даже небольшой отрицательный угол атаки ‒5° может приводить к существенному уменьшению или даже устранению пика скорости на спинке. Это изменение, несмотря на увеличение пика на корыте, значительно снижает потери (примерно на 0.02 при ${{\lambda }_{2}}$ = 0.8, см. рис. 7, б). При увеличении угла атаки, когда благоприятный характер обтекания спинки сохраняется, начинает сказываться ухудшение обтекания корыта и потери $\Delta \zeta $ растут, хотя их значения еще могут оставаться отрицательными. В результате потери $\Delta \zeta $ по углу атаки меняются немонотонно (рис. 8).

Рис. 8.

Общий характер зависимостей потерь от угла атаки. 1 – решетки с высокой конфузорностью; 2 – большинство решеток; 3 – решетки с малой конфузорностью

Можно заключить, что характер изменения профильных потерь от угла атаки в активных решетках такой же, как в большинстве конфузорных рабочих решеток, только, в отличие от них, количественные изменения в потерях и распределении скорости на профиле больше.

Различия в обтекании решеток затрудняют получение надежной аналитической зависимости для расчета профильных потерь от угла атаки. Для успешного решения этой задачи необходима методика, в которой для каждого вида зависимости $\Delta \zeta \left( {\Delta {{\beta }_{1}}} \right)$ будут, прежде всего, выделены группы решеток и в каждой определены общие значения их основных геометрических параметров. Затем расчет потерь в заданной решетке будет выполнен с учетом характеристик наиболее близких к ней решеток из подходящей группы. При разработке такой методики должны быть использованы не только обширные экспериментальные данные, но и возможности вычислительной техники.

ВЫВОДЫ

1. Отрицательный угол атаки – более сложное явление, чем положительный, и характер зависимостей потерь от угла атаки разнообразный. При $\Delta {{\beta }_{1}}$ < 0 отрицательное влияние нерасчетного натекания сопровождается при ${{\beta }_{{1к}}}$ ≤ 90° повышением конфузорности течения – главным положительным изменением, которое при умеренных углах атаки оказывает решающее влияние на потери.

2. Большинство турбинных решеток имеют диапазон умеренных отрицательных углов атаки, в котором потери равны нулю или сначала снижаются, достигая отрицательного минимума, а затем начинают расти. Ширина этого диапазона увеличивается, а рост потерь снижается с повышением конфузорности решетки.

3. Как правило, отрицательные значения $\Delta \zeta $ достигаются в решетках, в которых при $\Delta {{\beta }_{1}}$ = 0 имеется пик скорости на спинке вблизи входной кромки.

4. Если при расчетном натекании решетка с пониженной конфузорностью и повышенной местной диффузорностью канала имеет на корыте высокий пик скорости вблизи кромки с интенсивным диффузорным течением, то отрицательный угол атаки сразу дает увеличение профильных потерь.

5. Полученные на основе экспериментов данные могут быть использованы и при проектировании, когда выбираются геометрические параметры и анализируется обтекание решетки с целью определить ее эффективность, наилучшим образом отвечающую заданным условиям работы турбины.

Список литературы

  1. Аэродинамическое совершенствование лопаточных аппаратов паровых и газовых турбин / Е.А. Гукасова, М.И. Жуковский, А.М. Завадовский, Л.М. Зысина-Моложен, Н.А. Скнарь, В.Г. Тырышкин. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1960.

  2. Дейч М.Е., Филиппов Г.А., Лазарев Л.Я. Атлас профилей решеток осевых турбин. М.: Машиностроение, 1965.

  3. Атлас экспериментальных характеристик плоских решеток охлаждаемых газовых турбин / В. Д. Венедиктов, А.В. Грановский, А.Н. Карелин, А.Н. Колесов, М.Х. Мухтаров. М.: ЦИАМ, 1990.

  4. Венедиктов В.Д., Соколова Н.Е. Атлас экспериментальных характеристик плоских решеток осевых турбин. М.: ЦИАМ, 1996.

  5. Абианц В.Х. Теория авиационных газовых турбин. М.: Машиностроение, 1979.

  6. Мамаев Б.И., Стародумов А.В., Полубояринова С.А. Влияние толщины входной кромки профиля на потери в турбинной решетке от угла атаки // Авиационная техника. 2019. № 2. С. 95–101.

  7. Емин О.Н., Лысенко Г.Н. Исследование течений и потерь в плоских турбинных решетках при больших отрицательных углах атаки // Теплоэнергетика. 1971. № 1. С. 73–75.

  8. Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1976.

  9. Экспериментальное исследование влияния конструктивного угла входа на эффективность проектируемых решеток профилей / Б.М. Аронов, А.К. Богатырев, В.М. Епифанов, Б.И. Мамаев, И.Б. Шкурихин // Изв. вузов. Авиационная техника. 1975. № 3. С. 111–115.

Дополнительные материалы отсутствуют.