Вестник РАН, 2021, T. 91, № 6, стр. 528-540
РЕАКТОРНЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ МАЛОЙ МОЩНОСТИ
В. В. Петрунин *
Акционерное общество “Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова”
Нижний Новгород, Россия
* E-mail: economica@okbm.nnov.ru
Поступила в редакцию 18.12.2020
После доработки 18.12.2020
Принята к публикации 27.12.2020
Аннотация
Научный, инженерный и производственный потенциал, созданный в нашей стране в области атомного судостроения, имеет исключительное значение. В атомных судовых технологиях сформировался особый облик реакторных установок, характерными чертами которых стали предельная компактность, повышенная надёжность и живучесть. На основе опыта создания и совершенствования судовых и корабельных реакторов в АО “ОКБМ Африкантов” разработан ряд проектов инновационных реакторных установок для атомных энергоисточников малой мощности. В докладе представлены основные научно-технические и экономические аспекты создания инновационных реакторных установок типа АБВ, КЛТ, РИТМ, ВБЭР.
Уникальный научный, конструкторский и производственно-технологический опыт, накопленный в атомной отрасли при создании нескольких поколений реакторных установок (далее – РУ) – корабельных (для атомных подводных лодок и надводных кораблей), судовых (для атомных ледоколов) – является фундаментальным базисом для развития приоритетного бизнес-направления Госкорпорации “Росатом” – атомных станций малой мощности (далее – АСММ), которые обеспечат эффективное решение назревших проблем энергообеспечения и жизнедеятельности удалённых районов как в России, так и за рубежом [1–3].
В атомных судовых технологиях сформировался российский облик РУ, характерными чертами которого стали предельная компактность, высокая надёжность оборудования и показатели безопасности на уровне современных требований для атомной энергетики. Поскольку уменьшение единичной мощности энергоблока приводит к росту удельных капитальных затрат, именно судовые реакторные технологии позволяют существенно снизить влияние фактора масштаба на экономические показатели и обеспечить конкурентоспособность АСММ в этом сегменте мощностей.
В докладе представлены результаты создания инновационных РУ типа АБВ, КЛТ, РИТМ, ВБЭР, созданных АО “ОКБМ Африкантов” при тесном сотрудничестве с отраслевой и академической наукой, на базе которых Госкорпорация “Росатом” приступила к реализации программы создания плавучих и наземных АСММ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ СУДОВЫХ РЕАКТОРНЫХ УСТАНОВОК
Под технологической эволюцией понимается непрерывный процесс совершенствования конструкции, технологии изготовления, применяемых материалов и эксплуатационных характеристик РУ, основанный на сборе и тщательном анализе работы оборудования и систем на протяжении всего жизненного цикла. Сегодня этот опыт аккумулирован в создании и эксплуатации около 500 корабельных и судовых РУ, суммарная наработка которых составляет порядка 11 000 реакторо-лет, что сравнимо с наработкой всей мировой гражданской атомной энергетики – 12 000 реакторо-лет.
Эволюцию судовых РУ можно продемонстрировать на примере выбора компоновочных решений установок для атомных ледоколов, поскольку компоновочная схема РУ имеет принципиальное значение для определения способов и средств обеспечения безопасности, строительных решений, условий эксплуатации и в конечном итоге экономических показателей (рис. 1) [4–6].
Известны три типа компоновочных схем установок: петлевая, блочная, интегральная. Эти схемы приемлемы для всех типов реакторов. Оптимальный выбор в каждом конкретном случае определяется различными факторами, в связи с чем невозможно говорить об универсальных рекомендациях.
Для петлевых РУ характерна значительная пространственная распределённость и большой объём первого контура, наличие трубопроводов большого диаметра, соединяющих основное оборудование: парогенераторы, насосы, теплообменники, компенсаторы объёма и др. Для этой схемы серьёзной проблемой является организация защиты при аварийном разрыве трубопроводов первого контура большого диаметра. Большая часть действующих АЭС используют установки ВВЭР и PWR с петлевой схемой. Такая же схема была применена в установке ОК-150 атомного ледокола “Ленин”.
Очевидное преимущество интегральной компоновки (АБВ-6Э, РИТМ-200Н, РИТМ-200М) – локализация теплоносителя первого контура в одном объёме (в корпусе), отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра, что уменьшает вероятность аварии с большой течью теплоносителя. С другой стороны, в интегральной компоновке затруднён доступ к оборудованию, размещённому в реакторе, что ограничивает или усложняет ремонтное обслуживание. Поэтому интегральная компоновка предполагает использование высоконадёжного оборудования, созданного на основе решений, подтверждённых эксплуатацией, и прошедшего представительную ресурсную проверку в лабораторных условиях.
Блочная компоновка (КЛТ-40С, ВБЭР), по существу, занимает промежуточное положение между петлевой и интегральной компоновочными схемами. Вместо протяжённых трубопроводов первого контура в ней используются короткие патрубки большого диаметра, соединяющие основное оборудование установки (реактор, парогенератор, насосы). Блочная компоновка позволяет уменьшить высоту блока и обеспечивает доступность для ремонтного обслуживания. Отсутствие в интегральной и блочной компоновках трубопроводов большого диаметра исключает аварии со значительной течью теплоносителя и снижает вероятность тяжёлой аварии. Например, в блочной РУ ВБЭР отсутствуют осушение активной зоны, перегрев и разгерметизация оболочек твэлов в максимальной проектной аварии, что имеет место в установках ВВЭР.
Достигнутые показатели прогресса судовых реакторных технологий от блочной РУ КЛТ-40С к интегральной РУ РИТМ-200 приведены на рисунке 2: габариты РУ уменьшены в ∼2 раза, а энергоресурс активной зоны увеличен в ∼4 раза.
РЕАКТОРНЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ПЛАВУЧИХ И НАЗЕМНЫХ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
Опыт создания и совершенствования судовых и корабельных реакторов в АО “ОКБМ Африкантов” позволил разработать ряд проектов РУ для автономных атомных энергоисточников малой мощности в диапазоне от 6 до 55 МВтэ: АБВ-6Э, КЛТ-40С, РИТМ-200, РИТМ-200Н, РИТМ-200М, РИТМ-400 [1]. Основные характеристики указанных РУ приведены на рисунке 1. Энерго-источники малой мощности предполагают размещение атомной энергетической установки на суше и на несамоходных плавучих средствах.
В проекте РУ малой мощности АБВ-6Э применён интегральный водо-водяной реактор тепловой мощностью 38 МВт с естественной циркуляцией теплоносителя и встроенной системой компенсации давления. Особенностью проекта являются работа без перегрузки в течение 10 лет, пассивные системы безопасности и модульная конструкция энергоблока, обеспечивающие минимальные сроки сооружения РУ [6, 7].
В 2014 г. разработан технический проект плавучего и блочно-транспортабельного энергоблока на базе РУ АБВ-6Э по контракту с Министерством промышленности и торговли РФ. Двухблочная атомная станция с РУ типа АБВ-6 обеспечивает мощность 2 × 8.5 МВтэ при работе в конденсационном режиме и мощность до 2 × 6 МВтэ c отпуском тепла до 2 × 12 Гкал/ч при работе в теплофикационном режиме. Варианты блочно-транспортабельных энергоблоков для АСММ приведены на рисунке 3.
В ноябре 2018 г. осуществлён физический пуск двух реакторов блочного типа КЛТ-40С в составе плавучего энергоблока “Академик Ломоносов” (далее – ПЭБ), а в декабре 2019 г. в городе Певек (Чукотский АО) начала выработку электроэнергии плавучая атомная теплоэлектростанция с ПЭБ “Академик Ломоносов” суммарной электрической мощностью 70 МВтэ (рис. 4) [6–11].
11 февраля 2020 г. в Госкорпорации “Росатом” было подписано Распоряжение о начале реализации пилотного отраслевого проекта “Сооружение атомной станции малой мощности на базе РУ РИТМ-200Н на территории России”. Энергетический пуск пилотной АСММ с РУ РИТМ-200Н запланирован на конец 2027 г. Пилотная АСММ состоит из двух энергоблоков электрической мощностью 2 × 58 МВтэ (общий вид станции приведён на рисунке 5). Ключевая особенность проекта АСММ – применение реактивных установок интегрального типа РИТМ-200Н, прототипом которой является РУ РИТМ-200 (рис. 6) для универсальных атомных ледоколов (далее – УАЛ, рис. 7), имеющая необходимое расчётно-экспериментальное обоснование и изготавливаемая серийно [8].
Разработан технический проект РУ РИТМ-400 для уникального атомного ледокола “Лидер” (рис. 8), обеспечивающий круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Согласно Указу Президента РФ от 26.10.2020 г. № 635 утверждена стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2035 г., которой предписано строительство трёх атомных ледоколов проекта “Лидер” [10]. В перспективе на базе РИТМ-400 возможно создание энергоблоков плавучего и наземного исполнения.
Плавучие атомные станции – мощный фактор стабильности развития регионов, не охваченных единой энергетической системой [11]. Следующий шаг в разработке данного направления – проект оптимизированного плавучего энергоблока (далее – ОПЭБ) с РУ РИТМ-200М (прототип – РУ РИТМ-200 для УАЛ) с активной зоной, обладающей высоким энергоресурсом и соответствующей международным требованиям по нераспространению ядерных материалов. В 2020 г. завершается разработка материалов эскизного проекта ОПЭБ (рис. 9).
РЕАКТОРНЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ
К числу наиболее проработанных для реализации в ближайшей перспективе реакторов средней мощности относятся блочно-модульные реакторные установки типа ВБЭР, разрабатываемые АО “ОКБМ Африкантов” и НИЦ “Курчатовский институт”. Их концепция основана на сочетании технологий транспортных атомных паропроизводящих установок с отработанными в гражданской атомной энергетике решениями по активной зоне и топливному циклу [3, 9]. Особенность проекта – применение унифицированной петли теплообмена, являющейся технологической платформой для реализации мощностного ряда энергоблоков. На основе базового четырёхпетлевого варианта РУ ВБЭР-600 и применения унифицированной петли теплообмена обеспечивается мощностной ряд ВБЭР – 600-450-300 МВтэ (рис. 10).
Процесс создания новых РУ для АСМСМ сопровождается разработкой и реализацией инновационных технических решений и подходов, направленных на повышение технико-экономических показателей и безопасности станции.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В ПРОЕКТАХ РУ, И НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Совершенствование топлива и активных зон. При создании активных зон РУ АСММ (АБВ-6Э, КЛТ-40С, РИТМ-200Н, РИТМ-200М, РИТМ-400) широко используется опыт и результаты эксплуатации активных зон действующих атомных ледоколов, для которых за последние 20 лет достигнут и подтверждён высокий уровень надёжности, радиационно-экологической безопасности и экономичности:
• не отмечено ни одного отказа активных зон в пределах назначенного ресурса;
• дозовые нагрузки персонала снижены на два порядка относительно предшествующего периода;
• состояние всех активных зон на момент завершения эксплуатации не выходит за уровень “газовой неплотности”;
• на базе данных эксплуатации 20 активных зон (~25 тыс. твэлов) практически обеспечен нулевой уровень отказа.
Данные показатели достигнуты в условиях жёстких манёвренных режимов атомных ледоколов, существенно отличающихся от режимов эксплуатации топлива ВВЭР, что обусловливает особенности конструкции и технологии изготовления твэлов транспортных установок.
Работы по активным зонам ведутся с целью увеличения энергоресурса до 8–11 ТВт·ч, совершенствования топливной композиции и материалов оболочек твэлов, элементной базы активной зоны – твэлов, СВП, ПЭЛ и стержней АЗ – с проведением необходимого комплекса НИОКР и верификацией, аттестацией кодов нейтронно-физических расчётов и теплогидравлических кодов (рис. 11).
Конструкция ТВС активной зоны ВБЭР-600 разработана на базе конструкции ТВСА и её модификаций в активных зонах РУ ВВЭР-1000. В ТВС ВБЭР-600 применены технические решения и конструктивные элементы, апробированные опытом эксплуатации ТВСА, ТВСА-12, ТВСА-PLUS, ТВСА-АЛЬФА, ТВСА-5М. Данная конструкция обеспечивает геометрическую стабильность ТВС и, соответственно, стабильность теплофизических и нейтронно-физических характеристик активной зоны, а также исключает заклинивание ПЭЛ РО СУЗ в направляющих каналах, что в свою очередь позволяет обеспечить надёжность и безопасность активной зоны в процессе эксплуатации.
Для обоснования работоспособности конструкции ТВС ВБЭР-600 и подтверждения её концепции использованы результаты комплекса дореакторных прочностных, вибрационных, теплофизических и гидравлических испытаний фрагментов и полномасштабных макетов ТВСА на стендах АО “ОКБМ Африкантов” и АО “МСЗ”. Работоспособность конструкции ТВСА, её устойчивость к формоизменению подтверждена опытом успешной эксплуатации на Калининской АЭС, АЭС Украины и Болгарии.
В РУ ВБЭР исключена опасность пароциркониевой реакции в сценарии максимальной проектной аварии и, соответственно, необходимость применения в активной зоне материалов, не склонных к пароводяной реакции (“толерантное” топливо). Данное качество установок ВБЭР существенно повышает их технико-экономическую привлекательность и с учётом прогнозируемой продолжительности НИОКР по толерантному топливу (10 лет) обусловливает возможность реализации в ближайшее время.
Инновационные пассивные системы безопасности. Концепция безопасности включает ряд мер.
Первое – предотвращение нарушений нормальной эксплуатации реакторных установок, что предполагает разработку проекта на основе консервативного подхода с применением апробированных технических решений, развитые свойства внутренней самозащищённости (отрицательные обратные связи по реактивности, интегральная компоновка, высокая теплоаккумулирующая способность, сужающие устройства, верхнее подключение трубопроводов).
Второе – предотвращение проектных аварий, то есть своевременное выявление отклонений от нормальной эксплуатации и их устранение, управление при эксплуатации с отклонениями (структура и алгоритмы систем управления, резервирование оборудования нормальной эксплуатации).
Третье – применение активных и пассивных систем безопасности. При работе активных систем в авариях с разгерметизацией первого контура в течение первых суток температура снижается ниже 100°С – истечение прекращается. При работе пассивных систем при герметичном первом контуре время работы систем не ограничено, в авариях с разгерметизацией первого контура – более 72 часов.
Четвёртое – управление запроектными авариями предполагает использование специальных технических средств (система аварийного охлаждения активной зоны с гидроаккумуляторами, пассивная система отвода остаточных тепловыделений, система заполнения кессона реактора водой) и самосрабатывающих устройств (ГУП, РЭД). Ограничение последствий запроектных аварий (удержание расплава активной зоны в корпусе реактора , исключение образования критических масс при плавлении, а также образования водорода, снижение аварийного давления в защитной оболочке).
Критерии и целевые ориентиры безопасности АСММ:
• санитарно-защитная зона в пределах площадки АСММ;
• дозовая нагрузка на население при нормальной эксплуатации – менее 0.01% естественного фона;
• суммарная вероятность тяжёлых аварий не превышает 10–6 на реактор в течение одного года (согласно НД – 10–5);
• суммарная вероятность большого аварийного выброса, при котором необходимо выполнение мер защиты населения, не превышает 10–7 на реактор в течение одного года (согласно НД – 10–7).
Основные параметры обеспечения безопасности РУ КЛТ-40С и РУ РИТМ-200Н приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика | РУ КЛТ-40С ПЭБ | РУ РИТМ-200Н АСММ |
---|---|---|
Обеспечение расхолаживания при полном обесточивании (при герметичном первом контуре) | 24 часа | Без ограничений |
Резерв времени до начала осушения активной зоны при аварии типа LOCA с обесточиванием | 2 часа | Без ограничений |
Конструктивная особенность ПГБ – продолжительность подпитки при авариях типа LOCA | 4 месяца | Менее 1 суток |
Среди целей исследования инновационных пассивных систем безопасности следует выделить:
• обеспечение высокого уровня ядерной безопасности АСММ при авариях с полным обесточиванием, включая аварии LOCA и тяжёлую аварию;
• обеспечение функционирования без ограничений по длительности работы и без необходимости вмешательства персонала;
• исключение тяжёлой аварии при аварии LOCA с наложением полного обесточивания продолжительностью не менее 72 часов (фукусимский сценарий) без управляющих мероприятий и использования внешних источников энергии;
• выполнение функций как аварийной, так и нормальной эксплуатации, упрощение структуры и состава систем безопасности;
• обеспечение высокой отказоустойчивости пассивных систем за счёт независимости и резервирования работы оборудования.
В комплексе такими свойствами в настоящее время не обладает ни одна из существующих систем, используемых в ядерной энергетике. Создание такой системы придаст реакторным установкам свойства повышенной безопасности и обеспечит недопущение тяжёлых аварий.
Увеличение ресурса оборудования реакторных установок. В настоящее время проектный срок службы действующих РУ атомных ледоколов составляет 30 лет. Увеличение срока службы незаменяемого оборудования до 40 или до 60 лет с соответствующим увеличением срока службы заменяемого оборудования позволяет существенно улучшить экономические показатели АСМСМ.
В настоящее время, как свидетельствует опыт эксплуатации атомных ледоколов, для этого есть все основания:
• корпус реактора: достигнутый срок использования – 33 года, наработка 182 000 ч при флюенсе 4.5 × 1020 нейтрон/см2;
• парогенератор: 33 года, наработка 177 000 ч;
• ЦНПК: 33 года, наработка 185 470 ч;
• приводы СУЗ: 33 года, наработка 182 000 ч.
В настоящее время в АО “ОКБМ Африкантов” выполняются НИОКР для обоснования повышения назначенных ресурсных характеристик основного оборудования АСММ с РУ РИТМ-200 при сроке службы РУ 60 лет. Для обоснования применяется технология численного эксперимента (взамен физического) на основе цифровых двойников оборудования. Ресурсные характеристики оборудования обосновываются таким образом, чтобы их применение в индивидуальных проектах различных АСММ не требовало изменений базовых концептуальных, конструктивных и компоновочных решений.
Технологии математического моделирования на суперЭВМ и создание цифровых двойников. Создание перспективных РУ малой и средней мощности требует нового подхода к расчётному обоснованию проектов, внедрения современных средств цифровизации, комплексных систем компьютерного проектирования, расчётного анализа и обоснования и подготовки производства.
С этой целью в АО “ОКБМ Африкантов” разработана технология суперкомпьютерного двойника ЯЭУ различного назначения. Суперкомпьютерный двойник ЯЭУ может быть использован на всех этапах жизненного цикла изделия и позволяет:
• повысить качество и безопасность вновь разрабатываемых проектов;
• сократить количество дорогостоящих испытаний;
• сократить сроки и стоимость проектирования новых объектов.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И МАСШТАБЫ РЕАЛИЗАЦИИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ МАЛОЙ МОЩНОСТИ
Маркетинговые исследования, проведённые АО “РАОС”, показывают, что потенциальный объём доступного мирового рынка для АСММ (наземного исполнения) в базовом варианте оценивается от 20.3 ГВт до 83.0 ГВт в оптимистическом сценарии. Ёмкость доступного мирового рынка ОПЭБ в базовом варианте оценивается в 4.1 ГВт.
Ёмкость доступного рынка электроэнергии связана с показателем LCOE (полная удельная стоимость производства единицы электрической энергии) энергоисточника следующим образом:
целевой показатель LCOE, $/МВт⋅ч – 90 (сценарий 1) или 110 (сценарий 2);
доступный рынок, ГВт – 23 (сценарий 1) или 10 (сценарий 2);
объём рынка двухблочных АСММ на базе РУ РИТМ-200Н, шт. – ∼230 (сценарий 1) или ∼100 (сценарий 2).
Анализ конкурентоспособности АСММ с различными источниками генерации аналогичной мощности (углеводородное топливо, солнечная и ветровая энергетика, энергия приливов) показал, что для уверенного вхождения на рынок малых мощностей для АСММ должен быть обеспечен целевой LCOE не выше 90 $/МВт·ч (5400 руб./МВт·ч) при ставке дисконтирования 7%. На данный момент технико-экономические показатели АСММ на базе РУ РИТМ-200Н, РИТМ-400 и ОПЭБ на базе РУ РИТМ-200М оцениваются от 10 до 14 цент/кВт⋅ч в зависимости от коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) (табл. 2), продолжается дальнейшая оптимизация проектов.
Таблица 2.
Наименование параметра | РУ РИТМ-200Н АСММ | РУ РИТМ-200М ОПЭБ | РУ РИТМ-400 АСММ |
---|---|---|---|
Мощность тепловая/электрическая, МВт | 190/58 | 175/55 | 350/110 |
Обогащение UО2, % | 19.7 | 19.7 | – |
Кампания топлива, эфф. сут. | 2020 | 2620 | 795 |
Масса и габариты РУ | 2020 т (на 2 РУ) ∅8.0 × 19.0 | 2600 т (на 2 РУ) 6.8 × 14.6 × 16 | 3890 т (на 2 РУ) 9 × 18.2 × 17.5 |
Удельные капитальные затраты без НДС, $/кВтэ (в ценах на 01.01.2020 г. без учёта стоимости а.з.) | АСММ 6400* (для площадки Билибино) |
ОПЭБ 4300** БГТС ∼ 800*** Итого Σ = 5100 |
АСММ 5400÷5800 |
Срок создания головной РУ, лет | 4 (серийная РУ – 3) | 3÷3.5 (серийная РУ – 3) | 5 (серийная РУ – 3) |
Срок сооружения АСММ, ОПЭБ, лет | 6.5÷7 | 7.5÷8 | 8 |
Срок службы, лет | 60 | 60 | 60 |
LCOE, цент/кВт⋅ч (в ценах на 01.01.2020 г.при d = 7%, КИУМ = 0.8) | 14.2÷12.6 (при КИУМ=0.9) | 13.4 | 10.9÷11.8 (концептуальные оценки) |
Следует отметить, что при сравнении АСММ c потенциальными конкурентами проект РУ РИТМ-200 обладает существенными преимуществами по референтности, топливу, манёвренным характеристикам (табл. 3) [3]. В ближайшей перспективе, согласно стратегии развития УАЛ, АСММ, ОПЭБ до 2030 г., предусмотрено изготовление ∼ 20 РУ серии РИТМ:
Таблица 3.
Критерии | РИТМ-200 | АСР-100 (КНР) | ACPR50S (КНР) | SMART (Корея) | NuScale (США) |
---|---|---|---|---|---|
Тип реактора | ВВР интегрального типа | PWR интегрального типа | PWR блочного типа | PWR интегрального типа | PWR интегрального типа |
Мощность, Nт/Nэ, МВт |
190/58 | 385/125 | 200/50 | 330/100 | 160/50 |
Стадия разработки | РКД, серийное изготовление для УАЛ | Basic design (технический проект) | Preliminary design | Сertified (одобренный типовой проект) | На рассмотрении национального регулятора |
Референтность | Опыт эксплуатации судовых РУ | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Безопасность | Активные и пассивные системы безопасности + самосрабатывающие устройства | Пассивные системы безопасности | Пассивные системы безопасности | Активные и пассивные системы безопасности | Пассивные системы безопасности |
Время функционирования пассивных систем безопасности не менее 72 часов | |||||
Проектный срок службы, лет | 60 лет – корпус реактора 20 лет – парогенератор |
60 лет – корпус реактора Парогенератор – данные отсутствуют |
40 лет – корпус реактора Парогенератор – данные отсутствуют |
60 лет – корпус реактора 15 лет – парогенератор |
40 лет – корпус реактора Парогенератор – данные отсутствуют |
Топливо | UO2 в силуминовой матрице, 42ХНМ, обогащение <20%; гексагональные ТВС 199 шт.; кампания а.з. 2000 эфф. сут. (6 лет) |
UO2, циркониевые сплавы, обогащение <4.95%; квадратные ТВС 17 × 17, 57 шт.; кампания а.з. 730 эфф. сут. (2 года) |
UO2, циркониевые сплавы, обогащение <4.95%; квадратные ТВС 17 × 17, 57 шт.; кампания а.з. 915 эфф. сут. (2.5 года) |
UO2, обогащение <4.95%; квадратные ТВС 17 × 17, 57 шт.; кампания а.з. 990 эфф. сут. (3 года) |
UO2, обогащение <4.95%; квадратные ТВС 17 × 17, 37 шт.; кампания а.з. 730 эфф. сут. (2 года) |
Габариты ПГБ, В × Д, м | 8.5 × 3.3 | 10 × 3.35 | 7.2 × 2.2 (реактор блока) | 18.5 × 6.5 | 17.8 × 3 |
Манёвренность | Топливо обеспечивает манёвренные режимы 10÷100% со скоростью 6% Nном/мин. | Используемое топливо ограничивает возможности маневрирования (опыт PWR) |
• 4 РУ для 4-го и 5-го УАЛ (2024 и 2025 гг.);
• 6 РУ для трёх атомных ледоколов “Лидер” (2028 г., 2030 и 2035 гг.);
• 2 РУ для пилотной АСММ в Якутии (2027 г.);
• 16 РУ для ОПЭБ “Энергофлот” (два РУ к 2028 г., далее по две РУ каждый год) или 10 РУ для ОПЭБ “Баимский ГОК” (две РУ к 2026 г., далее по одной РУ каждый год).
* * *
В проектах инновационных реакторных установок для атомных энергоисточников малой и средней мощности типа АБВ, КЛТ, РИТМ, ВБЭР реализован уникальный научно-технический и производственный потенциал ядерных судовых технологий для решения актуальных задач атомной энергетики – создания наземных и плавучих энергоблоков с небольшими сроками реализации и конкурентоспособными технико-экономическими показателями. Разработанный мощностной ряд РУ позволяет на базе унифицированных проектов создавать атомные станции для широкого круга потребителей как внутри России, так и за рубежом, а маркетинговые исследования рынка показывают, что данный тип энергоисточников будет широко востребован.
Несмотря на большой опыт создания и эксплуатации судовых и корабельных РУ, можно выделить комплекс научно-технических задач, решение которых конструкторским и научным сообществом позволит достичь уникальных результатов с целью обеспечения потребительских качеств АСММ. К числу таких задач следует отнести:
• достижение срока службы всего оборудования РУ на уровне 60 лет и более за счёт создания и применения новых материалов, исследования влияния пульсаций температур на прочностные характеристики, создания виртуального математического моделирования работы оборудования в соответствии с моделью эксплуатации на всём жизненном цикле;
• обеспечение показателей безопасности АСММ на уровне требований к РУ четвёртого поколения благодаря созданию уникальных пассивных систем безопасности, обеспечивающих расхолаживание в тяжёлых авариях неограниченное время; исключение плавления топлива в активной зоне и образования водорода;
• совершенствование конструкции активных зон и топлива с целью увеличения энергозапаса, обеспечивающего работу РУ 10 лет и более без перегрузки топлива; дальнейшее повышение выгорания топлива; применение материалов, исключающих пароциркониевую реакцию в тяжёлых авариях (“толерантное” топливо);
• применение технологий суперЭВМ и создание цифровых двойников; проведение комплекса уникальных экспериментов для верификации CFD-кодов; исследование аварийных режимов с учётом тонких эффектов по стратификации теплоносителя и конвективной диффузии.
Список литературы
Атомные станции малой мощности: новое направление развития энергетики / Под ред. академика РАН А.А. Саркисова. М.: Наука, 2011.
Саркисов А.А., Антипов С.В., Смоленцев Д.О. и др. Малая атомная энергетика в контексте трансформации электроэнергетических систем // Известия вузов. Ядерная энергетика. 2020. № 4. С. 5–14.
Атомные станции малой мощности: новое направление развития науки. Т. 2 / Под ред. академика РАН А.А. Саркисова. М.: Академ-Принт, 2015.
Петрунин В.В., Фадеев Ю.П., Гуреева Л.В., Скородумов С.Е. Проекты атомных станций малой и средней мощности, направления их технико-экономической оптимизации // Атомные станции малой мощности: новое направление развития энергетики / Под ред. академика РАН А.А. Саркисова. М.: Наука, 2011. С. 182–186.
Петрунин В.В., Гуреева Л.В., Фадеев Ю.П. и др. Перспективы развития атомных станций с реакторами малой и средней мощности // Атомные станции малой мощности: новое направление развития науки. Т. 2 / Под ред. академика РАН А.А. Саркисова. М.: Академ-Принт, 2015. С. 36–49.
Advances in Small Modular Reactor Technology Developments. A Supplement to: IAEA Advanced Reactors Information System (ARIS). 2018 Edition.
Фадеев Ю.П., Пахомов А.Н., Полуничев В.И., Турусов А.Ю. АСММ в плавучем и блочно-транспортабельном исполнении для энергообеспечения регионов Арктической зоны // Сборник докладов Третьей Международной научно-технической конференции. Т. 2. М.: НИКИЭТ, 2014. С. 85–91.
Петрунин В.В., Фадеев Ю.П., Пахомов А.Н. и др. Обликовый проект АСММ с РУ РИТМ-200 // Атомная энергия. 2018. Т. 125. Вып. 6. С. 323–327.
Арефьев А.Е., Кураченков А.В., Петрунин В.В., Фадеев Ю.П. Реакторная установка ВБЭР-600 для энергоблоков средней мощности. Основные схемно-конструктивные решения и характеристики // Сборник пленарных и секционных докладов Десятой Международной научно-технической конференции “Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики”. М.: Росэнергоатом, 2016. С. 673–677.
Зверев Д.Л., Фадеев Ю.П., Пахомов А.Н. и др. Реакторные установки для атомных ледоколов. Опыт создания и современное состояние // Атомная энергия. 2020. Т. 129. Вып. 1. С. 29–37.
Беляев В.М., Большухин М.А., Пахомов А.Н. и др. Опыт создания первой в мире плавучей АЭС. Направления дальнейшего развития // Атомная энергия. 2020. Т. 129. Вып. 1. С. 37–43.
Дополнительные материалы отсутствуют.