Вестник РАН, 2021, T. 91, № 4, стр. 326-328

БЛАГОПОЛУЧИЕ НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРОЧНОСТЬ РОССИИ

Е. С. Савченко *

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Москва, Россия

* E-mail: savchenko_pr@belregion.ru

Поступила в редакцию 05.02.2021
После доработки 08.02.2021
Принята к публикации 12.02.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

В статье обосновывается выбор стратегии для невиданной в истории реконструкции огромного макрорегиона – российского Нечерноземья, расположенного на территории четырёх федеральных округов, где проживает более 60 млн человек. Предлагается законодательно закрепить за ним особый порядок землепользования и обеспечить гарантии инфраструктурного развития каждого муниципального образования. Эту ответственность должны разделить государство и ресурсоснабжающие организации. Есть все предпосылки к тому, чтобы к 2030 г. Нечерноземье стало густонаселённой экономически процветающей территорией страны.

Ключевые слова: Нечерноземье, возрождение, реконструкция, сельские территории, федеральная, государственная поддержка, максимальный социально-экономический результат, демографический рост, поощрение рождаемости, Русское возрождение.

С начала 2020 г. в нашей стране реализуется государственная программа Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий” [1]. Определены параметры её финансового обеспечения. Цель госпрограммы – к 2025 г. сохранить долю сельского населения в общей численности населения страны на уровне не менее 25.1%, достичь соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 75.5%, повысить долю общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 43.2% [2].

Следует отметить, что реализация основных направлений комплексного развития сельских территорий, несомненно, требует соответствующего научного обеспечения [3]. Не менее важное значение имеет и создание в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни [4].

Рассматривая вопросы комплексного развития сельских территорий, важно иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Когда мы ведём речь о развитии сельских территорий, подразумеваем прежде всего создание достойных условий для проживающих там тружеников сельского хозяйства, работников бюджетной сферы и членов их семей. И это справедливо. Но жизнь стремительно меняется. С одной стороны, производительность труда в индустриальном сельском хозяйстве увеличилась за последние годы в разы и потребность в работниках для нужд отрасли значительно снизилась. Сейчас она не превышает 2 млн человек, а с учётом коэффициента семейности жителей в аграрный сектор требуется привлечь не более 10 млн человек, или около 7% от общего населения России. С другой стороны, в связи с развитием информационных технологий, ухудшением эпидемиологической и экологической обстановки, высокой стоимостью проживания в городах интерес к жизнеустройству в сельской местности значительно вырос. Эта тенденция приобрела весьма устойчивый характер. Кроме того, в последнее время стремительно набирает обороты малоформатное сельское предпринимательство по производству органической продукции, а также оказанию различных рекреационных, оздоровительных и туристических услуг. Следовательно, все местные, региональные, федеральные программы по развитию сельских территорий, включая отраслевые, должны осуществляться с учётом новых тенденций, не препятствуя, а наоборот, поощряя этот восходящий тренд.

Второе. Федеральную поддержку развития сельских территорий я бы предложил не размазывать тонким слоем по необъятным просторам России, а сосредоточить на наиболее депрессивных территориях и получить за счёт этого максимальный социально-экономический результат. Речь прежде всего идёт о Нечерноземье – отсюда Русь пошла. Но, к сожалению, жизненные силы нашей страны изначально были направлены на развитие окраин, в том числе бывшего Советского Союза, и двух крупнейших мегаполисов России, о чём красноречиво сказал В.В. Путин в апреле 2018 г., выступая на встрече с членами Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ: “Нечерноземье уже с первого потока переселения в Сибирь испытало на себе достаточно серьёзную демографическую нагрузку, потому что все эти переселения, все эти проблемы решались за счёт Нечерноземья, за счёт исконно русской территории, поэтому, конечно, Нечерноземье нуждается в поддержке” [5]. Настала пора возвращать долги Нечерноземью.

Совет Федерации, обеспокоенный социально-экономическим положением дел в этом регионе, в 2019 г. принял Обращение к Правительству РФ, предложив разработать программу “Комплексное развитие и реконструкция Нечерноземья” [6 ] . Ситуация здесь действительно критическая. В Нечернозёмной зоне ежегодно исчезают сотни деревень, даже районные центры имеют крайне неустойчивое положение. Пришло время возрождать исторический центр государства Российского, а значит, и русского народа, который, напомню, выполняет мессианскую роль, скрепляя и удерживая от распада нашу многонациональную страну. Поэтому благополучие Нечерноземья определяет благополучие и прочность России – в этом стратегический смысл развития этой территории.

Возникает фундаментальный вопрос: какую стратегию выбрать для невиданной во всемирной истории реконструкции огромного макрорегиона, расположенного на территории четырёх федеральных округов, где проживает более 60 млн человек, а доля сельского населения ничтожна?

В Российской Федерации накоплен опыт успешного решения крупнейших стратегических проектов, связанных с развитием Дальнего Востока, Крыма, Северного Кавказа, организацией XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, чемпионатов мира и универсиад или реализацией в последние годы уникального в новейшей истории, беспрецедентного по срокам исполнения проекта в области обеспечения продовольственной безопасности России – по экономическому эквиваленту его можно приравнять к трёхкратному освоению целины.

С чего нужно начать? Любой проект начинается с построения мыслеобраза. В этой связи Нечерноземье к 2030 г. представляется густонаселённым, экономически процветающим макрорегионом с развитой инфраструктурой, привлекательным туристско-рекреационным потенциалом, территорией, где в просторных собственных домах живут многодетные семьи коренных народов и занимаются различной деятельностью – от сельскохозяйственной до фрилансерской.

Экономическим драйвером сельского хозяйства Нечерноземья должно стать льноводство. Производство льноволокна необходимо увеличить как минимум в 10 раз и довести до 500 тыс. т в год, а это, в свою очередь, приведёт к возрождению льнообрабатывающей отрасли, сельхозмашиностроения для выращивания льна, а также к созданию научных учреждений, занимающихся этими проблемами.

Нечерноземье – это идеальная территория для производства молока, мясного скота, рыбы, ржи, картофеля, овощей, ягод и различных дикоросов, причём самых высоких экологических стандартов.

В области ресурсного обеспечения реконструкции Нечерноземья предлагаю открыть дорогу для молодого частного капитала. О чём идёт речь? Сегодня тысячи и тысячи состоятельных людей желают вкладываться в осуществление своей мечты – в создание семейной фермы, родовой усадьбы и хотят заниматься любимым общеполезным делом, но при определённых условиях. Каких? Их, на мой взгляд, два.

Первое касается решения земельного вопроса. Для Нечерноземья необходимо законодательно закрепить особый порядок землепользования, предусматривающий создание в каждом регионе единых центров управления земельными ресурсами, наделённых широкими полномочиями по распределению земли от неэффективных к эффективным собственникам. Причём распространить эти полномочия надо на все виды угодий, включая лесные и водные, и на этой основе скорректировать планы пространственного развития муниципальных образований.

Второе условие связано с гарантиями инфраструктурного развития каждого поселения, муниципального образования. Это инженерные коммуникации, дороги, социальные объекты. Данные заботы должны лечь на плечи государства и ресурсоснабжающих организаций.

Безусловно, успех проекта будет зависеть от возможностей доступа широких масс к финансовым ресурсам. С этой целью Правительству РФ необходимо создать систему льготного кредитования предпринимательских инициатив и строительства индивидуального жилья в сельской местности, включая районные центры Нечерноземья. Размер кредита, на мой взгляд, должен быть 10–15 млн руб. на срок до 20 лет при ставке не более 3% с мораторием по возврату платежей в первые 3 года. Более того, для поощрения рождаемости представляется целесообразным списывать кредит на одну четверть с рождением второго ребенка и последующих детей. После рождения пяти детей кредит полностью погашается. Таким образом, Нечерноземье могло бы одновременно стать территорией естественного демографического роста.

Не должны быть обделены вниманием районные центры, малые города Нечерноземья – это уникальное культурное и историческое достояние России. Их сохранение и благоустройство за счёт региональных и федеральных программ и проектов, а также частных и общественных инициатив должно органично вписаться в общий контекст преобразований.

Энергию реконструкции Нечерноземья целесообразно подкрепить новым форматом организации местного самоуправления, который должен соответствовать историческим традициям, русской ментальности и отвечать за полноценное всестороннее развитие территории и благополучие её граждан. В этой связи предлагаю повсеместно организовать народные общины. Можно назвать их советами, округами, земствами, волостями – кому как нравится, только не поселениями, как сейчас. Формироваться общины должны на основе профессионального и сословного представительства.

И в заключение о роли науки в реализации этой судьбоносной задачи. Она видится в разработке по заказу Правительства РФ нескольких моделей территориальной, социальной и экономической реконструкции конкретных муниципальных образований в различных регионах Нечерноземья. Реализация данного проекта станет мощным стимулом для подъёма национального духа нашего народа и консолидации страны. Проект реконструкции Нечерноземья с учётом его исторической перспективы предлагаю назвать Русским возрождением.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий” и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». http://www.pravo.gov.ru

  2. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 391 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий”». http://www.pravo.gov.ru

  3. Постановление президиума РАН от 22 декабря 2020 г. № 199 “Основные направления комплексного развития сельских территорий России и научное обеспечение их реализации”. http://www.ras.ru

  4. Ушачев И.Г., Папцов А.Г., Долгушкин и др. Стратегические направления развития сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС. М.: РАН, 2017.

  5. Стенографический отчёт о встрече Президента РФ В.В. Путина с членами Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации 27 апреля 2018 г. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/57376

  6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 556-СФ “Об Обращении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу о развитии Нечерноземья и возрождении льноводства в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 декабря 2019 г. № 50. Ст. 7204.

Дополнительные материалы отсутствуют.