Физикохимия поверхности и защита материалов, 2020, T. 56, № 4, стр. 382-385

Использование механоактивации поливинилхлорида в присутствии щелочей для синтеза пористых углеродных материалов

Ю. Г. Кряжев 1*, И. В. Аникеева 1, М. В. Тренихин 1, А. Б. Арбузов 1, Т. И. Гуляева 1, В. А. Дроздов 1

1 Центр новых химических технологий ИК СО РАН, Институт катализа СО РАН
644040 Омск, ул. Нефтезаводская, 54, Россия

* E-mail: carbonfibre@yandex.ru

Поступила в редакцию 17.12.2018
После доработки 05.01.2020
Принята к публикации 10.01.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Синтез пористых углеродных материалов осуществлен путем механохимического дегидрохлорирования поливинилхлорида в присутствии щелочей (КОН, LiOH) с использованием высокоэнергетической планетарной мельницы и последующей двухстадийной термообработки полученных поливиниленов (полимеров с системой сопряженных двойных связей) – карбонизации до 400°С и углекислотной или щелочной активации при температуре 850 и 800°С соответственно. Структура полученных продуктов исследована методами спектроскопии комбинационного рассеяния света и просвечивающей электронной микроскопии, анализом изотерм низкотемпературной адсорбции/десорбции азота. Полученные продукты являются (микро-, мезо-) пористыми аморфными углеродными материалами с удельной поверхностью SBET от 460 до 605 м2/г, объемом микропор от 0.09 до 0.21 см3/г и объемом мезопор от 0.09 до 0.6 см3/г.

Ключевые слова: поливинилхлорид, поливинилены, дегидрохлорирование, механоактивация, пористые углеродные материалы, утилизация отходов

ВВЕДЕНИЕ

В предшествующих исследованиях [13] было показано, что щелочное дегидрохлорирование карбоцепных хлорполимеров, таких как поливинилхлорид (ПВХ), хлорированный ПВХ, поливинилиденхлорид, приводит к получению реакционноспособных полимеров с системой сопряженных двойных связей – поливиниленов. Полученные поливинилены обладают повышенной реакционной способностью и в интервале температур 200–400°С трансформируются в углеродные материалы (УМ). Развитие пористой структуры в полученных УМ достигалось традиционным способом – активацией Н2О или СО2. Процесс дегидрохлорирования карбоцепных хлорполимеров осуществлялся в разбавленных растворах полярных органических растворителей в присутствии щелочей в течение нескольких часов с последующим осаждением полученных поливиниленов, их промывкой, сушкой, а затем – термообработкой с целью образования УМ. В дальнейшем была показана возможность осуществления дегидрохлорирования хлорполимеров под действием оснований не только в растворах, но и при кратковременной, не более нескольких минут, механообработке хлорполимеров в присутствии КОН в высокоэнергетической планетарной мельнице [4, 5].

В публикациях других авторов также отмечалась возможность дегидрохлорирования ПВХ при механообработке этого полимера в присутствии веществ основного характера с целью утилизации отходов ПВХ [68]. Однако высокоэнергетическое оборудование нового поколения для этой цели не использовалось, и продолжительность механообработки составляла несколько часов.

Настоящая работа является развитием рассмотренных выше результатов синтеза УМ с использованием механоактивированного дегидрохлорирования хлорполимеров в высокоэнергетической центробежно-планетарной мельнице [4, 5]. Основное внимание было уделено получению УМ с развитой пористой структурой. Такое направление исследований является актуальным в связи с необходимостью разработки бездиоксиновых технологий переработки ПВХ и его отходов с получением востребованных, не содержащих хлора продуктов, в частности, пористых УМ с регулируемыми параметрами пористой структуры (носителей катализаторов, адсорбентов, электродов и др.).

Структура полученных активированных углеродных материалов исследовалась методами спектроскопии комбинационного рассеяния света (КРС), просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ), кроме того были определены параметры пористой структуры конечных УМ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В качестве исходного полимерного материала использовали поливинилхлорид суспензионный, ПВХ-С-СИ-70, ТУ 2212-012-46696320-2008, производство САЯНСКХИМПЛАСТ, г. Саянск.

Механообработку ПВХ осуществляли в высокоэнергетической центробежно-планетарной мельнице АГО-2 (навеска 5 г, ускорение шаров 60g, мощность вводимая шарами 100 Вт/г). В качестве дегидрохлорирующих агентов использовали КОН, LiOH. В барабан мельницы загружали 2 г ПВХ, 2 г гидроксида металла, 0.5 г изопропилового спирта, 0.5 г диметилсульфоксида. Соотношение ПВХ : основание составляло 1 : 1 масс. Время механообработки составляло 5–10 мин.

Термообработку полученных щелочных аддуктов осуществляли в трубчатой печи СНОЛ 7.2/1100 в токе Ar в две стадии: 200°С (2 ч) и 400°С (2 ч).

Углекислотной активации подвергали УМ, очищенный от щелочи, а также хлоридов Li или К, образовавшихся в результате дегидрохлорирования полимера, экстракцией подкисленной СН3СООН водой в аппарате Сокслета. Температура активации СО2 – 850°С, продолжительность – 30 мин, скорость пропускания газа – 5 см3/мин. Щелочную активацию осуществляли для УМ, полученного механоактивированным дегидрохлорированием ПВХ в присутствии КОН с последующей карбонизацией до 400°С. В этом случае карбонизованный продукт не очищали от органических примесей, а подвергали высокотемпературной обработке в токе Ar при 800°С в течение 1 ч. Полученный продукт очищали путем экстракции подкисленной СН3СООН водой в аппарате Сокслета.

Спектры КРС записывались на дисперсионном спектрометре DXR Smart Raman фирмы “ThermoScientific”, снабженном приставкой для регистрации обратно рассеянного света, в диапазоне 50–3500 см–1. В качестве детектора применяли матрицу прибора с зарядовой связью. Длина волны возбуждающего лазерного излучения – 633 нм, мощность лазера – 1 мВт. Приведенные в статье спектры КРС получены вычитанием флуоресцентного фона из записанных спектров.

Характеристики удельной поверхности и пористой структуры исследуемых образцов были получены из анализа изотерм адсорбции-десорбции N2 при –195.97°С (77.4 К), измеренных на объемной вакуумной статической установке ASAP-2020M “Micromeritics”. Диапазон относительных давлений Р\Ро паров азота составлял от 10–5 до 0.996. Перед проведением адсорбционных измерений исследуемые образцы вакуумировали при 300°С в течение 12 ч до остаточного давления не менее 10–3 Па. Расчеты удельной поверхности (Sуд) по общепринятому методу Брунауэра–Эммета–Тэйлора (метод БЭТ) выполняли по изотерме адсорбции в интервале равновесных относительных давлений Р\Ро = 0.01–0.1. Значения объема пор (Vадс) определяли по величине адсорбции азота при Р\Ро = 0.990. Расчет объема микропор (Vмикро) проводили методом сравнительного анализа (t-метод) .

Морфология полученных материалов исследовалась методом ПЭМ с использованием просвечивающего электронного микроскопа высокого разрешения JEM 2100 “JEOL” (ускоряющее напряжение 200 кВ, разрешение по кристаллической решетке 0.14 нм) с энергодисперсионным рентгеновским спектрометром INKA 250 “Oxford Instruments”.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Совместную механохимическую обработку ПВХ и гидроксидов щелочных металлов в высокоэнергетической центробежно-планетарной мельнице проводили в присутствии добавок диметилсульфоксида и изопропилового спирта в количестве 10 мас. % от полимера. Диметилсульфоксид использовали как сальватирующий растворитель ПВХ, способствующий протеканию реакции дегидрохлорирования, изопропиловый спирт – как растворитель щелочей, способствующий совмещению компонентов при механообработке. Как отмечалось [5], добавка небольших количеств растворителей облегчает формирование тонкодисперсного состояния вещества и способствует совмещению полимера и дегидрохлорирующего агента при механообработке. Образование поливиниленов в принятых условиях механообработки было подтверждено спектрами КРС [5].

Щелочные аддукты поливинилена, полученные при механоактивированном дегидрохлорировании ПВХ подвергали карбонизации при 400°С. Этот прием позволяет использовать для получения пористых УМ как традиционный путь получения активных углей – газификация углерода в газообразном активирующем агенте (Н2О, СО2 и др.), так и метод так называемой щелочной активации, заключающийся в высокотемпературной (выше 600°С [9]) обработке УМ в присутствии щелочи.

В соответствии с этим исследовалось два варианта развития пористой структуры в УМ, образовавшемся в результате карбонизации при 400°С:

– Выделение УМ из карбонизованного продукта (композиции УМ-щелочь) с последующей активацией СО2;

– Щелочная активация УМ путем высокотемпературной обработки композиции УМ-щелочь, образующейся при механохимическом дегидрохлорировании ПВХ в присутствии КОН и последующей карбонизации полученного продукта при 400°С.

В табл. 1 приведены данные о пористой структуре УМ, активированных двумя указанными методами. Как видно, в результате активации СО2 образуются (микро-, мезо-) пористые материалы с преобладающей долей мезопор (свыше 70%). Для УМ, полученного щелочной активацией, преобладают микропоры, но доля мезопор весьма существенна (30%). Как сообщалось ранее [3], при карбонизации с последующей активацией СО2 для поливинилена, полученного дегидрохлорированием ПВХ в растворе образуется микропористый материал, в котором объемы микропор и мезопор составляют 0.44 и 0.02 см3/г соответственно. Высокая доля мезопор в активированных УМ, полученных при механохимическом дегидрохлорировании ПВХ, может быть обусловлена деструктивными процессами, характерными для механохимических синтезов.

Таблица 1.  

Параметры пористой структуры активированных углеродных материалов, полученных термообработкой продуктов механоактивированного щелочного дегидрохлорированиия ПВХ. Активации подвергались углеродно-щелочные аддукты, образующиеся в результате карбонизации при 400°С продуктов механоактивированного дегидрохлорирования ПВХ

Дегидрохлорирующий агент Условия активации SBET, м2 Vмикро, см3 Vмезо, см3 D, Å
Активирующий агент Т, °С
LiОН СО2 850 460 0,09 0.60 61
КОН СО2 850 470 0,12 0.33 39
КОН 800 605 0,21 0.09 20

Наблюдаемому нами формированию развитой пористой структуры в результате совместной механообработки ПВХ и основания могут способствовать следующие факторы:

– интенсификация процессов взаимодействия образующихся углеродных структур со щелочными добавками;

– сопутствующее механоактивации локальное повышение температуры обрабатываемых веществ.

Для исследования структуры полученных пористых УМ были использованы методы спектроскопии КРС и ПЭМ.

Спектры КРС характеризуются наличием типичных для sp2-углеродных материалов линий при 1329 см–1 (D-полоса) и 1602 см–1 (G-полоса), характерных для аморфных sp2-углеродных структур, и отсутствием линий рассеяния, характерных для полиеновых цепей. Аналогичные спектры КРС были получены и для продукта щелочной активации. При этом, не наблюдается существенных отличий со спектрами, полученными на предыдущем этапе исследований для УМ, образованных из поливиниленов, выделенных из щелочных аддуктов после карбонизации при 400°С (рис. 1).

Рис. 1.

Результаты спектроскопии КРС углеродных материалов, полученных при совместной механообработке ПВХ и различных оснований (1 – КОН, 2 – LiОН), прошедших карбонизацию до 400°С и активацию при 850°С (30 мин) и 3 – углеродного материала на основе поливинилена, полученного при дегидрохлорировании в растворе ПВХ под действием КОН, прошедшего карбонизацию до 400°С и активацию при 900°С (1 ч).

Продукт щелочной активации УМ, полученного в присутствии КОН, был исследован методом просвечивающей электронной микроскопии. Представленные на рис. 2 результаты исследования показывают, что образуется пористый УМ с аморфной структурой графеновых слоев и морфологией типа “смятые листы бумаги”. Наблюдаются пустоты, как между “смятыми листами бумаги”, так и в них самих. Размеры пустот находятся в диапазоне от 10 до 100 нм. Наблюдаемые пустоты являются отражением развитой макро- и мезопористой структуры. Такая морфология не наблюдается в пористых УМ, полученных углекислотной активацией, для которых характерны описанные в предшествующих публикациях [13] изотропные структуры аморфного углерода произвольной формы без выраженных пустот.

Рис. 2.

ЭМ-изображения морфологии (а) и структуры (б) углеродного материала, полученного щелочной активацией композиции УМ-щелочь, образующейся в результате механообработки ПВХ и КОН.

Согласно результатам энеродисперсионного рентгеновского элементного анализа для всех полученных в данной работе пористых УМ содержание углерода составляло не менее 93%, а содержание хлора – не более 0.5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показана возможность получения (микро-, мезо-) пористых углеродных материалов с высокой долей мезопор путем механоактивированного дегидрохлорирования ПВХ в присутствии гидроксидов лития или калия с дальнейшей термообработкой полученных продуктов, включающей карбонизацию до 400°С и последующую углекислотную или щелочную активацию образующихся УМ при 850 и 800°С соответственно.

Структура полученных УМ подтверждена методами спектроскопии КРС, ПЭМ и анализом изотерм низкотемпературной адсорбции/десорбции азота.

Работа выполнена в рамках государственного задания Института катализа СО РАН (проект АААА-А19-119050790074-9).

В работе были использованы аналитические приборы Омского регионального центра коллективного пользования СО РАН.

Список литературы

  1. Кряжев Ю.Г., Солодовниченко В.С., Антоничева Н.В. и др. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2009. Т. 45. № 4. С. 366–370.

  2. Кряжев Ю.Г., Солодовниченко В.С., Мартыненко Е.С. и др. // Известия академии наук. Серия химическая. 2015. Т. 12. С. 2919–2921.

  3. Солодовниченко В.С., Кряжев Ю.Г., Арбузов А.Б. и др. // Известия академии наук. Серия химическая. 2016. Т. 11. С. 2712–2717.

  4. Solodovnichenko V.S., Polyboyarov V.A., Zhdanok A.A. et al. // Procedia Engineering. 2016. Т. 152. P. 747–752.

  5. Аникеева И.В., Кряжев Ю.Г., Арбузов А.Б. и др. // Журн. прикладной химии. 2018. Т. 91. Вып. 11. С. 1620–1625.

  6. Zhang Q., Saito F., Shimme K., Masuda S. // J. Soc. Powder. Technol., Japan. 1999. Т. 36. P. 468–473.

  7. Inoue T., Miyazaki M., Kamitani M. et al. // Advanced Powder Technol. 2005. V. 16. № 1. P. 27–34.

  8. Inoue T., Kano Ju., Saito F. // Advanced Powder Technol. 2006. V. 17. № 4. P. 425–432.

  9. Beletskaya M.G., Bogdanovich N.I. // Russuan J. Bioorganic Chemistry. 2014. V. 40. № 7. P. 717–721.

Дополнительные материалы отсутствуют.