Химия высоких энергий, 2019, T. 53, № 4, стр. 320-324

Кинетические закономерности плазмохимического модифицирования поликарбоната в плазме кислорода

Т. Г. Шикова a, А. А. Овцын a, С. А. Смирнов a*

a Ивановский государственный химико-технологический университет
153000 Ивановская область, г. Иваново, пр. Шереметевский, 7, Россия

* E-mail: sas@isuct.ru

Поступила в редакцию 14.11.2018
После доработки 21.12.2018
Принята к публикации 25.12.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследованы изменения состава поверхностного слоя поликарбоната марки Lexan 8010 после обработки в положительном столбе тлеющего разряда плазмы кислорода. Показано влияние количества обрабатываемого полимера на кинетику процесса травления и модификации поверхности поликарбоната. Установлено, что увеличение количества обрабатываемого в плазме полимера приводит к изменению состава газовой фазы, концентраций и потоков активных частиц на образец и, как следствие, к изменению состава модифицированного поверхностного слоя поликарбоната.

Ключевые слова: поликарбонат, плазма кислорода, потоки активных частиц, модифицирование поверхности, краевые углы смачивания, функциональные группы, шероховатость поверхности

Неравновесная плазма представляет значительный интерес как источник активных частиц для модифицирования поверхности полимерных материалов с целью повышения гидрофильности, придания адгезионных свойств, регулирования транспортных характеристик мембран, улучшения биосовместимости изделий из полимеров [1, 2]. Взаимодействие активных агентов плазмы с полимерами неизбежно сопровождается образованием газообразных продуктов, которые изменяют состав плазмы и набор протекающих в ней элементарных процессов. Такие “химические обратные связи” наблюдаются при обработке в плазме различных материалов [35]. Подобный эффект наблюдается и при воздействии плазмы кислорода на пленки поликарбоната [6]. Целью настоящей работы было исследование влияния площади обрабатываемой в плазме кислорода пленки поликарбоната на поверхностные свойства полимера.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Образцы пленки поликарбоната (ПК) марки Lexan 8010 толщиной 250 мкм размещали по образующей на термостатируемой стенке цилиндрического стеклянного реактора диаметром 3 см в зоне положительного столба. Площадь образцов поликарбоната в реакторе изменялась в пределах от 9.22 до 83.6 см2, что соответствовало степени загрузки реактора полимером (L) 2.9 и 26.1%. Состав газообразных продуктов травления, скорость их образования и расходования реагентов анализировали на масс-спектрометре ИПДО-2А. Топография поверхности ПК исследовалась методом атомно-силовой микроскопии, использовался электронный микроскоп типа “Solver 47 Pro”. Химический состав поверхностного слоя исследовали методом Фурье–ИК-спектроскопии НПВО. Использовали спектрофотометр фирмы “Nicolet” типа “Avatar-360”. Элементом НПВО служил кристалл селенида цинка, угол падения луча 42°, с однократным отражением, применяли режим накопления сигнала по результатам 32 сканирований, разрешение составляло 2 см–1. Химический состав поверхности поликарбоната определяли методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС). Для работы использовался источник AlKα (c энергией 1486.6 эВ, Specs) с мультиканальным хемисферическим электростатическим анализатором Phoibos 100. Полученные спектры были корректированы по положению алифатического углерода для энергии 285 эВ. Для степени загрузки реактора более 8% измерения состава поверхности проводили в трех разных точках на поверхности образца и усредняли.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Обработка пленок поликарбоната в кислородсодержащей плазме приводит к изменению состава поверхностного слоя. Исследование образцов методом ИК спектроскопии НПВО показало, что в результате обработки в плазме кислорода наибольшие изменения происходят в области валентных колебаний связи О–Н (3200–3500 см–1) и валентных колебаний связи С=О в различных группировках (1625–1860 см–1) (рис. 1).

Рис. 1.

ИК спектр пленки поликарбоната (а) в области валентных колебаний связи О–Н и (б) в области валентных колебаний связи С=О. 1 – исходный образец; 2 – обработанный в плазме кислорода. Ток разряда 80 мА, давление газа 100 Па, степень загрузки реактора полимером 2.9%, время обработки 300 с.

Воздействие плазмы приводит к незначительному уменьшению оптической плотности в максимуме полосы поглощения связи С=О в карбонатном мостике (1770 см-1) и увеличению поглощения, обусловленного колебаниями связи О–Н (3220 см–1), колебаниями связи С=О в кетонах или альдегидах (1695 см–1), в оксиарилкетонах или хинонах (1650 см–1) [7].

Увеличение площади обрабатываемого образца по-разному влияет на интенсивность поглощения (концентрацию) отмеченных связей. В табл. 1 приведены результаты измерений оптических плотностей на указанных выше волновых числах, отнесенные к оптической плотности на волновом числе 1500 см–1, соответствующем максимуму полосы поглощения колебаний связи С‒С в ароматическом кольце, и приведенные к необработанному образцу. Можно отметить, что с увеличением обрабатываемой площади полимерной пленки уменьшается концентрация гидроксильных групп и карбонильных групп в кетонах и альдегидах, концентрация карбонильных групп в оксиарилкетонах или хинонах увеличивается, а в карбонатном мостике незначительно возрастает.

Таблица 1.  

Изменение оптической плотности в областях колебаний кислородсодержащих функциональных групп после обработки в плазме кислорода

Загрузка реактора, % Относительная оптическая плотность, приведенная к необработанному образцу
1650 см–1 1695 см–1 1770 см–1 3220 см–1
2.9 1.15 1.12 0.99 3.12
17.9 1.38 1.09 1.00 2.48

Результаты ИК спектроскопии в целом согласуются с результатами исследования поверхности методом ЭСХА. Электронная спектроскопия показывает увеличение содержания кислорода в поверхностных слоях обработанного полимера по сравнению с исходным. При увеличении площади образца также наблюдаются разные тенденции в изменении концентраций различных функциональных групп. Кроме этого, с увеличением загрузки реактора отмечается снижение общей концентрации кислорода в поверхностном слое полимера (рис. 2 и табл. 2).

Рис. 2.

Спектры рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии C1s пленок поликарбоната: а – исходный образец, б – обработанный в плазме кислорода, степень загрузки реактора полимером 26.1%. Ток разряда 80 мА, давление газа 100 Па, время обработки 300 с.

Таблица 2.  

Изменение состава поверхности поликарбоната после обработки в плазме кислорода

Образец Концентрация основных групп, % Концентрация атомов, %
π–π* C–C/C–H C–O–C C=O O–C=O –О–(С=О)–О– COOH C O
Исходный 0.5 75.3 15.7 4.3 4.2 0 0 81.50 18.5
L = 5.8% 0 65 23.4 1.8 1.6 1.8 6.4 76.2 23.8
L = 26.1% 0 66.3 22.5 2.0 1.9 1.6 5.7 77.0 23.0

Уменьшение концентрации связей C=O и O‒C=O, отмеченное при анализе поверхности ПК методом электронной спектроскопии, и проявляющееся в меньшей степени снижение оптической плотности на волновом числе 1770 см–1, наблюдаемое при исследовании образцов методом ИК спектроскопии, обусловлено разрушением собственных карбонильных групп, входящих в элементарное звено полимера. При воздействии плазмы на образец состав поверхностного слоя определяется соотношением скоростей деструкции полимера, сопровождающейся разрушением функциональных групп и образованием летучих продуктов, и окисления поверхности, приводящего к образованию новых кислородсодержащих групп.

Масс-спектральное исследование состава газовой фазы показало, что основными продуктами деструкции поликарбоната в плазме кислорода являются молекулы СО, СО2, Н2О и Н2 (рис. 3). В случае загрузки реактора 2.9% при включении разряда с максимальной скоростью выделяется окись углерода (рис. 3а). Начальная скорость образования СО выше, чем скорость поглощения кислорода из газовой фазы. Выделение окиси углерода и водорода происходит без химического участия кислорода. В этом случае образование молекул СО возможно только при распаде карбонатного мостика, что и приводит к снижению концентрации карбонильных групп. Отрыв атомов водорода и разрушение связей –О–(С=О)–О– может инициироваться “физическими” факторами плазмы кислорода: квантами вакуумного ультрафиолета и ионной бомбардировкой. То есть протекают процессы, аналогичные фотолизу и радиолизу полимеров. В работе [8] рассматривается возможный механизм фотоокислительной деструкции поликарбоната под действием УФ излучения, основными газообразными продуктами которого являются окись и двуокись углерода. Эти газы образуются при декарбонилировании первичных макрорадикалов.

Рис. 3.

Скорости расходования кислорода (1) и образования газообразных продуктов CO2 (2), CO (3), H2O (4) H2 (5) при обработке пленки поликарбоната в плазме кислорода. Ток разряда 80 мА, давление газа 100 Па. Степень загрузки реактора полимером – (а) 2.9%; (б) 17.9%.

Исследование методом ЭПР спектроскопии процесса воздействия УФ излучения на поликарбонат [9], показало, что в результате разрыва карбонатных групп образуются феноксильный и фенильный радикалы, и выделяются СО и СО2 в соотношении 2 : 1.

Возможность инициирования деструкции поликарбоната путем отрыва атома водорода в метильной группе, образования пероксидного радикала и последующего развития цепного процесса при термоокислении полимера показана в работе [10].

Можно предположить, что при фиксированных параметрах разряда механизм инициирования и концентрация радикалов на поверхности не зависят от площади обрабатываемого материала. Однако эксперимент с образцом большей площади, соответствующей загрузке ректора ~18%, показал, что начальная скорость образования молекул CO существенно снижается, в то время как для молекулы H2 в первую секунду после включения разряда скорость образования значительно выше, чем при малой загрузке реактора. Таким образом, с увеличением площади обрабатываемого полимера возможно изменение механизма инициирования процесса деструкции поликарбоната: от разрушения карбонатных мостиков при малой загрузке реактора до отрыва водорода в метильных группах – при большой.

Образовавшиеся на стадии инициирования активные радикальные центры взаимодействуют с кислородом, образуя новые кислородсодержащие группы, что приводит к росту концентрации атомов О на поверхности обработанного образца. Скорость образования групп пропорциональна концентрации активных центров, образующихся на этапе инициирования процесса, и плотности потока соответствующего реагента из газовой фазы.

Оценки плотностей потоков активных частиц на стенку реактора были выполнены с использованием кинетической модели процессов [11] и наших экспериментальных данных о параметрах плазмы кислорода, взаимодействующей с поликарбонатом [12]. Исследование параметров разряда для разной степени загрузки реактора полимером и расчеты потоков активных частиц плазмы показали, что с увеличением площади образца поток квантов УФ излучения, испускаемого атомами кислорода (O(3s3S) → O(3P) + hν, λ = 130.4 нм), снижается (рис. 4). Это приводит к уменьшению скорости и более высокой их концентрации, наблюдаемой у образцов большей площади. Уменьшение потока атомов О(3Р) и молекул О2(b1Σ), которые участвуют в образовании новых кислородсодержащих групп на поверхности полимера, сопровождается снижением концентрации этих групп с ростом степени загрузки ректора.

Рис. 4.

Потоки активных частиц плазмы кислорода, реагирующей с поликарбонатом. Потоки квантов УФ излучения атомов кислорода (1), квантов УФ излучения гидроксил радикалов (2), O(3P) (3), O2(b1$\Sigma _{{\text{g}}}^{ + }$) (4), O2(X3$\Sigma _{{\text{g}}}^{ + }$, V > 0) (5), OH (6). Ток разряда 80 мА, давление газа 100 Па.

Отмеченное выше уменьшение скорости инициирования процесса деструкции поликарбоната (разрушение карбонатных мостиков), связанное с уменьшением потока квантов УФ излучения, приводит к снижению скорости выделения СО. Увеличение при этом скорости выделения СО2 говорит о том, что образование молекул СО и СО2 происходит в конкурирующих процессах. Несмотря на снижение потоков активных частиц на поверхность полимера с увеличением площади обрабатываемого образца, при загрузке реактора ~20% и более наблюдается рост скоростей поглощения кислорода и выделения СО2 и Н2О. Вероятной причиной этого может быть изменение механизма инициирования процесса – влияние длинноволнового УФ излучения (280–310 нм), связанного с появлением в реакторе продуктов плазмолиза поликарбоната и ростом потока гидроксил радикалов, а также различные пути развития цепного процесса при плазмоокислительной деструкции полимера.

ВЫВОДЫ

Количество полимерного материала в реакторе (степень загрузки) существенно влияет на внутренние параметры плазмы кислорода, концентрации и потоки активных частиц плазмы на поверхность полимера, скорости выделения газообразных продуктов плазмоокислительной деструкции поликарбоната, а также на концентрацию функциональных групп на его поверхности.

Авторы благодарят Д.И. Никитина за проведение исследования образцов методом РФЭС.

Список литературы

  1. Гильман А.Б., Пискарев М.С., Кузнецов А.А., Озерин А.Н. // Химия высоких энергий. 2017. Т. 51. № 2. С. 147.

  2. Демина Т.С., Гильман А.Б., Зеленецкий А.Н. // Химия высоких энергий. 2017. Т. 51. № 4. С. 317.

  3. Mogab C.J. // J. Electrochem. Soc. 1977. V. 124. № 8. P. 1262.

  4. Moreau W.M. Semiconductor lithography principles: Practices and materials, New York: Plenum, 1988.

  5. Nagy A.G. // J. Electrochem. Soc. 1984. V. 131. № 8. P. 1871.

  6. Овцын А.А., Смирнов С.А., Артюхов А.И., Шибаев С.А. // Химия высоких энергий. 2017. Т. 51. № 3. С. 244.

  7. Збинден Р. Инфракрасная спектроскопия высокополимеров. М.: Мир, 1966.

  8. Рэнби Б., Рабек Я. Фотодеструкция, фотоокисление, фотостабилизация полимеров. М.: Мир, 1978.

  9. Yoshimasa Hama, Kenichi Shinohara // J. Polymer Scince: part A-1. 1970. V. 8. P. 651.

  10. Левантовская И.И., Дралюк Г.В., Пшеницына В.П., Смирнова О.В., Ефимович Т.Н., Коварская Б.М. // Высокомолекулярные соединения. 1968. Т. (А)X. № 7. С. 1633.

  11. Smirnov S.A., Shutov D.A., Bobkova E.S., Rybkin V.V. // Plasma Sources Science and Technology. 2016. V. 36. № 2. P. 415.

  12. Овцын А.А., Кадников Д.В., Смирнов С.А. // Прикладная физика. 2018. № 1. С. 19.

Дополнительные материалы отсутствуют.