Физикохимия поверхности и защита материалов, 2020, T. 56, № 1, стр. 33-40

Синтез и структурная характеристика нанопористых титаносиликатов методом физической адсорбции азота

Т. Ф. Кузнецова 1***, А. И. Иванец 1, Ю. Д. Савка 1, Л. В. Кульбицкая 1

1 Институт общей и неорганической химии НАН Беларуси
220072 Минск, ул. Сурганова, 9/1, Беларусь

* E-mail: kouzn@igic.bas-net.by
** E-mail: tatyana.fk@gmail.com

Поступила в редакцию 12.07.2018
После доработки 04.08.2019
Принята к публикации 03.09.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Мезопористые титаносиликатные структуры, синтезированные золь–гель-методом с использованием цетилпиридиниевого темплата при разных соотношениях Ti/Si, характеризуются высокими значениями удельной поверхности ABET ≈ 800 м2/г и Aext ≈ 900–1000 м2/г, а также свойственной мезопористому молекулярному ситу МСМ-41 формой изотерм физической адсорбции азота с подъемом адсорбционной ветви и участком обратимой капиллярной конденсации при относительном давлении 0.21 < р/р0 < 0.42. Рост значений Ti/Si и рН приводит к снижению дисперсности и площади поверхности образцов. ФТ ИК-спектры подтверждают присутствие титана(IV) в силикатном каркасе. Внедрение титана(IV) влияет на морфологию титаносиликатных образцов и снижает упорядоченность цилиндрических мезопор, присущую МСМ-41.

ВВЕДЕНИЕ

К настоящему времени получены существенные количественные и качественные результаты в области синтеза высоко упорядоченных нанопористых материалов с регулируемыми структурными и функциональными свойствами, определяющими их применение в адсорбции, сепарации, катализе, хранении газа и доставке лекарственных средств [14]. Очевидны успехи в синтезе и структурной характеристике микромезопористых материалов, мезопористых цеолитов, материалов с порами 1–2 нм типа MOF, содержащих d-металлы, и иерархически организованных пористых систем со стабильной связностью микропор, мезопор и макропор, обеспечивающих удовлетворительный транспорт реагентов [58]. Одна из первых попыток включения в цеолитный каркас d-металлов, особенно привлекательных для каталитических целей, сделана авторами [9], сообщившими о гидротермальном синтезе эффективных титаносиликатных катализаторов селективного окисления, обладающих цеолитными свойствами. В теории и прикладной сфере адекватным отражением достигнутого прогресса служит оптимизация физико-химических свойств нанопористых материалов путем всесторонней характеристики их текстуры (пористой структуры), включающей анализ размеров пор, площади поверхности, пористости и распределения пор по размерам [1, 1013]. Наиболее подходящим для этой цели и достаточно теоретически обоснованным является метод низкотемпературной адсорбции-десорбции азота. Используемые в нем в последнее время подходы основаны, в частности, на теории функционала плотности (DFT) и позволяют описывать адсорбцию в порах на молекулярном уровне, что способствует более точному расчету размера и распределения пор по размеру [1, 12].

Настоящая работа посвящена изучению физической адсорбции азота цеолитоподобными мезопористыми титаносиликатными структурами, получаемыми в мягких условиях, без гидротермальной обработки, путем золь–гель-синтеза на темплате при разных значениях соотношения Ti/Si и рН. Формально не являясь цеолитами, определяемыми как микропористые кристаллические алюмосиликаты, данные вещества отличаются друг от друга не только по составу и пористой структуре, но и по своим функциональным свойствам, что в перспективе особенно важно для целей катализа.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Синтез образцов осуществляли путем осаждения соответствующих гидроксидов на цетилпиридиниевом темплате, взяв за основу способ получения металлосиликата нейтрализацией растворов, содержащих соль металла и метасиликат натрия в качестве источников гидроксидов металла и кремния(IV) [14]. В нагретый до 313 К водный раствор метасиликата натрия с массовой долей SiO2 5.5% вносили хлорид цетилпиридиния марки “ч.” в концентрации 5.0 мас. %. Для нейтрализации гидроксида натрия в раствор вводили серную кислоту концентрацией 35.0 мас. % и выдерживали смесь в течение получаса при 313 К. Затем к реакционной смеси добавляли водный раствор химически чистого сульфата титанила. После выдержки смеси в течение 30 мин при 313 К изменяли значение рН до 3, 5, 8 и 10 единиц. Все процессы осуществляли при энергичном перемешивании. Молярное соотношение Ti/Si (%) в исходных растворах составляло 15/85, 25/75, 50/50 и 85/15. Далее осадок отделяли и высушивали на воздухе. С целью катионного обмена полученный ксерогель суспендировали в 3%-м водном растворе аммонийной соли и затем дважды в растворе гидрата аммиака, после чего двукратно промывали дистиллированной водой, нагретой до 333 К, вновь подсушивали на воздухе и прокаливали 2 ч при 923 К.

Адсорбционные свойства образцов оценивали из изотерм низкотемпературной (77 K) физической адсорбции азота, измеренных объемным методом на анализаторе площади поверхности и пористости ASAP 2020 МР. Прокаленные образцы перед анализом вакуумировали при температуре 523 К и остаточном давлении 133.3 × 10–3 Па в течение 2 ч.

Удельную поверхность определяли одноточечным (single point) и многоточечным методом БЭТ (Asp и ABET), площадь внешней поверхности (Aext) – сравнительным методом t-графика, а среднюю статистическую толщину t адсорбционной пленки – по уравнению Гаркинса–Юры (1):

(1)
$t = \left( {{n \mathord{\left/ {\vphantom {n {{{n}_{{\text{m}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{n}_{{\text{m}}}}}}} \right)\sigma ,$
где n/nm – число статистических монослоев в пленке; nm – емкость монослоя в молях адсорбата; σ – толщина одного слоя, равная 0.354 нм для азота при 77 К в предположении плотнейшей гексагональной упаковки молекул в адсорбционной пленке.

Анализируемую изотерму перестраивали в t-график в виде функции n = f(t) (2):

(2)
${{n}_{{\text{a}}}} = {{b}_{{\text{t}}}}t + b,$
где na – адсорбированное в равновесных условиях количество азота; bt – тангенс угла наклона t-графика, равный nm/σ; b – отрезок, отсекаемый t-графиком на оси ординат при экстраполяции в случаях, когда изотерма не тождественна стандартной изотерме.

Площадь внешней поверхности, Aext, определенная t-методом, составляет, согласно [11, 15]:

(3)
${{A}_{{{\text{ext}}}}} = {{b}_{{\text{t}}}}{{V}_{{\text{L}}}},$
где VL – молярный объем азота при 77 K.

Ограниченная диффузия молекул азота препятствует их вхождению в самые узкие поры (D < 0.7 нм при р/р0 < 0.01). Площадь поверхности микропористой составляющей, измеримой по азоту, Аmicro, могла быть получена как разность удельной поверхности, по БЭТ, и площади внешней поверхности, Aext, вычисленной t-методом, лишь при условии, что Aext < ABET (4):

(4)
${{A}_{{{\text{micro}}}}} = {{A}_{{{\text{BET\;}}}}}--{{A}_{{{\text{ext}}{\text{.}}}}}~$

Адсорбционный и десорбционный объем пор (Vsp  ads и Vsp des) определяли методом одной точки. Кумулятивную удельную поверхность (ABJH ads, ABJH des), адсорбционный и десорбционный кумулятивный объемы (VBJH ads и VBJH des) группы пор диаметром в диапазоне от 1.7 до 300 нм рассчитывали методом BJH (Барретта–Джойнер–Халенды). Для описания пористой структуры использовали модель DFT.

Помимо газовой адсорбции, исследование образцов проводили методом рентгеновской дифракции на дифрактометре ДРОН-3 в фильтрованном CuKα-излучении (λ = 0.15418 нм), регистрируя в области малых углов рефлексы, характерные для упорядоченных структур типа МСМ-41. ФТ ИК-спектры записывали на ИК-Фурье спектрометре Tenzor-27 в области 4000–400 см–1 при разрешении 4 см–1, применяя таблетирование порошка с бромидом калия при соотношении образец/KBr = 2/800.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Измеренные изотермы газовой сорбции на образцах оксида кремния(IV) 1–4, титаносиликатов 5–8 (Ti/Si = 15/85) и отчасти 9–12 (Ti/Si = 25/75), представленные на рис. 1–4, имеют необычную форму. По наличию петли гистерезиса и плато, практически параллельного оси абсцисс, они являются гибридом необратимой и обратимой изотерм типов IV и I в классификации IUPAC. Видно, что при относительном давлении p/p0 ≈ 0.21 на участке изотермической кривой 0.21 < р/p0 < 0.42 у титаносиликатов происходит подъем адсорбции, и адсорбционные ветви отклоняются вверх, в то время как гистерезисная петля не протягивается ниже p/p0 ≈ 0.42. Подобные отклонения легко обнаруживаются и на сравнительных t-графиках. Петля гистерезиса, наблюдаемая при p/p0 выше участка обратимой капиллярной конденсации, является промежуточной между типами гистерезиса H4 в области средних относительных давлений при 0.42 < р/p0 < 0.90 и Н3 при высоких р/p0 > 0.90. Описанные результаты согласуются с известным фактом, что петля гистерезиса не может простираться ниже некоторого критического значения p/p0, зависящего от температуры и свойств адсорбтива. Для адсорбции азота при 77 K это значение p/p0 составляет ≈0.42 [11]. Эффект имеет место в узких цилиндрических порах с эффективным диаметром D < 3.3–4.3 нм и вплоть до ≈1.7 нм, когда практически весь адсорбат находится под действием силового поля поверхности, меняющего его свойства. В области p/p0 ≈ 0.21–0.42, соответствующей такому диаметру, капиллярная конденсация азота происходит обратимо [11]. Этот вывод не противоречит данным работы [16], в которой на примере модельного адсорбента МСМ-41 с гексагональной упаковкой одинаковых цилиндрических мезопор изотермы аналогичной формы характеризуются как изотермы типа IV с капиллярной конденсацией, не сопровождаемой гистерезисом. Такая конденсация может быть вызвана блокированием цилиндрических мезопор с одного конца. С изменением состава титаносиликатов в сторону увеличения Ti/Si и с ростом значения рН, изотермы трансформируются в тип I (рис. 1–4), ступенька в области p/p0 ≈ 0.21–0.42 исчезает, однако сохраняется очень узкая петля гистерезиса при p/p0 > 0.42.

Рис. 1.

Изотермы адсорбции азота и кривые DFT-распределения пор образцов, полученных при рН 3, с различным значением Ti/Si: 1 – 0; 5 – 15/85; 9 – 25/75; 13 – 50/50; 17 – 85/15.

Рис. 2.

Изотермы адсорбции азота и кривые DFT-распределения пор образцов, полученных при рН 5, с различным значением Ti/Si: 2 – 0; 6 – 15/85; 10 – 25/75; 14 – 50/50.

Рис. 3.

Изотермы адсорбции азота и кривые DFT-распределения пор образцов, полученных при рН 8, с различным значением Ti/Si: 3 – 0; 7 – 15/85; 11 – 25/75; 15 – 50/50; 18 – 85/15.

Рис. 4.

Изотермы адсорбции азота и кривые DFT-распределения пор образцов, полученных при рН 10, с различным значением Ti/Si: 4 – 0; 8 – 15/85; 12 – 25/75; 16 – 50/50; 19 – 85/15.

Из табл. 1 и 2 видно, что с ростом значения рН удельная поверхность образцов одинакового состава в основном падает, а размеры пор преимущественно возрастают, что особенно заметно для высоких содержаний Ti(IV). С увеличением рН в диапазоне 3–10 единиц дисперсность титаносиликатов при значениях Ti/Si, равных 85/15 и 50/50, снижается в 2.5 и 2.3 раза, а у индивидуального оксида кремния(IV) – лишь в 1.2 раза. Незначительно, ≈ в 1.2 раза, с ростом рН уменьшается внешняя площадь поверхности оксида кремния(IV). Кумулятивные свойства SiO2, Vsp ads, Vsp des, VBJH ads и VBJH des, несмотря на разброс данных, с повышением основности среды в целом возрастают. Объемы пор титаносиликатов, VBJH ads и VBJH des, с увеличением концентрации титана до эквимолярного соотношения Ti/Si при фиксированном рН сначала уменьшаются, начиная от значений, характерных для оксида кремния(IV), а затем возрастают (табл. 1, 2). Последнее происходит, по-видимому, в результате формирования рыхлых, но прочных кластеров, не разрушающихся при сушке. Повышение стабильности возможно, если титан закрепляется в структуре в виде поверхностных гидроксосоединений, а после термической обработки – в виде ассоциатов катионов, связанных между собой кислородными атомами, не принадлежащими силикатному каркасу. Характер изменения размеров пор в значительной степени определяется взаимосвязью и взаимовлиянием удельных характеристик объема пор V и площади поверхности A. Это, в свою очередь, опосредствует отношения между размерами и распределениями по размерам пор и частиц и позволяет добиваться оптимального для конкретного технологического процесса значения одной из названных характеристик, пренебрегая другой.

Таблица 1.  

Влияние условий осаждения на удельную поверхность титаносиликатов

№ п/п Ti/Si pH Asp, м2 AБЭТ, м2 Aext, м2 ABJHads, м2 ABJHdes, м2 R × 10–4 = Asp/Vspads, см–1
1 0 3 874 930 1126 867 914 0.112
2 0 5 844 888 939 993 1093 0.092
3 0 8 814 854 885 824 1005 0.099
4 0 10 875 918 943 1019 1105 0.103
5 15/85 3 798 845 1033 587 594 0,121
6 15/85 5 765 811 967 598 615 0.115
7 15/85 8 729 769 854 638 685 0.105
8 15/85 10 659 701 862 444 466 0.115
9 25/75 3 598 638 775 233 237 0.137
10 25/75 5 558 591 680 370 428 0.113
11 25/75 8 539 570 648 335 392 0.114
12 25/75 10 539 569 635 382 484 0.095
13 50/50 3 511 542 653 157 172 0.157
14 50/50 5 440 467 571 145 160 0.153
15 50/50 8 222 233 221 106 135 0.084
16 50/50 10 220 230 218 119 147 0.068
17 85/15 3 234 248 254 104 144 0.113
18 85/15 8 104 110 117 110 138 0.046
19 85/15 10 79 83 85 85 114 0.046
Таблица 2.  

Влияние условий осаждения на объем и размеры пор титаносиликатов


п/п
Ti/Si pH Vsp ads, см3 Vsp des, см3 VBJHads, см3 VBJHdes, см3 Dads, нм Ddes, нм DBJH  ads, нм DBJHdes, нм
1 0 3 0.783 0.789 0.766 0.781 3.4 3.4 3.5 3.4
2 0 5 0.922 0.956 1.109 1.098 4.1 4.3 4.5 4.0
3 0 8 0.818 0.854 0.869 1.009 3.8 4.0 4.2 4.0
4 0 10 0.851 0.880 1.054 1.047 3.7 3.8 4.1 3.8
5 15/85 3 0.658 0.634 0.583 0.584 3.1 3.2 4.0 3.9
6 15/85 5 0.666 0.698 0.625 0.631 3.3 3.4 4.2 4.1
7 15/85 8 0.691 0.642 0.662 0.662 3.6 3.6 4.0 3.9
8 15/85 10 0.574 0.598 0.503 0.510 3.4 3.4 4.5 4.4
9 25/75 3 0.438 0.442 0.267 0.270 2.7 2.8 4.6 4.5
10 25/75 5 0.495 0.524 0.461 0.491 3.3 3.5 5.0 4.6
11 25/75 8 0.473 0.498 0.435 0.461 3.3 3.5 5.2 4.7
12 25/75 10 0.570 0.600 0.548 0.595 4.0 4.2 5.7 4.9
13 50/50 3 0.325 0.324 0.155 0.162 2.4 2.4 3.9 3.8
14 50/50 5 0.287 0.287 0.147 0.154 2.5 2.5 4.1 3.8
15 50/50 8 0.265 0.269 0.224 0.239 4.5 4.6 8.5 7.1
16 50/50 10 0.323 0.345 0.325 0.334 5.6 6.0 10.9 9.2
17 85/15 3 0.207 0.206 0.149 0.168 3.3 3.3 5.7 4.7
18 85/15 8 0.219 0.228 0.275 0.272 7.9 8.3 10.0 7.9
19 85/15 10 0.173 0.180 0.204 0.202 8.3 8.6 9.6 7.1

Образцы 1–4 оксида Si(IV), а также титаносиликатов 5–12 составов Ti/Si = 15/85 или 25/75 демонстрируют мономодальные DFT-распределения объема пор по размерам при всех значениях рН. Форма кривых распределения и положение максимума мало зависят от значения рН. Однородность распределения показывают и образцы 13 и 14 состава Ti/Si = 50/50 при значениях рН 3 и 5. У титаносиликата с Ti/Si = 85/15 при рН 3 распределения пор обнаруживают слабую полимодальность, а с ростом рН DFT-кривые уширяются, что свидетельствует об уменьшении структурообразующего эффекта и разупорядочении текстуры.

ИК-спектры подтверждают присутствие титана(IV) в каркасе титаносиликатов (рис. 5). Наряду с полосами поглощения 1100, 800, 465–475 cм–1, которые соответствуют колебаниям связи Si–O–Si, в спектрах локализуется полоса поглощения с частотой 960–970 см–1, которая характерна для титаносодержащих молекулярных сит. Ее обычно относят к колебаниям мостиков Si–O–Ti и считают ответственной за антисимметричные колебания связи Si–O–Ti, в которой атом титан находится в тетраэдрической координации [17]. Антисимметричные колебания связи Ti–O–Тi при тетраэдрической координации поглощают в области около 735 см–1 [17].

Рис. 5.

ФТ ИК-спектры титаносиликатов с разными значениями Ti/Si: 5 – 15/85, pH 3; 8 – 15/85, pH 10; 9 – 25/75, pH 3; 12 – 25/75, pH 10; 13 – 50/50, pH 3; 16 – 50/50, pH 10; 17 – 85/15, pH 3; 19 – 85/15, pH 10.

Анализ дифрактограмм в области малых брэгговских углов, 2θ < 10°, по наиболее интенсивному рефлексу d100 = 4.1204 нм [049-1712 в картотеке ASTM] позволяет идентифицировать в образце оксида кремния(IV) бездефектное “мезопористое молекулярное сито” МСМ-41 с гексагональной упаковкой цилиндрических мезопор. Включение титана(IV) сопровождается их разупорядочением, и рефлекс d100 не регистрируется. Главные пики в малоугловой области, характерные для МСМ-41, исчезают. Возможно, это происходит из-за разрушения дальнего порядка в мезопористой структуре и роста числа дефектов в гексагональной упаковке капилляров. Наименьшей кристалличностью обладают образцы с высоким содержанием титана(IV), Ti/Si > 50/50. В этом случае после дегидратации и термообработки титан остается в МСМ-41 в составе фазы оксида титана(IV) высокой дисперсности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изотермы низкотемпературной сорбции азота титаносиликатами, полученными осаждением из растворов с использованием цетилпиридиниевого темплата без последующей гидротермальной обработки, имеют свойственную мезопористому молекулярному ситу МСМ-41 форму, включающую подъем адсорбции и участок обратимой капиллярной конденсации при относительном давлении 0.21 < р/р0 < 0.42. Образцы характеризуются высокими значениями удельной поверхности ABET ≈ 800 м2/г и Aext ≈ 900–1000 м2/г. Рост Ti/Si приводит к понижению площади поверхности образцов. Включение титана в силикатный каркас МСМ-41 в изученном диапазоне значений Ti/Si влияет не только на морфологию образцов, но и разрушает упорядоченность гексагональной упаковки цилиндрических мезопор. Меньшей кристалличностью обладают образцы с большим соотношением Ti/Si > 50/50. ФТ ИК-спектры подтверждают присутствие титана в тетраэдрической координации в каркасе титаносиликатов.

Список литературы

  1. Thommes M. // Chem. Ing.Techn. 2010. V. 82. № 7. P. 1059.

  2. Barton T.J., Bull M., Klemperer W.G. et al. // Chem. Mater. 1999. V. 11. P. 2633.

  3. Hartmann M. // Chem. Mater. 2005. V. 17. P. 4577.

  4. Hartmann M., Jung D. // J. Mater. Chem. 2010. V. 20. P. 844.

  5. Scheffler F., Schwieger W., Freude D. et al. // Microp. Mesop. Mater. 2002. V. 55. P. 181.

  6. Serrano D., Aguado J., Morales G. et al. // Chem.Mater. 2009. V. 21. P. 641.

  7. Shpeizer B.G., Bakhmutov V.I., Clearfield A. // Micropor. Mesopor. Mater. 2006. V. 90. P. 81.

  8. Shpheizer B.G., Bakhmoutov V.I., Zhang P. et al. // Coll. Surf. A: Physicochem. Eng. Aspects. 2010. V. 357. P. 105.

  9. Young D.A., Linda Y. // US Patent 3 329 481. Patented July 4, 1967.

  10. IUPAC // Pure Appl.Chem. 2015. V. 87. № 9–10. P. 1051.

  11. Gregg S.J., Sing K.S.W. Adsorption, Surface Area and Porosity. 2nd ed. London: Academic Press, 1982. 304 p.

  12. Neimark A., Sing K.S.W., Thommes M. Surface Area and Porosity / Eds: Ertl G., Koezinger, Schueth H.F., Weitkamp Weinheim J.: Wiley-VCH Verlag GmbH & Co KgaA, 2008.

  13. Ravikovitch P.I., Neimark A.V. // Langmuir. 2002. V. 18. P. 1550.

  14. Химия цеолитов и катализ на цеолитах / Под ред. Рабо Дж. Пер. с англ. Т. 1. М.: Изд-во “Мир”, 1980. С. 241.

  15. Roque-Malherbe R.M.A. Adsorption and Diffusion in Nanoporous Materials. Boca Raton: CRC Press, 2007. 269 p.

  16. Branton E., Hall G., Sing K.S.W et al. // J. Chem. Soc. Faraday Trans. 1994. V. 90. P. 2965.

  17. Boccuti M.R., Rao K.M., Zecchina A. et al. // Stud. Surf. Sci. Catal. 1989. V. 49. P. 133.

Дополнительные материалы отсутствуют.