Физикохимия поверхности и защита материалов, 2019, T. 55, № 4, стр. 440-444

Кварцевые сорбционные сенсоры паров ацетона

В. Н. Симонов 12*, А. А. Фомкин 1, Д. А. Власов 1, Т. Ю. Гранкина 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН (ИФХЭ)
119071 Москва, Ленинский проспект, 31, корп. 4, Россия

2 Национальный исследовательский ядерный университет “Московский инженерно-физический институт”
115409 Москва, Каширское ш., 31, Россия

* E-mail: simonov.valer@yandex.ru

Поступила в редакцию 08.10.2018
После доработки 09.01.2019
Принята к публикации 03.02.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Получены и проанализированы соотношения между параметрами пленки-сорбента, чувствительностью и порогом чувствительности кварцевых сорбционных сенсоров. Показано, что для сорбционных сенсоров паров и газов на основе полимерных пленок существует область оптимальных значений толщины, обусловленная влиянием ее на упругие свойства материала. Для сенсоров паров ацетона с пленкой из полиметилметакрилата (ПММА) такая область составляет (0.4–0.6)% от толщины пластины сенсора при нанесении пленки на обе стороны пластины.

Ключевые слова: сенсоры, кварцекристаллическая гравиметрия, QCM, пьезорезонатор, полимерные пленки, изотерма сорбции

ВВЕДЕНИЕ

Кварцекристаллическая гравиметрия или, как ее еще называют, кварцекристаллическое микровзвешивание (QCM) имеет множество приложений в аналитической химии, электрохимии, биохимии, медицине. Пьезоэлектрический (как правило, кварцевый) резонатор (ПР), будучи чрезвычайно чувствительным к изменению условий на границе поверхности, помогает обнаружить пары и газы в микроконцентрациях, монослои малых молекул, сложные массивы биополимеров, биомакромолекул или отдельные клетки [15]. При реализации сорбционных сенсоров обычно считалось, что их рабочие характеристики зависят исключительно от сорбционной емкости пленки [6, 7]. Поэтому, как правило, работы велись в направлении ее повышения подбором специального полимера [6] или разработкой технологии формирования пленки [7]. Однако, при изменении концентрации анализируемых веществ изменяются не только масса, но и механические свойства пленки. В результате этого выходной сигнал – изменение частоты колебаний ПР – получает дополнительное приращение, что приводит к увеличению чувствительности сенсора. Несмотря на большое количество работ в области кварцевой гравиметрии, анализу системы как источника количественной информации в режиме влияния акустических свойств пленки уделено недостаточное внимание. Данная работа имеет целью восполнить имеющиеся пробелы в этой области применительно к методам обнаружения паров ацетона, который широко используется в промышленности в качестве растворителя, сырья для синтеза многих важных химических продуктов и, как известно, является маркером некоторых социально значимых заболеваний (сахарный диабет, рак легких, галитоз и др.) [8]. В работе основное внимание уделено чувствительности сенсора, поскольку критические значения объемных концентраций паров ацетона, зачастую составляют миллионные доли.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рассматриваемый сенсор представляет собой ПР в виде пьезоэлектрической пластины, на которую нанесены электроды и пленка сорбента. При изменении внешних условий, например, концентрации С анализируемых веществ изменяется масса пленки и комплексный модуль упругости материала пленки. В результате изменяется резонансная частота колебаний. Сенсор включен в схему измерения частоты, по значению которой определяется концентрация анализируемого вещества.

Традиционно пленка наносится на одну из сторон пластины. Однако, из теории колебаний упругой пластины с вязкоупругой пленкой на поверхностях [9, 10] следует, что имеется возможность снижения порога чувствительности сенсора путем равномерного перераспределения пленки с одно стороны пластины на обе стороны. В результате такого перераспределения толщина пленок уменьшается вдвое, следовательно, в 4 раза уменьшаются потери и порог чувствительности от 2-х пленок половинной толщины. Влияние же двух пленок на коэффициент чувствительности останется практически тем же самым, что и влияние одной пленки удвоенной толщины, нанесенной на одну из сторон пластины [10]. Это обстоятельство учтено в данной работе: пленка наносилась на обе стороны пластины.

Изменения частоты Δf, вызванные наличием пленки на поверхности резонатора описываются выражениями, в которые входят плотность ρq и модуль сдвига c66 кварца, отношение М масс пленки и пластины (массонагрузка), модуль сдвига G1 и тангенс угла потерь λ материала пленки [9, 10]. Дифференцирование этих выражений по концентрации С позволяет получить формулу для коэффициента чувствительности сенсора KC:

(1)
$\begin{gathered} {{K}_{C}} = {{df} \mathord{\left/ {\vphantom {{df} {dC}}} \right. \kern-0em} {dC}} = {{f}_{0}}{{K}_{M}}{{M}_{0}}(1 - 2{{M}_{0}} + \\ + \,\,3M_{0}^{2} + {{M_{0}^{2}{{\pi }^{2}}{{c}_{{66}}}{{\rho }_{q}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{M_{0}^{2}{{\pi }^{2}}{{c}_{{66}}}{{\rho }_{q}}} {({{k}^{2}}{{\rho }_{f}}{{G}_{1}})) - }}} \right. \kern-0em} {({{k}^{2}}{{\rho }_{f}}{{G}_{1}})) - }} \\ - \,\,{{{{f}_{0}}({{K}_{\rho }} + {{K}_{{{{G}_{1}}}}})M_{0}^{3}{{\pi }^{2}}{{c}_{{66}}}{{\rho }_{q}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{f}_{0}}({{K}_{\rho }} + {{K}_{{{{G}_{1}}}}})M_{0}^{3}{{\pi }^{2}}{{c}_{{66}}}{{\rho }_{q}}} {(3{{k}^{2}}{{\rho }_{f}}{{G}_{1}})),}}} \right. \kern-0em} {(3{{k}^{2}}{{\rho }_{f}}{{G}_{1}})),}} \\ \end{gathered} $
где ${{K}_{M}} = ({1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 {{{M}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {{{M}_{0}})}}{{dM} \mathord{\left/ {\vphantom {{dM} {dC}}} \right. \kern-0em} {dC}},$ ${{K}_{\rho }} = \left( {{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 {{{\rho }_{{{{f}_{0}}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{\rho }_{{{{f}_{0}}}}}}}} \right){{d{{\rho }_{f}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{d{{\rho }_{f}}} {dC}}} \right. \kern-0em} {dC}},$ ${{K}_{{G1}}} = \left( {{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 {{{G}_{{10}}}}}} \right. \kern-0em} {{{G}_{{10}}}}}} \right){{d{{G}_{1}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{d{{G}_{1}}} {dC}}} \right. \kern-0em} {dC}}$ – коэффициенты чувствительности пленки соответственно по изменению массонагрузки, плотности пленки и упругости, М0, f0, ${{\rho }_{{{{f}_{0}}}}}$ и G10 – соответственно массонагрузка, частота, плотность пленки и модуль упругости при С = 0.

При малых M0 влияние модуля упругости пленки незначительно, и KC от M0 зависит практически линейно ${{K}_{{{{C}_{0}}}}}$ = f0KMM0. Коэффициент KM и сумма Kρ+ ${{K}_{{{{G}_{1}}}}},$ являющаяся удвоенным коэффициентом чувствительности акустического импеданса ПММА к парам ацетона, в данной работе определены экспериментально. Значения модуля G1 и его зависимость от толщины пленок заимствованы из работы [11].

МЕТОДИКА

Для оптимизации конструкции сенсоров были проведены экспериментальные исследования таких параметров сенсоров как чувствительность и активное сопротивление сенсоров в зависимости от толщины hf, характеризуемой пропорциональной ей величиной начальной массонагрузки М0. (Оперировать величиной М0 удобней, чем толщиной hf, поскольку ее легче задавать и рассчитывать при формировании пленки). На основании этих исследований была найдена оптимальная толщина пленок с точки зрения достижения минимального порога чувствительности. Чувствительность сенсоров определялась по значению коэффициента при линейном члене рабочей характеристики сенсора, вычисляемой в виде полинома 3-ей степени с помощью табличного процессора Excel.

В экспериментальных исследованиях были использованы термостабильные кварцевые резонаторы АТ-среза с добротностью на уровне 105 и номинальными частотами 5 и 20 МГц, являющимися границами наиболее широко используемого диапазона частот сенсоров. В качестве сорбента использовались пленки, изготовленные из ПММА марки Acryrex (Компания “Руспласт”, РФ). Пленки формировались капельным нанесением на всю поверхность пластины растворов ПММА в диметилформамиде (ДМФ) вначале на одну, потом на другую стороны. Концентрация использованных растворов составляла (0.14–5)%. Массу mk нанесенного раствора контролировали в процессе нанесения, измеряя вес резонатора с наносимым раствором на весах Сартогосм СЕ224-С с ценой деления 0.1 мг. Массонагрузку M0 рассчитывали по формуле:

(2)
${{M}_{0}} = {{{{m}_{f}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{f}}} {{{m}_{Q}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{Q}}}} = {{4{{C}_{p}}{{m}_{k}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{4{{C}_{p}}{{m}_{k}}} {H\pi {{D}^{2}}{{\rho }_{q}},}}} \right. \kern-0em} {H\pi {{D}^{2}}{{\rho }_{q}},}}$
где Сp – концентрация раствора, mk – масса капли, mQ и D – масса и диаметр пластины резонатора.

Диаметр и толщина пластины измерялись микрометром с ценой деления 2 мкм. Погрешность расчета M0 с учетом погрешностей определения всех параметров, входящих в формулу (2), определялась практически погрешностью измерения массы капли и не превышала ±3%.

Нанесенную на каждую из сторон ПР пленку высушивали в течение суток в атмосфере воздуха при комнатных значениях влажности и температуры, а затем для стабилизации в течение трех суток выдерживали при температуре 100 ± 5°С. У сформированного таким образом сенсора в течение одного-двух дней после высушивания измеряли рабочую характеристику – зависимость частоты f(C) и зависимость активного сопротивления R(С) в диапазоне концентрации паров ацетона от 0 до (0.2–0.3) × 106 ppm при температуре 22 ± 3°С по методике, описанной в [12]. Рабочие характеристики f(C) аппроксимировали полиномом третьей степени, коэффициент при линейном члене полинома принимали за значение чувствительности сенсора KC. После измерения параметров сенсора на него наносили следующие слои пленки, повторяя процедуру формирования пленки и измерения характеристик до тех пор, пока сопротивление сенсора не превышала 8–10 кОм. Измерения параметров сенсоров с сопротивлением R менее 500 Ом осуществлялись с использованием генератора ТГК-3 (НПО “ФОНОН”, РФ) и частотомера Ч3-63, а сенсоров с сопротивлением более 500 Ом с использованием модуля возбуждения колебаний и измерения параметров (МВИ), описанного в [12]. Цена последнего разряда частотомера 0.1 Гц, погрешность измерения сопротивления в ТГК-3 ~10%, погрешность измерения в МВИ: частоты от ±10 Гц (при R = = 1 кОм) до ±100 Гц (при R =10 кОм), сопротивления ~±15%.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Экспериментальные значения чувствительности KC сенсоров номинальной частотой 5 МГц и средним значением начальной добротности Q0 = = 105 вынесены в виде графика KC(М0) на рис. 1. Сплошной линией показана расчетная зависимость (1) при KМ = 0.4 × 10–3 ppm–1 и Kρ+ ${{K}_{{{{G}_{1}}}}}$ = = –1.05 × 10–6 ppm–1. С увеличением М0 значения KC возрастают вначале практически линейно, далее после М0 ≈ 0.1% пропорционально $ \sim M_{0}^{3}.$ Разброс экспериментальных значений относительно расчетных преимущественно лежит в пределах ±20%. Источником отклонений чувствительности от расчетной кривой в области малых М0 является, наряду с погрешностью определения массы пленки, неконтролируемая неравномерность толщины пленок по поверхности ПР, которая особенно сказывается при тонких пленках. В области высоких М0 дополнительное влияние оказывают различия между заимствованными из литературы и реальными значениями плотности и модулей упругости и потерь материала пленки.

Рис. 1.

Зависимость чувствительности сенсоров от массонагрузки М0: эксперимент – кружки, расчет – сплошная линия.

Зависимость рис. 1 показывают, что чувствительность KC может быть увеличена на порядок и более увеличением толщины пленки и подбором материала пленки с высокой чувствительностью модуля упругости к адсорбируемому пару. Однако такое увеличение сопровождается увеличением влияния акустических потерь, выражающееся в повышении активного сопротивления R резонатора. Это, в свою очередь, приводит к снижению кратковременной стабильности частоты выходного сигнала и повышению порога чувствительности.

На рис. 2 приведена экспериментальная зависимость относительного сопротивления R/R0, от массонагрузки М0, из которой видно, что сопротивление в диапазоне М0 растет пропорционально $M_{0}^{3},$ с некоторыми отклонениями, которые объясняются зависимостью модулей упругости и вязкости пленки от толщины, особенно в области малых ее значений [11].

Рис. 2.

Экспериментальная (кресты) и аппроксимирующая (линия) зависимости активного сопротивления сенсора от массонагрузки M0.

Относительно большой разброс экспериментальных значений объясняется как теми же причинами, что и разброс KC, так еще и погрешностью измерения R.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты дают возможность определить оптимальное значение массонагрузки для минимизации порога чувствительности, что особенно важно применительно к сенсорам микроконцентрации. В связи с тем, что порог чувствительности кварцевых ПР определяется минимумом фазового шума выходного частотного сигнала, выраженного в единицах концентрации, в качестве критерия оптимума логично использовать отношение сопротивления к коэффициенту чувствительности. Это отношение P(М0) = = (R)/(R0)/KC, как функция начальной массонагрузки М0, полученное с использованием экспериментальных значений KC и R/R0, приведено на графике рис. 3. Разброс значений объясняется теми же причинами, что и разбросы KC и R.

Рис. 3.

Зависимости параметров Р (ромбы) и S (линия) от массонагрузки М0.

Из рис. 3 следует, что оптимальные значения М0, полученные по экспериментальным данным, лежат вблизи значения 0.45%, т.е. там, где P(М0) имеет минимум. В пересчете на толщину пленок, нанесенных на каждую сторону ПР, с учетом разброса экспериментальных значений это ~(0.4–0.6)% от толщины пластины ПР. Чувствительность KC при оптимальной массонагрузке для ПР частотой 5 МГц составляет 0.0076 Гц/ррм.

На этом же графике приведена расчетная зависимость коэффициента S(М0) = P(M0)/P(M0 = = 0.5%), отображающего, во сколько раз снижается порог чувствительности при значениях массонагрузки, отличающихся от оптимального значения М0 = 0.45%. Так, например, описанный в [7] сенсор с массонагрузкой М0 = 0.02% в 12 раз менее чувствителен, чем реализованный в данной работе с массонагрузкой М0 = 0.5%.

Следует отметить, что наличие экстремума зависимости Р(С) объясняется исключительно влиянием hf на модули упругости и вязкости пленки [11]. Если бы эти модули являлись константами, как у объемного материала, то параметр Р с ростом М0 монотонно бы убывал, стремясь к некоторому постоянному значению. Очевидно, что поскольку все пленочные материалы обладают свойством зависимости механических свойств от толщины пленки, наличие оптимального значения массонагрузки присуще пленкам не только ПММА, но и других материалов.

Полученные данные позволяют сформулировать требования к частотомеру регистратора концентрации паров ацетона в выдыхаемом воздухе больного диабетом. Из выражения (1) и графика рис. 1 следует, что при критических значениях концентрации ацетона в выдыхаемом воздухе 2 ррм [13] разрешающая способность регистратора по частоте должна быть не хуже, чем 0.015 Гц для сенсора 5 МГц и 0.09 Гц для сенсора 30 МГц.

Применительно к задаче создания измерителя паров ацетона в выдыхаемом воздухе нет жестких ограничений по времени измерения, потребляемой мощности и т.д. Следовательно, могут быть использованы сравнительно время затратные режимы, включающие не только измерение, но и программные методы повышения точности, а также термостатирование, обнуление памяти перед измерением (для минимизации влияния старения) и т.д. Поэтому полученные в данной работе результаты позволяют надеяться на успешное применение рассматриваемых сенсоров в качестве основы для сравнительно недорогого портативного или стационарного прибора неинвазивной диагностики. Кроме того, предложенные методы повышения чувствительности сенсоров универсальны и могут быть использованы в сочетании с традиционными методами, например, использованием пленочных материалов с более высокой адсорбционной емкостью, чем ПММА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования позволили разработать теорию влияния упругих и вязкостных свойств пленки на чувствительность и порог чувствительности сенсора, использовать более выгодное (двухстороннее) позиционирование пленки на ПР и определить оптимальное значение ее толщины. Полученные результаты универсальны и открывают дополнительные возможности по использованию акустогравиметрических сенсоров в различных областях науки и техники, включая задачи неинвазивного контроля социально значимых заболеваний.

Работа выполнена в рамках проекта № 16-07-0097-а, поддержанного Российским Фондом фундаментальных исследований, по Программе конкурентоспособности НИЯУ “МИФИ”.

Список литературы

  1. Lucklum R., Hauptmann P. // Anal. Bioanal. Chem. 2006. V. 384. P. 667–682.

  2. Prakrankamanant P. // J. Med. Assoc. Thai. V. 97. Suppl. 4. 2014. P. S56–S64.

  3. Matthew J. van der Werff, Yuan YongJ., Xu W.L. Quartz Crystal Microbalance for Medical Diagnostics // 1st International Conference on Sensing Technology, November 21–23, 2005 Palmerston North, New Zealand. P. 500–504.

  4. Xi J., Chen Jennifer Y., Garcia M.P., Penn L.S. Quartz Crystal Microbalance in Cell Biology Studies // Biochip Tissue Chip. 2013. S5. https://doi.org/10.4172/2153- 0777.S5-001

  5. Simonov V.N., Vlasov D.A., Fomkin A.A. , Markova E.B. Solovtsova, O.V. // Protection of Metals and Physical Chemistry of Surfaces. 2018, vol. 54, Issue 4, pp. 609–616.

  6. Cao Z., Murayama K., Aoki K. // Analitica Chimica Acta. 2001. V. 448. № 1–2. P. 47–59.

  7. Russell S.P., Weinkauf D.H. // Polymer. 2001. V. 42. P. 2827–2836.

  8. Дмитриенко М.А. // Практическая медицина. Гастроэнтерология. 2014. Т. 77. № 1. С. 192–200.

  9. Du B., Johannsmann D. // Langmuir. 2004. V. 20. P. 2809–2812.

  10. Johannsmann D. // J. of Applied Physics. 2001. V. 89. № 11. P. 6356–6364.

  11. Morray B., Li S., Hossenlopp J., Cernosek R., Josse F. // IEEE International Frequency Control Symposium and PDA Exhibition. 2002.

  12. Симонов В.Н., Фомкин А.А., Власов Д.А. // Измерительная техника. 2016. № 10. С. 65. (Simonov V.N., Fomkin A.A., Vlasov D.A. // Measurement Techniques. 2017. 18 February. P. 1). https://doi.org/10.1007/s11018-017-1102-x

  13. Deng C., Zhang J., Yu X., Zhang W., Zhang X. // J. Chromatogr. B. 2004. V. 810. P. 269–275.

Дополнительные материалы отсутствуют.