Вестник РАН, 2021, T. 91, № 9, стр. 856-864

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ

А. В. Топилин a*, О. Д. Воробьёва a**

a Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Москва, Россия

* E-mail: topilinav@mail.ru
** E-mail: 89166130069@mail.ru

Поступила в редакцию 03.03.2021
После доработки 27.03.2021
Принята к публикации 17.04.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

В статье проведён критический анализ тенденций сокращения численности населения России под воздействием рождаемости, смертности и миграции населения, ухудшения его возрастного состава. Рассматриваются прогнозируемые возрастные сдвиги в формировании рабочей силы, региональная дифференциация перспектив демографического развития. Выдвигается гипотеза о необходимости использования компенсирующей роли миграционного прироста населения и проведения активной миграционной политики, обеспечивающей рост численности постоянного населения для удовлетворения спроса на рабочую силу на рынке труда.

Ключевые слова: демографический кризис, трудовые ресурсы, рынок труда, возрастная структура населения, миграционная политика.

В соответствии с разнообразными демографическими прогнозами в ближайшие десятилетия в России сохранится неблагоприятная тенденция сокращения численности населения. Официальный прогноз, на который ориентируются властные структуры, органы исполнительной власти, политические партии, научные организации, публикуется Росстатом, и эти ориентиры чётко указывают на необходимость поиска путей выхода из демографического тупика.

Актуальная демографическая ситуация в России. По данным демографической статистики, в  России на протяжении уже более пяти лет – с 2016 г. – отмечается естественная убыль населения. Этот процесс принято называть второй волной депопуляции [1, 2]. В 2017 г. население страны в результате естественной убыли уменьшилось на 135.8 тыс. человек, а коэффициент естественного прироста (убыли) составил –0.9‰, в 2018 – уже на 224.6 тыс. (–1.6 ‰), в 2019 г. – на 316.2 тыс. (–2.21‰) и в крайне неблагоприятном для социально-демографического развития 2020 г. продолжало сокращаться11. Причём потери населения в результате превышения числа умерших над числом родившихся не были компенсированы миграционным приростом.

Сокращение численности населения продолжится и в перспективе. Россия вынуждена будет, как и в годы первой волны депопуляции (1992–2012), развиваться в условиях уменьшения контингента людей трудоспособного возраста. В 2019 г. доля этой группы в составе трудовых ресурсов не превышала 88.6%. Численность населения трудоспособного возраста меняется под влиянием процессов замещения поколений (разность между численностью возрастных групп, входящих в определённый возрастной интервал и выходящих из него в течение года). Когорта входящих в трудоспособный возраст формируется за счёт лиц, которые достигают трудоспособного возраста (16 лет), и зависит от изменения числа родившихся и уровня смертности в период жизни до 16 лет. Так, в 2016–2019 гг. численность 16-летних увеличилась с 1299.1 тыс. до 1436.9 тыс. человек, или на 10.6%. Численность населения, которое выходит из трудоспособного возраста, зависит как от уровня рождаемости (то есть от того, сколько родилось в том или ином поколении), так и от продолжительности жизни. Численность 60-летних мужчин и 55-летних женщин сократилась за 2016–2019 гг. с 2114.2 тыс. до 1970.9 тыс. человек, или на 6.8%. Иначе говоря, процесс замещения поколений выглядел следующим образом: в период 2016–2019 гг. за пределы трудоспособного возраста выходило более многочисленное поколение, чем то, которое вступало в трудоспособный возраст [38].

Это означает, что происходило неполное замещение выбывающих поколений старших возрастов малочисленными контингентами молодёжи. Коэффициент замещения поколений составлял 0.614–0.733, то есть за 2016–2019 гг. произошло сокращение численности населения трудоспособного возраста с 84199 тыс. до 80720.4 тыс. (на 3478.6 тыс., или на 4.1%). В период до 2025 г. по среднему варианту прогноза Росстата потери составят ещё 1932.3 тыс., или 2.4% [58].

Демографические тенденции и рынок труда. На демографическую ситуацию и рынок труда оказало влияние постепенное повышение возраста выхода на пенсию по старости на 5 лет начиная с 2019 г. – c 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. По расчётам, сдвиг верхней границы выхода на пенсию может привести к росту численности населения трудоспособного возраста в новых границах по сравнению с прежними к 2025 г. на 8.8–9.2 млн человек (рис. 1). Фактический прирост будет меньше, учитывая увеличение смертности населения в 2020 г. в связи с пандемией.

Рис. 1.

Численность трудоспособного населения в старых и новых возрастных границах, тыс. человек

Но от каких реальных факторов будет зависеть численность занятых в экономике трудовых ресурсов? Скорее всего, от спроса на рабочую силу старших возрастных групп. По данным официальной статистики, в предпенсионном возрасте растёт уровень безработицы, а в связи с отсрочкой возможности получения пенсионного обеспечения доходы этой группы населения сокращаются. У основной массы занятых, продолжающих с 2019 г. согласно новому пенсионному законодательству работать дополнительно ещё один год, денежные доходы снизились на размер пенсии, которую они могли бы получать. Другая часть предпенсионеров может лишиться не только пенсии, но и работы, учитывая неустойчивое развитие экономики и падение спроса на рабочую силу [8, 9].

Таким образом, арифметический рост численности трудоспособного, экономически активного (то есть занятого и ищущего работу) населения в связи с административным изменением верхней границы пенсионного возраста, безусловно, произойдёт. Но это повлечёт за собой не увеличение занятого населения, а расширение слоя не имеющих ни работы ни пенсии, то есть увеличатся бедность и социальная незащищённость. Новые предпенсионеры, которые станут старше, останутся, по существу, без средств к существованию, без заработной платы в связи с отсутствием работы и без пенсии, которую назначат только по достижении увеличившегося пенсионного возраста. Для них остаётся лишь перспектива обращения в службу занятости и регистрация в качестве безработных для получения пособия по безработице. Эти вызовы усилят социальную напряжённость в обществе. В результате косвенный эффект от увеличения возраста выхода на пенсию – это сохранение и рост таких социально опасных явлений, как бедность и особенно бедность работающего населения [10, 11].

Реализация пенсионной реформы существенно отразится на структуре населения по укрупнённым возрастным группам и на демографической нагрузке. Увеличение в результате пересчёта по новым возрастным границам численности населения в трудоспособном возрасте за 2019–2025 гг. на 6260.4 тыс. человек (с 81361.7 тыс. до 87622.1 тыс.) и соответствующее сокращение численности лиц старших возрастов за тот же период на 6354.7 тыс. (с 37989.3 тыс. до 31634.6 тыс.) приведёт к снижению демографической нагрузки (соотношение численности населения за пределами трудоспособного возраста и населения в трудоспособном возрасте) с 804 человек на 1000 в 2019 г. до 670 на 1000 в 2025 г. (табл. 1).

Таблица 1.

Численность населения по трём укрупнённым возрастным группам в старых и новых возрастных границах 16–55 (59) и 16–60 (64) (тыс. чел.) и изменение демографической нагрузки *

Год Всё население Моложе трудоспособ-ного возраста В трудоспособном возрасте Старше трудоспособного возраста Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста (чел.)
от 16 до 55–60 от 16 до 60–65 55–60 лет 60–65 лет старые границы новые границы
2016 146545.0 26360.0 84199.0 35986.0 740
2017 146804.4 26895.0 83224.4 36685.0 764
2018 146880.4 27254.0 82264.1 37362.3 785
2019 146781.0 27430.0 81361.7 83433.1 37989.3 35927.2 804 759
2020 146796.5 27544.5 80720.4 84785.4 38531.6 34466.2 819 731
2021 146757.8 27585.8 80048.0 86079.8 39124.0 33092.2 833 705
2022 146675.3 27578.5 79530.8 87163.8 39566.0 31933.0 844 683
2023 146579.6 27550.9 79118.0 88470.0 39910.7 30558.7 853 657
2024 146473.9 27379.6 78872.5 87972.8 40221.8 31127.5 857 665
2025 146360.7 27104.0 78788.1 87622.1 40468.6 31634.6 858 670

* Расчёты авторов на основе материалов Демографического прогноза Росстата до 2035 г.

Социально-экономические последствия таких структурных сдвигов в возрастном (трудовом) составе населении неоднозначны. Опытные кадры помогают замещать рабочие места в сфере услуг, здравоохранении, образовании, науке. Вместе с тем внедрение новых технологий, цифровизация экономики требуют новых специалистов, обученных по современным программам. Кроме того, эффект от компенсации сокращения численности населения трудоспособного возраста за счёт старших поколений усилит демографическую нагрузку на малочисленный контингент вступающих в трудоспособный возраст.

По прогнозным расчётам, за 2020–2025 гг. численность возрастных групп 25–29 и 30–34 года уменьшится на 5.3 млн человек (24.2%), в том числе в возрастной группе 25–29 лет – на 2.3 млн (24.5%), 30–34 года – на 3.0 млн (24.0%). В целом доля молодёжи 25–34 лет в общей численности населения в возрасте 15–64 лет снизится с 22.5% в 2020 г. до 17.6% в 2025 г. И это результат не только сокращения абсолютной численности молодёжи, но и увеличения абсолютной численности старших возрастных групп в связи с изменением верхних границ трудоспособного возраста (табл. 2).

Таблица 2.

Распределение численности населения трудоспособного возраста по возрастным группам в 2020 и 2025 гг.*

Возрастные группы Численность населения, тыс. чел. 2025 г. в % к 2020 г. Абсолютный прирост (сокращение), тыс. чел. 2020, % 2025, %
2020 2025
15–19 7170.8 8090.3 112.8 919.5 7.3 8.5
20–24 6898.3 7330.4 106.3 432.1 7.0 7.7
25–29 9421.1 7115.2 75.5 –2305.9 9.6 7.5
30–34 12624.0 9595.6 76.0 –3028.4 12.9 10.1
35–39 11995.8 12631.7 105.3 635.9 12.2 13.3
40–44 10710.7 11905.0 111.2 1194.3 10.9 12.5
45–49 9889.3 10539.0 106.6 649.7 10.1 11.1
50–54 8845.5 9634.0 108.9 788.5 9.0 10.1
55–59 10436.4 8500.7 81.5 –1935.7 10.6 8.9
60–64 10113.9 9787.5 96.8 –326.4 10.3 10.3
Всего 98105.8 95129.3 97.0 –2976.6 100 100

* Расчёты авторов на основе материалов Демографического прогноза Росстата до 2035 г.

Трансформации, которые происходят в возрастной структуре трудовых ресурсов повлекут за собой снижение предложения рабочей силы на российском рынке труда уже в ближайшие пять лет. В предыдущие четыре года (2016–2019) ситуация на рынке труда оставалась относительно стабильной. Официальная безработица снижалась довольно высокими темпами – с 4243 тыс. до 3465 тыс. человек (18.3%), а её уровень – с 5.5% до 4.6%, то есть безработица сокращалась быстрее, чем численность рабочей силы (сумма занятых и безработных составила в 2020 г. 75.4 млн человек – на 1.2 млн (1.6%) меньше, чем в 2016 г.). Занятость уменьшилась на 0.5 млн человек – c 72.4 млн до 71.9 млн (0.7%). С учётом потенциальной рабочей силы, то есть лиц, которые активно ищут и готовы приступить к работе, если появится возможность трудоустройства, совокупный показатель безработицы составил в 2019 г. 6.0% численности рабочей силы против 7.0% в 2016 г. (табл. 3).

Таблица 3.

Характеристика рынка труда в России, 2016–2019 гг.

Показатели 2016 2017 2018 2019
Численность рабочей силы, тыс. человек 76 636 76 285 76 190 75 398
в том числе:
занятые 72 393 72 316 72 532 71 933
безработные 4243 3969 3658 3465
Лица, не входящие в состав рабочей силы, тыс. человек 33 590 45 276 45 066 45 665
из них потенциальная рабочая сила 1203 1127 1100 1050
Уровень участия в составе рабочей силы, % 69.5 62.8 62.8 62.3
Уровень занятости, % 65.7 59.5 59.8 59.4
Уровень безработицы, % 5.5 5.2 4.8 4.6
Совокупный показатель безработицы и потенциальной рабочей силы, % 7.0 6.6 6.2 6.0

Источник: Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. М.: Росстат, 2017; Труд и занятость в России. 2019: Стат. сб. М.: Росстат, 2019.

Однако в связи с непредвиденным эпидемиологическим кризисом в первом полугодии 2020 г. ситуация на рынке труда заметно ухудшилась. С падением производства сократился спрос на рабочую силу, общая численность безработных в 3 квартале 2020 г. возросла до 4.8 млн, или до 6.3% в среднем за месяц. Наибольшее число занятых, находящихся под риском потери работы, по информации Минтруда России, отмечалось в таких секторах экономики, как торговля, бытовое обслуживание, сфера услуг и транспорт.

В период до 2025 г. глобальные изменения прогнозируются как на мировом, так и на российском рынке труда [11, 12]. Они приведут к увеличению профессиональной и социальной мобильности в связи с развитием новых форм занятости, таких как дистанционная работа, платформенная занятость по оказанию услуг, самозанятость. Возрастут движение и оборот рабочей силы между отдельными секторами экономики и отраслями.

Расчёт основных показателей баланса трудовых ресурсов на 2020–2021 гг., проведённый авторами по двум вариантам – со стабильной численностью занятых и с ростом занятости в 2021 г. при темпах роста ВВП России до 2.5% (это предусмотрено Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике), позволяет сделать следующие выводы:

• развитие экономики в период выхода из пандемии и экономического кризиса, по каждому из двух вариантов, будет происходить в условиях депопуляции, которая наиболее сильно затронет молодые, наиболее трудоспособные и репродуктивные возраста – 25–29 лет и 30–34 года;

• изменится возрастная структура рабочей силы в сторону сокращения численности и доли молодых возрастных групп, наиболее востребованных на рынке труда, и увеличения доли лиц в возрасте 60–64 лет (среди мужчин) и 55–59 лет (среди женщин);

• в результате повышения возраста выхода на пенсию по старости усилится диспропорция между спросом и предложением труда по возрасту и полу;

• очевидна чёткая тенденция опережения роста численности рабочей силы над ростом числа рабочих мест (численности занятых); по нашим расчётам, это может стать причиной расширения безработицы до 6–7 млн человек, уровень безработицы может достичь 8.0–9.2% численности рабочей силы.

Региональные особенности актуальных и грядущих демографических проблем. Известная истина о крайней дифференциации территории России практически по всем социально-экономическим показателям находит своё подтверждение и при анализе данных демографического прогноза [13, 14]. По признаку интенсивности снижения численности населения трудоспособного возраста и доле молодёжи в составе населения все регионы РФ можно объединить в шесть групп.

В первую группу, где этот показатель особенно высок, а доля молодёжи самая низкая, вошли 16 регионов, расположенных в Европейской части страны, преимущественно в ЦФО и СЗФО (табл. 4). Сокращение населения трудоспособного возраста в этих регионах с 2020 по 2035 г. составит от 10 до 18%. Снизится и доля детей в составе населения (на 2 и более п.п.). Демографическая ситуация в европейской части страны, в прошлом наиболее обжитой, освоенной и экономически развитой, в перспективе окажется особенно тяжёлой.

Таблица 4.

Группа 1. Регионы с интенсивным снижением численности населения трудоспособного возраста и пониженной долей молодёжи

Регион Среднегодовая численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек Доля населения моложе трудоспособного возраста, %
2020 2035 2035 в % к 2020 изменение за 2020–2035 2020 2035 изменение п.п.
Тамбовская область 533.7 439.0 82.3 –94.7 15.1 12.8 –2.3
Орловская область 386.1 322.7 83.6 –63.4 16.6 14.4 –2.2
Пензенская область 692.0 588.0 85.0 –104.0 16.1 13.1 –3
Ивановская область 531.5 452.2 85.1 –79.3 16.7 14.3 –2.4
Тверская область 658.0 565.0 85.9 –93.0 17.1 14.9 –2.2
Владимирская область 713.2 614.8 86.2 –98.4 16.8 14.1 –2.7
Брянская область 639.4 552.3 86.4 –87.1 17.2 14.1 –3.1
Новгородская область 305.3 263.8 86.4 –41.5 18.0 15.4 –2.6
Волгоградская область 1345.9 117.8 87.4 –169.1 17.3 14.2 –3.1
Псковская область 327.0 286.1 87.5 –40.9 16.8 14.2 –2.6
Саратовская область 1317.6 1155.1 87.7 –162.5 16.8 13.9 –2.9
Ульяновская область 649.8 573.3 88.2 –76.5 16.7 14.3 –2.4
Костромская область 327.7 289.6 88.4 –38.1 18.7 15.5 –3.2
Республика Карелия 326.6 290.3 88.9 –36.3 18.5 15.0 –3.5
Кировская область 643.2 572.7 89.0 –70.5 18.4 15.3 –3.1
Смоленская область 511.9 459.4 89.7 –52.5 15.7 12.7 –3
Всего 9908.9 8601.1 86.8 –1307.8 15.1–18.7 12.7–15.5 –2.2 – –3.5

* Расчёты авторов на основе материалов Демографического прогноза Росстата до 2035 г.

Сочетание высокой (19% и более), но также сокращающейся доли детей в составе населения (на 2–4%) и быстрого уменьшения населения трудоспособного возраста (достигает 30%) отмечено в 13 регионах, которые вошли во вторую группу. Это регионы с наиболее низкими показателями социально-экономического развития, расположенные и на европейском, и на азиатском севере, на Урале, в Поволжье, Сибири и ДФО (табл. 5).

Таблица 5.

Группа 2. Регионы с интенсивным снижением численности населения трудоспособного возраста и повышенной долей молодёжи

Регион Среднегодовая численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек Доля населения моложе трудоспособного возраста, %
2020 2035 2035 в % к 2020 изменение за 2020–2035 2020 2035 изменение, %
Еврейская автономная область 85.9 60.9 70.9 –25.0 21.1 18.1 –3
Республика Коми 451.1 335.6 74.4 –115.5 20.4 17.4 –3
Курганская область 410.3 325.5 79.3 –84.8 19.7 17.5 –2.2
Магаданская область 81.6 65.9 80.8 –15.7 18.9 16.2 –2.7
Архангельская область 598.7 484.5 80.9 –114.2 19.0 15.3 –3.7
Республика Калмыкия 145.6 120.5 82.8 –25.1 21.7 18.1 –3.6
Алтайский край 1208.0 1041.1 86.2 –166.9 19.2 16.0 –3.2
Омская область 1036.5 901.8 87.0 –134.7 19.8 16.6 –3.2
Мурманская область 427.6 372.8 87.2 –54.8 18.8 15.0 –3.8
Оренбургская область 1035.0 905.1 87.4 –129.9 20.3 17.2 –3.1
Вологодская область 612.2 547.6 89.4 –64.6 19.5 16.2 –3.3
Забайкальский край 587.9 525.5 89.4 –62.4 23.0 20.1 –2.9
Чувашская Республика 659.8 591.6 89.7 –68.2 19.4 16.1 –3.3
Всего 7340.2 6278.4 85.5 –1061.8 18.8 –23.0 15.0–20.1 –2.2– –3.8

* Расчёты авторов на основе материалов Демографического прогноза Росстата до 2035 г.

Несколько иное сочетание показателя снижения численности населения трудоспособного возраста (умеренное) и доли детей (ниже средних показателей по РФ) отмечается в 13 регионах, которые вошли в третью группу. Их географический разброс не так велик – в основном это регионы ЦФО и три региона Поволжья, а также Приморский край и Республика Крым (табл. 6).

Таблица 6.

Группа 3. Регионы с умеренным снижением численности населения трудоспособного возраста и пониженной долей молодёжи

Регион Среднегодовая численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек Доля населения моложе трудоспособного возраста, %
2020 2035 2035 в % к 2020 изменение за 2020–2035 2020 2035 Изменение, %
Самарская область 1715.8 1557.5 90.8 –158.3 17.6 14.7 –2.9
Курская область 582.0 529.6 91.0 –52.4 17.0 14.5 –2.5
Рязанская область 584.2 531.8 91.0 –52.4 16.1 13.9 –2.2
Тульская область 788.6 722.1 91.6 –66.5 15.1 12.5 –2.6
Нижегородская область 1720.5 1579.2 91.8 –141.3 17.2 14.4 –2.8
Липецкая область 603.6 554.4 91.8 –49.2 17.3 14.6 –2.7
Приморский край 1069.9 992.6 92.8 –77.3 18.0 15.5 –2.5
Республика Мордовия 444.9 413.7 93.0 –31.2 15.0 11.7 –3.3
Ростовская область 2293.1 2143.2 93.5 –149.9 17.1 14.2 –2.9
Ярославская область 667.3 629.8 94.4 –37.5 17.5 14.7 –2.8
Белгородская область 833.0 788.8 94.7 –44.2 17.0 13.5 –3.5
Калужская область 540.5 520.4 96.3 –20.1 17.1 14.9 –2.2
Республика Крым 1003.3 982.8 98.0 –20.5 18.4 14.9 –3.5
Всего 12846.7 11945.9 93.0 –900.8 15.0–18.4 11.7–15.5 –2.2––3.5

* Расчёты авторов на основе материалов Демографического прогноза Росстата до 2035 г.

Многочисленна группа регионов (24), где также отмечается сокращение населения в трудоспособном возрасте, но не столь интенсивное, как в первой и второй группах, – от 1 до 10%, а доля детей несколько выше (примерно 20% общей численности населения региона), чем в среднем по России. И только в 19 регионах численность населения трудоспособного возраста увеличивается. Однако в пятой группе это происходит на фоне крайне низкой доли детей, а в шестой группе – в сочетании с повышенной долей детей. В пятую группу вошли Москва и Санкт-Петербург с областями, а также город федерального подчинения Севастополь, Воронежская и Калининградская области. В шестую группу – ряд национальных республик Северного Кавказа и Сибири, национальные округа (ЯМАО и ХМАО Тюменской области) и Новосибирская область.

Региональную дифференциацию структуры населения России необходимо учитывать не только в целях выравнивания уровня социально-экономического развития, а значит, и условий жизни населения, но и при выработке подходов в государственном управлении и политике [1519].

* * *

Анализ данных демографического прогноза позволяет сформулировать следующие выводы:

• в период второй волны депопуляции, по данным Росстата, численность населения в трудоспособном возрасте сократится на 2.1 млн человек, или на 2.6%;

• основное сокращение коснётся самых молодых возрастных групп – от 25 до 34 лет, численность которых уменьшится за 2020–2025 гг. на 5.3 млн человек, или на 24.1%;

• недостаток населения наиболее трудоактивных и репродуктивных возрастов может привести к сокращению предложения рабочей силы на рынке труда, возможно, объёма ВВП, отрицательно скажется на динамике семейно-брачных отношений и рождаемости;

• региональные диспропорции в размещении трудового потенциала и различия в его качестве не только сохранятся, но и в ряде случаев усилятся;

• на государственном уровне необходимо реализовывать меры по повышению компенсирующей роли международной миграции населения.

Как правило, миграционная привлекательность стран и отдельных территорий для переезда на постоянное место жительства зависит от общей социально-экономической ситуации. Если экономика развивается высокими темпами, позволяет обеспечить мигрантам относительно стабильную занятость и доход, то специальных мер для привлечения дополнительного населения не требуется. Политика таких стран строится, скорее, как селективная, основанная на отборе кандидатов из многочисленных претендентов, желающих стать постоянными жителями. Разность экономических потенциалов привлекает население из менее развитых стран в страны, располагающие относительными экономическими преимуществами. Но здесь встаёт вопрос о качестве человеческого капитала переселенцев.

Говоря о России, следует иметь в виду, что на постсоветском пространстве ещё сохранился миграционный потенциал, характеризующийся высокими показателями человеческого капитала. Следовательно, основные направления миграционной политики должны сочетать в себе меры, устраняющие любые препятствия для переселения носителей русского языка и определённых образовательных и профессиональных компетенций. Для таких мигрантов должны быть созданы условия максимального благоприятствования приёма, размещения и интеграции.

Другая категория мигрантов, которая не располагает подобным адаптационным потенциалом, но также имеет конечной целью переселение на постоянное место жительства через фазу временной трудовой миграции, должна быть определена уже на первоначальной стадии. Мотивация, намерения, возможности могут и должны быть выявлены в процессе трудовой деятельности, выстраивания отношений в быту, позиционирования себя в качестве законопослушных граждан. Именно по отношению к временным трудовым международным мигрантам должна проводиться селективная миграционная политика, в том числе такой эффективный её метод, как балльная оценка претендентов на переселение.

Миграционная привлекательность Российской Федерации должна не только создаваться путём опережающего социально-экономического развития по сравнению с соседними странами, но и подкрепляться мерами миграционной политики, способствующими как привлечению иностранной рабочей силы, так и переселению людей на постоянное место жительства в Россию. Приоритет должен отдаваться возвратным мигрантам, репатриации носителей русского языка и урегулированию правового статуса мигрантов, уже длительное время живущих в России, но не имеющих должного правового статуса.

В последней редакции Концепции государственной миграционной политики (2018) прямо подчёркивается компенсирующая роль миграционного прироста, которая должна смягчить естественную убыль населения. И это вполне реально при использовании соответствующих механизмов и инструментов миграционной политики. В крайне тяжёлые 1990-е годы, когда бюджетных возможностей поддержки мигрантов (в определённом смысле репатриантов) практически не было, именно правовая помощь переселенцам позволила за счёт положительного миграционного сальдо фактически на три четверти (на 70–80%) компенсировать депопуляцию.

В современной социально-экономической ситуации благодаря использованию потенциала репатриации и упорядочения статуса мигрантов можно вернуть в Российскую Федерацию до 2 млн человек. Кроме того, следует активнее использовать ресурс образовательной миграции, который рассматривается большинством стран как один из наиболее эффективных механизмов интеграции молодёжи, не требующий дополнительных материальных затрат.

По нашему глубокому убеждению, противоречия между необходимостью привлечения трудовых мигрантов в Россию и возможностями использования собственной рабочей силы нет. В  условиях коррупции и слабого исполнения законов, низкой оплаты труда сложились огромные перекосы в спросе и предложении рабочей силы по отраслям, профессиям и квалификациям. Такая  ситуация зачастую устраивает отдельных работодателей, но противоречит общенациональным интересам. Важное значение для принципиального изменения баланса спроса и предложения рабочей силы на российском рынке труда имеет коренная реформа принципов оплаты труда, обеспечивающая не только простое, но и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рост и соответствие оплаты труда его сложности и квалификации дадут возможность российским гражданам более активно вести себя на рынке труда, а это снизит потребность в иностранных трудовых мигрантах.

Список литературы

  1. Рыбаковский Л.Л., Кожевникова Н.И. Депопуляция в России: этапы, особенности и возможности нейтрализации // Социально-трудовые исследования. 2019. № 2 (35). С. 6–15.

  2. Рыбаковский Л.Л. Накануне выбора: второй этап депопуляции или демографический рост? // Народонаселение. 2013. № 4 (62). С. 39–49.

  3. Демографическая ситуация в России: новые вызовы и пути оптимизации: национальный демографический доклад / Под ред. С.В. Рязанцева. М.: Экон-Информ, 2019.

  4. Доброхлеб В.Г. Старение населения России: региональный аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 4 (44). С. 1–8.

  5. Архангельский В.Н., Елизаров В.В. Демографические прогнозы в современной России: анализ результатов и выбор гипотез // Научные труды Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2016. С. 524–545.

  6. Демографический ежегодник России, 2019. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Dem_ejegod-2019.pdf

  7. Российский статистический ежегодник, 2020. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/KrPEshqr/year_2020.pdf

  8. Демографический прогноз до 2035 г. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

  9. Рабочая сила, занятость и безработица в России в 2018 г. https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rab_sila18.pdf

  10. Трудовые ресурсы: социально-экономический анализ / Под ред. В.Г. Костакова. М.: Экономика, 1976.

  11. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001.

  12. Аганбегян А.Г., Клепач А.Н., Порфирьев Б.Н. и др. Постпандемическое восстановление российской экономики и переход к устойчивому социально-экономическому развитию // Проблемы прогнозирования. 2020. № 6. С. 18–26.

  13. Сукнева С.А., Мостахова Т.С. Демографическое развитие региона: оценка, прогноз, политика. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 2002.

  14. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Рыбаковский Л.Л. Результативность демографической политики России. М.: Экон-Информ, 2016.

  15. Вызовы цифрового будущего и устойчивость России. Социально-экономическое положение и демографическая ситуация в 2017–2018 годах / Под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, Т.К. Ростовской. М.: Перспектива, 2018.

  16. ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система): Численность постоянного населения – женщин по возрасту на 1 января: https://fedstat.ru/indicator/33459

  17. Численность постоянного населения – мужчин по возрасту на 1 января: https://fedstat.ru/indicator/31548

  18. Елизаров В.В., Синица А.Л. Бедность семей с детьми: проблемы определения и измерения, региональные особенности // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 2 (208). С. 24–33.

  19. Социально-экономическое положение России – январь 2021 г. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Fu7e3Umd/osn-01-2021.pdf

Дополнительные материалы отсутствуют.