Физикохимия поверхности и защита материалов, 2019, T. 55, № 3, стр. 261-266

Тепловые и рекристаллизационные процессы в смесях полиэтилена с циануровой кислотой после пластического деформирования под высоким давлением

В. А. Жорин 1*, М. Р. Киселев 2**, В. А. Котенев 2

1 Учреждение Российской академии наук, Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН
119991 Москва, ул. Косыгина, 44, Россия

2 Учреждение Российской академии наук, Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
117915 Москва, Ленинский пр., 31, Россия

* E-mail: vzhorin@mail.ru
** E-mail: kisselev@phych.ac.ru

Поступила в редакцию 30.10.2018
После доработки 01.12.2018
Принята к публикации 13.12.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Смеси ПЭНП и ПЭВП с циануровой кислотой (40–90 мас. %) подвергали пластическому деформированию под давлением 0.5–3.0 ГПа и анализировали методом ДСК. Установлено, что при нагревании деформированных смесей в ПЭНП протекает процесс холодной кристаллизации, а энтальпия плавления уменьшается. В смесях с ПЭВП формируются сверхмелкие кристаллиты, а энтальпия плавления возрастает в 1.8 раза.

Ключевые слова: полиэтилен, смеси порошков, пластические деформации под высоким давлением, плавление и кристаллизация, двойные электрические слои, эпитаксиальный рост кристаллов

ВВЕДЕНИЕ

Модифицирование полимерных материалов с целью придания им требуемых функциональных свойств используется в настоящее время в разных областях полимерного материаловедения [1]. Формируемые при этом полимерные смеси и композиты помимо использования в качестве распространенных конструкционных материалов, также используются в качестве функциональных слоев и наноматериалов [24].

Используются разнообразные методы активного воздействия на молекулярно-химические и структурно-морфологические характеристики поверхностных слоев исходных полимерных материалов и пленок. Так, например, методы плазменной, термической и радиационной модификации полимеров [57], широко применяются, в частности, для изменения поверхностной энергии, увеличения гидрофильности полимеров [8], регулирования их адгезионных свойств [9], и т.д.

При формировании и подготовке исходных гетерогенных полимерных смесей и композитов для последующей модификации часто используется пластическое деформирование [10]. Помимо возможности регулирования состава композита это позволяет также активно воздействовать на молекулярно-химические и структурно-морфологические характеристики поверхностных слоев полимерных волокон, пленок, мембран, покрытий, тканей и т.п. Очевидно, при этом свойства межфазных границ исходных полимерных композитов приобретают особое значение. С другой стороны пластическое деформирование как правило сопровождается колебательными возбуждениями кристаллической решетки; при этом степень разупорядоченности структуры такая же, как в предплавлении и расплаве. Процесс релаксации кристаллической структуры из таких колебательно-возбужденных состояний соответствует быстрой кристаллизации.

Очевидно вопросы, касающиеся термической стабильности и механизмов релаксации структурных и физико-химических параметров полимерных гетерогенных смесей и композитов после пластического деформирования приобретают особое практическое значение.

Целью настоящей модельной работы было проведение комплексного исследования тепловых и релаксационных процессов в смесях полиэтилена с циануровой кислотой после пластического деформирования под высоким давлением по данным калориметрии.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В настоящей работе в качестве модельной системы методом ДСК исследовалась смесь полиэтилен – низкомолекулярное соединение после пластического деформирования под высоким давлением. В качестве низкомолекулярного компонента выбрали циануровую кислоту. Это соединение существует в виде двух таутомеров, у одного из которых преобладают ОН-группы, а у другого С=О-группы, что свидетельствует о высокой лабильности электронной структуры данного соединения. Это позволяло надеяться на заметные изменения при изменении молекулярного окружения в процессе пластического деформирования [10].

По данным ИК-спектроскопии и рентгеноструктурного анализа в результате пластического деформирования под давлением 1–2 ГПа полиэтилен переходит из ромбической модификацию в моноклинную, а полипропилен аморфизуется [11, 12]. При нагревании деформированных образцов полиэтилена до 100°С происходит восстановление кристаллической структуры. Однако, зафиксировать процесс рекристаллизации методом ДСК не удается. В случае полипропилена восстановление структуры по данным ДСК сопровождается экзотермическим процессом [13]. На термограммах деформированных под высоким давлением полиолефинов регистрировали широкие эндотермические пики в температурном диапазоне ниже Тпл полимера, которые связывали с плавлением сверхмелких кристаллитов [14].

В работах [1518] методом ДСК исследовали смеси полиэтилена высокой плотности с большим количеством (80–90 мас. %) низкомолекулярных органических соединений, полимеров, оксидов металлов после пластического деформирования под давлением 1–2 ГПа. Установлено, что во всех смесях процесс плавления полимера описывается двойным эндотермическим пиком, а в низкотемпературной области присутствовал широкий эндотермический пик с максимумом при 70–90°С. В некоторых смесях энтальпия плавления полимера возрастала в 1.7 раза.

Пластическому деформированию под давлением 0.5–3.0 ГПа подвергали полиэтилен низкой плотности (ПЭНП) ГОСТ 16303-80, насцентный сверхмолекулярный полиэтилен (ПЭСВМ) и смеси этих полимеров с циануровой кислотой марки ХЧ с температурой плавления 240°С. Смеси полимеров с кислотой готовили в ступке. Деформирование образцов проводили на наковальнях из каленой стали при комнатной температуре. Для анализа выбирали краевую зону образцов. ДСК- анализ проводили на калориметре ДСМ-2М при скорости нагревания 16 град/мин.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На термограммах исходных полимеров присутствовали одиночные эндотермические пики плавления с максимумами при 108 и 142°С и энтальпиями 90 и 150 Дж г–1 для ПЭНП и ПЭСВМ, соответственно. На термограммах исходных смесей полимеров с кислотой разного состава при температурах до 180°С присутствовали только пики плавления полимеров.

На рис. 1 приведены термограммы деформированных смесей ПЭСВМ с циануровой кислотой, на которых видно, что при 40 мас. % содержании кислоты в низкотемпературной области появляется широкий эндотермическитй пик с максимумом при 80–90°С. При 80 мас. % кислоты в образцах плавление полимера описывалось двойным пиком – разница в Тпл низкотемпературного и высокотемпературного пиков составляла 12 град. При увеличении содержания кислоты в смеси до 90 мас. % на термограммах можно было наблюдать экзотермический пик с максимумом при 45–50°С и энтальпией 10–30 Дж г–1.

Рис. 1.

Термограммы смесей ПЭСВМ с разным содержанием циануровой кислоты: 40 (1), 80 (2), 90 мас. % (3) после деформирования под давлением 1 ГПа (угол поворота наковален 500 град).

Для оценки энтальпий эндотермических процессов в деформированных под давлением 1 ГПа смесях разного состава использовали метод графического разделения пиков. Установлено, что в результате деформирования энтальпия плавления ПЭСВМ снижалась по мере увеличения содержания кислоты и при 90 мас. % составила 80 Дж г–1.

В исходных порошкообразных материалах, в которых размеры частиц варьируются в пределах 10–150 мкм, количество молекул находящихся на поверхности частиц мало по сравнению с количеством молекул во внутренних областях. В случае смесевых образцов при обработке под высоким давлением пластическому деформированию подвергаются оба компонента. В результате такой обработки гетерогенные области вытягиваются в плоскости деформирования, а их толщина уменьшается; при этом меняется соотношение внутренних и поверхностных молекул в сторону последних. В результате пластического деформирования в смесях образуется протяженная межфазная граница, на которой формируются двойные электрические слои. Таким образом, молекулы на поверхности и молекулы ближайшие к поверхности оказываются в зоне действия сильных электрических полей, которые могут поляризовать молекулы, изменяя их химические свойства, а также оказывая влияние на энергию межмолекулярного взаимодействия.

Пластическое деформирование сопровождается колебательными возбуждениями кристаллической решетки; при этом степень разупорядоченности структуры такая же, как в предплавлении и расплаве. Процесс релаксации кристаллической структуры из таких колебательно-возбужденных состояний соответствует быстрой кристаллизации. Часть центров кристаллизации может находиться на поверхности второго компонента – эпитаксиальная кристаллизация. При таком механизме кристаллизации на подложке формируются мелкие дефектные кристаллы. При достижении критической толщины происходит образование обычных для данного вещества кристаллов. Для мелких кристаллов характерны более низкие Тпл, чем для крупных. Таким образом, появление на термограммах деформированных смесей с высоким содержанием циануровой кислоты в температурном диапазоне плавления полимера второго эндопика с максимумом на 12°С ниже Тпл основного пика плавления указывает на формировании в полимере мелких кристаллитов.

В работе [14] предположили, что широкий эндопик на термограммах деформированных под высоким давлением полиолефинов в диапазоне 50–100°С связан с плавлением сверхмелких кристаллитов. В работе [19] при кристаллизации из расплава на термограмме присутствовал эндопик с максимумом при 40°С, который связывали с плавлением кристаллитов, образовавшихся при температурах близких к комнатной.

Полученные результаты позволяют заключить, что в полимерной фазе смесей ПЭСВМ с большим содержанием циануровой кислоты, подвергнутых пластическому деформированию под высоким давлением, существуют три типа областей, в которых происходит формирование кристаллической структуры полимера. При пластическом деформировании происходит эпитаксиальный рост мелких дефектных кристаллитов на поверхности кристаллов циануровой кислоты, которые плавятся при 130°С. На образовавшихся кристаллитах формируются обычные кристаллы с Тпл = 142°С. После завершения деформирования и сброса давления при температуре близкой к комнатной формируются сверхмелкие кристаллиты, плавлении которых осуществляется в температурном диапазоне 50–100°С.

На термограмме смеси содержавшей 90 мас. % циануровой кислоты присутствует экзопик, который, скорее всего, соответствует процессу кристаллизации или рекристаллизации. С появлением этого пика изменяется соотношение высот эндопиков при 130 и 142°С: пик плавления при 142°С становится выше. Ширина эндопиков различается мало, поэтому интенсивности этих пиков можно сравнивать по их высоте. Разница интенсивностей эндопиков при 130 и 142°С практически совпадает с интенсивностью экзопика. Энтальпия кристаллизации обычно либо совпадает с энтальпией плавления кристалла, либо несколько ниже. Можно предположить, что низкотемпературный экзопик относится к процессам структурной перестройки, проходящим в полимерных областях с Тпл = 142°С.

На рис. 2 приведены барические зависимости энтальпии плавления ПЭСВМ в смесях с 90 мас. % кислоты, рассчитанные по интенсивности эндопика выше линии АВ (рис. 1), и суммарной энтальпии эндотермического процесса, рассчитанной по интенсивности эндопика выше линии BD. Барические зависимости имеют минимум при давлении 1 ГПа, а выше этого давления энтальпии линейно возрастают. Максимальное значение энтальпии плавления составило 240 Дж г–1, а суммарная энтальпия эндотермического процесса достигала 320 Дж г–1. Отметим, что энтальпия плавления полиэтилена высокой плотности со 100% степенью кристалличности составила бы 290 Дж г–1.

Рис. 2.

Барические зависимости суммарной энтальпии эндотермического процесса (1) и энтальпии плавления ПЭСВМ (2) в смеси с 90 мас. % циануровой кислоты.

Разница энтальпий суммарного эндотермического процесса и плавления полимера отражает энтальпию плавления мелких кристаллитов, и как следует из данных, приведенных на рис. 2, эта величина не зависит от давления деформирования.

При увеличении давления от 1 до 3 ГПа энтальпия плавления ПЭСВМ в смеси с 90 мас. % циануровой кислоты возрастает в 2.75 раза – такое изменение свидетельствует об усилении межмолекулярного взаимодействия в полимере. Известно, что при увеличении давления усиливается инжекция электронов из металла наковален в деформируемый диэлектрик [20]. Инжектированные электроны захватываются дислокациями. При снятии давления часть структурных дефектов с захваченными электронами выходит из материала образца, а часть остается. При этом сохраняются двойные электрические слои и электростатическое взаимодействие на межфазных границах. По-видимому, именно этот эффект дает вклад в увеличение энергии межмолекулярного взаимодействия.

На рис. 3 приведены термограммы смесей ПЭНП с разным содержанием циануровой кислоты, из которых видно, что обработка под давлением 1 ГПа приводит к появлению экзотермического пика, энтальпия которого возрастает по мере увеличения содержания в смесях кислоты. При этом энтальпия плавления полимера снижается от 100 до 50 Дж г–1 (рис. 4).

Рис. 3.

Термограммы смесей ПЭНП с разным содержанием циануровой кислоты: 60 (1), 80 (2), 90 мас. % (3) после деформирования под давлением 1 ГПа (угол поворота наковален 500 град).

Рис. 4.

Зависимости энтальпии плавления ПЭНП (1) и экзотермического процесса (2) от содержания в смеси циануровой кислотой после деформирования под давлением 1 ГПа.

Экзотермические пики на термограммах могут свидетельствовать о протекании в смесевых образцах, как химических реакций, так и холодной кристаллизации. В случае ПП деформирование под давлением 1–2 ГПа приводило к активации в образцах холодной кристаллизации.

Следует отметить, что максимальное значение энтальпии экзотермического процесса было получено в образцах с весовым соотношением компонентов ПЭНП-90% кислоты, а мольное соотношение компонентов составляло почти 1 : 1. Химические процессы часто сопровождаются выделением низкомолекулярных продуктов, что легко можно зафиксировать при термогравиметрических измерениях. Было установлено, что при нагревании смесей ПЭНП-90% кислоты, обработанных под давлением 1.5 ГПа, происходит монотонное и равномерное снижение массы образцов. При 80°С масса образов уменьшалась на 0.25%, а при 140°С лишь на 0.45%. Таким образом, если в смесях и протекает химический процесс, то он не сопровождается значительным уменьшением массы образцов.

В смесях ПЭНП-90% кислоты энтальпия плавления полимера после деформирования под давлением 1.5 ГПа составляет 50 Дж г–1. Энтальпия кристаллизации не может быть больше энтальпии плавления, а может быть либо равной, либо меньше. Таким образом, энтальпия экзотермического процесса на 170 Дж г–1 или более превосходит энтальпию процесса кристаллизации.

Процесс восстановления кристаллической структуры полимера сопровождается выделением энергии запасенной на структурных дефектах, разного рода границах раздела, формируемых в полимерной фазе в процессе пластического деформирования. Наряду с этим в смесевых образцах формируется протяженная межфазная граница, являющаяся средоточием зарядовых состояний.

Циануровая кислота оказывает существенное влияние на процесс формирования надмолекулярной структуры полиэтилена. Это влияние различается для ПЭСВМ и ПЭНП. В смесях с ПЭСВМ основным эффектом является бимодальное плавление, при котором энтальпия плавления полимера оказывается в 1.78 раза выше, чем в исходном полимере, а также эндопроцесс, свидетельствующий о плавлении сверхмелких кристаллитов. При 95 мас. % кислоты в смесях проявляется экзотермический пик, который может быть связан с кристаллизацией полимерных цепей.

В смесях с ПЭНП проявлялся экзопик кристаллизации с максимумом при 75°С, энтальпия которого возрастала при увеличении содержания кислоты в смесях, а энтальпия плавления полимера снижалась.

Работа выполнена за счет субсидии, выделенной ИХФ РАН на выполнение государственного задания; тема 0082-2014-0015 “Разработка методологии синтеза новых высокополимеров, олигомеров и макромономеров и изучение влияния структуры полимеров на их свойства”; АААА-А17-117032750201-9.

Список литературы

  1. Полимерные смеси / Под ред. Д. Пола, С. Ньюмена. М.: Мир, 1981.

  2. Тамеев А.Р., Юсупов А.Р., Ванников А.В. и др. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2018. Т. 54. № 6. С. 585.

  3. Чернядьев А.Ю., Котенев В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2017. Т. 53. № 4. С. 403.

  4. Асламазова Т.Р., Аверин А.А., Золотаревский В.И., Ломовская Н.Ю., Ломовской В.А., Котенев В.А., Цивадзе А.Ю. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2017. Т. 53. № 3. С. 282.

  5. Flamm D.L., Auciello O. Plasma deposition, treatment, and etching of polymers: the treatment and etching of polymers. Elsevier, 2012.

  6. Жорин В.А., Киселев М.Р., Котенев В.А. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2017. Т. 53. № 4. С. 418.

  7. Пономарев А.В., Ершов Б.Г. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2018. Т. 54. № 6. С. 566.

  8. Iriyama Y., Yasuda T., Cho D.L. et al. // J. Applied Polymer Science. 1990. V. 39. № 2. P. 249–264.

  9. Wu D.Y., Gutowski W.S., Li S., Griesser H.J. // J. Adhesion Science and Technology. 1995. V. 9. № 4. P. 501–525.

  10. Жорин В.А., Киселев М.Р., Котенев В.А. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2016. Т. 52. № 5. С. 533.

  11. Жорин В.А., Киссин Ю.В., Луизо Ю.В., Фридман Н.М., Ениколопян Н.С. // Высокомолек. соед. А. 1976. Т. 18. № 12. С. 2677–2682.

  12. Купцов С.А., Ерина Н.А., Жорин В.А., Антипов Е.М., Прут Э.В. // Высокомолек. соед. А. 1995. Т. 37. № 10. С. 1692–1698.

  13. Жорин В.А., Киселев М.Р. // Высокомолек. соед. А. 2010. Т. 52. № 3. С. 403–407.

  14. Жорин В.А., Годовский Ю.К., Ениколопян Н.С. // Высокомолек. соед. А. 1982. Т. 24. № 5. С. 953–958.

  15. Жорин В.А., Киселев М.Р., Ролдугин И.И., Тихонов А.П. // Докл. Академии наук. 2001. Т. 378. № 1. С. 64–67.

  16. Жорин В.А., Киселев М.Р., Ролдугин В.И. // Высокомолек. соед. Б. 2001. Т. 43. № 7. С. 1262–1265.

  17. Жорин В.А., Киселев М.Р., Ролдугин В.И. // Журн. физич. химии. 2002. Т. 76. № 1. С. 54–60.

  18. Жорин В.А., Киселев М.Р., Ролдугин В.И. // Журн. физич. химии. 2002. Т. 76. № 2. С. 254–259.

  19. Qiu J., Xu D., Zhao J., Niu Y., Wang Z. // J. Polymer Sci., Part B: Polym. Phys. 2008. V. 46.:19 https://doi.org/10.1002/polb

  20. Берлин Ю.А., Бешенко С.И., Жорин В.А., Ениколопян Н.С. // Докл. АН СССР. 1982. Т. 262. № 4. С. 911–913.

Дополнительные материалы отсутствуют.