Прикладная математика и механика, 2023, T. 87, № 2, стр. 226-239

Структура течения в трехмерной пристенной турбулентной струе

А. М. Гайфуллин 1*, А. С. Щеглов 1**

1 Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского
Жуковский, Россия

* E-mail: gaifullin@tsagi.ru
** E-mail: shcheglov@phystech.edu

Поступила в редакцию 29.12.2022
После доработки 01.03.2023
Принята к публикации 01.03.2023

Полный текст (PDF)

Аннотация

С помощью численного моделирования исследуется задача об истечении трехмерной пристенной струи несжимаемой жидкости. Целью исследования является определение структуры течения в струе, сравнение механизмов распространения турбулентной и ламинарной пристенных струй. Численное решение уравнений движения в турбулентном случае получено с помощью метода крупных вихрей с пристенным разрешением. Результаты моделирования сравниваются с данными экспериментальных исследований.

Ключевые слова: пристенная струя, автомодельность, метод крупных вихрей

1. Введение. Пристенные струи изучены намного хуже свободных. Единственное известное аналитическое решение построено только для плоских, бьющих из удлиненной щели ламинарных пристенных струй в рамках уравнений пограничного слоя [1, 2]. Оказалось, что в этом случае в любом поперечном сечении струи сохраняется величина – инвариант Акатнова, которая имеет смысл произведения импульса на расход. Таким образом, в отличие от свободных плоской и осесимметричной струй [3, 4], которые можно создать за счет привнесения в поток импульса, для пристенных струй важны при их создании как начальный (через выходное сечение струи) импульс, так и начальный расход. Наличие инварианта в плоской пристенной ламинарной струе позволило построить автомодельное решение и определить, что толщина струи при увеличении продольной координаты $x$ растет как ${{x}^{{{3 \mathord{\left/ {\vphantom {3 4}} \right. \kern-0em} 4}}}}$.

Если струя выдувается в затопленное пространство параллельно бесконечной плоскости из не удлиненного выходного сечения, то такая струя называется трехмерной пристенной струей. Течение в дальнем поле трехмерной ламинарной пристенной струи выходит на автомодельный режим, но, поскольку инвариантный интеграл еще не найден, параметр автомодельности, определяющий изменение размера струи, в работе [5] был найден численно. Оказалось, что характерные размеры струи растут пропорционально ${{x}^{{{4 \mathord{\left/ {\vphantom {4 3}} \right. \kern-0em} 3}}}}$. В [5, 6] также определена структура линий тока автомодельного течения (рис. 1), которая указывает на то, что всю область течения можно условно разбить на две подобласти: внутреннего и внешнего течения. Разделяет эти две подобласти овальная предельная линия тока. Во внутренней области с ростом координаты $x$ продольная скорость уменьшается, что приводит к вытесняющему действию: линии тока направлены от центра струи. Во внешней области линии тока направлены к центру – струя, подсасывая, разгоняет внешнее течение. Практически во всей области течения, за исключением окрестности разделительной линии тока, азимутальная скорость намного меньше радиальной.

Рис. 1.

Линии тока в плоскости $x = const$.

Исследования трехмерных турбулентных пристенных струй велись в двух направлениях: экспериментальное [717] и немногочисленное расчетное [1820].

Экспериментально было обнаружено, что в поперечном сечении турбулентной пристенной струи ее толщина существенно различна в перпендикулярном и параллельном к твердой поверхности направлениях. Этот факт в [7] подтвержден визуализацией течения в струе. В [8] в ближнем поле струи такое аномальное поведение было объяснено образованием в потоке подковообразных вихрей. В [7, 917] изучается автомодельное изменение характеристик струи. В этих работах было показано, что, несмотря на различие формы выходных сечений, из которых вытекает пристенная струя, и расположения этих сечений, течение в струе выходит на автомодельный режим. Вместе с тем, выход на автомодельный режим, по-видимому, зависит от многих факторов, например, геометрии и расположения выходного сечения, уровня турбулентных пульсаций на экспериментальной установке, числа Рейнольдса и др. В разных экспериментальных исследованиях координата выхода на автомодельный режим колеблется от 15 до 60 диаметров. Следует заметить, что выход на автомодельный режим различных величин происходит в разных сечениях струи: сначала выходит осредненная скорость, затем турбулентные напряжения и т.д.

В одной из первых работ по численному расчету характеристик трехмерной турбулентной пристенной струи результаты были получены с помощью решения осредненных уравнений Рейнольдса [18]. Хотя, как отмечают сами авторы, сравнение результатов численных расчетов с экспериментальными данными оказалось не очень хорошим, им все же удалось численно подтвердить, что различие в толщинах струи в параллельном и перпендикулярном к твердой поверхности направлениях вызвано продольными вихрями. Примерно такое же соответствие численных и экспериментальных данных продемонстрировано в работе [19], в которой также производилось численное интегрирование уравнений Рейнольдса.

Лучшее совпадение получено в работе [20], в которой численное решение получено с помощью метода крупных вихрей (LES). В качестве подсеточной модели использовалась модель Смагоринского, поправленная вблизи твердой поверхности эмпирическим демпфирующим множителем. В работе [20] была еще раз продемонстрирована определяющая роль продольных вихрей в эволюционном развитии пристенной струи.

В данной работе проведен расчет характеристик трехмерной пристенной струи с помощью метода LES. В отличие от метода RANS, для которого необходима полуэмпирическая модель турбулентной вязкости для всего течения, в LES необходимо задание модели турбулентности лишь на масштабах, не превышающих размера ячеек сетки. При этом крупные масштабы, несущие значительную долю энергии, разрешаются достаточно точно. При измельчении сетки LES, в отличие от RANS, переходит в прямое численное моделирование уравнений Навье–Стокса. Кроме того, в настоящей работе предпринята попытка получения наиболее достоверных с позиций сегодняшнего дня результатов с различных точек зрения: подсеточной модели турбулентности, численной схемы, мелкости разбиения расчетной области.

2. Постановка задачи. Линию пересечения двух полубесконечных плоскостей определим как $x = 0$, $y = 0$. В вертикальной плоскости имеется квадратное отверстие (рис. 2, длина стороны квадрата $d$), из которого выдувается струя со скоростью ${{u}_{0}}$ в пространство, заполненное покоящейся жидкостью. Отверстие своим основанием примыкает к горизонтальной плоскости. Введем систему координат. Струя распространяется вдоль оси $x$. Ось $y$ направлена перпендикулярно горизонтальной плоскости, третья ось – ось $z$. Компоненты скорости $u,\,v,w$ направлены вдоль осей $x,\,y,\,z$. Жидкость будем считать несжимаемой. Основной характеристикой струи является число Рейнольдса, образованное по скорости ${{u}_{0}}$, размеру $d$ и кинематическому коэффициенту вязкости $\nu $.

$\operatorname{Re} = \frac{{{{u}_{0}}d}}{\nu }$
Рис. 2.

Профили продольной компоненты скорости $\left\langle {u\left( y \right)} \right\rangle $ и $\left\langle {u\left( z \right)} \right\rangle $ в трехмерной пристенной струе, система координат и некоторые обозначения.

Будем описывать характеристики течения в рамках метода LES. Уравнения неразрывности и движения запишем в тензорном виде:

(2.1)
$\frac{{\partial {{{\bar {u}}}_{i}}}}{{\partial {{x}_{i}}}} = 0$
(2.2)
$\frac{{\partial {{{\bar {u}}}_{i}}}}{{\partial t}} + {{\bar {u}}_{j}}\frac{{\partial {{{\bar {u}}}_{i}}}}{{\partial {{x}_{j}}}} = - \frac{1}{\rho }\frac{{\partial{ \bar {p}}}}{{\partial {{x}_{i}}}} + \nu \frac{{{{\partial }^{2}}{{{\bar {u}}}_{i}}}}{{\partial {{x}_{j}}\partial {{x}_{j}}}} + \frac{{\partial {{\tau }_{{ij}}}}}{{\partial {{x}_{j}}}}$

Здесь $\bar {f}$ – осредненная (отфильтрованная) по ячейке величина

$\bar {f} = \frac{1}{{\Delta V}}\int\limits_{\Delta V} {fd} {{x}_{1}}d{{x}_{2}}d{{x}_{3}},$
интегрирование проводится по объему ячейки $\Delta V$, ${{x}_{1}} = x$, ${{x}_{2}} = y$, ${{x}_{3}} = z$, ${{\bar {u}}_{1}} = \bar {u}$, ${{\bar {u}}_{2}} = {\bar {v}}$, ${{\bar {u}}_{3}} = \bar {w}$, $\bar {p}$ – осредненное по ячейке давление, $\rho $ – плотность. Вследствие процедуры осреднения по ячейке появляются дополнительные подсеточные напряжения ${{\tau }_{{ij}}} = \overline {{{u}_{i}}{{u}_{j}}} - {{\bar {u}}_{i}}{{\bar {u}}_{j}}$.

Тензор подсеточных напряжений можно переписать в следующем виде:

${{\tau }_{{ij}}} = \frac{1}{3}{{\delta }_{{ij}}}{{\tau }_{{kk}}} + \left( {{{\tau }_{{ij}}} - \frac{1}{3}{{\delta }_{{ij}}}{{\tau }_{{kk}}}} \right) = \frac{2}{3}{{\delta }_{{ij}}}{{k}_{{sgs}}} + {\text{dev}}\left( \tau \right),$
где $\operatorname{dev} \left( \tau \right) = {{\tau }_{{ij}}} - {{{{\delta }_{{ij}}}{{\tau }_{{kk}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{\delta }_{{ij}}}{{\tau }_{{kk}}}} 3}} \right. \kern-0em} 3}$ – девиаторная часть этого тензора. Выражения для ${{k}_{{sgs}}}$, $\operatorname{dev} \left( \tau \right)$ представляют собой подсеточную модель. В настоящей работе используется адаптированная к моделированию пристенных течений модель WALE [21], основанная на гипотезе Буссинеска о турбулентной подсеточной вязкости ${{\nu }_{{sgs}}}$:

$\operatorname{dev} \left( \tau \right) = 2{{\nu }_{{sgs}}}\operatorname{dev} \left( {\bar {S}} \right)$

В этой формуле $\bar {S}$ – тензор скоростей деформации с элементами

${{\bar {S}}_{{ij}}} = \frac{1}{2}\left( {\frac{{\partial {{{\bar {u}}}_{i}}}}{{\partial {{x}_{j}}}} + \frac{{\partial {{{\bar {u}}}_{j}}}}{{\partial {{x}_{i}}}}} \right)$

Величина ${{k}_{{sgs}}}$, необходимая для подсеточной модели, связана с турбулентной вязкостью соотношением

(2.3)
${{\nu }_{{sgs}}} = {{C}_{k}}\Delta \sqrt {{{k}_{{sgs}}}} ,$
где $\Delta = \sqrt[3]{{\Delta V}}$ – линейный масштаб ячейки.

Кроме того, турбулентную подсеточную вязкость, задают соотношением, которое, в отличие от модели Смагоринского, дает “правильное” асимптотическое ее поведение в окрестности стенки без использования эмпирических демпфирующих множителей:

(2.4)
${{\nu }_{{sgs}}} = {{\left( {{{C}_{w}}\Delta } \right)}^{2}}\frac{{{{{\left( {S_{{ij}}^{d}S_{{ij}}^{d}} \right)}}^{{3{\text{/}}2}}}}}{{{{{\left( {{{{\bar {S}}}_{{ij}}}{{{\bar {S}}}_{{ij}}}} \right)}}^{{5{\text{/}}2}}} + {{{\left( {S_{{ij}}^{d}S_{{ij}}^{d}} \right)}}^{{5{\text{/}}4}}}}},$
где
$S_{{ij}}^{d} = \frac{{\bar {g}_{{ij}}^{2} + \bar {g}_{{ji}}^{2}}}{2} - \frac{1}{3}{{\delta }_{{ij}}}\bar {g}_{{kk}}^{2},$
$\bar {g}_{{ij}}^{2} = {{\bar {g}}_{{ik}}}{{\bar {g}}_{{kj}}}$, ${{\bar {g}}_{{ij}}} = \frac{{\partial {{{\bar {u}}}_{i}}}}{{\partial {{x}_{j}}}}$ – компоненты тензора градиента скорости. При заданных константах ${{C}_{k}}$ и ${{C}_{w}}$ формулы (2.3) и (2.4) определяют ${{\nu }_{{sgs}}}$ и ${{k}_{{sgs}}}$. В проведенных в данной работе вычислениях принято:

${{C}_{k}} = 0.094,\quad {{C}_{w}} = 0.325$

Зададим граничные условия для уравнений (2.1), (2.2). На твердых поверхностях ставится условие прилипания. На квадратном отверстии – $u = {{u}_{0}}$, ${v} = 0$, $w = 0$. На большом расстоянии от источника струи должно обеспечиваться затухание компонент вектора скорости.

Численное интегрирование уравнений (2.1), (2.2) проводится в расширяющейся с ростом $x$ области. Продольный размер расчетной области выбран равным 33d, что позволяет провести расчет в обозримое время. Во избежание проблем, вызванных отражением возмущений от границ расчетной области, к основной расчетной области была пристроена вспомогательная буферная область, размер ячеек которой намного больше размера ячеек основной области. Назначение буферной области – диссипация вихрей до достижения ими границ расчетной области. Продольные сечения расчетной области представлены на рис. 3.

Рис. 3.

Сечения расчетной области.

На верхней, задней и боковых границах расчетной области ставятся “мягкие” условия – равенство нулю нормальной производной вектора скорости.

3. Особенности численной схемы и достоверность результатов. Задача, поставленная в предыдущем разделе, решается методом конечного объема. Для интегрирования по времени используется неявная схема второго порядка точности с разностями назад. Интерполяция конвективных членов на гранях расчетных ячеек проводится с помощью схемы центральных разностей второго порядка, интерполяция давления – с помощью взвешенной противопоточной схемы первого и второго порядков точности. Градиенты вычисляются по схеме, основанной на теореме Гаусса. Для решения системы (2.1), (2.2) используется алгоритм SIMPLEC [22], сводящий ее к последовательному итерационному решению уравнений импульса и уравнения Пуассона для давления.

Моделирование истечения струи было проведено для $\operatorname{Re} = 7500$ на сетке, содержащей 14.6 млн ячеек, построенной в соответствии с требованиями к LES-моделированию пристенных течений [23]: $\Delta {{x}^{ + }} < 40$, $\Delta {{z}^{ + }} < 20$, размер пристенных ячеек удовлетворяет требованию $\Delta {{y}^{ + }} < 1$.

После установления статистически стационарного режима на протяжении достаточно большого промежутка времени было проведено осреднение характеристик течения. Такое осреднение величины $a$ по времени обозначается далее треугольными скобками $\left\langle a \right\rangle $.

Качественный расчет методом LES должен разрешать значительную долю турбулентной энергии. На рис. 4 приведен временной спектр разрешаемой части кинетической энергии турбулентных пульсаций $k = 0.5(u{\kern 1pt} {{'}^{2}}\; + v{\kern 1pt} {{'}^{2}}\; + w{\kern 1pt} {{'}^{2}})$ в точке $x = 20d$, $y = 2d$, находящейся в плоскости симметрии. Наличие инерционного интервала на рис. 4 дает основание полагать, что разрешение достаточно высокое. Пунктиром изображена линия, соответствующая закону инерционного интервала $E\sim {{f}^{{ - 5{\text{/}}3}}}$.

Рис. 4.

Временной спектр турбулентных пульсаций.

4. Результаты. В пристенной струе продольная компонента скорости в сечении $x = const$ плоскости симметрии имеет максимум ${{\left\langle u \right\rangle }_{{\max }}}(x)$ на некотором расстоянии ${{y}_{{\max }}}\left( x \right)$ от поверхности (рис. 2). Координату точки, в которой скорость в два раза меньше ${{\left\langle u \right\rangle }_{{\max }}}(x)$ в плоскости симметрии принято обозначать ${{y}_{{{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}}}}\left( x \right)$, а в выделенной на рис. 2 горизонтальной плоскости, проходящей через точку ${{y}_{{\max }}}\left( x \right)$, обозначают ${{z}_{{{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}}}}\left( x \right)$ (ввиду симметрии таких точек две).

Как было отмечено во введении, профили осредненной скорости становятся автомодельными на некотором удалении от источника струи. На рис. 5 приведены профили продольной компоненты скорости в различных поперечных сечениях $x = const$ плоскости симметрии и выделенной горизонтальной плоскости (для определенности здесь и в дальнейшем нарисована часть профиля, соответствующая положительным значениям $z$). Профили продольной компоненты скорости начинают подчиняться автомодельному изменению при $x \approx 15d$, начиная с которого они довольно точно совпадают с экспериментальными данными. Возможно, такой быстрый выход на автомодельный режим достигается из-за того, что выходное отверстие струи располагается непосредственно над твердой поверхностью, а не на некотором расстоянии от нее.

Рис. 5.

Автомодельность профилей продольной компоненты скорости.

Согласно экспериментальным и расчетным данным [8, 9, 11–15, 17, 20] характерные размеры струи ${{y}_{{1{\text{/}}2}}}(x)$, ${{z}_{{1{\text{/}}2}}}(x)$ в перпендикулярном и параллельном к твердой поверхности направлениях при выходе на автомодельный режим растут линейно по координате $x$, но с разной скоростью (рис. 6).

Рис. 6.

Рост ширины струи в вертикальном и поперечном направлениях.

На рис. 7 представлено изменение максимума продольной компоненты скорости ${{\left\langle u \right\rangle }_{{\max }}}(x)$, полученное в расчете при $x \gg d$. Видно, что ${{\left\langle u \right\rangle }_{{\max }}}\sim {{x}^{{ - 1}}}$, что также совпадает с выводами [16].

Рис. 7.

Затухание продольной компоненты скорости по продольной координате.

Выход на автомодельный режим профиля осредненной скорости, еще не означает, что такой же выход наблюдается и в других величинах. На рис. 8 представлено изменение $\langle u{\kern 1pt} {{'}^{2}}\rangle $, которое выходит на автомодельный режим при $x > 20d$.

Рис. 8.

Профили $\langle u{\kern 1pt} {{'}^{2}}\rangle $.

Трехмерная пристенная струя представляет собой пример существенного различия структуры в случаях ламинарного и турбулентного течений. Дело тут не столько в неустойчивости течения, сколько в отношении диффузионных членов к инерционным. Запишем уравнение Гельмгольца для изменения завихренности $\omega = \operatorname{rot} V$ в несжимаемой жидкости:

$\frac{{d\omega }}{{dt}} = \left( {\omega \nabla } \right)u + \nu \Delta \omega $

Если компоненты завихренности $\omega $ обозначить ${{\omega }_{x}},\,{{\omega }_{y}},\,{{\omega }_{z}}$, то

(4.1)
$\frac{{d{{\omega }_{x}}}}{{dt}} = \frac{{\partial \left( {u{{\omega }_{x}}} \right)}}{{\partial x}} + \frac{{\partial \left( {u{{\omega }_{y}}} \right)}}{{\partial y}} + \frac{{\partial \left( {u{{\omega }_{z}}} \right)}}{{\partial z}} + \nu \left( {\frac{{{{\partial }^{2}}{{\omega }_{x}}}}{{\partial {{x}^{2}}}} + \frac{{{{\partial }^{2}}{{\omega }_{x}}}}{{\partial {{y}^{2}}}} + \frac{{{{\partial }^{2}}{{\omega }_{x}}}}{{\partial {{z}^{2}}}}} \right)$

В начальном выходном сечении струи компонента скорости $u$ терпит разрыв, а ${{\omega }_{x}} = 0$. Внутри струи $u = {{u}_{0}}$, вне $u = 0$. Это означает, что в начальном сечении внешний контур струи представляет собой поверхность разрыва тангенциальной компоненты скорости. На вертикальных ребрах струи возникает ненулевая величина ${{\omega }_{y}}$, а на горизонтальных – ${{\omega }_{z}}$. Далее включаются механизмы образования завихренности ${{\omega }_{x}}$ в основном из-за разворота остальных компонент завихренности (первые три слагаемых в правой части уравнения (4.1)), и диффузии завихренности. В случае малых чисел $\operatorname{Re} $ (ламинарные струи) диффузия превалирует над образованием завихренности, сколь-либо существенные продольные вихри не образуются, и схема течения соответствует приведенной на рис. 1.

Для турбулентных течений в начальном сечении ненулевая завихренность присутствует только на ребрах квадрата. Именно вдоль ребер появляются продольные вихри различного знака, которые с ростом координаты x усиливаются благодаря слабой диффузии. Особое значение имеют вихревые пары, которые образуются в углах квадрата вблизи твердой поверхности (рис. 9, $x = 0.2d$). Далее эти вихревые пары усиливаются, индуцируют скорость в местах их расположения, направленную от линии симметрии, и таким образом “растаскивают” струю (рис. 10–14, $x = d$, $5d$, $10d$, $15d$, $25d$).

Рис. 9.

Линии тока в плоскости $x = 0.2d$.

Рис. 10.

Линии тока в плоскости $x = d$.

Рис. 11.

Картина течения в плоскости $x = 5d$.

Рис. 12.

Картина течения в плоскости $x = 10d$.

Рис. 13.

Картина течения в плоскости $x = 15d$.

Рис. 14.

Картина течения в плоскости $x = 25d$.

Заключение. Современные вычислительные комплексы позволяют при сравнительно небольших числах $\operatorname{Re} $ моделировать течения в турбулентных структурах. Хотя, по-прежнему, турбулентную вязкость необходимо учитывать для адекватного получения результатов, ее значение уже становится сравнимым с молекулярной вязкостью. Модель для подсеточной вязкости, которая применялась в данной работе, позволяет проводить расчеты без введения демпфирующих около твердой поверхности множителей.

Проведен расчет трехмерной пристенной турбулентной струи. Результаты расчетов согласуются и с экспериментальными, и с расчетными данными других исследователей. Показан выход течения на автомодельный режим.

Выявлены члены уравнения, которые приводят к образованию продольной завихренности, благодаря влиянию которой структура течения в трехмерных ламинарной и турбулентной пристенных струях кардинально различна. Если в ламинарном случае струя имеет предельную разделительную линию тока, отделяющую внутреннюю и внешнюю области течения, а толщина струи в поперечных направлениях не сильно различается, то в турбулентном случае образуются продольные вихри, “растаскивающие” течение в струе; размер струи вдоль твердой поверхности превалирует над размером в перпендикулярном направлении.

Список литературы

  1. Акатнов Н.И. Распространение плоской ламинарной струи вязкой жидкости вдоль твердой стенки // Тр. Ленингр. политехн. ин-та. 1953. № 5. С. 24–31.

  2. Glauert M.B. The wall jet // J. Fluid Mech. 1956. V. 1. P. 625–643

  3. Schlichting H. Laminare Strahlausbreitung // Z. Angew. Math. Mech. 1933. Bd. 13. H. 4. S. 260–263.

  4. Ландау Л.Д. Об одном точном решении уравнений Навье–Стокса // Докл. АН СССР. 1944. Т. 43. № 7. С. 299–301.

  5. Бут И.И., Гайфуллин А.М., Жвик В.В. Дальнее поле трехмерной пристенной ламинарной струи // Изв. РАН. МЖГ. 2021. № 6. С. 51–61.

  6. Gaifullin A.M., Shcheglov A.S. Self-similarity of a wall jet with swirl // Lobachevskii J. Math. 2022. V. 43. № 5. P. 1098–1103.

  7. Newman B., Patel R., Savage S., Tjio H. Three-dimensional wall jet originating from a circular orifice // Aeron. Quart. 1972. V. 23. № 3. P. 188–200.

  8. Matsuda H., Iida S., Hayakawa M. Coherent structures in a three-dimensional wall jet // ASME. J. Fluids Eng. 1990. V. 112. № 4. P. 462–467.

  9. Padmanabham G., Lakshmana Gowda B.H. Mean and turbulence characteristics of a class of three-dimensional wall jets. Pt. 1: Mean flow characteristics // ASME. J. Fluids Eng. 1991. V. 113. № 4. P. 620–628.

  10. Law A.W.-K., Herlina. An experimental study on turbulent circular wall jets // J. Hydraul. Eng. 2002. V. 128. № 2. P. 161–174.

  11. Sun H., Ewing D. Effect of initial and boundary conditions on development of three-dimensional wall jets // 40th AIAA Aerospace Sci. Meeting&Exhibit. 2002. P. 733.

  12. Hall J.W., Ewing D. Three-dimensional turbulent wall jets issuing from moderate-aspect-ratio rectangular channels // AIAA J. 2007. V. 45. P. 1177–1186.

  13. Inoue Y., Yano H., Yamashita S. Experimental study on a three-dimensional wall jet // J. Fluid Sci.&Technol. 2007. V. 2. № 3. P. 655–664.

  14. Namgyal L., Hall J. Reynolds stress distribution and turbulence generated secondary flow in the turbulent three-dimensional wall jet // J. Fluid Mech. 2016. V. 800. P. 613–644.

  15. Agelin-Chaab M., Tachie M.F. Characteristics of turbulent three-dimensional wall jets // ASME. J. Fluids Eng. 2011. V. 133. № 2.

  16. Pani B.S., Rajaratnam N. Swirling circular turbulent wall jets // J. Hydraul. Res. 1976. V. 14. № 2. P. 145–154.

  17. Kumar S., Kumar A. Effect of initial conditions on mean flow characteristics of a three dimensional turbulent wall jet // Proc. Inst. Mech. Engineers, Pt. C: J. Mech. Engng. Sci. 2021. V. 235. № 22. P. 6177–6190.

  18. Craft T., Launder B. On the spreading mechanism of the three-dimensional turbulent wall jet // J. Fluid Mech. 2001. V. 435. P. 305–326.

  19. Khosronejad A., Rennie C.D. Three-dimensional numerical modeling of unconfined and confined wall-jet flow with two different turbulence models // Canadian J. Civil Engng. 2010. V. 37. № 4. P. 576–587.

  20. Kakka P., Anupindi K. Flow and thermal characteristics of three-dimensional turbulent wall jet // Phys. Fluids. 2021. V. 33. № 2.

  21. Nicoud F., Ducros F. Subgrid-scale stress modelling based on the square of the velocity gradient tensor // Flow, Turbul. & Combust. 1999. V. 62. № 3. P. 183–200.

  22. Van Doormaal J.P., Raithby G.D. Enhancements of the SIMPLE method for predicting incompressible fluid flows // Numer. Heat Transfer. 1984. V. 7. № 2. P. 147–163.

  23. Menter F.R. Best Practice: Scale-Resolving Simulations in Ansys CFD. https://www.ansys.com/content/dam/product/fluids/cfd/tb-best-practices-scale-resolving-models.pdf.

Дополнительные материалы отсутствуют.