Сенсорные системы, 2023, T. 37, № 4, стр. 348-362

Психоакустическое тестирование для оценки функционального созревания центральных отделов слуховой системы

И. В. Савенко 1*, Е. С. Гарбарук 12, М. Ю. Бобошко 1

1 ФГБОУ ВО “Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова” Минздрава России
197022 Санкт-Петербург, ул. Л. Толстого, д. 6–8, Россия

2 ФГБОУ ВО “Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет” Минздрава России
194100 Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2, Россия

* E-mail: irina@savenko.su

Поступила в редакцию 12.05.2023
После доработки 25.06.2023
Принята к публикации 18.09.2023

Аннотация

Адекватное возрасту морфофункциональное формирование центральных отделов слуховой системы определяет нормальную траекторию слухоречевого развития ребенка. Ее нарушение может приводить к возникновению центральных слуховых расстройств (ЦСР) и ассоциированных с ними проблем психоречевого и общего развития. Достаточно информативным и наиболее доступным диагностическим инструментом для выявления признаков ЦСР, в том числе в детской практике, может быть психоакустическое тестирование, выполнение которого возможно, начиная с возраста 4 лет, при наличии нормативных данных для различных возрастных групп. Цель исследования – аудиологическая оценка функционального состояния центральных отделов слуховой системы с использованием психоакустических методов у здоровых детей различного возраста. Материалы и методы. Обследованы 125 здоровых доношенных детей в возрасте от четырех до 17 лет с нормальной периферической слуховой функцией без слухоречевых, языковых, когнитивных и академических проблем. Дети были разделены на пять возрастных групп: 4–5 лет 11 мес; 6–7 лет 11 мес; 8–9 лет 11 мес; 10–11 лет 11 мес; 12 лет и старше. Наряду с традиционным аудиологическим обследованием всем детям проводили тесты по оценке функционального состояния центральных отделов слухового анализатора: исследование восприятия ритмических последовательностей стимулов; тест обнаружения паузы (Random Gap Detection Test, RGDT); монауральное низко избыточное речевое тестирование в тишине и на фоне шумовой помехи; тест бинаурального взаимодействия в формате чередующейся бинаурально речи; дихотическое тестирование; тестирование с применением упрощенной версии русского матриксного фразового теста в шуме (RUMatrix). Результаты. На основании сведений о чувствительности используемых тестов к функциональному состоянию различных структур центрального звена слуховой системы были продемонстрированы признаки их созревания в направлении “снизу-вверх” по мере взросления. Темп эволюционных процессов, который оценивался по результатам соответствующих тестов, зависел от возрастной группы испытуемых. Показано, что морфофункциональное развитие центрального отдела слуховой системы не завершается к подростковому возрасту. Выводы. Полученные результаты могут быть использованы для проведения дифференциальной диагностики между незрелостью центральной слуховой системы, ЦСР и слухоречевыми нарушениями иной природы у детей различных возрастных групп.

Ключевые слова: центральная слуховая обработка, дети, созревание слуховых центров, центральные слуховые расстройства, временной слуховой анализ, речевые тесты

Список литературы

  1. Бобошко М.Ю., Калмыкова И.В., Гарбарук Е.С., Кибалова Ю.С., Савенко И.В. Современные аспекты детской речевой аудиометрии. Сенсорные системы. 2010. Т. 24 (4). С. 305–313.

  2. Бобошко М.Ю. Речевая аудиометрия. Учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГМУ, 2012. 64 с.

  3. Бобошко М.Ю., Салахбеков М.А., Жилинская Е.В., Мальцева Н.В., Савенко И.В., Тотолян Н.А. Аудиологическая оценка состояния центральных отделов слуховой системы при рассеянном склерозе. Folia Otorhinolaryngol. et Pathologiae Respiratoriae. 2016. V. 22 (4). С. 56–67.

  4. Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. СПб.: Диалог, 2019. 80 с.

  5. Бобошко М.Ю., Савенко И.В., Гарбарук Е.С., Журавский С.Г., Мальцева Н.В., Бердникова И.П. Практическая сурдология. СПб.: Диалог, 2021. 420 с.

  6. Вайтулевич С.Ф., Петропавловская Е.А., Шестопалова Л.Б., Никитин Н.И. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и слуховая функция. Физиология человека. 2019. Т. 45 (2). С. 103–114. https://doi.org/10.1134/S0131164619020127

  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

  8. Гарбарук Е.С., Гойхбург М.В., Важибок А., Таварткиладзе Г.А., Павлов П.В., Кольмайер Б. Применение русскоязычной версии матриксного фразового теста у детей. Вестн. оториноларингологии. 2020. Т. 85 (1). С. 34–39. https://doi.org/10.17116/otorino20208501134

  9. Ковязина М.С. Нейропсихологический анализ патологии мозолистого тела. 2-е изд. (эл.). М.: Генезис, 2016. 176 с.

  10. Кукс Е.Н., Рындина А.М., Исмагулова Ф.Ш., Лапина В.М. Тест чередующейся речи в оценке центральных нарушений слуховой системы. Вестн. оториноларингологии. 1988. № 6. С. 10–13.

  11. Лопотко А.И. Сенсибилизированная речевая аудиометрия. Пособие для врачей. СПб: СПбГМУ, 1999. 44 с.

  12. Огородникова Е.А., Столярова Э.И., Балякова А.А. Особенности слухоречевой сегментации у детей школьного возраста с нормальным слухом и нарушениями слуха и речи. Сенсорные системы. 2012. Т. 26 (1). Р. 20–31.

  13. Савенко И.В. Антенетальный онтогенез слуховой системы и ее дисфункция у детей, родившихся недоношенными (обзор литературы). Folia Otorhinolaryngol. et Pathologiae Respiratoriae. 2015. Т. 21 (4). С. 23–33.

  14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. 9-е изд. (эл.). М.: Генезис, 2017. 474 с.

  15. Чутко Л.С., Елецкая О.В. Речевые нарушения у детей. М., 2019. 448 с.

  16. Bellis T.J. Assessment and management of central auditory processing disorders in the education: from science to practice. 2nd. ed. Clifton Park, NY: Thomson Delmar Learning, 2003. 552 p.

  17. Bouyssi-Kobar M., Brossard-Racine M, Jacobs M., Murnick J., Chang T., Limperopoulos C. Regional microstructural organization of the cerebral cortex is affected by preterm birth. Neuroimage Clin. 2018. V. 18. P. 871–880. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2018.03.020

  18. Buss E., Porter H. L., Hall J.W., Grose, J.H. Gap detection in school-age children and adults: center frequency and ramp duration. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2017. V. 60 (1). P. 172–181. https://doi.org/10.1044/2016_JSLHR-H-16-0010

  19. Cone B., Whitaker R. Dynamics of infant cortical auditory evoked potentials (CAEPs) for tone and speech tokens. Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2013. V. 77 (7). P. 1162–1173. https://doi.org/10.1016/j.ijporl.2013.04.030

  20. Dias K.Z., Jutras B., Acrani I.O., Pereira L.D. Random Gap Detection Test (RGDT) performance of individuals with central auditory processing disorders from 5 to 25 years of age. Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2012. V. 76 (2). P. 174–178. https://doi.org/10.1016/j.ijporl.2011.10.022

  21. Dole M., Hoen M., Meunier F. Effect of contralateral noise on energetic and informational masking on speech-in-speech intelligibility. Proc. INTERSPEECH 2009, 10th Ann. Conf. Intern. Speech Communic. Assoc., Brighton, United Kingdom, September 6–10, 2009. https://doi.org/10.21437/Interspeech.2009-51

  22. Eggermont J.J., Moore J.K. Morphological and functional development of the auditory nervous system. Human auditory development. Werner L.A., Fay R.R., Popper A.N., Eds. Springer Science+Business Media, LLC, 2012. 284 p.

  23. Firszt J.B., Ulmer J.L., Gaggl W. Differential representation of speech sounds in the human cerebral hemispheres. Anat. Rec. A Discov Mol. Cell Evol. Biol. 2006. V. 288 (4). P. 345–357. https://doi.org/10.1002/ar.a.20295

  24. Graven S.N., Browne J.V. Auditory development in the fetus and infant. Newborn Infant Nurs. Rev. 2008. V. 8 (4). P. 187–193. https://doi.org/10.1053/j.nainr.2008.10.010

  25. Güntürkün O., Ströckens F., Ocklenburg S. Brain lateralization: a comparative perspective. Physiol. Rev. 2020. V. 100 (3). P. 1019–1063. https://doi.org/10.1152/physrev.00006.2019

  26. Gutschalk A., Steinmann I. Stimulus dependence of contralateral dominance in human auditory cortex. Hum. Brain Mapp. 2015. V. 36 (3). P. 883–896. https://doi.org/10.1002/hbm.22673

  27. Hugdahl K., Westerhausen R., Alho K., Medvedev S., Hämäläinen H. The effect of stimulus intensity on the right ear advantage in dichotic listening. Neurosci. Lett. 2008. V. 431 (1). P. 90–94. https://doi.org/10.1016/j.neulet.2007.11.046

  28. Inagaki M., Tomita Y., Takashima S., Ohtani K., Andoh G., Takeshita K. Functional and morphometrical maturation of the brainstem auditory pathway. Brain Dev. 1987. V. 9 (6). P. 597–601. https://doi.org/10.1016/s0387-7604(87)80092-x

  29. Isiklar S., Ozdemir S.T., Ozkaya G., Ozpar R. Three dimensional development and asymmetry of the corpus callosum in the 0–18 age group: A retrospective magnetic resonance imaging study. Clin Anat. 2023. V. 36 (4). P. 581–598. https://doi.org/10.1002/ca.23996

  30. Kaga K. (Ed.). ABRs and electrically evoked ABRs in children (Part of the book series: Modern Otology and Neurotology). Tokyo: Springer Japan, 2022. 266 p. https://doi.org/10.1007/978-4-431-54189-9

  31. Kawase T., Maki A., Kanno A., Nakasato N., Sato M., Kobayashi T. Contralateral white noise attenuates 40-Hz auditory steady-state fields but not N100m in auditory evoked fields. Neuroimage. 2012. V. 59 (2). P. 1037–1042. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2011.08.108

  32. Keith R.W. Random Gap Detection Test, Auditec, St Louis (MO), 2002.

  33. Kelly A. Normative data for behavioural tests of auditory processing for New Zealand school children aged 7 to 12 years. The Australian and New Zealand journal of audiology. 2007. V. 29 (1). P. 60–64. https://doi.org/10.1375/audi.29.1.60

  34. Krizman J., Tierney A., Fitzroy A.B., Skoe E., Amar J., Kraus N. Continued maturation of auditory brainstem function during adolescence: A longitudinal approach. Clin. Neurophysiol. 2015. V. 126 (12). P. 2348–2355. https://doi.org/10.1016/j.clinph.2015.01.026

  35. Lebel C., Beaulieu C. Longitudinal development of human brain wiring continues from childhood into adulthood. J. Neurosci. 2011. V. 31 (30). P. 10937–10947. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.5302-10.2011

  36. Lebel C., Deoni S. The development of brain white matter microstructure. Neuroimage. 2018. V. 182. P. 207–218. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2017.12.097

  37. Lewandowska M., Milner R., Ganc M., Włodarczyk E., Dołżycka J., Skarżyński H. Development of central auditory processes in Polish children and adolescents at the age from 7 to 16 years. Current Psychology. 2023. V. 42 (5). P. 1789–1806. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01540-x

  38. Litovsky R. Development of the auditory system. Handbook of Clinical Neurology. The Human Auditory System. Eds G.G. Celesia and G. Hickok. 2015. P. 55–72. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-62630-1.00003-2

  39. Mattsson T.S., Follestad T., Andersson S., Lind O., Øygarden J., Nordgård S. Normative data for diagnosing auditory processing disorder in Norwegian children aged 7-12 years. Int. J. Audiol. 2018. V. 57 (1). P. 10–20. https://doi.org/10.1080/14992027.2017.1366670

  40. McDermott E.E., Smart J.L., Boiano J.A., Bragg L.E., Colon T.N., Hanson E.M., Emanuel D.C., Kelly A.S. Assessing auditory processing abilities in typically developing school-aged children. J. Am. Acad. Audiol. 2016. V. 27 (2). P. 72–84. https://doi.org/10.3766/jaaa.14050

  41. Moore J.K., Linthicum Jr. F.H. The human auditory system: A timeline of development. Int. J. Audiol. 2007. V. 46 (9). P. 460–478. https://doi.org/10.1080/14992020701383019

  42. Musiek F.E. Auditory neuroscience and diagnosis. In: Musiek F.E., Chermak G.D. Handbook of central auditory processing disorder. 2nd ed V.1. San Diego: Plural Publishing, 2014. 745 p.

  43. Musiek F.E., Chermak G.D. Psychophysical and behavioral peripheral and central auditory tests. In: Handbook of Clinical Neurology. The Human Auditory System. G.G. Celesia and G. Hickok (Eds). Elsevier B.V., 2015. P. 313–332. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-62630-1.00018-4

  44. Neijenhuis K., Snik A., Priester G., van Kordenoordt S., van den Broek P. Age effects and normative data on a Dutch test battery for auditory processing disorders. Int. J. Audiol. 2002. V. 41 (6). P. 334–346. https://doi.org/10.3109/14992020209090408

  45. Ouyang M., Kang H., Detre J.A., Roberts T.P.L., Huang H. Short-range connections in the developmental connectome during typical and atypical brain maturation. Neurosci Biobehav. Rev. 2017. V. 83. P. 109–122. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.10.007

  46. Parviainen T., Helenius P., Salmelin R. Children show hemispheric differences in the basic auditory response properties. Hum. Brain Mapp. 2019. V. 40 (9). P. 2699–2710. https://doi.org/10.1002/hbm.24553

  47. Quinones J.F., Pavan T., Liu X., Thiel C.M., Heep A., Hildebrandt A. Fiber tracing and microstructural characterization among audiovisual integration brain regions in neonates compared with young adults. Neuroimage. 2022. V. 254. Article No. 119141. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2022.119141

  48. Rahimi V., Mohamadkhani G., Alaghband-Rad J., Kermani F.R., Nikfarjad H., Marofizade S. Modulation of temporal resolution and speech long-latency auditory-evoked potentials by transcranial direct current stimulation in children and adolescents with dyslexia. Exp. Brain Res. 2019. V. 237 (3). P 873–882. https://doi.org/10.1007/s00221-019-05471-9

  49. Scaioli V., Brinciotti M., Di Capua M., Lori S., Janes A., Pastorino G., Peruzzi C., Sergi P., Suppiej A. A multicentre database for normative brainstem auditory evoked potentials (BAEPs) in children: methodology for data collection and evaluation. Open Neurol. J. 2009. N. 3. P. 72–84. https://doi.org/10.2174/1874205X00903010072

  50. Schochat E., Musiek F.E. Maturation of outcomes of behavioral and electrophysiologic tests of central auditory function. J. Commun. Disord. 2006. V. 39 (1). P. 78–92. https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2005.10.001

  51. Sharma M., Purdy S.C., Humburg P. Cluster analyses reveals subgroups of children with suspected auditory processing disorders. Front. Psychol. 2019. V. 10. Article No. 2481. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02481

  52. Sharma M., Purdy S.C., Kelly A.S. Comorbidity of auditory processing, language, and reading disorders. J. Speech Lang. Hear Res. 2009. V. 52 (3). P. 706–722. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2008/07-0226)

  53. Skoe E., Krizman J., Anderson S., Kraus N. Stability and plasticity of auditory brainstem function across the lifespan. Cereb. Cortex. 2015. V. 25 (6). P. 1415–1426. https://doi.org/10.1093/cercor/bht311

  54. Snowling M.J., Gooch D., McArthur G., Hulme C. Language skills, but not frequency discrimination, predict reading skills in children at risk of dyslexia. Psychol. Sci. 2018. V. 29 (8). P. 1270–1282. https://doi.org/10.1177/0956797618763090

  55. Thomason M.E., Brown J.A., Dassanayake M.T., Shastri R., Marusak H.A., Hernandez-Andrade E., Yeo L., Mody S., Berman S., Hassan S.S., Romero R. Intrinsic functional brain architecture derived from graph theoretical analysis in the human fetus. PLoS One. 2014. V. 9(5). Article No. e94423. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0094423

  56. Włodarczyk E.A., Szkiełkowska A., Skarżyński H., Miaśkiewicz B., Skarżyński P.H. Reference values for psychoacoustic tests on Polish school children 7–10 years old. PLoS One. 2019. V. 14 (8). Article No. e0221689. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0221689

  57. Yamazaki H., Easwar V., Polonenko M.J., Jiwani S., Wong D.D.E., Papsin B.C., Gordon K.A. Cortical hemispheric asymmetries are present at young ages and further develop into adolescence. Hum. Brain Mapp. 2018. V. 39 (2). P. 941–954. https://doi.org/10.1002/hbm.23893

  58. Zwislocki J.J. A Theory of Central Auditory Masking and Its Partial Validation. J. Acoust. Soc. Am. 1972. V. 52 (2). P. 644–659. https://doi.org/10.1121/1.1913154

Дополнительные материалы отсутствуют.