Химия высоких энергий, 2019, T. 53, № 4, стр. 330-334

Механизмы процессов деструкции гептана и образование продуктов в СВЧ разряде

Е. С. Бобкова a*, О. А. Стоколос a, А. Р. Гарифуллин a

a РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
119991 Москва, проспект Ленинский, дом 65, корпус 1, Россия

* E-mail: lenabobkova777@gmail.com

Поступила в редакцию 21.01.2019
После доработки 20.02.2019
Принята к публикации 25.02.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Предложен механизм деструкции и образования продуктов плазмохимического превращения н‑гептана в результате обработки его СВЧ разрядом. В работе представлены химические реакции с образованием реакционноспособных частиц – свободных радикалов, которые образуют низкомолекулярные углеводороды, а также полиароматические структуры. Исследован состав продуктов газовой, жидкой и твердой фазы с помощью хромато-масс-спектрометрического анализа осадка, полученного выпариванием жидкой фазы после обработки н-гептана.

Ключевые слова: СВЧ разряд, гептан, обработка жидких углеводородов, механизм образования продуктов в плазме

ВВЕДЕНИЕ

Технологии, основанные на применении низкотемпературной плазмы, находят широкое применение в разных отраслях техники и промышленности: нефтехимии, металлургии, материаловедении, микроэлектронике, медицине и продолжают активно развиваться. Применение методов нетермической активации химических реакций позволяет интенсивнее воздействовать на молекулы за счет возбуждения внутренних степеней свободы. Поэтому становится возможным протекание реакций, которые невозможно или затруднительно осуществить с использованием термических или термокаталитических методов [1]. Интерес исследователей к применению электрических разрядов для стимулирования химических реакций в жидких средах обусловлен высокой скоростью образования продуктов и большой эффективностью физико-химических процессов при протекании плазмохимических реакций. Большую скорость можно объяснить тем, что плазма создается в газовом пузыре внутри жидкости, поверхность которого находится вблизи высокотемпературной зоны [2]. За счет этого обеспечивается высокая скорость поступления молекул жидкости в мини-реактор, каковым является пузырь с плазмой. В результате интенсивного поступления молекул с поверхности жидкости в плазме возникают высокие концентрации активных частиц (радикалов, возбужденных атомов, заряженных частиц), участвующих в плазмохимических процессах.

В настоящее время для получения плазмы используются практически все типы электрических разрядов, в том числе и СВЧ разряды. Однако именно применение СВЧ разряда для проведения плазмохимических реакций в жидких средах является крайне мало исследованной темой. Еще менее исследованы механизмы трансформации жидких углеводородов. Основное количество публикаций по исследованию продуктов трансформации водных растворов органических соединений под действием диэлектрического барьерного разряда и разряда постоянного тока, имеет экологическую направленность [35]. Исследованию превращений жидких алканов посвящено мало исследований. В числе описанных в литературе: гексан [6], гептан [7, 8], алканы н‑C5–C8 и циклогексан [9], додекан [10]. В связи с этим представляется актуальным описание возможного механизма превращения н-гептана в СВЧ разряде.

РЕЗУЛЬТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты экспериментов, используемые в данной работе, были получены на установке с коаксиальным вводом СВЧ поля в реакционную камеру [11]. В результате воздействия разряда на н‑гептан образуются твердые, жидкие и газообразные продукты. В твердых продуктах обнаружен аморфный углерод и поврежденный графен. В составе газовой фазы содержится около 98% водорода и ацетилен. Продукты жидкой фазы, определенные в результате проведения хромато-масс-спектрометрического анализа осадка, полученного выпариванием жидкой фазы, представлены в табл. 1.

Таблица 1.  

Результаты хромато-масс-спектроскопии осадка полученного выпариванием жидкой фазы после обработки н-гептана

Время выхода, мин Концентрация, % Компонент
5.70 0.48 C10H8
6.36 10.16 Нафталин (C10H8)
13.17 0.50 Бифенил (С12Н10)
14.03 0.40 С12Н10
14.73 0.44 Аценафтен (С12Н10)
15.14 31.23 Аценафтилен (С12Н8)
23.35 0.31 С14Н10
24.67 1.31 С14Н10
26.70 10.77 Фенантрен (С14Н10)
27.11 5.39 Антрацен (С14Н10)
33.22 0.15 Фенилнафталин (С10Н7–С6Н5)
33.56 15.47 Диоктилфталат (С6Н4(СООС8Н17)2)
35.38 7.41 Флуорантен (С16Н10)
36.13 3.60 Пирен (С16Н10)
36.77 11.98 Дибензопентален (С16Н10)
44.80 0.12 С18Н10
47.02 0.32 С18Н12

Это по большей части би- и полиароматические соединения, которые, возможно, являются прекурсopами сажеобразования.

При воздействии СВЧ разряда на н-гептан, протекают две конкурирующие реакции – дегидрирование и расщепление (крекинг), примерно в равной степени:

${{{\text{С }}}_{{\text{7}}}}{{{\text{Н }}}_{{16}}} \to {\text{С }}{{{\text{Н }}}_{4}} + 3{{{\text{С }}}_{{\text{2}}}}{{{\text{Н }}}_{2}} + 3{{{\text{Н }}}_{2}},$
${{{\text{С }}}_{{\text{7}}}}{{{\text{Н }}}_{{16}}} \to {\text{С }}{{{\text{Н }}}_{4}} + 3{{{\text{С }}}_{{\text{2}}}}{{{\text{Н }}}_{4}}.$

Механизм протекающей реакции расщепления – радикально-цепной, при этом связи в молекуле н-гептана разрываются гомолитически:

Место разрыва в молекуле определяется энергией диссоциации связи, причем при умеренной температуре разрыв происходит ближе к середине молекулы, т.е. по наиболее слабым связям:

Расщепление протекает через следующие стадии:

А. Зарождение цепи.

Б. Развитие цепи. Образовавшиеся радикалы с числом атомов углерода С3 и более, мгновенно распадаются под действием разряда. Происходит гомолитический разрыв связи С–С и С–Н, находящейся в β-положении по отношению к углероду, несущему неспаренный электрон.

Образование ацетилена возможно в двух случаях: при пиролизе метана и при дегидрировании винильного радикала, в обоих случаях идет отщепление водород-радикала.

В. Обрыв цепи. Концентрация радикалов в системе по мере протекания реакций расщепления увеличивается и возрастает вероятность их столкновения друг с другом. В результате в стадии обрыва цепи происходит накопление низкомолекулярных молекул-продуктов.

Последовательное расщепление связей С–Н в молекуле н-гептана, находящейся в β-положении, приводит к образованию непредельных органических структур, которые вступают в реакцию циклизации. Практически все этапы расщепления сопровождаются образованием водород-радикала, который в последующем образует молекулярный водород, доля которого в продуктах газовой фазы преобладает и составляет 93.5 об. %.

В продуктах плазмохимической конверсии н‑гептана образуется много полиароматических углеводородов. Образование высокомолекулярных полиароматических соединений схоже с реакцией коксования, в которой под воздействием инициаторов образования радикалов происходит конденсация ароматических углеводородов. Предварительно из алифатической структуры происходит образование нафтенового цикла с последующим дегидрированием и образованием ароматической структуры.

Механизм образования полиароматических углеводородов основан на реакции поликонденсации протекающей по радикально-цепному механизму.

Расщепление С–Н связи в исходном гептане возможен у первичного атома, что приводит к образованию первичного карборадикала, с последующим расщеплением по β-С–С-связи и образованием низкомолекулярных радикалов ${{{\text{C}}}_{4}}{\text{H}}_{9}^{\centerdot }$ и ${{{\text{C}}}_{3}}{\text{H}}_{7}^{\centerdot }$ (R1). Бутил ${{{\text{C}}}_{4}}{\text{H}}_{9}^{\centerdot }$ стабилизируется за счет дегидрирования по β-С–Н-связи с образованием бутадиена (R2). Одновременно бутил ${{{\text{C}}}_{4}}{\text{H}}_{9}^{\centerdot }$ подвергается расщеплению на этил-радикал ${{{\text{C}}}_{2}}{\text{H}}_{5}^{\centerdot }$ и этил-бирадикал С2Н4, при отщеплении водород-радикала образуется этилен (R3).

Образующиеся в реакциях (R2) и (R3) бутадиен и этилен способны вступать в превращение по схеме диенового синтеза с образованием циклогексена. В тех же условия в циклогексене под действием СВЧ разряда происходит отщепление водорода по β-С–Н-связи, что приводит к образованию ароматического углеводорода бензола (R4). Одновременно бутадиен и циклогексен в качестве диенофила образуют декалин, при последующем дегидрировании – нафталин (R5). Таким образом, происходит поликонденсация ароматических структур и образование β-фенилнафталина (R6).

Реакцией диенового синтеза можно представить и получение бифенила, через промежуточные продукты 4-винилциклогексена и стирола (R7). Стирол, являясь также диенофилом, с бутадиеном продолжает диеновый синтез с получением циклогексен-3-илбензола, с последующим дегидрированием до бифенила (R8).

По типу реакции поликонденсации образуется основная часть обнаруженных полиароматических структур: бициклических – нафталин, дифенил; трициклических – аценафтен, аценафтилен, фенантрен, антрацен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, представлена последовательная схема трансформации н-гептана под действием СВЧ разряда в продукты. Стоит отметить, что данная работа описывает первый цикл экспериментов по изучению воздействия СВЧ разряда на углеводороды, и в дальнейшем, опираясь на результаты этой работы, можно произвести поиск новых областей использования СВЧ разряда.

Список литературы

  1. Fridman A. // Plasma Chemistry. New York, Cambridge University Press, 2008.

  2. Lebedev Y.A., Tatarinov A.V., Epstein I.L., Averin K.A // Plasma Chem. Plasma Process. 2016. V. 36. № 2. P. 535.

  3. Bobkova E.S., Rybkin V.V. // Plasma Chem. Plasma Process. 2015. V. 35. № 1. P.133.

  4. Бобкова Е.С., Борзова А.А., Шишкина А.И., Рыбкин В.В. // Химия высоких энергий. 2015. Т. 49. № 5. С. 419.

  5. Gushchin A.A., Grinevich V.I., Shulyk V.Y., Kvitkova E.Y., Rybkin V.V. // Plasma Chem. Plasma Process. 2018. V. 38. № 1. P. 123.

  6. Föglein K.A., Babievskaya I., Szabó P.T., Szépvölygi J. // Plasma Chem. Plasma Process. 2003. V. 23. № 2. P. 233.

  7. Лебедев А.Ю., Татаринов А.В., Эпштейн И.Л. // Прикладная физика. 2016. № 3. С. 11.

  8. Epstein I.L., Lebedev Y.A., Tatarinov A.V., Bilera I.V. // J. Phys. D: Appl. Phys. 2018. V. 51. P. 214007.

  9. Кудряшов С.В. // Превращения углеводородов различных классов в барьерном разряде / Дис. на соискание ученой степени докт. хим. наук. Томск. 2016.

  10. Prantsidou M., Whitehead J.C. // Plasma Chem. Plasma Process. 2015. V. 35. № 1. P. 159.

  11. Лебедев А.Ю., Аверин К.А., Борисов Р.С., Гарифуллин А.Р., Бобкова Е.С., Куркин Т.С. // Химия высоких энергий. 2018. Т. 52. № 5. С. 306.

  12. Новоселов Ю.Н., Рыжов В.В., Суслов А.И. // Письма в Журнал технической физики. 1998. Т. 24. № 19. С. 40.

  13. Рябов В.Д. // Химия нефти и газа. Учебное пособие / Инфра-М, Форум. 2018. 335 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.