Теплофизика высоких температур, 2022, T. 60, № 6, стр. 938-941

Исследование вращения пылевых частиц в стратифицированном тлеющем разряде в сильных магнитных полях с учетом влияния ионного увлечения

Л. Г. Дьячков 1*, Е. С. Дзлиева 2, Л. А. Новиков 2, С. И. Павлов 2, В. Ю. Карасев 2

1 Объединенный институт высоких температур РАН
Москва, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: dyachk@mail.ru

Поступила в редакцию 05.10.2022
После доработки 10.11.2022
Принята к публикации 06.12.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

В данной работе рассмотрены механизмы вращения пылевых частиц в стратифицированном тлеющем разряде при наложении на него продольного магнитного поля. Показано, что даже в магнитных полях B > 1 Тл влияние ионного увлечения не является пренебрежимо малым и его учет может приводить к более хорошему согласию с экспериментальными данными.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования влияния магнитного поля на пылевые структуры в плазме ведутся уже более 20 лет [15]. В частности, такое воздействие представляет интерес как способ управления пылевыми частицами в различных технологических процессах. Большинство работ выполнено в ВЧ-разрядах [37], но исследования пылевых структур также проводились и в стратифицированных разрядах постоянного тока [811]. Стратификация разряда постоянного тока необходима, так как устойчивое положение отрицательно заряженных пылевых частиц возможно только в неоднородном электрическом поле с направленным вниз градиентом ∇E. Одним из наиболее интересных эффектов воздействия магнитного поля на пылевые структуры является их вращение с изменением направления вращения при увеличении поля [8]. При малых полях (B ~ 0.01 Тл) вращение происходит против часовой стрелки, если смотреть в направлении магнитного поля, в этом случае угловая скорость вращения полагается отрицательной, Ω < 0. Механизмом такого вращения является ионное увлечение [12]. При увеличении магнитной индукции происходит инверсия вращения, что связано с преобладанием другого механизма вращения. В стратифицированном разряде постоянного тока под действием вихревых токов [13] в магнитном поле происходит вращение нейтрального газа [14, 15]. По длине страты это вращение меняет направление, но в голове страты (его нижней светящейся части), в области устойчивого равновесия пылевых частиц, оно происходит по часовой стрелке, Ω > 0. В полях B ≳ 0.1 Тл вращение пылевых частиц, увлекаемых газом, наблюдается в этом же направлении.

В работе [16] измерена скорость вращения пылевых частиц в полях 1.1−2.2 Тл и предложена аналитическая модель для описания такого вращения. Получено удовлетворительное согласие расчета по этой модели с экспериментальными данными. При этом влияние ионного увлечения не учитывалось, так как в данных условиях оно имеет второстепенное значение и его вклад, казалось, может быть порядка погрешности экспериментальных данных или даже меньше. Кроме того, предполагалось, что вклад этого механизма будет на уровне вариации результатов расчета вклада основного в данных условиях механизма − увлечения нейтральным газом, поскольку ряд параметров, используемых в модели, известен приближенно. Тем не менее влияние ионного увлечения на скорость вращения пылевой структуры даже при больших магнитных полях может представлять определенный интерес, и в данном кратком сообщении приводятся результаты расчета с учетом этого влияния.

РАСЧЕТ С УЧЕТОМ ИОННОГО УВЛЕЧЕНИЯ

Эксперимент в [16] проводился в неоне при давлении p = 0.66 Торр в разрядной трубке радиусом R = 0.95 см, расположенной вертикально, при токе I = 1.5 мА. Магнитное поле создавалось сверхпроводящим односекционным соленоидом длиной 20 см, находящимся в криостате. Магнитное поле было направлено вверх, а электрическое поле − вниз, чтобы удерживать отрицательно заряженные пылевые частицы. Схема эксперимента приведена на рис. 1. Наблюдения проводились в голове страты, расположенной в центре соленоида, где магнитное поле достаточно однородно. Для создания пылевой структуры применялись полидисперсные кварцевые частицы. Характерный размер частиц в структуре около 4 мкм.

Рис. 1.

Схема экспериментальной установки: 1 – разрядная трубка, 2 – пылевая структура в страте, 3 – диэлектрическая вставка, 4 – сверхпроводящий соленоид, 5 – контейнер с пылевыми частицами, 6 – торцевое окно, 7 – поворотная призма, 8 – система лазерного освещения, 9 – видеокамера, A – анод, C – катод.

Предложенная в [16] расчетная аналитическая модель опирается на результаты Недоспасова [15] относительно вихревых токов в стратах и использует простые аналитические распределения параметров физических величин вдоль страты. Предполагалось радиальное распределение ионов (электронов) согласно модели Шоттки в виде профиля Бесселя ${{n}_{i}}(r) = {{n}_{{i0}}}{{J}_{0}}(\alpha r{\text{/}}R)$, где ni0 ‒ плотность ионов на оси разряда, α = 2.405 ‒ первый корень функции Бесселя J0(x). Стратификация разряда связана, как известно, с нелокальностью процессов в плазме разряда [17], в первую очередь процессов ионизации. В данной работе, как и в [16], рассматривается неоднородность продольного распределения параметров плазмы в стратах без учета нелокальности породивших ее процессов. Распределения плотности ионов (электронов) и температуры электронов вдоль оси страт аппроксимировались соотношениями

(1)
${{n}_{{i0}}}(z) = {{n}_{{i00}}}[1 - {{k}_{n}}{\kern 1pt} \cos (2\pi z{\text{/}}L)],$
(2)
${{T}_{e}}(z) = {{T}_{{e0}}}[1 + {{k}_{T}}{\kern 1pt} \cos (2\pi z{\text{/}}L)],$
где L ‒ длина страты, z ‒ аксиальная координата пылевой структуры (или ее горизонтального сечения) в страте. Согласно результатам численных расчетов, в рамках самосогласованной модели стратифицированных разрядов [18] параметры kn в (1) и kT в (2) должны быть около 0.5. Пылевая структура в [16] имеет небольшие размеры и расположена в приосевой области, поэтому в расчетах можно использовать параметры, соответствующие оси разряда, например, ni0(z). Среднее значение концентрации ионов (электронов) ni00 вдоль страты оценивается по разрядному току [16]:
(3)
${{n}_{{i00}}} = \frac{{\alpha {{n}_{a}}{{\sigma }_{{ea}}}I\sqrt {{{m}_{e}}{{T}_{{e0}}}} }}{{2\pi {\kern 1pt} {{J}_{1}}(\alpha ){{R}^{2}}{{e}^{2}}{{E}_{0}}}},$
где σea ‒ газокинетическое сечение рассеяния электрона на атоме неона, E0 ‒ среднее продольное электрическое поле. Распределение продольного электрического поля вдоль страты задается по [19]:
$E(z) = \gamma {{E}_{0}}[1 + {{k}_{E}}{\kern 1pt} \exp (\beta \cos (2\pi z{\text{/}}L))],$
где значения параметров β = 3, kE = 0.5, γ = 0.29 выбраны с учетом соответствия с распределением поля в близких экспериментальных условиях.

Результаты расчета угловой скорости пылевой структуры вследствие увлечения нейтральным газом [16] без учета ионного увлечения показаны на рис. 2 штриховыми линиями. Красная кривая соответствует значениям kT = kn = 0.5, она проходит несколько выше экспериментальных данных. Поэтому данные параметры были уменьшены (в допустимых пределах) до значений kT = kn = 0.4 (синяя штриховая кривая), в результате согласие с экспериментом улучшилось. Очевидно, что простая расчетная модель, предложенная в [16], не может воспроизвести отклонение экспериментальных данных от плавной зависимости, связанное, возможно, со случайными нерегулярными процессами в разрядной трубке. На рис. 2 показана также зависимость длины страты L от магнитного поля. Зависимость L от kT и kn очень слабая, две кривые, соответствующие значениям этих параметров 0.4 и 0.5, практически сливаются.

Рис. 2.

Зависимость угловой скорости пылевой структуры Ω в страте тлеющего разряда и длины страты L от магнитного поля в неоне при p = 0.66 Торр и I = 1.5 мА: символы − экспериментальные данные; кривые − расчет с учетом (сплошные) и без учета (штриховые) ионного увлечения при k = kn = 0.5 (1) и kT = kn = = 0.4 (2).

Ионное увлечение пылевых частиц в полях B > 1 Тл, как отмечено во Введении, имеет второстепенное значение, но, тем не менее, его вклад в угловую скорость вращения представляет определенный интерес. Этот вклад имеет отрицательное значение и может быть рассчитан по формуле из [20]

(4)
$\begin{gathered} {{\Omega }_{{id}}} \cong - \frac{{2.9{{n}_{{i0}}}(z)}}{{{{R}^{2}}{{n}_{a}}}}\,\, \times \\ \times \,\,\frac{{{{T}_{i}}z_{d}^{2}(z){{\tau }^{3}}(z){{\nu }_{{ea}}}{{\omega }_{{iB}}}}}{{{{m}_{i}}{{\nu }_{{ea}}}(\nu _{{ia}}^{2} + 4\omega _{{iB}}^{2}) + 2{{m}_{e}}{{\nu }_{{ia}}}(\nu _{{ea}}^{2} + \omega _{{eB}}^{2})}}, \\ \end{gathered} $
которая применима и в полях B > 1 Тл. Здесь na – концентрация атомов, Ti – температура ионов, ${{z}_{d}}(z) = \left| {{{Z}_{d}}(z)} \right|{{e}^{2}}{\text{/}}a{{T}_{e}}(z)$ – безразмерный заряд пылевой частицы (eZd – ее заряд, a – радиус), τ(z) = = Te(z)/Ti – отношение температур электронов и ионов, mi(e) – масса иона (электрона), νi(e)a – частота столкновений ионов (электронов) с атомами, ωi(e)B – циклотронная частота ионов (электронов).

Важными величинами, влияющими на скорость вращения пылевой структуры как в результате увлечения нейтральным газом, так и ионами, являются длина страты L (ее зависимость от магнитного поля) и координата z, определяющая положение пылевой структуры в страте. Их определение рассматривается в [16] с учетом того, что страта в результате ее удлинения в магнитном поле [17] может частично оказаться за пределами соленоида и тогда ее длину следует ограничивать. Положение пылевой структуры в страте, определяемое ее продольной координатой z, находится из баланса основных сил, действующих на пылевые частицы в вертикальном направлении: электростатической, гравитационной и ионного увлечения. В экспериментальных условиях [16] для диапазона магнитных полей 1.1−1.2 Тл получено z/L = 0.11−0.12. Соответствующие значения ni0(z) используются при расчете составляющей скорости вращения за счет ионного увлечения по (4).

В условиях эксперимента [16] Ti ≈ 300 К, Te0 ≈ ≈ 102Ti, na = 2.12 × 1016 см−3, Zd = −1.3 × 104e, σea = = 1.8 × 10−15 см2. По формуле (3) получаем ni00 = = 6.6 × 108 см−3. Сплошные кривые на рис. 2 соответствуют результатам расчета с учетом вклада ионного увлечения (4). Роль этого механизма второстепенна, однако даже при B > 1 Тл он влияет на скорость вращения пылевых частиц. С его учетом расчет при kT = ke = 0.5 приводит к лучшему согласию с экспериментом, чем при kT = ke = 0.4; нет необходимости уменьшать эти параметры, хотя это непринципиально. Более важным является то, что даже при полях B > 1 Тл вклад этого механизма не становится пренебрежимо малым по сравнению с увлечением нейтральным газом. Кроме того, учет ионного увлечения несколько изменяет наклон теоретической кривой, что, по мнению авторов, улучшает ее согласие с экспериментом в среднем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В [16] измерена скорость вращения пылевых частиц в стратифицированном тлеющем разряде постоянного тока под действием магнитного поля B = 1.1−2.2 Тл и предложена аналитическая модель для расчета этой скорости в результате увлечения пылевых частиц нейтральным газом. Этот механизм вращения является основным в сильных магнитных полях, а увлечение ионами, которое играет главную роль в слабых полях (B ~ 10−2 Тл) и приводит к вращению в противоположном направлении, не учитывалось. В данном сообщении выполнен расчет вклада этого второстепенного механизма для условий [16] и показано, что он не является пренебрежимо малым и составляет около 20% от вклада основного механизма. Однако следует заметить, что неопределенность в значении вклада увлечения нейтральным газом, рассчитанного в [16] по аналитической модели, составляет, по-видимому, близкую к этому значению величину, так как ряд параметров, необходимых для расчета по модели, известен приближенно.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (грант № 22-12-00002) в части эксперимента и Министерства науки и высшего образования (соглашение № 075-01056-22-00) в теоретической части.

Список литературы

  1. Комплексная и пылевая плазма: из лаборатории в космос / Под ред. Фортова В., Морфила Г. М.: Физматлит, 2012. 444 с.

  2. Ishihara O., Kamimura T., Hirose K.I., Sato N. Rotation of a Two-dimensional Coulomb Cluster in a Magnetic Field // Phys. Rev. E. 2002. V. 66. 046406.

  3. Thomas E., Jr., Merlino R.L., Rosenberg M. Magnetized Dusty Plasmas: The Next Frontier for Complex Plasma Research // Plasma Phys. Control. Fusion. 2012. V. 54. 124 034.

  4. Melzer A., Kruger H., Schutt S., Mulsow M. Finite Dust Clusters under Strong Magnetic Fields // Phys. Plasmas. 2019. V. 26. 093702.

  5. Choudhary M., Bergert R., Moritz S., Mitich S., Thoma M.H. Rotational Properties of Annulus Dusty Plasma in a Strong Magnetic Field // Contrib. Plasma Phys. 2021. V. 61. № 1. e202000110.

  6. Schwabe M., Konopka U., Bandyopadhyay P., Morfill G.E. Pattern Formation in a Complex Plasma in High Magnetic Fields // Phys. Rev. Lett. 2011. V. 106. 215004.

  7. Thomas E., Jr., Lynch B., Konopka U., Merlino R.L., Rosenberg M. Observations of Imposed Ordered Structures in a Dusty Plasma at High Magnetic Field // Phys. Plasmas. 2015. V. 22. 030701.

  8. Karasev V.Yu., Dzlieva E.S., Ivanov A.Y., Eikhval’d A.I. Rotational Motion of Dusty Structures in Glow Discharge in Longitudinal Magnetic Field // Phys. Rev. E. 2006. V. 74. 066403.

  9. Carstensen J., Greiner F., Hou L.J., Maurer H., Piel A. Effect of Neutral Gas Motion on the Rotation of Dust Clusters in an Axial Magnetic Field // Phys. Plasmas. 2009. V. 16. 013702.

  10. Vasiliev M.M., D’yachkov L.G., Antipov S.N., Huijink R., Petrov O.F., Fortov V.E. Dynamics of Dust Structures in a DC Discharge under Action of Axial Magnetic Field // EPL. 2011. V. 93. 15 001.

  11. Dzlieva E.S., Dyachkov L.G., Novikov L.A., Pavlov S.I., Karasev V.Yu. Complex Plasma in Glow Discharge in a Strong Magnetic Field // EPL. 2018. V. 123. 15 001.

  12. Голант В.Е., Жилинский А.П., Сахаров И.Е. Основы физики плазмы. М.: Атомиздат, 1977. 384 с.

  13. Цендин Л.Д. Ионизационные и дрейфово-температурные волны в средах с горячими электронами // ЖТФ. 1970. Т. 40. № 8. С. 1600.

  14. Nedospasov A.V. Motion of Plasma-dust Structures and Gas in a Magnetic Field // Phys. Rev. E. 2009. V. 79. 036401.

  15. Nedospasov A.V. Gas Rotation in a Stratified Positive Co-lumn of Discharge in Longitudinal Magnetic Field // EPL. 2013. V. 103. 25001.

  16. Dzlieva E.S., D’yachkov L.G., Novikov L.A., Pavlov S.I., Karasev V.Yu. Complex Plasma in a Stratified Glow Discharge in a Strong Magnetic Field // Plasma Sour-ces Sci. Technol. 2020. V. 29. 085020.

  17. Недоспасов А.В. Страты // УФН. 1968. Т. 94. № 3. С. 439.

  18. Сухинин Г.И., Федосеев А.В. Самосогласованная кинетическая модель эффекта стратификации разрядов низкого давления в инертных газах // ТВТ. 2006. Т. 44. № 2. С. 165.

  19. Golubovskii Yu., Karasev V., Kartaswheva A. Dust Particle Charging in a Stratified Glow Discharge Considering Nonlocal Electron Kinetics // Plasma Sources Sci. Technol. 2017. V. 26. 115003.

  20. Dzlieva E.S., D’yachkov L.G., Novikov L.A., Pavlov S.I., Karasev V.Yu. Fast Rotation of Dust Particle Structures in DC Glow Discharge in a Strong Magnetic Field // Plasma Sources Sci. Technol. 2019. V. 28. 085020.

Дополнительные материалы отсутствуют.