Журнал вычислительной математики и математической физики, 2023, T. 63, № 12, стр. 2051-2065

Трехмерное моделирование высокоскоростного движения тела в трубе с разреженным газом

А. Н. Якунчиков 1*, А. Р. Юлдашева 1**

1 Механико-математический факультет
119991 Москва, Ленинские горы, МГУ, 1, Россия

* E-mail: art-ya@mail.ru
** E-mail: a.r.iuldasheva@gmail.com

Поступила в редакцию 17.07.2023
После доработки 25.07.2023
Принята к публикации 22.08.2023

Аннотация

В работе исследуется обтекание тела, которое движется с высокой дозвуковой скоростью в трубе, заполненной разреженным газом. Данная аэродинамическая задача рассматривается применительно к проблеме создания высокоскоростного вакуумного транспорта в условиях конечных чисел Кнудсена. Выбраны параметры, максимально приближенные к целевым характеристикам проектов таких систем, а именно: скорость порядка 1000 км/ч, значительный относительный поперечный размер тела, смесь азота и кислорода (воздух) в качестве газа. Задача решалась в трехмерной постановке. Библ. 31. Фиг. 7. Табл. 3.

Ключевые слова: разреженный газ, вакуумный транспорт, аэродинамическое сопротивление, событийное молекулярно-динамическое моделирование, Hyperloop, EDMD.

Список литературы

  1. Вейнберг Б.П. Движение без трения. СПб.: Естествоиспытатель, 1914.

  2. Musk E. Hyperloop Alpha Documents; SapceX: Hawthorne, CA, USA, 2013.

  3. Hyperloop One Website, https://hyperloop-one.com/.

  4. Hyperloop Transportation Technologies Website, https://www.hyperlooptt.com/.

  5. Kim H., Oh S. Shape optimization of a hyperloop pod’s head and tail using a multi-resolution morphing method// Int. J. Mech. Sci. 2022. V. 223. P. 107227.

  6. Sui Y. et al. An aerothermal study of influence of blockage ratio on a supersonic tube train system// J. Therm. Sci. 2020. V. 1–12.

  7. Chen X. et al. Aerodynamic simulation of evacuated tube maglev trains with different streamlined designs, J. Modern Transp. 2012. V. 20. № 2. P. 115–120.

  8. Zhou P., Zhang J., Li T. Effects of blocking ratio and Mach number on aerodynamic characteristics of the evacuated tube train// Int. J. Rail Transport. 2020. V. 8. № 1. P. 27–44.

  9. Oh J.-S. et al. Numerical Analysis of Aerodynamic Characteristics of Hyperloop System// Energies .2019.V. 12. № 3. P. 518.

  10. Sui Y., Niu J., Ricco P., Yuan Y., Yu Q., Cao X., Yang X. Impact of vacuum degree on the aerodynamics of a high-speed train capsule running in a tube // Int. J. Heat Fluid Flow. 2022. V. 88. P. 108752.

  11. Lluesma-Rodríguez F., González T., Hoyas S. CFD simulation of a hyperloop capsule inside a closed environment// Results Engng. 2021. V. 9. P. 100196.

  12. Le T.T.G. et al. Numerical investigation of aerodynamic drag and pressure waves in hyperloop systems// Mathematics. 2020. V. 8. № 11.

  13. Deng Z., Zhang W., Zheng J., Wang B., Ren Y., Zheng X., Zhang J. A high-temperature superconducting maglev-evacuated tube transport (HTS Maglev-ETT) test system // IEEE Trans. Appl. Supercond. 2017. V. 27. № 6. P. 1–8.

  14. Hruschka R., Klatt D. In-pipe aerodynamic characteristics of a projectile in comparison with free flight for transonic Mach numbers, Shock Waves. 2019. V. 29. № 2. P. 297–306.

  15. Seo Y., Cho M., Kim D.H., Lee T., Ryu J., Lee C. Experimental analysis of aerodynamic characteristics in the Hyperloop system, Aerosp. Sci. Technol., 2023. V. 137. P. 108265.

  16. Donev A., Garcia A.L., Alder B.J. Stochastic Event-Driven Molecular Dynamics // J. Comput. Phys. 2008. V. 227. P. 2644–2665.

  17. Valentini P., Schwartzentruber T.E. A combined Event-Driven/Time-Driven molecular dynamics algorithm for the simulation of shock waves in rarefied gases // J. Comput. Phys. 2009. V. 228. P. 8766–8778.

  18. Bannerman M.N., Sargant R., Lue L., Dynam O. A free O(N) general event-driven molecular-dynamics simulator // J. Comput. Chem. 2011. V. 32. P. 3329–3338.

  19. Akkaya V.R., Kandemir I. Event-driven molecular dynamics simulation of hard-sphere gas flows in microchannels // Math. Probl. Eng. 2015. № 2015.

  20. Yakunchikov A., Kosyanchuk V. Application of event-driven molecular dynamics approach to rarefied gas dynamics problems // Comput. Fluids. 2018. V. 170. P. 121–127.

  21. Yakunchikov A., Kosyanchuk V. Numerical investigation of gas separation in the system of filaments with different temperatures // Int. J. Heat Mass Transf. V. 138. P. 144–151.

  22. Yakunchikov A., Kosyanchuk V. A new principle of separation of gas mixtures in non-stationary transitional flows // Acta Astronaut. 2019.

  23. Artem Yakunchikov. The outflow of gas mixture into vacuum, periodically interrupted by bodies moving towards the jet // Vacuum Volume 209, March 2023, 111778.

  24. Yakunchikov Artem. Heat transfer in a rarefied gas between profiled surfaces moving relative to each other // International Journal of Heat and Mass Transfer Volume 184, March 2022. V. 122339.

  25. Yakunchikov A., Kosyanchuk V., Iuldasheva A. Rotational relaxation model for nitrogen and its application in free jet expansion problem, Phys. Fluids. 2020. V. 32. P. 102006.

  26. Marrone P.V. Temperature and Density Measurements in Free Jets and Shock Waves // Phys. Fluids. 1967. V. 10. P. 521.

  27. Mori H., Niimi T., Akiyama I., Tsuzuki T. Experimental detection of rotational non-Boltzmann distribution in supersonic free molecular nitrogen flows // Phys. Fluids. 2005. V. 17. P. 117103.

  28. Valentini P., Zhang C. and Schwartzentruber T.E. Molecular dynamics simulation of rotational relaxation in nitrogen: Implications for rotational collision number models // Phys. Fluids. 2012. V. 24. P. 106101.

  29. Tokumasu T. and Matsumoto Y. Dynamic molecular collision (DMC) model for rarefied gas flow simulations by the DSMC method // Phys. Fluids. 1999. V. 11. P. 1907–20.

  30. Реализация микроскопической модели столкновений для воздуха, https://multiscale.ru/science/collisionmodel.

  31. Miller S., Luding S. Event-driven molecular dynamics in parallel // J Comput Phys 2004. V. 193. P. 306–16.

Дополнительные материалы отсутствуют.