Теоретические основы химической технологии, 2023, T. 57, № 6, стр. 731-735
Трансформация нефтяных дисперсных систем при вовлечении синтетических восков
В. И. Лукина a, *, С. Г. Дьячкова a, Р. Г. Житов b
a Иркутский национальный исследовательский технический университет
Иркутск, Россия
b ООО “Байкальский битумный терминал”
Ангарск, Россия
* E-mail: Lukina020895@yandex.ru
Поступила в редакцию 25.09.2023
После доработки 27.09.2023
Принята к публикации 29.09.2023
- EDN: IGVPYX
- DOI: 10.31857/S0040357123060143
Аннотация
Доказана структурная трансформация полимерно-битумных вяжущих при вовлечении в них синтетических восков. Методом ультрафиолетовой спектроскопии установлено наличие химических взаимодействий между макромолекулами восков и соединениями нефтяной дисперсной системы, детектируемое по исчезновению полосы поглощения при 260 нм в ультрафиолетовом спектре композиции воск + битум. Это свидетельствует в пользу образования сшитых, армирующих пространственных структур, объясняющих наблюдаемое нами улучшение эксплуатационных свойств полимерно-битумного вяжущего при вовлечении синтетических восков: повышение температуры размягчения и температуры хрупкости, снижение пенетрации, увеличение их динамической вязкости. Установлено, что трансформация физико-химических характеристик полимерно-битумного вяжущего при вовлечении воска зависит от его химической природы. Воски, с алифатической разветвленной полиэтиленовой структурой (Plastobit 430F, Plastowax 200TD, Plastowax 725T, Honeywell Titan 7686) сильнее изменяют физико-химические характеристики полимерно-битумного вяжущего, по сравнению с восками марок ProPolymer MA123 и ProPolymer MA-СК-02, представляющие собой линейный полиэтилен с привитым малеиновым ангидридом.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях сложившейся экономической и политической ситуации, связанной с введением ограничительных санкций на закупки импортных товаров и услуг, в том числе технологий, возрастает интерес к методам и способам, позволяющим повысить эффективность переработки нефтяного сырья без внушительных материальных и временных затрат. Одной из фундаментальных основ разработки таких способов является рассмотрение нефти и ее продуктов с позиции нефтяных дисперсных систем и внедрение выявленных закономерностей для улучшения технико-экономических показателей работы предприятия в целом. Нефтяные дорожные битумы – дисперсные, системы, имеющие твердую или вязкую консистенцию, в которых дисперсионной средой являются ароматические углеводороды, масла и смолы, а дисперсной фазой – асфальтены [1–4]. Сложность изучения процессов структурообразования в битумах обусловлена тем, что в зависимости от температуры они могут быть отнесены как к твердым телам (при отрицательных температурах), так и к неньютоновским жидкостям [5]. Битумы склонны к межмолекулярным и химическим взаимодействиям с компонентами полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) [4], приводящим к изменению их структурно-механических свойств, коллоидной структуры (перехода “золь-гель”), группового состава и, как следствие, к изменению химмотологических характеристик битумов. Вместе с тем теоретически обоснованное создание структурных образований битумов с высокомолекулярными соединениями позволит получать новые вяжущие материалы с улучшенными эксплуатационными свойствами для дорожных покрытий. Актуальность и востребованность данного вида, вяжущего на дорожно-строительном рынке РФ привела к многочисленным исследованиям в этом направлении [6–15].
В связи с этим целью настоящей работы являлось исследование структурной трансформации и эксплуатационных свойств полимерно-битумных вяжущих при вовлечении в них синтетических восков различной химической природы.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В качестве объектов исследования использовались:
1. Дорожный нефтяной битум марки БНД 100/130 (1) – товарный продукт, полученный на битумном производстве по типичной технологии окисления остаточных нефтепродуктов кислородом воздуха с использованием пустотелых колонн-окислителей.
2. Синтетические воски (номер): Plastobit 430F (2), Plastowax 200TD (3), Plastowax 725T (4), Honeywell Titan 7686 (5), ProPolymer MA123 (6), ProPolymer MA-СК-02 (7).
3. Битумно-восковые композиции (номер): Битум + Plastobit 430F (8), Битум + Plastowax 200TD (9), Битум + Plastowax 725T (10), Битум + + Honeywell Titan 7686 (11), Битум + ProPolymer MA123 (12), Битум + ProPolymer MA-СК-02 (13).
4. Базовая композиция исследуемого ПБВ (14) состоит из бутадиен-стирольного термоэластопласта (СБС Л 30-01А), пластификатора (Экстракт остаточный селективной очистки ПН-6к) и битума (БНД 100/130).
5. Полимерно-битумные вяжущие: ПБВ (14) + + Plastobit 430F (15), ПБВ (14) + Plastowax 200TD (16), ПБВ (14) + Plastowax 725T (17), ПБВ (14) + + Honeywell Titan 7686 (18), ПБВ (14) + ProPolymer MA123 (19), ПБВ (14) + ProPolymer MA-СК-02 (20).
Приготовление композиции синтетического воска с битумом марки БНД 100/130, № 8–13 (общая методика). Смесь битума и воска (1.5 мас. %) нагревали при перемешивании (обороты мешалки 400 об/мин) при 175°C в течение 2 часов. Охлаждали до 20–22°C. Определяли характеристики композиции.
Приготовление полимерно-битумного вяжущего, (общая методика). Состав: Воск – 1 мас. %, СБС Л 30-01А – 3 мас. %, Экстракт остаточный селективной очистки ПН-6к – 12.3 мас. %, битум БНД 100/130 – 83.7 мас. %. Смесь битума и воска, СБС Л 30-01А, экстракта остаточным селективной очистки нагревали при перемешивании (обороты мешалки 400 об/мин) в течение шести часов при температуре 175°C, далее при температуре 145°C в течение двух часов. Охлаждали до 20–22°C. Определяли характеристики ПБВ.
Ультрафиолетовые (УФ) спектры получены на спектрофотометре UNICO 1201 Specord 210 Plus в кварцевой кювете с толщиной поглощающего слоя 10 мм в растворе с применением метода компенсации поглощения растворителя. Растворы готовили путем взятия навески образца с последующим растворением ее в определенном объеме растворителя.
Испытания проб дорожного битума и композиций проводили по стандартизированным методикам:
1. Глубина проникания иглы при 0 и 25°С по ГОСТ 33136-2014 с использованием автоматического пенетрометра ПН-20Б.
2. Температура размягчения по кольцу и шару по ГОСТ 33142-2014 с использованием автоматического аппарата КиШ-20М4.
3. Температура хрупкости по ГОСТ 33143-2014 с использованием автоматического аппарата АТХ-20.
4. Изменение массы образца по ГОСТ 33140-2014 с использованием испытательной печи RTFOT.
5. Изменение температуры размягчения после старения по ГОСТ 33140-2014 и ГОСТ 33142-2014 с использованием испытательной печи RTFOT и автоматического аппарата КиШ-20М4.
6. Индекс пенетрации по ГОСТ 33134-2014.
7. Растяжимость при 25°С по ГОСТ 33138-2014 с использованием аппарата для определения растяжимости ДБ-20-100.
8. Динамическая вязкость при 135°С по ГОСТ 33137-2014 с использованием ротационного вискозиметра Брукфильда модификация DV2TRV.
9. Низкотемпературная устойчивость: жесткость S и параметр m, по ГОСТ Р 58400.8-2019 с использованием реометра для определения деформации, модуля упругости и предела ползучести асфальтовых связующих под постоянной нагрузкой BBR3.
10. Сдвиговая устойчивость исходного битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.10-2019 с использованием реометра ротационного Kinexus DSR.
11. Сдвиговая устойчивость битумного вяжущего, состаренного по методу RTFOT по ГОСТ Р 58400.10-2019 с использованием реометра ротационного Kinexus DSR и испытательной печи RTFOT.
12. Усталостная устойчивость битумного вяжущего, состаренного по методу PAV по ГОСТ Р 58400.10-2019 и ГОСТ Р 58400.5 с использованием печи старения под действием давления и температуры тип 20-44000 PAV и реометра ротационного Kinexus DSR.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Структура дорожного покрытия должна быть достаточно пластичной, чтобы выдерживать сильные нагрузки и при этом сохранять монолитную структуру. Способность высокомолекулярных соединений вступать в межмолекулярные и химические взаимодействия с дисперсной системой битумов с образованием развитой пространственной структурной сетки является важной предпосылкой для вовлечения синтетических восков в композиции с дорожными битумами. При этом показателями эффективности добавки восков являются температурно-вязкостные характеристики, дуктильность и растяжимость (показатели стабильности к пластическим деформациям).
Нами установлено, что вовлечение исследуемых восков в дорожный битум марки БНД 100/130 (1) привело к улучшению температурных характеристик битумно-восковой композиции (БВК): во всех исследуемых образцах (2–7) – повысились температура размягчения и температура хрупкости, уменьшилась пенетрация и растяжимость образцов, увеличилась их динамическая вязкость (табл. 1). Эти данные свидетельствуют о том, что макромолекулы восков при вовлечении в дисперсную систему битумов образовывают армирующую пространственную структуру в БВК во время охлаждения, что придает дополнительную жесткость композиции в условиях нагрузки, способствует пластичности дорожного покрытия, чтобы выдерживать сильные нагрузки при эксплуатации и при этом сохранять монолитную структуру.
Таблица 1.
Физико-химические характеристики исходного битума (1) и полученных из него битумно-восковых композиций (2–7)
№ образца | Температура размягчения по кольцу и шару, °С | Температура хрупкости, °С | Глубина проникания иглы при 25°С, 0.1 мм | Растяжимость при 25°С, 0.1 мм | Динамическая вязкость при 135°С, Па с |
---|---|---|---|---|---|
1 | 49 | –33 | 115 | 79 | 0.34 |
8 | 62 | –25 | 77 | 21 | 0.38 |
9 | 60 | –34 | 81 | 19 | 0.42 |
10 | 65 | –32 | 74 | 22 | 0.43 |
11 | 65 | –33 | 79 | 16 | 0.42 |
12 | 52 | –30 | 93 | 13 | 0.63 |
13 | 53 | –32 | 87 | 10 | 0.43 |
Таким образов при вовлечении в дорожный битум синтетических восков достигается уникальное сочетание характеристик твердости, высокой температуры плавления и низкой вязкости.
Установлено, что трансформация физико-химических характеристик нефтяной дисперсной системы (1) зависит от химической природы синтетического воска. Так воски (2–5), представляющие собой алифатическую разветвленную полиэтиленовую структуру сильнее изменяют физико-химические характеристики битума (1), по сравнению с восками марок ProPolymer MA123 (6) и ProPolymer MA-СК-02 (7) представляющие собой линейный полиэтилен с привитым малеиновым ангидридом [16, 17]. Большее влияние восков (2–5) на свойства композиции с битумом можно объяснить образованием химических либо межмолекулярных взаимодействий дисперсной фазы битумов и воска.
Методом УФ-спектроскопии нами были изучены исходные воски (2–5), битум БНД 100/130 и композиция синтетического воска с битумом. В УФ спектре восков (2–5) наблюдается полоса поглощения хромофора при 235 нм, обусловленного нерегулярным включением в полимерную структуру воска олефиновых хромофоров. В УФ спектре битума имеется 3 максимума при 260, 280 и 310 нм (рис. 1), которые можно отнести к поглощению хромофоров в олефинах, производных бензола и алкилнафталинах, соответственно [18]. Исчезновение полосы поглощения при 260 нм в УФ спектре композиции воск + битум свидетельствует в пользу образования сшитых структур, образующих армирующую пространственную структуру и обуславливающих наблюдаемые нами улучшение эксплуатационных свойств битума (табл. 1).
Рис. 1.
Зависимость поглощения от длины волны: 1 – воск Plastowax 200TD; 2 – битум БНД 100/130; 3 – Битум БНД 100/130 + Plastowax 200TD.

Полимерно-битумные вяжущие – материалы на основе традиционных битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) и пластификатора. Нами изучено влияние вовлечения восков (2–7) в рецептуру ПБВ на его физико-химические характеристики. Базовая композиция исследуемого ПБВ (14) состоит из бутадиен-стирольнного тепроэластопласта (СБС Л 30-01А), пластификатора (Экстракт остаточный селективной очистки ПН-6к) и битума (БНД 100/130). Нами установлено, что вовлечение восков в ПБВ улучшает эксплуатационные характеристики и увеличивает срок службы ПБВ (табл. 2).
Таблица 2.
Физико-химические характеристики базовой композиции ПБВ (14) и полученных из него ПБВ с добавкой восков (15–20)
Образец | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Температура размягчения по кольцу и шару, °С | 71 | 75 | 73 | 76 | 80 | 69 | 73 | |
Температура хрупкости, °С | –34 | –38 | –38 | –41 | –45 | –39 | –35 | |
Глубина проникания иглы при 25°С, 0.1 мм | 128 | 80 | 85 | 84 | 82 | 100 | 91 | |
Растяжимость при 25°С, 0.1 мм | 63 | 10 | 11 | 13 | 9 | 20 | 39 | |
Эластичность при 25°С, % | 98 | 70 | 75 | 95 | 68 | 90 | 90 | |
Динамическая вязкость при 135°С, Па с | 0.65 | 0.65 | 0.67 | 0.72 | 0.76 | 0.93 | 0.79 | |
Низкотемпературная устойчивость | Температура испытания, °С | –24 | –6 | –12 | –12 | –6 | –6 | –12 |
Жесткость S, МПа | 119.2 | 16.4 | 23.1 | 22.5 | 14.8 | 14.5 | 20.2 | |
Параметр m | 0.306 | 0.327 | 0.311 | 0.310 | 0.319 | 0.307 | 0.311 | |
Усталостная устойчивость (G*sinδ), при 10 рад/с | Температура испытания, °С | 16 | 31 | 28 | 28 | 31 | 31 | 28 |
Значение усталостной устойчивости, кПа | 1805 | 134 | 162 | 180 | 112 | 115 | 140 | |
Изменение массы образца после старения, % | 0.06 | 0.00 | 0.02 | 0.02 | 0.06 | 0.04 | 0.04 | |
Сдвиговая устойчивость (G/sinδ) исходного битумного вяжущего при 10 рад/с | Температура испытания, °С | 58 | 76 | 76 | 76 | 82 | 76 | 76 |
Значение сдвиговой устойчивости, кПа | 1.15 | 1.19 | 1.27 | 1.16 | 1.14 | 1.09 | 1.13 | |
Сдвиговая устойчивость (G/sinδ) битумного вяжущего, состаренного по методу RTFOT | Температура испытания, °С | 58 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Значение сдвиговой устойчивости, кПа | 3.10 | 3.09 | 3.01 | 3.05 | 3.08 | 3.11 | 3.10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установлено, что при вовлечении в дорожный битум синтетических восков в количестве 1%, достигается уникальное сочетание характеристик твердости, высокой температуры плавления и низкой вязкости. Это объясняется межмолекулярными химическими взаимодействиями между макромолекулами восков и соединениями дисперсной среды битумов, напрямую зависит от химической природы восков и детектируется по исчезновению полосы поглощения хромофора при 260 нм в БВК при вовлечении в нее воска.
ОБОЗНАЧЕНИЯ
Список литературы
Полякова В.И. К вопросу о структурообразовании дорожных вяжущих материалов // Дороги и мосты. 2016. № 2. С. 233.
Унгер Ф.Г., Андреева Л.Н. Фундаментальные аспекты химии нефти. Природа смол и асфальтенов. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН. 1995. С. 188.
Колбановская А.С., Михайлов В.В. Дорожные битумы. М.: Транспорт. 1973. С. 264.
Гуреев А.А. Нефтяные вяжущие материалы. М.: Издательский дом “Недра”. 2018. С. 242.
Гохман Л.М., Гурарий Е.М., Давыдова А.Р., Давыдова К.И.. Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства. М.: Инфоравтодор. 2002. С. 111.
Ядыкина В.В., Михайлова О.А. Влияние температуропонижающих добавок на основе синтетических восков на свойства битума // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2023. № 3. С. 8.
Ядыкина В.В., Холопов В.С., Михайлова О.А. Изменение свойств битума, модифицированного температуропонижающими добавками // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2022. № 3 (155). С. 100.
Черепанов В.Д., Дьячкова С.Г., Кузора И.Е., Дубровский Д.А., Лукина В.И. Трансформация нефтяных дисперсных систем в процессе эксплуатации // Известия Вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2021. Т. 11. № 3. С. 481.
Ахметшин Р.Ф., Ахметшина Г.Р., Закирова Л.Ю. Разработка состава полимер-битумного вяжущего для стабилизации щебечно-мастичного асфальтобетона // Вестник технологического университета. 2017. Т. 20. № 12. С. 31.
Навотный О.И., Стекольников А.А., Решетов В.А., Тиховский Д.А., Ромаденкина С.Б., Козлов А.М. О возможности использования полимерно-битумных вяжущих на основе асфальтов в дорожном строительстве // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Сер. Химия. Биология. Экология. 2013. Т. 13. В. 4. С. 27.
Котенко Н.П., Щерба Ю.С., Евфорицкий А.С. Влияние полимерных и функциональных добавок на свойства битума и асфальтобетона // Известия вузов. Северо-кавказкий регион. Технические науки. 2019. № 1. С. 94.
Мусостов Ш.И., Сангариева Э.Н., Апаева М.Х. Модификация битумов полимерами. // Вестник магистратуры. 2021. № 4-1(115). С. 29.
Вдовин Е.А., Буланов П.Е., Журавлев И.В. Влияние целлюлозных стабилизирующих добавок на физико-механические характеристики битума // Известия КГАСУ. Строительные материалы и изделия. 2022. № 3(61). С. 103.
Мамадиев Н.А. Полимеры и полимерные нанокомпозиты для производства битумных вяжущих // Вестник магистратуры. 2021. № 5–5(116). С. 26.
Гуторов К.В., Павлова В.А. Универсальные добавки, улучшающие характеристики асфальтобетонных смесей // StudNet. 2021. Т. 4. №. 4.
Галимова Г.А., Юсупова Т.Н., Ибрагимова Д.А., Якупов И.Р. Состав, свойства, структура и фракции асфальтенов нефтяных дисперсных систем / Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 20. С. 60.
Чешкова Т.В., Сергун В.П., Коваленко Е.П., Сагаченко Т.А., Мин Р.С. Структура асфальтенов нефтей различной химической природы // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2018. Т. 329. № 9. С. 61.
Рябов В.Д. Химия нефти и газа: учебное пособие. М.: ФОРУМ ИНФРА-М. 2017. С. 336.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Теоретические основы химической технологии