Вестник РАН, 2020, T. 90, № 8, стр. 794-798

ПРАЗДНОВАНИЕ 220-ЛЕТИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

В. С. Соболев *

Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: vlad_history@mail.ru

Поступила в редакцию 04.12.2019
После доработки 11.01.2020
Принята к публикации 25.03.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

В июне 1945 г. в СССР с большим размахом и очень торжественно отмечалось 220-летие Академии наук. Это событие свидетельствовало о высокой оценке деятельности академии руководством страны, вклада советской академической науки в победу в Великой Отечественной войне. В связи с юбилеем 1465 сотрудников АН СССР были награждены орденами и медалями, 15 академикам было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Президент Академии наук В.Л. Комаров, подводя итоги юбилейным торжествам, отмечал, что празднование 220-летия Академии наук стало всенародным, общегосударственным праздником.

Ключевые слова: история науки, Академия наук СССР, 220-летний юбилей, Великая Отечественная война, вклад науки, деятельность учёных, юбилейные торжества, наука и общество.

220-летний юбилей Академии наук, отмечавшийся в 1945 г., совпал с всенародным празднованием Великой Победы над фашистской Германией. Юбилейные торжества, проходившие в июне 1945 г., продемонстрировали отношение верховной власти страны к науке, высокую оценку вклада советской академической науки в победу над врагом.

К началу Великой Отечественной войны в состав Академии наук вместе с филиалами входили 76 институтов, 11 самостоятельных лабораторий, 6 обсерваторий и 12 станций. В Академии насчитывалось 119 академиков, 182 члена-корреспондента, а общее число научных и технических сотрудников достигало 10 тыс. [1, c. 44]. В то время в Академии наук по заданиям Наркоматов обороны и Военно-Морского флота разрабатывалось около 200 научных тем [2, л. 14].

С началом войны масштабность и сложность оборонной тематики в академии неуклонно возрастали. В 1942 г. Наркоматом обороны академии была поручена разработка 175 новых оборонных тем [3, c. 39]. Во главу угла были поставлены темы, служившие укреплению военной мощи СССР: развитию военной промышленности и транспорта, созданию новых типов вооружения и боеприпасов, повышению продуктивности сельского хозяйства, совершенствованию средств и методов лечения раненых и др. В тяжелейших условиях блокады самоотверженно трудились учёные ленинградских учреждений Академии наук. Центральное место в их деятельности занимало решение проблем укрепления фронта и тыла; наибольшее развитие получили прикладные исследования, нацеленные на оказание помощи Красной Армии [4, c. 173]. В ноябре 1942 г. академик А.Ф. Иоффе писал: “Нигде и никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научной идеи в практику, как в Ленинграде в месяцы войны” [5, c. 1].

Государство высоко оценило вклад академической науки в дело Великой Победы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1945 г. за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники и в связи с 220-летием Академии наук орденами и медалями были награждены 1465 её сотрудников [3, c. 183], академикам И.П. Бардину, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, П.Л. Капице, Т.Д. Лысенко, И.И. Мещанинову, Л.А. Орбели, Д.Н. Прянишникову, А.Ф. Фаворскому и другим было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Деятельность Академии наук в период войны была отмечена и международным научным сообществом. Так, Национальная академия наук и Национальный исследовательский совет США в своём приветствии АН СССР в связи с её 220-летием отмечали: “Учёные США с особенным интересом и гордостью следили за великолепной работой, которую Академия наук осуществляла для беспримерных военных побед, достигнутых в СССР в течение последних четырёх лет” [6, л. 88].

Решение Советского правительства о праздновании 220-летнего юбилея Академии наук не стало формальным реагированием на очередную праздничную дату. Советом Народных Комиссаров СССР уже 21 января 1945 г., когда ещё полным ходом шли боевые действия, было принято постановление № 128 “Об ознаменовании 220‑летия существования Академии наук СССР”. Пункт первый постановления гласил: “Провести в мае 1945 г. празднование 220-летнего юбилея Академии наук” [7, л. 1]. В момент подписания этого нормативного акта ещё никто не мог знать точной даты победоносного завершения войны.

Постановлением был создан Всесоюзный комитет по проведению юбилея, в который вошли 42 представителя советской науки, культуры, органов государственной власти. Председателем комитета назначили президента Академии наук СССР В.Л. Комарова, его тремя заместителями стали академики А.А. Байков, В.П. Волгин, Л.А. Орбели, секретарём комитета – академик Н.Г. Бруевич [7, л. 1]. Несомненно, принятию этого правительственного акта предшествовала серьёзная работа по его подготовке и обоснованию. Текст документа включал 21 пункт, предусматривались весомые конкретные меры по оказанию всемерной государственной поддержки академической науки. Приведу только два пункта постановления:

п. 4. поручить Всесоюзному комитету пригласить на празднование 220-летнего юбилея Академии иностранных учёных и иностранные научные учреждения [7, л. 1];

п. 7. осуществить в текущем году достройку, реконструкцию и восстановительный ремонт зданий московских и ленинградских учреждений Академии наук [7, л. 2].

Последний 21 пункт постановления вполне отражал специфику трудного периода в жизни страны. Наркомпроду СССР поручалось “выделить единовременно Академии наук в I квартале 1945 года промтоварный лимит” для каждого академика, члена-корреспондента и каждого руководителя академического учреждения (в этот ассортимент товаров были включены одежда, обувь, бельё и т.п.). Кроме того, Академии был выделен с 1 февраля 1945 г. дополнительный продовольственный лимит для 70 научных сотрудников, ведущих научно-исследовательскую работу [7, л. 4]. Следует отметить, что, несмотря на все трудности послевоенного времени, советское правительство принимало меры, направленные на улучшение условий работы Академии наук. В марте 1946 г. Совнарком СССР принял решение о повышении уровня материального обеспечения научных работников, бюджет Академии был увеличен в 2 раза по сравнению с 1945 г. [1, c. 47].

Всенародное празднование победоносного завершения Великой Отечественной войны по времени пришлось на майские дни. Видимо, поэтому мероприятия, связанные с академическим юбилеем, были перенесены с мая на июнь. 8 мая 1945 г. было принято Постановление СНК СССР № 1019 “О сроке проведения юбилейной сессии Академии наук”, в нём говорилось “о перенесении срока проведения юбилейной сессии Академии наук с 25 мая–7 июня на 15–28 июня с.г. в Москве” [7, л. 67]. Масштабы события впечатляли. В торжествах принимало участие более 1200 человек: академики и члены-корреспонденты АН СССР, представители научных сообществ советских республик, университетов и различных институтов и др. В сессии участвовали так же более 100 учёных из 16 стран мира.

Первое торжественное заседание проходило 16 июня в Большом театре. С основным докладом выступил президент Академии наук В.Л. Комаров. По его словам, начавшаяся сессия – выдающееся событие в истории науки. “Никогда ещё не собирался такой блестящий ареопаг мыслителей, принадлежащих к различным областям знания, но объединённых общими интересами. Никогда ещё учёные не собирались в такой важный исторический момент” [8, c. 3]. В докладе большое внимание уделялось деятельности Академии наук в годы войны: “Исторической проверкой научной мощи Академии наук были годы войны. Никогда ещё не было в среде учёных такого великого творческого порыва. Он охватил все области советской науки. Мы гордимся тем, что своей работой оказали посильную помощь в разгроме немецко-фашистских захватчиков” [8, c. 8, 9].

Академик В.Л. Комаров кратко рассказал о дружественных отношениях, которые сложились у Академии наук с научными сообществами стран – военных союзников СССР – Англии, США и Франции (до известной речи У. Черчилля в Фултоне и начала “холодной войны” оставалось ещё 10 месяцев). Приведу фрагмент из доклада: “В дни Великой Отечественной войны советские учёные стремились усилить и развить научные связи с английской наукой… Академия наук хранит традиции и стремится расширить свои связи с американской наукой”. Завершался доклад президента в полном соответствии с переживаемым тогда всей страной судьбоносным моментом истории: “Я позволю себе выразить уверенность, что в новых условиях мирного процветания советская наука прославит наш народ новыми открытиями” [8, c. 9, 10].

Вице-президент Академии наук В.П. Волгин огласил приветствие СНК СССР и ЦК ВКП(б). В этом важном документе кратко говорилось об основных итогах деятельности Академии наук, а также о её задачах на будущее: “Своими открытиями, изобретениями и исследованиями учёные нашей страны внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки и общества. Однако все люди науки должны постоянно помнить, что в науке и технике имеется ещё много нерешённых назревших проблем, над решением которых должны напряжённо работать советские учёные” [9, c. 1]. С докладом также выступил академик-секретарь Академии наук Н.Г. Бруевич. Основное внимание он уделил освещению деятельности академии в послереволюционный период.

Торжественное заседание продолжилось 17 июня, оно проходило в Колонном зале Дома Союзов. На нём с докладами, посвящёнными истории отечественной науки, выступили академики В.А. Обручев, Н.Д. Зелинский, Б.Н. Юрьев, член-корреспондент Б.Н. Делоне. Были оглашены тексты поздравлений в связи с юбилеем АН СССР. В приветствии Академии наук УССР, которое огласил её президент А.А. Богомолец, говорилось, что “огромную роль играет Всесоюзная Академия наук в развитии науки и культуры народов многонационального Советского Союза” [10, c. 41]. В послании Московского государственного университета подчёркивалось: “Лучшее, что дано русским народом науке, вышло из стен Академии наук, любовно выпестовано ею” [10, c. 42]. Лондонское Королевское общество посчитало необходимым отметить, что “оно гордится тем, что основание Академии в 1725 году явилось в какой-то мере результатом впечатлений, полученных царём Петром Великим во время его пребывания в Англии в 1698 году” [10, c. 42]. Президент Парижской Академии наук Морис Кольри в своей приветственной речи заявил: “Мы понимаем исключительные достижения, которых добились ваш народ и ваше правительство. События только что закончившейся войны позволили нам измерить эти достижения во всех областях” [10, c. 42]. В выступлении ректора Ягеллонского университета в Кракове Тадеуша Лер-Сплавинского говорилось: “Отдавая честь великим заслугам Академии наук, польские научные учреждения желают ей плодотворной работы и наилучших успехов на благо всего человечества” [10, c. 43]. В общей сложности ко дню юбилея в Академию наук поступило 491 поздравление, в том числе 103 пришли из зарубежных стран (из США – 38, из Англии – 19, из Франции – 6) [10, c. 148].

С 25 по 28 июня юбилейные мероприятия проходили в Ленинграде. Торжественное заседание состоялось 26 июня в зале Ленинградской филармонии. С основным докладом выступил президент Академии наук В.Л. Комаров, он, в частности, сказал: “Набережные, дворцы и дома Ленинграда – свидетели могущества русской культуры и науки. В этом городе, основанном гением Петра, осуществилась 220 лет тому назад мечта о создании Академии наук. Это было одним из звеньев великих преобразований Петра” [10, c. 47]. С докладами по истории науки выступили академики Л.А. Орбели и И.И. Мещанинов. Участники юбилейной сессии посетили ряд академических учреждений Ленинграда, они побывали в Ботаническом, Зоологическом, Физико-техническом, Физиологическом институтах, Институте этнографии и Почвенном музее.

В связи с 220-летним юбилеем Академии наук 30 июня 1945 г. в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца был устроен правительственный приём, на него собрались около тысячи участников. Учёных пришли поздравить практически все высшие руководители страны и партии во главе с И.В. Сталиным. В президиуме высокого собрания присутствовали 12 членов Политбюро ЦК ВКП(Б) из 13, отсутствовал только Н.С. Хрущёв, являвшийся тогда первым секретарём ЦК КП(б) Украины и находившийся в Киеве. В краткой речи, с которой обратился к собравшимся глава правительства В.М. Молотов, отмечалось: “Настоящий правительственный приём устроен в честь юбилея Академии наук, в честь учёных нашей страны и наших иностранных гостей – деятелей науки. Наши помыслы направлены на то, чтобы обеспечить максимум благоприятных условий для развития науки и техники во всех областях” [10, c. 51]. После приёма был дан большой концерт, с участием лучших артистов страны.

В дни торжеств их участникам была предложена обширная культурная программа. В Москве они посетили выставку “Академия наук за 220 лет”, развёрнутую  в Фундаментальной библиотеке общественных наук АН СССР. Главное Архивное управление НКВД СССР подготовило выставку подлинных документов, рукописей, чертежей, рисунков, карт и гравюр, касающихся истории науки. Участники юбилейной сессии посетили Кремль, Третьяковскую галерею, Ясную Поляну, проплыли по каналу Волга–Москва. Иностранные делегаты побывали в Большом театре на опере “Иван Сусанин”, в МХАТе на пьесе А. Чехова “Три сестры”, в театре Красной Армии на пьесе “Сталинградцы”. В Ленинграде была организована выставка в Библиотеке АН СССР, основу которой составили академические издания за два века, а также выставки Архива АН СССР, Музея антропологии и этнографии АН СССР и “Оборона Ленинграда”. Гости побывали в Мариинском театре на балете “Лебединое озеро”, приняли участие в экскурсиях в город Пушкин и Петродворец.

Подводя итоги юбилейной сессии, президент Академии наук В.Л. Комаров заявил: “В дни величайшей исторической победы народ и правительство сделали юбилей Академии всенародным и общегосударственным праздником, окружили науку и учёных беспримерным почётом и заботой. Это стало общим признанием исключительного значения науки в современной жизни” [10, c. 56].

Президент АН СССР А.Л. Комаров. 1945 г.

Список литературы

  1. Академия наук СССР. Краткий очерк истории и деятельности / Отв. ред. В.А. Виноградов. М.: Наука, 1968.

  2. Государственный Архив Российской федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 3. Д. 1147.

  3. Лёвшин Б.В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). М.: Наука, 1966.

  4. Кольцов А.В. Ленинградские учреждения Академии наук СССР в 1934–1945 гг. СПб.: Наука, 1997.

  5. Иоффе А.Ф. Ленинградские учёные в Отечественной войне // Ленинградская правда. 1942. 12 ноября.

  6. Архив АН СССР (ААН). Ф. 519. Оп. 1. Д. 50.

  7. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПбФ АРАН). Ф. 4. Оп. 2 – 1945. Д. 6.

  8. Вестник Академии наук СССР. 1945. № 5–6.

  9. Правда. 1945. 17 июня.

  10. Вестник Академии наук СССР. 1945. № 7–8.

Дополнительные материалы отсутствуют.