Физикохимия поверхности и защита материалов, 2019, T. 55, № 3, стр. 295-298

Локальные диссипативные процессы релаксации в латексном полимере при отрицательных температурах

Т. Р. Асламазова 1*, В. А. Ломовской 1, В. А. Котенев 1, А. Ю. Цивадзе 1

1 Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
119071 Москва, Ленинский пр., 31, Россия

* E-mail: t.aslamazova@yandex.ru

Поступила в редакцию 29.01.2018
После доработки 17.07.2018
Принята к публикации 11.08.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

С привлечением динамической механической релаксационной спектроскопии исследованы локальные диссипативные процессы μ-релаксации, протекающие в латексном акрилатном полимере в области отрицательных температур, с учетом его предварительной обработки в режиме замораживания-размораживания. Для выявления областей их проявления проведена дифференциальная обработка температурно-частотных зависимостей. Обнаружены характерные максимумы диссипативных потерь μ-релаксации, обусловленные изменением релаксационной структуры полимера в результате изменения дефекта модуля полимера.

Ключевые слова: релаксация, спектроскопия, водорастворимость, латекс, диссипативные процессы, полимер, структура, дефект модуля, дифферециальные зависимости

ВВЕДЕНИЕ

Создание новых морозостойких композиционных материалов с участием латексных полимерных связующих различного технологического применения является перспективным, так как они могут широко использоваться в различных областях благодаря ряду их преимуществ [1, 2].

В ряде работ [38] исследованы физико-химические свойства таких латексных полимеров и полимерных композиций c водорастворимыми модификаторами с целью выявления областей проявления диссипативных потерь процессов μ‑релаксации в широком интервале отрицательных температур, а также процесса α-релаксации при температуре стеклования (Тст). Показана возможность привлечения метода динамической механической релаксационной спектроскопии для описания эффекта отрицательных температур на свойства латексных полимеров.

Метод динамической механической релаксационной спектроскопии основывается на рассмотрении системы как совокупности структурных подсистем. В этом случае каждый релаксационный переход связан с подвижностью структурно-кинетических единиц определенной структурной подсистемы, которые обладают квазинезависимостью своей реакции на внешнее воздействие [9, 10]. Это проявляется в виде набора пиков диссипативных потерь на спектре внутреннего трения [1114], исследование и описание которых дают картину проявления различных эффектов.

Известно [15, 16], что на спектре внутреннего трения процесс α-релаксации описывается пиком диссипативных потерь наибольшей интенсивности при температуре стеклования, которые обуловлены размораживанием сегментальной подвижности макромолекул полимера при его переходе от упругой реакции к высокоэластичной.

В работах [8, 9, 17] показано, что, помимо изменения интенсивности диссипативных процессов α-релаксации, на релаксационных спектрах латексных полимеров могут наблюдаться локальные диссипативные процессы μ-релаксации гораздо более слабой интенсивности как выше, так и ниже Тст. Природа локальных диссипативных процессов в каждом отдельном случае может трактоваться с учетом полимерной структуры и условий, в которой она находится.

В работе [7, 8] обсуждается диссипативный процесс μ-релаксациив латексных полимерах значительно меньшей интенсивности λ, обнаруживаемый в области отрицательных температур. Авторы основывают анализ полученных результатов на том, что эти диссипативные потери характеризуют полимеры, находящиеся в твердом стеклообразном состоянии при температурах ТТст, и релаксационные параметры этой системы представляют собой совокупность структурных подсистем, которым соответствуют локальные диссипативные упругие характеристики [10, 15, 16].

В работах [4, 8] с привлечением динамической механической релаксационной спектроскопии исследованы диссипативные процессы α- и μ-релаксации, протекающие в акриловых полимерах с участием водорастворимых модификаторов в области температур от –150 до +100°С с учетом предварительной обработки их в режиме замораживания-размораживания. Обнаружено значительное изменение интенсивности процесса α-релаксации после предварительной низкотемпературной обработки.

В работах [3, 4] были обнаружены локальные диссипативные процессы μ-релаксации в латексном акриловом полимере с температурой стеклования ≤+5°С в области температур от –150 и 0°С, которые характеризуются слабой интенсивностью максимумов диссипативных потерь. Для выявления процессов μ-релаксации проведен анализ логарифмической формы температурно-частотной зависимости, однако картина изменения релаксационной структуры и соответственно упругих свойств латексного полимера остается недостаточно ясная, и поэтому говорить о причинах их проявления оказалось преждевременно.

В данной работе проведена дифференциальная обработка температурно-частотных зависимостей локальных диссипативных процессов μ-релаксации в полимерах при температурах от –150 и 0°С с целью выяснения их протеканияи влияния на упругие свойства полимера, что позволит выявить области структурной подвижности, ответственные за эксплуатационную стабильность полимерного материала.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проведения исследования был привлечен карбоксилсодержащий стирол-акрилатный латекс [38]. Расчетная температура стеклования равна 5–6°С. Концентрация латекса составляет 30%. Средний размер частиц равен d = 31 ± 3 нм, и варьируется от 10 до 100 нм. Значение рН латекса равно 7.5.

Полимерные пленки готовили отливом латексов на тефлоновой подложке с последующим высушиванием на воздухе, а затем в вакуумном шкафу – до постоянного веса.

Анализ эффекта температуры на релаксационное поведение полимера проводили в режиме их замораживания при –30°С в течение 24 ч с последующим размораживанием.

Для выяснения природы релаксационных диссипативных процессов снимались спектры внутреннего трения λ = f(T, °C) в интервале температур от –150 до +50°С в режиме свободных затухающих крутильных колебаний при частоте ν ≈ 1 Гц на горизонтальном крутильном маятнике [1114].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В данной работе анализируются изменения релаксационного поведения макроцепей высокоэластичного полимера в области отрицательных температур, более низких по сравнению с температурой стеклования.

Для анализа релаксационного поведения полимера и возможности проявления диссипативных процессов μ-релаксации при отрицательных температурах, гораздо ниже температуры стеклования, на рис. 1 представлены логарифмические зависимости внутреннего трения от температуры.

Рис. 1.

Температурная зависимость логарифма внутреннего трения λ латексного полимера без предварительной низкотемпературной обработки (1); после цикла замораживания-размораживания (2).

Логарифмическая форма интерпретации спектра внутреннего трения позволяет обнаружить релаксационное поведение полимеров в области от –150 до –40°С, свидетельствующее о протекании диссипативных процессов µ-релаксации меньшей интенсивности, чем процесс α-релаксации при Тст. Это может быть результатом разрушения водородных связей при столь низких температурах из-за замораживания следов воды.

С целью получения более четкой картины о протекании диссипативных процессов в полимерах при отрицательных температурах была проведена дифференциальная обработка температурно-частотных зависимостей.

Температурные зависимости частоты и дифференциала частоты колебательного процесса в полимере df/dt представлены на рис. 2а, 2б. Они дают представление о характере протекания диссипативных процессов в широком интервале температур от –150 до +20°С. Видно (б) наличие, по крайней мере, трех выраженных участков изменения градиента частоты, один из которых соответствует спаду температурно-частотной зависимости (а) при Тст полимера. Из рисунка также видно наличие двух областей максимумов дифференциала температурно-частотной зависимости от –150 до –110°С и от –45 до –10°С, соответственно, указывающее на релаксационную подвижность в исследуемых полимерных системах ниже Тст в этих областях температур. Очевидно, что интенсивность максимумов градиента частоты при отрицательных температурах, соответствующих локальным диссипативным процессам, ниже, чем интенсивность максимума при температуре стеклования Тст. Механизм диссипативных процессов µ-релаксации в столь экстремальных условиях, хотя и остается недостаточно ясным, однако позволяет говорить о разрушении, по крайней мере, водородных связей, что может обусловить релаксационную подвижность макроцепей.

Рис. 2.

Температурная зависимость частоты (а) и дифференциала частоты (б) колебательного процесса df/dt в полимере без предварительной низкотемпературной обработки.

На рис. 2а представлено значение дефекта модуля ΔG, оцениваемого по отрезку, отсекаемому касательными к кривой температурно-частотной зависимости и характеризующему упругие свойства полимерной системы. Чем выше значение дефекта модуля, тем менее выражены упругие свойства. Это может быть использовано для анализа низкотемпературного воздействия на упругие свойства полимера [1517].

На рис. 3а, 3б представлена температурная зависимость частоты и дифференциала частоты колебательного процесса df/dt в полимере после его предварительной низкотемпературной обработки.

Рис. 3.

Температурная зависимость частоты (а) и дифференциала частоты (б) колебательного процесса df/dt в полимере после предварительной низкотемпературной обработки.

Полученные температурные зависимости дифференциала частоты колебательного процесса в полимере df/dt в полимере после обработки в режиме замораживания-размораживания свидетельствуют о существенном изменении релаксационного спектра по сравнения со спектром необработанного полимера. На рис. 2, 3 видно снижение интенсивности градиента частоты для всех пиков диссипативных потерь как α-, так µ-релаксации. При этом обнаруживаются четыре области проявления интенсивности градиента частоты, один из которых соответствует спаду температурно-частотной зависимости (а) при температуре стеклования полимера, как и на рис. 2. Та же картина наблюдается в случае пика от –45 до –10°С. Низкотемпературный пик не наблюдается, зато появилось два слабых пика при температурах от –70 до –60°С и от –60 до –40°С. На основании обнаруженной картины можно заключить, что при воздействии при температурах от –150 до 0°С характер разрушения межмолекулярных связей в исследуемых полимерных системах изменяется, проявляясь в понижении интенсивности диссипативных потерь процесса µ-релаксации после обработки полимера в режиме замораживания-размораживания, так же как это имело место в случае процесса α-релаксации.

Дефект модуля в этом полимере ниже, чем в необработанном полимере рис. 2а, что указывает на снижение его упругих свойств. Полагаем, это имеет место из-за уплотнения полимерной структуры в результате вымораживания следов атмосферной влаги в межчастичном пространстве пленки исследуемого латексного полимера, который характеризуется высокой гидрофильностью [18].

Обнаруживаемое снижение интенсивности максимумов градиента частоты в случае обработанного полимера может быть объяснено меньшими значениями дефекта модуля на температурно-частотной зависимости на рис. 3.

Полученные результаты соответствуют спектру внутреннего трения в латексном полимере, не обработанного и после обработки в режиме замораживания-размораживания на рис. 1. Видно, что такое воздействие приводит к снижению интенсивности максимума диссипативного процесса α-релаксации, указывая на снижение упругих свойств полимера и коррелируя с данными температурно-частотных зависимостей рис. 2а и 3а.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

– обнаруживаемые на спектре внутреннего трения локальные диссипативные процессы µ-релаксации свидетельствуют о разрушении полимерной структуры в низкотемпературных областях;

– дифференциальная обработка температурно-частотных зависимостей позволяет выявить температурные области разрушения полимерной структуры, которым соответствует повышение подвижности макромолекул, и соответственно, протекания процессов µ-релаксации в низкотемпературных областях;

– предварительная обработка полимера в режиме “замораживание-размораживание” вызывает, может быть и незначительное на этом этапе, нарушение химических связей, но проявляется в изменении интенсивности градиента температурно-частотной зависимости после повторного воздействия отрицательных температур, используемых в экспериментальной методике, как для процесса α-релаксации при температуре стеклования, так и процесса µ-релаксации в низкотемпературной области;

– низкотемпературная обработка полимера вызывает снижение интенсивности диссипативных потерь процесса α-релаксации при температуре стеклования из-за уплотнения структуры в результате вымораживания следов воды в межчастичном пространстве полимерной пленки;

– низкотемпературная обработка полимера приводит к изменению спектра градиента частоты, характеризующего протекание процесса µ-релаксации в низкотемпературной области как результат разрушения межмолекулярных взаимодействий;

– снижение интенсивности пиков диссипативного процесса µ-релаксации полимера, обработанного в режиме замораживания-размораживания, по сравнению с необработанным полимером объяснено меньшим значением дефекта модуля, оцениваемого из температурно-частотных зависимостей и коррелирующего с его упругими свойствами;

– предварительная низкотемпературная обработка полимера вызывает снижение интенсивности диссипативных процессов α-релаксации и дефекта модуля в области температуры стеклования, что также подтверждает снижение упругих свойств полимера.

Список литературы

  1. Елисеева В.И., Асламазова Т.Р. // Успехи химии. 1991. Т. 60. № 2. С. 398.

  2. Aslamazova T.R. // Progress in organic coatings. 1995. V. 25. № 2. P. 109.

  3. Асламазова Т.Р., Золотаревский В.И., Котенев В.А., Ломовская Н.Ю., Ломовской В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2018. Т. 54. № 6. С. 590.

  4. Асламазова Т.Р., Котенев В.А., Ломовская Н.Ю., Ломовской В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2016. Т. 52. № 6. С. 1012.

  5. Асламазова Т.Р., Котенев В.А., Ломовская Н.Ю., Ломовской В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2014. Т. 50. № 5. С. 519.

  6. Асламазова Т.Р., Аверин А.А., Золотаревский В.И., Ломовская Н.Ю., Котенев В.А., Ломовской В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2017. Т. 53. № 3. С. 437.

  7. Асламазова Т.Р., Котенев В.А., Ломовская Н.Ю., Ломовская Н.Ю., Ломовской В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2018. Т. 54. № 1. С. 92.

  8. Асламазова Т.Р., Золотаревский В.И., Котенев В.А., Ломовская Н.Ю., Ломовской В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2018. Т. 54. № 2. С. 173.

  9. Ломовской В.А. // Физика и химия стекла. 2000. Т. 26. № 2. С. 161.

  10. Ломовской В.А. // Неорганические материалы. 1999. Т. 35. № 5. С. 1125.

  11. Бартенев Г.М. Структура и релаксационные свойства эластомеров. М.: Химия, 1979.

  12. Тагер А.А. Физикохимия полимеров. М.: Научный мир, 2007.

  13. Ломовской В.А., Абатурова Н.А., Ломовская Н.Ю., Галушко Т.Б., Хлебникова О.А., Киселев М.Р. // Материаловедение. 2010. № 1. С. 29.

  14. Валишин А.А., Горшков А.А., Ломовской В.А. // Известия РАН. Механика твердого тела. 2011. № 2. С. 299.

  15. Ломовской В.А. // Материаловедение. 2007. № 2. С. 119.

  16. Бартенев Г.М., Ломовской В.А., Овчинников Ю.В., Карандашова Н.Ю., Туликова В.В. // Высокомолек. соед. А. 1992. Т. 35. № 10. С. 1659.

  17. Ломовской В.А. // Неорганические материалы. 1995. Т. 31. № 3. С. 291.

  18. Елисеева В.И., Асламазова Т.Р., Рабинович Я.И., Мовчан Т.Г. // Коллоидный журн. 1991. Т. 53. № 1. С. 24.

Дополнительные материалы отсутствуют.