Вестник РАН, 2021, T. 91, № 4, стр. 329-334

СИБИРСКОЕ СЕЛО: ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ

Е. В. Рудой *

Новосибирский государственный аграрный университет
Новосибирск, Россия

* E-mail: rudoy140280@gmail.com

Поступила в редакцию 10.02.2021
После доработки 12.02.2021
Принята к публикации 15.02.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Автором статьи проанализированы негативные тенденции и основные проблемы современного развития сельских территорий регионов Сибирского федерального округа. Приведены характеристики среднестатистического сельского поселения. Определены условия проживания и закрепления населения в сельской местности. Предложены направления развития сельских территорий сибирского макрорегиона: формирование агломераций сельских населённых пунктов вокруг крупных городов и кластеризация; поддержка малых форм хозяйствования на основе сельскохозяйственных потребительских кооперативов; рост агротуризма и экопоселений для сохранения и распространения ценностей традиционного уклада жизни сибирских крестьян; вахтовый метод сельскохозяйственного производства на удалённых и северных сельских территориях.

Ключевые слова: сельские территории, особенности сибирского села, необходимые и достаточные условия, социально-экономические факторы, направления развития сельских территорий.

На размещение и специализацию сельскохозяйственного производства, уровень развития сельских территорий Сибирского макрорегиона влияет множество факторов, которые носят исторический, демографический, географический, природно-климатический и инфраструктурный характер. Суровые природно-климатические условия оказываются одной из причин удорожания проживания и экономической деятельности по сравнению с европейской частью России, с ними связаны и особенности сельского хозяйства Сибири. Однако в последние годы эта отрасль экономики развивается здесь высокими темпами, играет возрастающую роль в жизни макрорегиона и страны в целом. Наибольший рост сельскохозяйственного производства отмечается в Алтайском и Красноярском краях, Омской и Новосибирской областях.

Доля Сибирского федерального округа (СФО) в валовом производстве сельскохозяйственной продукции России составляет 12%, в настоящее время регион имеет преимущественно промышленную специализацию, а численность городского населения превышает сельское в 9 из 10 субъектов [1]. Разнообразие агроклиматических условий обеспечивает чёткую специализацию: на севере занимаются преимущественно мясным скотоводством и рыболовством, в южных районах – растениеводством и мясомолочным скотоводством [2]. Активно используются региональные преимущества, поэтому развиваются не только традиционные отрасли, но и мараловодство, мясное оленеводство, собирательство дикоросов и т.п.

Территория Сибири неоднородна и по другим характеристикам. Например, на юге, в Алтайском крае, республиках Алтай и Тыва сельское население составляет практически половину общей численности. В средней полосе Сибири оно сконцентрировано преимущественно вокруг крупных городов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга.

Общероссийские тенденции сокращения численности сельского населения, роста уровня безработицы и снижения уровня жизни затронули и сибирские сёла. Численность сельского населения СФО сократилась с 1990 г. на 13% и составила в 2019 г. 4.4 млн человек. Наибольшее сокращение численности произошло в Омской области (‒23.4%), Красноярском крае (–21.7%) и Новосибирской области (–16,7%). В республиках Алтай и Хакасия численность сельского населения увеличилась соответственно на 9.4 и 3.9% (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика численности сельского населения в субъектах Сибирского федерального округа, тыс. человек

Субъекты СФО 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2019 г. 2019 г. к 2015 г., %
Алтайский край 1109.9 1286.2 1249.6 1163.9 1111.0 1049.2 1010.2 91.0
Красноярский край 823.9 800.8 746.0 697.6 679.0 665.1 645.0 78.3
Новосибирская область 700.0 709.3 688.4 648.6 614.0 590.0 583.2 83.3
Омская область 690.1 700.2 675.0 605.8 571.0 550.5 528.6 76.6
Иркутская область 548.0 564.0 540.5 518.4 502.0 508.4 509.7 93.0
Кемеровская область 400.2 406.7 398.8 419.9 408.0 389.5 373.3 93.3
Томская область 314.6 369.8 346.5 324.0 312.0 301.4 296.2 94.2
Республика Хакасия 156.5 159.7 161.3 156.6 172.0 168.8 162.6 103.9
Республика Алтай 141.7 151.8 150.2 149.2 149.0 151.4 155.0 109.4
Республика Тыва 163.0 154.9 152.6 144.7 146.0 144.6 149.0 91.4

Самый высокий уровень безработицы на селе отмечается в республиках Тыва и Алтай, самый низкий – в Красноярском крае и республике Хакасия (рис. 1).

Рис. 1.

Уровень безработицы среди сельского населения в 2018 г., %

Среднедушевые доходы сильно дифференцированы, так, в Красноярском крае они в 2 раза выше, чем в Республике Тыва (рис. 2). Во всех регионах среднедушевые доходы сельского населения ниже, чем городского, на 15–30%.

Рис. 2.

Среднедушевые доходы сельского населения в 2018 г., руб./мес.

В большинстве регионов ежегодно происходит миграционный отток населения. Только в Новосибирской области отмечается прирост сельского населения (табл. 2).

Таблица 2.

Миграционный прирост/убыль численности постоянного сельского населения, человек

Субъект РФ 2017 г. 2018 г.
Республика Алтай 213 –675
Республика Тыва –713 –833
Республика Хакасия –1343 –1636
Алтайский край –5638 –7584
Красноярский край –3055 –3071
Иркутская область 672 –928
Кемеровская область –3600 –2725
Новосибирская область 517 1027
Омская область –4078 –5615
Томская область –709 –816

За последние три десятилетия в СФО прекратили существование 319 сельских населённых пунктов. Сибирское село в среднем имеет следующие характеристики: площадь – чуть более 100 гектаров, численность – в среднем 524 человека. По территории сёла распределены неравномерно, а расстояния между ними могут достигать на севере около 100 км, а на юге – 2–3 км. Среднегодовые доходы бюджета сельского поселения составляют около 9 млн руб. [1].

Согласно проведённому корреляционному анализу, где в качестве результирующего показателя была выбрана численность сельского населения, наиболее значимыми факторами развития сельских территорий являются ввод в действие жилья и дорог, инвестиции в основной капитал, наличие школ, обеспеченность горячим водоснабжением и водопроводом, наличие сотовой связи и интернета, а также уровень заработной платы (рис. 3). Таким образом, чем больше финансовых ресурсов вкладывается в развитие сельскохозяйственного производства, в основной капитал и инженерную инфраструктуру в регионе, тем выше заработок в агросекторе, что, в свою очередь, усиливает привлекательность сельской территории.

Рис. 3.

Распределение коэффициентов корреляции между факторами развития сельских территорий и численностью сельского населения

Ключевая причина существующих негативных тенденций – системное недофинансирование села, вызываемое, с одной стороны, скудостью налоговой базы сельских бюджетов, а с другой – отсутствием внутренних стимулов развития, способствующих формированию стабильной экономической основы.

Вместе с тем определённым преимуществом обладают те поселения, где сосредоточены рыночно привлекательные ресурсы: пользующиеся спросом у населения и бизнеса сельскохозяйственные земли и земли под застройку, природные ландшафты, водоёмы и лесные угодья, которые могут принести доходы от продажи или аренды. Но далеко не всегда они находятся под контролем местных властей или же имеют надлежащее правовое оформление.

Снижение собственной налоговой базы привело к тому, что в небольших сельских поселениях значительная часть бюджета стала уходить на содержание администрации. Формируется своего рода порочный круг: текущий дефицит финансирования снижает привлекательность села для молодёжи и подрывает возможности получения доходов в будущем [3]. Социологический опрос, проведённый учёными Новосибирского государственного аграрного университета, показал, что в числе важных условий возвращения молодёжи на работу в сельскую местность чаще других указывались уровень заработной платы и наличие доступного жилья [4].

Перечисленные особенности и факторы развития сельских территорий СФО определяют уровень жизни местного населения. Согласно рейтингу11, составленному Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, Новосибирская область, достигшая в Сибирском федеральном округе лучшего результата по качеству жизни сельского населения, находится по этому показателю на 20-м месте в России [5]. На первом месте в этом рейтинге – Липецкая область.

На примере Новосибирской области можно выделить сельские территории, обладающие достаточными условиями для обеспечения высокого уровня и качества жизни, обладающие необходимыми условиями и не имеющие даже минимально необходимых условий. Достаточные условия для обеспечения высокого уровня и качества жизни имеются в пяти районах области, сосредоточенных в основном вокруг Новосибирска и входящих в одноимённую агломерацию, что создаёт инфраструктурные и экономические условия для интенсивного развития сельского хозяйства. Необходимыми условиями обладают территории, прилегающие к предыдущей группе районов и, как правило, расположенные недалеко от областного центра (до 100 км). Бо́льшая часть муниципальных районов (60%) не имеет даже минимально необходимых условий для комфортного проживания.

В свою очередь, муниципалитеты, конкурирующие за доступ к общественным благам, вступают в эту борьбу далеко не с равных стартовых позиций. Выигрывают главы тех администраций, которые заранее готовятся к участию в крупных проектах, софинансируемых из вышестоящих бюджетов и предполагающих, например, газификацию посёлков, ремонт систем водоснабжения и дорог, строительство спортивных и детских сооружений и т.д. Помимо проектов благоустройства, сельские администрации, рассчитывающие получить инвестиционные средства, должны заранее оформить правоустанавливающие документы на принадлежащие им объекты, утвердить генеральный план поселения. Всё это требует серьёзных финансовых затрат [3].

Финансовое и законодательное обеспечение развития сельских территорий в субъектах РФ реализуется посредством Государственной программы “Комплексное развитие сельских территорий на период 2020–2025 годов”, сменившей ранее действовавшую программу “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года”, а также других федеральных, региональных и ведомственных программ. Что касается сибирских регионов, то в них на основе имеющихся институциональных основ разработаны собственные программы комплексного развития сельских территорий, направленные на создание комфортных условий жизнедеятельности. Однако суммы денежных средств, выделяемых по этим программам, незначительны и не могут обеспечить высокий уровень развития территорий. Например, для того чтобы достичь ряда целевых показателей на период до 2030 г., необходимо увеличить общую сумму финансирования в Республике Хакасия в 6.5 раза, Республике Алтай – в 6.8 раза (рис. 4).

Рис. 4.

Соотношение необходимой и фактической суммы финансирования сельского хозяйства и сельских территорий, млн руб.

Для адекватного ответа на глобальные вызовы современности требуются дополнительные меры, а они зависят порой не столько от финансовых вложений, сколько от изменения устоявшегося менталитета сельского населения. На основе эмпирического анализа и изученного передового опыта [69] можно выделить следующие важные факторы, способствующие изменениям к лучшему: формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни, совершенствование программ профессионального обучения сельской молодёжи и молодёжи коренных народов, развитие агротуризма, сельскохозяйственной потребительской кооперации, обучение фермеров, овладение современными технологиями, необходимыми в экономике, основанной на знаниях, а также повышение общего образовательного уровня и навыков лидерства среди сельского населения, наконец, в районах со сложными природными условиями – вахтовое ведение сельскохозяйственного производства.

В основе “благополучия” или “отсталости” тех или иных сельских территорий лежит множество разнородных факторов: финансовая состоятельность и экономический потенциал регионов, их месторасположение относительно больших городов и других точек роста (в том числе железнодорожных и автомагистралей), отраслевая структура и уровень развития местной экономики, определяющие специфику локального рынка труда, природные богатства, демографический и этнический состав населения. Крайне важны в “истории успеха” личностные качества главы сельского поселения – его управленческие навыки и знания, жизненный опыт, степень вовлечённости в социально-экономические процессы [10].

Как представляется, дальнейшее развитие сельских территорий в Сибири целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям:

• формирование агломераций сельских населённых пунктов вокруг крупных городов и кластеризация по территориальному принципу, что позволит создать точки роста, которые придадут стимул развитию близлежащих сельских территорий;

• поддержка малых форм хозяйствования на основе сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пример – Липецкая область, лидер рейтинга регионов России по качеству жизни сельского населения);

• развитие агротуризма и экопоселений для сохранения и распространения ценностей традиционного уклада жизни сибирских крестьян;

• расширение сельскохозяйственного производства на удалённых и северных сельских территориях на основе вахтового метода.

Таким образом, можно заключить, что исторические, жёсткие природно-климатические и другие особенности Сибири в немалой степени влияют не только на развитие сельскохозяйственного производства, но и на диверсификацию сельской экономики, создание стимулов роста инициативных проектов сельских жителей и обеспечение социально-инженерной инфраструктурой. В этой связи государственная аграрная политика должна учитывать широкое разнообразие и региональную специфику сельских территорий Западной и Восточной Сибири, предусматривать повышенное финансирование реализуемых мероприятий.

Список литературы

  1. Официальная статистика федерального округа. Росстат. https://novosibstat.gks.ru/folder/31727 (дата обращения 12.12.2020).

  2. Алещенко В.В., Алещенко О.А. “Умная специализация” регионов Сибири в сфере сельскохозяйственного производства // ЭКО. 2020. № 7. С. 111–129.

  3. Фадеева О.П. Сибирское село: от формального самоуправления к вынужденной самоорганизации // ЭКО. 2019. № 4. С. 71–94.

  4. Кузнецов И.Г., Стадник А.Т., Шелковников С.А. и др. Совершенствование механизма государственной поддержки формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве региона. Новосибирск: Агро-Сибирь, 2018.

  5. Рейтинг субъектов Российской Федерации по качеству жизни сельского населения. М.: Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова – филиал ФНЦ ВНИИЭСХ, 2020.

  6. Анисимова О.С. Аграрная политика и стратегия развития сельских территорий: опыт стран ЕС // Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 209–210.

  7. Папцов А.Г., Алтухов А.И., Кашеваров Н.И. и др. Прогноз научно-технологического развития отрасли растениеводства, включая семеноводство и органическое земледелие России, в период до 2030 года. Новосибирск: ИЦ НГАУ “Золотой колос”, 2019.

  8. Григорьева Е.Е. Опыт Канады по развитию сельских территорий // Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 210–211.

  9. Стадник А.Т., Шаравина Е.В., Самохвалова А.А. и др. Формирование и развитие вахтовой системы ведения сельскохозяйственного производства. Новосибирск: ИЦ НГАУ “Золотой колос”, 2017.

  10. Континент Сибирь / Под ред. В.А. Крюкова. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2020.

Дополнительные материалы отсутствуют.