Зоологический журнал, 2022, T. 101, № 3, стр. 349-354

Методика и техника изготовления искусственных гнездовий для филина (Bubo bubo, Strigiformes, Strigidae) в целях увеличения его численности

А. С. Лапшин a, А. В. Андрейчев a*, М. А. Алпеев a, В. А. Кузнецов a

a Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
430000 Саранск, Россия

* E-mail: andreychev1@rambler.ru

Поступила в редакцию 21.05.2021
После доработки 14.08.2021
Принята к публикации 15.08.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Предложены методика и техника изготовления искусственных гнездовий для филина в целях увеличения его численности. Искусственные гнездовья позволяют филинам успешно вывести птенцов и оставаться на определенной территории. В результате полевых исследований выяснено, что для крупных сов одним из решающих факторов является наличие гнездопригодного участка, защищенного от непогоды и человека. Методика апробирована в условиях лесостепной зоны Поволжья. Согласно данным наших наблюдений, специальные крыша и стенки для искусственного гнездовья обеспечивают защиту гнезда от неблагоприятных погодных условий и осыпания.

Ключевые слова: хищная птица, Bubo bubo, искусственная ниша, гнездование, Среднее Поволжье, Мордовия

Дизайн искусственного гнездовья является одним из ключевых факторов окружающей среды для сов, от которого могут в значительной степени зависеть успешность размножения и динамика численности популяции (Lambrechts et al., 2012). Однако правильные (соответствующие биологическим предпочтениям вида) изготовление и устройство гнездовья определяют в большинстве случаев успешность или эффективность размножения хищной птицы. Для филина литература по искусственным гнездовьям крайне немногочисленна, особенно в России (Воронецкий, Демянчик, 1990; Паженков, Карякин, 2007; Andreychev et al., 2016). В зарубежных исследованиях этому вопросу уделено значительно больше внимания (Frey et al., 1974; Olsson, 1979; Gorner, 1982; Sauer, 1990; Pačenovský et al., 2012).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Нами разработана методика изготовления искусственных гнездовий для филина, основанная на использовании доступных материалов (древесина, камни, шифер, металл, гвозди, проволока и др.), с целью увеличения его численности. Применение данной методики в исследованиях позволяет отслеживать гнездование и заселенность участка филинами. Напротив искусственного гнездовья можно поставить фотоловушку и отслеживать гнездование пары. Кроме того, при посещении искусственных гнездовий филинами, даже если птицы не станут в них гнездиться, остаются следы их присутствия (перья, погадки, помет) на участке. А это уже свидетельствует о нахождении птицы на данном участке и их естественное гнездовье может находиться недалеко, что в свою очередь облегчает поиски. Методика успешно апробирована нами в 2014–2020 гг. на территории Республики Мордовия. При этом, используя диктофоны (Андрейчев и др., 2017) и искусственные гнездовья, за семь лет удалось выявить более 40 гнездовых участков, что в разы больше, чем за предыдущий аналогичный по продолжительности период исследований с 2008 по 2014 гг. (Andreychev et al., 2016).

Изначально мы устраивали искусственные ниши, преследуя несколько целей: 1) для облегчения поиска гнезд в последующие годы; 2) при проверке заселенности ниши в период насиживания и вылупления птенцов самка не спугивалась (ее не следует спугивать с гнезда, в противном случае, что часто бывает в нашей местности, она может бросить открыто расположенное гнездо); 3) для устранения причин гибели гнезд от обрушения карниза и стенок, от талых вод и весенних палов (такие случаи мы неоднократно наблюдали).

Опираясь на наш предыдущий опыт работы – большинство естественных гнезд филина было найдено в полевых оврагах и только три в опушечной зоне коренного берега р. Алатырь – мы сосредоточились на установке искусственных гнездовий именно в агроландшафтах. С использованием программы OziExplorer на картах выбирали овраги, пригодные для гнездования филинов. На участках устанавливали диктофоны Olympus VN-416PC, VN-406PC, VN-712PC для того чтобы выяснить, заняты они филинами или нет (Лапшин и др., 2018). В случае обнаружения криков филина производили поиск естественных гнездовий, присадочных ямок, линных перьев, погадок и поедей. Обнаруженное гнездовье осматривали и оценивали его пригодность для дальнейшего использования птицами. Если требовался ремонт (обвалившийся карниз, размытие грунта после затопления талыми водами и др.), то проводили соответствующие работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На сегодняшний день изготовлено более 60 ниш в 46 местах у существующих гнезд и на гнездовых участках. Использовались разные варианты искусственных гнездовий, постоянно велась работа по их совершенствованию в полевых условиях. Набран достаточный материал, чтобы можно было поделиться опытом с читателями и исследователями. Нами применялись три основных типа искусственных гнездовий: с крышей, с крышей и стенками, вырытые в земле без крыши и стенок (рис. 1).

Рис. 1.

Схема устройства искусственных гнездовий для филина: А – с крышей, Б – с крышей и стенками, В – вырытые в земле без крыши и стенок.

Из 25 найденных естественных гнездовий у девяти – ниши не сооружали, так как на этих участках (овраги, склоны) имелись многолетние капитальные естественные ниши или были обнаружены кладки. В ситуации, когда гнездо на участке не было обнаружено или место гнездования птицы меняли каждый год (не было подходящих условий), мы принимали решение для изготовления искусственного гнездовья. Так, на двенадцати гнездовых участках филины гнездились в искусственных нишах. Две искусственные ниши (окрестности сел Николаевка и Новые Турдаки) были устроены на месте естественных, с целью повышения их надежности и укрытости от посторонних глаз, в одной искусственной нише в 2019 г. филины благополучно вывели птенцов. Кроме того, искусственные ниши были вырыты в 22 местах обитания филинов, но пока птицы их не занимали. Перед изготовлением ниш оценивали рельеф, экспозицию склона и выбирали несколько подходящих мест для устройства искусственного гнездовья. Предпочтение отдавали крутым обрывам с отдельно стоявшими деревьями, где выкапывали нишу и встраивали в нее деревянные, металлические, шиферные стенки и крышу. Размеры этих искусственных гнездовий подбирали таким образом, чтобы они соответствовали размерам ранее обнаруженных нами естественных гнездовий с яйцами или птенцами и созданные условия соответствовали условиям гнездования птиц. Если криков филина не регистрировали на записях с того или иного участка, то принимали решение о целесообразности сооружать искусственное гнездовье. Многие участки, где в предыдущие годы филин не наблюдался и где впоследствии были сооружены искусственные гнездовья, оказались заселены. Например, на участке обитания филинов три вырытые ниши были заняты, хотя ранее гнезда здесь не были известны (окр. с. Вейсэ, Сосновый Гарт и Черная Промза).

Искусственные ниши различались по конструкции (рис. 2, 3). Наиболее естественными были ниши, вырытые нами на крутых склонах в корнях старых деревьев (окр. с. Луньга, Черная Промза, Николаевка). Если верх или стенки обваливались, мы устанавливали деревянную крышу и заднюю стенку из шифера (окр. с. Сосновый Гарт) или металлического листа (окр. с. Новые Турдаки, Черная Промза). Например, в окрестностях с. Тазино в 2015 г. пара филинов благополучно вывела птенцов в гнезде, устроенном на пологом склоне под яблоней. В 2016 г. гнездование под яблоней оказалось неудачным, при обследовании были найдены 2 скорлупки. В 2017 г. гнездование так же было неудачным из-за обвалившегося карниза – погибли маленькие птенцы. В связи с этим на одной стороне оврага мы установили в вырытую нишу деревянный каркас без дна и на другой стороне оврага – нишу с шиферной крышей. В 2018 г. филины благополучно вывели трех птенцов. В 2019 г. пара вновь неудачно гнездилась под яблоней. В 2020 г. филины удачно выкормили трех птенцов в нише с деревянным каркасом, а в 2021 г. – снова загнездились в нише с шиферной крышей. Характеристики ниши (см) искусственных гнездовий, в которых гнездование было успешным, следующие: длина 48–75, глубина 47–93, высота 15–55.

Рис. 2.

Искусственные (вырытые в земле) гнездовья разных типов (АВ – с крышей, Г – без крыши и стенок) для филина, изготовленные на разных участках: А – окрестности с. Вейсэ, Б – окрестности с. Енгалычево, В – окрестности с. Сосновый Гарт, Г – овраг Бабренкин.

Рис. 3.

Искусственные (вырытые в земле) гнездовья разных типов (А – под деревом; Б, Г – с крышей и стенками) для филина, изготовленные на разных участках: А – окрестности оврага Бабренкин, Б – окрестности с. Черная Промза, В – окрестности с. Мачказерово, Г – окрестности с. Булгаково.

ОБСУЖДЕНИЕ

Мы пришли к выводу, что лучше всего делать ниши на склонах оврагов, на месте вырытых птицами ямок-присад под карнизами, углубляя нишу и укрепляя “потолок”. Наименее заметно укрепление “потолка” при помощи металлической сетки. Сетку следует притянуть к 1–2 жердям, расположенным сверху и присыпанным землей. Перед нишей должна быть ровная площадка для подлёта взрослых птиц (родителей). Боковые стороны лучше оставлять открытыми (окр. с. Старые Найманы, с. Николаевка, Паракино). На обрывистых известняковых склонах нишу мы выдалбливали, крышу укрепляли досками (окр. с. Енгалычево) (рис. 1). На более пологих склонах выкапывали уступ шириной 1–1.5 м шириной, в центре выполняли углубление и устанавливали навес (окр. с. Симкино, Тазино, Вейсэ). Во всех искусственных нишах в течение нескольких лет птицы благополучно выращивали птенцов. В одном случае (окр. с. Черная Промза) в 2017 г. была обнаружена скорлупа от двух яиц. Причинами гибели кладки могли быть гибель одной из взрослых птиц или затопление сверху талыми водами.

Мы соглашаемся с мнением зарубежных коллег о том, что расположение и конструкции искусственных гнездовий для хищных птиц, а также их техническое обслуживание важны (Lambrechts et al., 2010, 2012). Это ценно для мониторинга и фактически влияет на качество условий жизни и динамику популяции птиц.

Список литературы

  1. Андрейчев А.В., Лапшин А.С., Кузнецов В.А., 2017. Методика регистрации филина (Bubo bubo) по голосовой активности // Зоологический журнал. Т. 96. № 5. С. 601–605.

  2. Воронецкий В.И., Демянчик В.Т., 1990. Искусственные гнездовья для сов // Методы изучения и охраны хищных птиц. М. 270–295.

  3. Лапшин А.С., Андрейчев А.В., Кузнецов В.А., 2018. Суточная и сезонная динамика вокализации филина (Bubo bubo, Strigiformes, Strigidae) в Среднем Поволжье // Зоологический журнал. Т. 97. № 1. С. 77–88.

  4. Паженков А.С., Карякин И.В., 2007. Мероприятия по привлечению пернатых хищников в искусственные гнездовья в Самарской области, Россия // Пернатые хищники и их охрана. № 10. С. 14–16.

  5. Andreychev A.V., Lapshin A.S., Kuznetsov V.A., 2016. Breeding success of the Eurasian Eagle Owl (Bubo bubo) and rodent population dynamics // Biology Bulletin. V. 43. № 8. P. 851–861.

  6. Lambrechts M.M., Adriaensen F., Ardia D.R., Artemyev A.V., Atie’nzar F., Ban’bura J., Barba E., Bouvier J.C., Camprodon J., Cooper C.B., Dawson R.D., Eens M., Eeva T., Faivre B., Garamszegi L.Z., Goodenough A.E., Gosler A.G., Gre’goire A., Griffith S.C., Gustafsson L., Scott Johnson L., Kania W., Keiss O., Liambias P.E., Mainwaring M.C., Mand R., Massa B., Mazgajski T.D., Møller A.P., Moreno J., Naef-Daenzer B., Nilsson J.A., Norte A.C., Orell M., Otter K.A., Park C.R., Perrins C.M., Pinowski J., Porkert J., Potti J., Remes V., Richner H., Rytkonen S., Shiao M.T., Silverin B., Slagsvold T., Smith H.G., Sorace A., Stenning M.J., Stewart I., Thompson C.F., Torok J., Tryjanowski P., van Noordwijk A.J., Winkler D.W., Ziane N., 2010. The design of artificial nestboxes for the study of secondary hole-nesting birds: a review of methodological inconsistencies and potential biases // Acta Ornithologica. V. 45. № 1. P. 1–26.

  7. Lambrechts M. M., Wiebe K.L., Sunde P., Solonen T., Sergio F., Roulin A., Møller A.P., Lopez B.C., Fargallo J.A., Exo K.M., Dell’Omo G., Costantini D., Charter M., Butler M.W., Bortolotti G.R., Arlettaz R., Korpimaki E., 2012. Nest box design for the study of diurnal raptors and owls is still an overlooked point in ecological, evolutionary and conservation studies: a review // Journal of Ornithology. V. 153. № 1. P. 23–34.

  8. Frey H., Scherzinger W., Walter W., 1974. Ktinstliche Nistplatze ftir den Uhu (Bubo bubo) // Orn. Mitteilungen. V. 26. № 9. P. 173–174.

  9. Gorner M., 1982. Ansprtiche der felsenbrtitenden Uhus (Bubo bubo) in Thtiringen an den Horstplatz // Beitr. Vogelkunde. V. 29. P. 121–136.

  10. Olsson V., 1979. Studies on a population of Eagle Owls, Bubo bubo (L.), in Southeast Sweden // Viltrevy. V. 11. P. 1–99.

  11. Pačenovský S., Chrašč P., Repel M., 2012. Nesting by the Eurasian eagle owl (Bubo bubo) in a nest of the whitetailed eagle (Haliaeetus albicilla) // Raptor Journal. V. 6. № 1. P. 37–40.

  12. Sauer J., 1990. Erfolgreiche Uhu-Brut im Baum-Kunsthorst // Falke. V. 37. № 9. P. 297–299.

Дополнительные материалы отсутствуют.