Биология моря, 2022, T. 48, № 6, стр. 421-425

Находка темного морского окуня Sebastes ciliatus (Tilesius, 1813) (Sebastidae) у Командорского архипелага с замечаниями о его “поимках” в приповерхностном слое у северных Курильских островов

Ю. К. Курбанов 1*, Р. Н. Новиков 1

1 Камчатский филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО)
683000 Петропавловск-Камчатский, Россия

* E-mail: kurbanov.u.k@kamniro.ru

Поступила в редакцию 16.02.2022
После доработки 08.04.2022
Принята к публикации 02.06.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Приведены сведения о поимках темного морского окуня Sebastes ciliatus в 5-мильной морской зоне северной части о-ва Беринга (Командорские острова). На основании анализа литературы представлены данные, подтверждающие ошибочность отнесения окуней, обнаруженных ранее в приповерхностном слое у северных Курильских островов, к группе S. ciliatus – S. variabilis и указывающие на принадлежность этих находок к виду S. melanops.

Ключевые слова: Sebastes ciliatus, S. variabilis, S. melanops, Sebastidae, уловы, тихоокеанские воды, северные Курильские острова, Командорские острова

В прикамчатских и прикомандорских водах обнаружено немного видов морских окуней рода Sebastes, среди которых многоиглый S. polyspinis и бурый11 S. variabilis в указанных районах известны лишь по немногочисленным или единичным поимкам, а наибольшей численности они достигают у американских берегов. По этой причине данные виды причисляют к восточнотихоокеанским мигрантам (Орлов, 2000; Orlov, 2004; Токранов, Орлов, 2015).

Начиная с 1990-х гг., в северо-западной части Тихого океана увеличилась встречаемость рыб, ареалы которых тяготеют к американскому побережью (Орлов, 2000). Один из таких видов – так называемый S. ciliatus, в азиатских водах впервые обнаруженный у о-ва Хоккайдо (Shinohara et al., 1994), а затем у Командорского архипелага, с последующими находками у юго-восточной оконечности Камчатки и северных Курильских островов (Шейко, Транбенкова, 1998; Orlov, 2004). Однако существует мнение, что эти поимки относятся к S. variabilis, имеющему более обширный ареал (Orr, Blackburn, 2004; Парин и др., 2014). В дальнейшем его отмечали вдоль всего восточнокамчатского прибрежья и в западной части Берингова моря до мыса Наварин (Курбанов, 2020; Савельев, Савин, 2021). В то же время указывалось, что S. ciliatus обитает лишь в северо-восточной Пацифике от западных Алеутских островов и восточной части Берингова моря до прол. Джонстона у Британской Колумбии (Orr, Blackburn, 2004). Несмотря на то, что первые находки рыб, относящиеся к сборному таксону “S. ciliatus”, в российских водах Дальнего Востока отмечены у Командорских островов (Шейко, Транбенкова, 1998)22, Парин с соавторами (2014) все же отнесли S. ciliatus к потенциально возможным обитателям дальневосточных вод.

В 2010 г. в прибрежной зоне о-ва Беринга обнаружено несколько экземпляров окуней, определенных как S. ciliatus33 (рис. 1), поимкам которых и посвящено настоящее сообщение.

Рис. 1.

Темный морской окунь Sebastes ciliatus из прибрежья о-ва Беринга (Командорские острова), FL 38.0 см

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Материалом послужили результаты удебных обловов 5-мильной морской зоны в северной части о-ва Беринга Командорского архипелага в сентябре 2010 г. Обловы проводили с борта ПТР “Лещ” при помощи специализированных морских спиннингов с разными видами катушек, снаряженными обычной леской и плетеным шнуром повышенной прочности. В качестве наживы использовали размороженное мясо и кальмара, а также искусственные приманки. Выполнено 20 удебных постановок (по 3 спиннинга на каждой станции) на глубинах от 7 до 75 м. Температуру и соленость воды в районе исследований определяли с помощью STD-зонда SBE 19plus.

Для построения карты с местами поимок темного окуня использовали программу “ArcView 3.3”. В ходе биологического анализа у пойманных особей S. ciliatus определяли длину по Смитту (FL) от кончика рыла до конца средних лучей хвостового плавника, а также массу, пол и стадию зрелости.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе удебных обловов с тихоокеанской стороны о-ва Беринга пойманы 4 экз. Sebastes ciliatus (рис. 2). Частота встречаемости данного вида во время исследований была относительно низкой и составила 10%. Две особи S. ciliatus были обнаружены в точке с координатами 55°12′ с.ш. и 165°49′ в.д. на глубине 55 м при температуре воды у дна 2.7°С и солености 33.1‰. Пойманные экземпляры были самками (FL 38.5 и 39.0 см, масса тела 970 и 1100 г) с гонадами II−III и III стадий зрелости соответственно.

Рис. 2.

Места поимок (★) Sebastes ciliatus у о-ва Беринга (Командорские острова) в 2010 г.

Две другие особи были пойманы в точке с координатами 55°17′ с.ш. и 165°37′ в.д. на глубине 47 м при температуре воды у дна 3.8°С и солености 33.0‰. Первая особь S. ciliatus была самкой (FL 38.0 см, масса тела 1024 г) с гонадами III стадии зрелости, второй экземпляр оказался неполовозрелым самцом (FL 16.0 см, масса 62 г). На данной станции в удебных уловах совместно с S. ciliatus на этой же глубине встречались белокорый палтус Hippoglossus stenolepis и двухлинейная камбала Lepidopsetta polyxystra, доминирующая по численности среди отмеченных видов.

Пойманные в прибрежье о-ва Беринга особи S. ciliatus, к сожалению, не сохранились, и их морфометрию по объективным причинам не проводили. А так как S. ciliatus и S. variabilis морфологически очень близки, во избежание ошибочной идентификации рыб приведена сравнительная характеристика некоторых признаков и особенностей окраски особей S. ciliatus и с таковыми S. variabilis, обнаруженных первым автором настоящего сообщения у мыса Кроноцкий восточного побережья Камчатки в уловах донного трала.

Одним из отличительных признаков этих видов является степень развития симфизиального бугорка на нижней челюсти (Orr, Blackburn, 2004). У S. variabilis он выражен достаточно хорошо, а у S. ciliatus развит слабо (рис. 3а). Характерными особенностями видов также являются окраска брюшной части тела (особенно над анальным плавником) и нижних лучей грудного плавника. У S. variabilis брюхо светлое, с ярким розоватым оттенком, поэтому хорошо видна четкая граница между таковым и темными боками тела. У S. ciliatus брюхо над анальным плавником однотонно серое (рис. 3б), оно светлее лишь над брюшными плавниками. Все лучи грудного плавника у этого вида темно-серые без каких-либо переходных оттенков, тогда как у S. variabilis книзу они светлые, серо-розовые (рис. 3в). Таким образом, пойманные в прибрежье о-ва Беринга особи относятся к S. ciliatus.

Рис. 3.

Основные отличительные признаки бурого Sebastes variabilis и темного S. ciliatus морских окуней: а – симфизиальный бугорок на нижней челюсти; б – окраска брюха над анальным плавником; в – лучи грудного плавника.

ОБСУЖДЕНИЕ

В северо-восточной части Тихого океана Sebastes ciliatus известен как представитель прибрежного ихтиоцена, обитающий в батиметрическом диапазоне от 5 до 160 м (Orr, Blackburn, 2004; von Szalay et al., 2011, 2017). Наибольшей численности вид достигает в районе западных и центральных Алеутских островов на глубинах менее 100 м с каменистым и скалистым грунтами и зарослями водорослей. Подобная геоморфология характерна для тихоокеанского побережья о-ва Беринга (Чуян и др., 2004). Следовательно, места наших находок у Командорского архипелага вполне согласуются с предпочитаемым этим видом экотопом. О температурных условиях обитания S. ciliatus в других частях его ареала судить довольно сложно, так как более ранние сведения (Снытко, Федоров, 1974; Снытко, 1986) могут относиться и к S. variabilis.

Полтев и Шубин (2013) сообщили о поимках S. ciliatus в приповерхностном (0–10 м) слое тихоокеанских вод к востоку от северных Курильских островов, но, основываясь на длине тела пойманных рыб, высказали предположение, что данные особи могут относиться как к S. ciliatus, так и к S. variabilis. В это же время у северо-восточного побережья о-ва Хонсю (Япония) были обнаружены 2 экз. черного окуня S. melanops (Kai et al., 2013), ранее не встречавшегося в северо-западной части Тихого океана; вид считался обитателем исключительно американского побережья от южной Калифорнии до центральных Алеутских островов, включая юго-восточную часть Берингова моря (Kramer, O’Connell, 1995; Mecklenburg et al., 2002). Кай с соавторами (Kai et al., 2013) при переописании S. melanops проанализировали фотографии рыб, представленные в работе Полтева и Шубина (2013), и предположили, что данные особи относятся к S. melanops. На этом основании они включили, помимо японского побережья, район тихоокеанских вод северных Курильских островов в состав уже известного ареала обитания S. melanops.

С мнением упомянутых исследователей можно согласиться, однако с некоторыми дополнениями. Во-первых, необходимо учесть особенности экологии S. ciliatus, S. variabilis и S. melanops. Взрослые особи S. ciliatus – обитатели прибрежных вод, встречаются на скалистых и каменистых участках дна, а также среди водной растительности. Вид S. variabilis стенобионтен к таким компонентам среды обитания, как рельеф дна и течения, предпочитает участки с расчлененным ландшафтом и активной динамикой вод и населяет преимущественно нижнюю часть шельфа с прилегающими районами материкового склона, концентрируясь на глубинах 100–300 м (Orr, Blackburn, 2004). Наиболее близкий к S. ciliatus по экологической характеристике S. melanops приурочен к диапазону 8–55 м и встречается на глубинах до 366 м (Барсуков, 1981; Снытко, 2001). Однако у этого вида имеется особенность, не характерная для S. ciliatus и S. variabilis: взрослые рыбы могут мигрировать в пелагиаль на значительные расстояния от побережий, где встречаются над океаническими глубинами. Известны случаи поимок S. melanops в 445 км к югу от п-ва Аляска над глубиной 4938 м (Dunn, Hitz, 1969). Подчеркнем, что находки так называемого S. ciliatus (см.: Полтев, Шубин, 2013) тоже были сделаны на значительном расстоянии от северных островов Курильской гряды.

Во-вторых, максимально известная длина тела S. melanops составляет 65 см (Mecklenburg et al., 2002). Все обнаруженные у северных Курильских островов 11 экз. окуней характеризовались довольно крупными размерами − от 42 до 58.5 см (Полтев, Шубин, 2013). По данным Орра и Блэкберна (Orr, Blackburn, 2004), максимальная длина S. ciliatus и S. variabilis не превышает 47 и 59 см соответственно. Однако размер S. variabilis из прикамчатских вод составляет не более 50 см (Курбанов, 2020).

В-третьих, существуют различия в характере питания сравниваемых окуней. У группы видов S. ciliatusS. variabilis основой питания являются копеподы, мизиды, эвфаузииды и другие мелкие ракообразные, а в рацион S. melanops, помимо упомянутого зоопланктона, входят сцифоидные медузы, креветки и рыба (Снытко, 2001). Заметим, что по сведениям Полтева и Шубина (2013) в желудках пойманных окуней были обнаружены молодь северного одноперого терпуга Pleurogrammus monopterygius и неустановленные мезопелагические рыбы.

Все перечисленные факты подтверждают мнение (Kai et al., 2013) об ошибочном отнесении окуней, ранее обнаруженных в приповерхностном слое к востоку от северных Курильских островов, к группе S. ciliatusS. variabilis и указывают на принадлежность этих находок к S. melanops.

Таким образом, кроме уже известных видов, к восточнотихоокеанским мигрантам дальневосточных вод можно отнести S. ciliatus, который в настоящее время обнаружен только у Командорского архипелага, и S. melanops из тихоокеанских вод Северных Курил. Однако вопрос, являются ли они постоянными обитателями данных районов, остается открытым.

Список литературы

  1. Барсуков В.В. Краткий обзор системы подсемейства морских окуней (Sebastinae) // Вопр. ихтиологии. 1981. Т. 21. № 1. С. 3–27.

  2. Курбанов Ю.К. Новые находки бурого морского окуня Sebastes variabilis (Sebastidae) у восточного побережья Камчатки // Изв. ТИНРО. 2020. Т. 200. № 4. С. 895–906.

  3. Орлов А.М. Представители орегонской ихтиофауны у азиатских берегов // Промыслово-биологические исследования рыб в тихоокеанских водах Курильских островов и прилежащих районах Охотского и Берингова морей в 1992–1998 гг. М.: ВНИРО. 2000. С. 187–214.

  4. Парин Н.В., Евсеенко С.А., Васильева Е.Д. Рыбы морей России: аннотированный каталог. М.: Товарищество науч. изд. КМК. 2014. 733 с.

  5. Полтев Ю.Н., Шубин А.О. О поимках темного морского окуня Sebastes ciliatus (Scorpaenoidei: Sebastidae) к востоку от северных Курильских островов // Вопр. ихтиологии. 2013. Т. 53. № 2. С. 237–240.

  6. Савельев П.А., Савин А.Б. Находки темного морского окуня Sebastes variabilis (Sebastidae) и золотистого петушка Alectridium aurantiacum (Stichaeidae) в западной части Берингова моря // Вопр. ихтиологии. 2021. Т. 61. № 2. С. 239–243.

  7. Снытко В.А. Новые места поимок морских окуней подсемейства Sebastinae в северной части Тихого океана // Вопр. ихтиологии. 1986. Т. 26. № 3. С. 381–387.

  8. Снытко В.А. Морские окуни северной части Тихого океана. Владивосток: ТИНРО-центр. 2001. 468 с.

  9. Снытко В.А., Федоров В.В. Новые данные о распространении морских окуней подсемейства Sebastinae и заметки о их биологии // Вопр. ихтиологии. 1974. Т. 14. № 6. С. 939–947.

  10. Токранов А.М., Орлов А.М. Теплолюбивые и восточнотихоокеанские мигранты в ихтиофауне тихоокеанских вод северных Курильских островов и Камчатки в XX–XXI веках // Рос. журн. биол. инвазий. 2015. № 3. С. 50–70.

  11. Чуян Г.Н., Разжигаева Н.Г., Быкасов В.Е. Геоморфология прибрежной зоны острова Беринга // Тр. КФ ТИГ ДВО РАН. 2004. Вып. V. С. 421–426.

  12. Шейко Б.А., Транбенкова А.Г. Новые для фауны России и редкие виды рыб, впервые найденные в водах Камчатки, Курильских и Командорских островов // Современные проблемы систематики рыб: Тез. докл. Всерос. конф., посвящ. 95-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР, проф. А.Н. Световидова и 90-летию со дня рождения проф. Д.Н. Талиева. СПб.: ЗИН РАН. 1998. С. 62–63.

  13. Шейко Б.А., Федоров В.В. Глава 1. Рыбообразные и рыбы // Каталог позвоночных Камчатки и сопредельных морских акваторий. Петропавловск-Камчатский: Камчат. печат. двор. 2000. С. 7–69.

  14. Dunn J.R., Hitz C.R. Oceanic occurrence of black rockfish (Sebastodes melanops) in the Central North Pacific // J. Fish. Res. Board Can. 1969. V. 26. № 11. P. 3094–3097.

  15. Kai Y., Muto N., Noda T. et al. First record of the rockfish Sebastes melanops from the Western North Pacific, with comments on its synonymy (Osteichthyes: Scorpaenoidei: Sebastidae) // Species Diversity. 2013. № 18. P. 175–182.

  16. Kramer D.E., O’Connell V.M. Guide to Northeast Pacific rockfishes: Genera Sebastes and Sebastolobus // Mar. Advis. Bull. № 25. Alaska Sea Grant. Univ. of Alaska Fairbanks. 1995. 78 p.

  17. Mecklenburg C.W., Mecklenburg T.A., Thorsteinson L.K. Fishes of Alaska. Bethesda, Maryland: Amer. Fish. Soc. 2002. 1037 p.

  18. Orlov A.M. Migrations of various fish species between Asian and American waters in the North Pacific Ocean // J. Ichthyol. Aquat. Biol. 2004. V. 8. № 3. P. 109–124.

  19. Orr J.W., Blackburn J.E. The dusky rockfishes (Teleostei: Scorpaeniformes) of the North Pacific Ocean: resurrection of Sebastes variabilis (Pallas, 1814) and a redescription of Sebastes ciliatus (Tilesius, 1813) // Fish. Bull. 2004. V. 102. № 2. P. 328–348.

  20. Shinohara G., Yabe M., Honma T. Occurrence of the scorpaenid fish, Sebastes ciliatus, from the Pacific coast of Hokkaido, Japan // Bull. Biogeogr. Soc. Jpn. 1994. V. 49. № 1. P. 61–64.

  21. von Szalay P.G., Rooper C.N., Raring N.W., Martin M.H. Data report: 2010 Aleutian Islands bottom trawl survey. U.S. Dep. Commer. NOAA Tech. Memo. NMFS-AFSC-215. 2011. 153 p.

  22. von Szalay P.G., Raring N.W., Rooper C.N., Laman E.A. Data report: 2016 Aleutian Islands bottom trawl survey. U.S. Dep. Commer. NOAA Tech. Memo. NMFS-AFSC-349. 2017. 161 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.