Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 2021, T. 496, № 1, стр. 41-44

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КВАНТОВОГО НИВЕЛИРА НА МОБИЛЬНЫХ КВАНТОВЫХ ЧАСАХ

В. Ф. Фатеев 1, Е. А. Рыбаков 1*

1 Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений
Менделеево, Московская обл., Россия

* E-mail: rybakov@vniiftri.ru

Поступила в редакцию 02.09.2020
После доработки 02.09.2020
Принята к публикации 07.09.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены результаты первой экспериментальной проверки квантового нивелира, основанного на использовании эффекта гравитационного смещения времени и метода релятивистской синхронизации. Разность ортометрических высот измерялась между пунктом в Московской области и Нижним Новгородом на расстоянии около 480 км. Использовались мобильные высокостабильные квантовые часы с относительной нестабильностью 1 × 10–15, что обеспечило погрешность измерения около 9.1 м.

Ключевые слова: квантовые часы, гравитационное смещение времени, гравитационный потенциал, ортометрическая высота

Измерение гравитационных смещений времени и частоты между стационарными и мобильными квантовыми часами может выполняться с использованием космического канала синхронизации по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Beidou [13], а также с помощью волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) [4, 5]. В сообщении предлагается проводить измерения разности ортометрических высот с помощью квантового нивелира на мобильных квантовых часах с использованием метода релятивистской синхронизации. Метод основан на компенсации мешающих релятивистских эффектов на маршруте движения мобильных часов с помощью измерений их текущих координат и скорости по сигналам ГНСС [6]. Метод не требует специального канала синхронизации.

ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ

Рассмотрим измерительную схему квантового нивелира, содержащего стационарные базовые квантовые часы КЧ-1 в точке 1 на поверхности Земли и мобильные КЧ-М, которые могут перемещаться по некоторому наземному маршруту из точки 1 в точку 2. Задача состоит в измерении разности гравитационных потенциалов и ортометрических высот точек 1 и 2 с помощью мобильных КЧ. Условимся, что опорные, или базовые КЧ-1 являются хранителем собственной частоты задающего генератора ${{f}_{1}}$ и шкалы собственного (измеряемого) времени (ШВ-1) ${{\tau }_{1}}$. Мобильные КЧ-М являются хранителем собственной частоты и шкалы собственного бортового времени (ШВ-М), соответственно, ${{f}_{m}},{{\tau }_{m}}$. Текущее взаимное положение стационарных и мобильных наземных квантовых часов будем рассматривать из геоцентрической вращающейся земной системы отсчета IТRS. Положение базовых часов в этой системе характеризуется радиус-вектором ${{R}_{1}}\{ {{x}_{1}}{{y}_{1}}{{z}_{1}}\} ,$ положение мобильных часов – переменным во времени радиус-вектором ${{R}_{m}}({{\tau }_{1}})\{ {{x}_{m}}({{\tau }_{1}}){{y}_{m}}({{\tau }_{1}}){{z}_{m}}({{\tau }_{1}})\} $, а скорость перемещения мобильных часов относительно Земли – переменным вектором $V({{\tau }_{1}})\{ {{V}_{x}}{{V}_{y}}{{V}_{z}}\} $.

Измерения в квантовом нивелире выполняются в несколько этапов.

Этап 1 – калибровка нивелира, при которой по известным моделям потенциала ГПЗ определяются ускорения свободного падения (УСП) ${{g}_{1}},{{g}_{2}}$ и ортометрическая высота $H_{1}^{{ort}}$ точки 1, измеряется относительная начальная разность частот задающих генераторов КЧ-1 и КЧ-М (начальная расстройка частот) ${{\Delta {{f}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\Delta {{f}_{0}}} {{{f}_{0}}}}} \right. \kern-0em} {{{f}_{0}}}}$, а также температурный коэффициент частоты КЧ-М KT.

Этап 2 – перемещение КЧ-М из точки 1 в точку 2 (путь “туда”, или $ \uparrow $), измерение и компенсация текущего ухода шкалы ШВ-М на трассе $\Delta {{\tau }_{ \uparrow }}$.

Этап 3 – стационарная стоянка КЧ-М в точке 2 с целью накопления искомого гравитационного смещения ШВ-М $\Delta {{\tau }_{{GR}}}$ на интервале наблюдения ${{\tau }_{{obs2}}}$, а также компенсация мешающих эффектов.

Этап 4 – перемещение КЧ-М из точки 2 в точку 1 (путь “обратно”, или $ \downarrow $), измерение и компенсация текущего ухода шкалы ШВ-М на трассе $\Delta {{\tau }_{ \downarrow }}$, а также измерение накопленного гравитационного эффекта $\Delta {{\tau }_{{GR}}}$ путем сравнения показаний шкал времени стационарных и “путешествующих” часов, возвратившихся в точку 1.

Расхождение ШВ-1 и ШВ-М при движении “туда” и “обратно” ($ \uparrow , \downarrow $) определяется следующими формулами [6]:

(1)
$\Delta {{\tau }_{{ \uparrow \downarrow }}} = {{\tau }_{{m \uparrow \downarrow }}} - {{\tau }_{1}} = \Delta {{\tau }_{{0 \uparrow \downarrow }}} + \Delta {{\tau }_{{T \uparrow \downarrow }}} + \Delta {{\tau }_{{rel \uparrow \downarrow }}},$
где $\Delta {{\tau }_{{0 \uparrow \downarrow }}} = \Delta {{\tau }_{{1 \uparrow \downarrow }}}\left( {{{\Delta {{f}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\Delta {{f}_{0}}} {{{f}_{0}}}}} \right. \kern-0em} {{{f}_{0}}}}} \right)$ – уход шкалы ШВ-М на интервале движения “туда” и “обратно” за счет начальной расстройки частоты бортового генератора; $\Delta {{\tau }_{{1 \uparrow \downarrow }}}$ – время перемещения КЧ-М на трассе “туда” и “обратно” по ШВ-1; $\Delta {{\tau }_{{T \uparrow \downarrow }}} = {{\tau }_{{0 \uparrow \downarrow }}}{{K}_{T}}\Delta {{T}_{{ \uparrow \downarrow }}}$ – температурный уход за счет текущей разности температур $\Delta {{Т}_{{ \uparrow \downarrow }}}$вдоль пути;
(2)
$\begin{gathered} \Delta {{\tau }_{{rel \uparrow \downarrow }}} = \frac{1}{{{{c}^{2}}}}\left[ {\varphi _{1}^{{}} + \frac{1}{2}\Omega _{0}^{2}(x_{1}^{2} + y_{1}^{2})} \right]\Delta {{\tau }_{{1 \uparrow \downarrow }}} - \\ \, - \frac{1}{{{{c}^{2}}}}\int\limits_{\Delta {{\tau }_{{1 \uparrow \downarrow }}}}^{} {\left[ {\varphi _{{m \uparrow \downarrow }}^{{}} + \frac{{\Omega _{0}^{2}}}{2}(x_{{m \uparrow \downarrow }}^{2} + y_{{m \uparrow \downarrow }}^{2}) + \frac{1}{2}V_{{ \uparrow \downarrow }}^{2}} \right]d{{\tau }_{{1 \uparrow \downarrow }}} - } \\ \, - \frac{{2\Omega {{S}_{{\nabla \uparrow \downarrow }}}}}{{{{c}^{2}}}} \\ \end{gathered} $
есть релятивистское расхождение шкал ШВ-1 и ШВ-М на трассе; ${{\Omega }_{0}}$ – угловая скорость вращения Земли; ${{\varphi }_{1}},{{\varphi }_{m}}$ – гравитационные потенциалы в точках размещения КЧ-1 и КЧ-М; последний член определяет эффект Саньяка за счет движения часов. Текущие координаты и скорость определяются с помощью навигационной аппаратуры потребителя (НАП) ГНСС. Точность современных НАП обеспечивают погрешность вычисления релятивистских смещений в несколько пикосекунд [6].

На пути “туда” и “обратно”, а также по окончании движения часов определяемые формулой (1) смещения компенсируются путем введения в ШВ-М цифровых поправок, равных по величине и противоположных по знаку правой части (1): $\Delta \tau _{{ \uparrow \downarrow }}^{{kor}} = - \Delta {{\tau }_{{ \uparrow \downarrow }}}$. При этом, согласно (1), достигается условие непрерывной синхронизации в течение пути и в конце пути: ${{\tau }_{{m \uparrow \downarrow }}} = {{\tau }_{1}}$.

Во время стоянки в точке 2 накопленное расхождение шкалы КЧ-М относительно КЧ-1 на интервале наблюдения${{\tau }_{{obs2}}}$, согласно (1), составит

(3)
${{\left( {{{\tau }_{m}} - {{\tau }_{1}}} \right)}_{{obs2}}} = \frac{{{{\varphi }_{1}} - {{\varphi }_{{m2}}}}}{{{{c}^{2}}}}{{\tau }_{{obs2}}} + \delta {{\tau }_{{obs2}}},$
где

$\delta {{\tau }_{{obs2}}}\, = \,\frac{{\Omega _{0}^{2}}}{{2{{c}^{2}}}}[(x_{1}^{2}\, + \,y_{1}^{2})\, - \,(x_{{m2}}^{2}\, + \,y_{{m2}}^{2})]{{\tau }_{{obs2}}}$ + + ${{\tau }_{{obs2}}}[(\Delta {{f}_{0}}{\text{/}}{{f}_{0}})$ + KTΔTobs]

есть паразитное смещение, подлежащее компенсации. Компенсирующая поправка $\delta \tau _{{obs2}}^{{kor}} = - \delta \tau _{{obs2}}^{{}}$ рассчитывается по известным параметрам этой формулы.

После компенсации паразитных смещений шкалы времени КЧ-М на всей трассе его движения в результате сравнения шкал времени τm и ${{\tau }_{1}}$ находим величину измеряемого гравитационного смещения шкалы “путешествующих” часов:

(4)
$\left( {{{\tau }_{m}} - {{\tau }_{1}}} \right)_{{GR}}^{{meas}} = \Delta \tau _{{GR}}^{{meas}} = \frac{{{{\varphi }_{1}} - {{\varphi }_{{m2}}}}}{{{{c}^{2}}}}{{\tau }_{{obs2}}},$
откуда находится искомая разность потенциалов ${{\varphi }_{1}} - {{\varphi }_{{m2}}}$.

Используя известные средние значения ускорений свободного падения ${{\bar {g}}_{1}},{{\bar {g}}_{2}}$, представляя потенциалы в точках 1 и 2 через потенциал геоида ${{\varphi }_{G}}$ в виде ${{\varphi }_{i}} = {{\varphi }_{G}} - {{g}_{i}}H_{i}^{{ort}}$, где i = 1; 2, и вводя значение относительной нестабильности задающего генератора КЧ-М ${{\sigma f} \mathord{\left/ {\vphantom {{\sigma f} {{{f}_{m}}}}} \right. \kern-0em} {{{f}_{m}}}}$, из формулы (4) находим искомую ортометрическую высоту точки 2:

(5)
$H_{2}^{{ort}} = \frac{{{{{\bar {g}}}_{1}}}}{{{{{\bar {g}}}_{2}}}}H_{1}^{{ort}} + \frac{{{{c}^{2}}}}{{{{{\bar {g}}}_{2}}}}\left( {\frac{{\Delta \tau _{{GR}}^{{meas}}}}{{{{\tau }_{{obs2}}}}} + \frac{{\sigma f}}{{{{f}_{m}}}}} \right).$

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПРОВЕРКЕ КВАНТОВОГО НИВЕЛИРА

Проверка основных соотношений квантового нивелира проводилась на его макете, который создан на основе перевозимых квантовых часов водородных новых (ПКЧВ-Н) российского производства с относительной нестабильностью не хуже ${{(\sigma f} \mathord{\left/ {\vphantom {{(\sigma f} {{{f}_{m}}}}} \right. \kern-0em} {{{f}_{m}}}}) = 1 \times {{10}^{{ - 15}}}$. Новые перебазируемые квантовые часы имеют в три-четыре раза более высокую стабильность, нежели квантовые часы, используемые в предыдущих экспериментах [2, 3]. Релятивистская синхронизация на трассе перемещения часов выполнялась на основе измерений НАП ГНСС Javad Sigma. В качестве базовых часов КЧ-1 в макете использовался первичный эталон единицы времени и частоты национальной шкалы времени РФ ГЭТ 1-2018 [7] с погрешностью 0.5 × 10–15. В процессе эксперимента температура контролировалась с помощью метеостанции Combi-Sensor DTF 1MV с погрешностью 0.3°С и чувствительностью 0.01°С.

Эксперимент проводился в соответствии с этапами, рассмотренными выше, на трассе Менделеево (Московская обл.) – Нижний Новгород длиной 480 км. Результаты приведены в табл. 1. Вычисленные мешающие смещения компенсировались с помощью корректирующих цифровых поправок на основе измерений НАП ГНСС.

Таблица 1.

Сводная таблица результатов эксперимента

Составляющие смещения шкалы времени КЧ-М Этап 2. Движение по трассе Менделеево– Н. Новгород Этап 3. Стоянка в Н. Новгороде Этап 4. Движение по трассе Н. Новгород – Менделеево
Расхождение шкал, вызванное:  
1 начальной расстройкой частоты ${{\Delta {{f}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\Delta {{f}_{0}}} {{{f}_{0}}}}} \right. \kern-0em} {{{f}_{0}}}}$: $\Delta {{\tau }_{0}} = {{\tau }_{1}}(377.6 \times {{10}^{{ - 15}}}),$ нс 11.826 84.280 9.787
2 температурным уходом частоты, $\Delta {{\tau }_{Т}} = {{\tau }_{1}}{{K}_{T}}\Delta Т$, нс 0.0027 0.008 –0.0021
3 релятивистскими эффектами на трассе, $\Delta {{\tau }_{{rel \uparrow }}};\Delta {{\tau }_{{rel \downarrow }}}$, нс $\Delta {{\tau }_{{rel \uparrow }}} = $ –1.651 $\Delta {{\tau }_{{rel \downarrow }}} = $ 0.822
4 влиянием центробежного потенциала во время стоянки ПКЧ-Н в Н. Новгороде, $\Delta \tau _{{obs2}}^{\Omega },$ нс –1.251
5 накопленным гравитационным смещением шкалы времени КЧ-М в точке 2 $\Delta \tau _{{GR}}^{{meas}}$, нс   –1.399
Время движения/время стоянки ${{\tau }_{{1 \uparrow \downarrow }}}$, ч ${{\tau }_{{1 \uparrow }}} = 8.7$ ${{\tau }_{{obs2}}} = 62$ ${{\tau }_{{1 \downarrow }}} = 7.2$

Из табл. 1 следует, что накопленное в точке стояния 2 и измеренное в точке 1 гравитационное расхождение шкалы времени КЧ-М составило: $\Delta \tau _{{GR}}^{{meas}} = - 1.399$ нс.

Ортометрическая высота точки 2 определялась по формуле (5). При ${{(\sigma f} \mathord{\left/ {\vphantom {{(\sigma f} {{{f}_{m}}}}} \right. \kern-0em} {{{f}_{m}}}}) = 1$ × 10—15 и значениях УСП ${{g}_{1}} \approx {{g}_{2}} \approx 9.816$ м/с2 [8] превышение ортометрической высоты точки 2 относительно точки 1 составило $H_{2}^{{ort}} - H_{1}^{{ort}} = - (57.4 \pm 9.1)$ м, что соответствует действительной разности высот этих точек –65 м.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный эксперимент подтвердил справедливость полученных релятивистских соотношений, лежащих в основе квантового нивелира на транспортируемых часах. При этом успешно использован метод релятивистской синхронизации, который основан на компенсации мешающих релятивистских эффектов в квантовых часах на трассе их движения с помощью НАП ГНСС. Он не требует создания специальных высокоточных каналов синхронизации.

Измеренное превышение ортометрических высот разнесенных точек составило –(57.4 ± 9.1) м при действительной разности высот –65 м.

Список литературы

  1. Müller J., Dirkx D., Kopeikin S.M. et al. High Performance Clocks and Gravity Field Determination // Space Sci Rev. 2018. V. 214. P. 5. https://doi.org/10.1007/s11214-017-0431-z

  2. Фатеев В.Ф., Сысоев В.П., Рыбаков Е.А. Экспериментальное измерение гравитационного эффекта замедления времени с помощью перевозимых квантовых часов // Измерительная техника. 2016. № 4. С. 41–43.

  3. Фатеев В.Ф., Рыбаков Е.А., Смирнов Ф.Р и др. Об измерении разности гравитационных потенциалов Земли с помощью перевозимых квантовых часов // ДАН. 2017. Т. 472. № 2. С. 206–209.

  4. Grotti J., Koller S., Vogt S. et al. Geodesy and metrology with a transportable optical clock // Nature Physics, V. 14. May 2018. P. 437–441.

  5. Takamoto M., Ushijima I., Ohmae N. et al. Test of general relativity by a pair of transportable optical lattice clocks // Nature Photonics. 2020. V. 14. P. 411–415.

  6. Фатеев В.Ф., Рыбаков Е.А., Смирнов Ф.Р. Метод релятивистской синхронизации мобильных квантовых часов и его экспериментальная проверка // Письма в ЖТФ. 2017. Т. 43. № 10. С. 3–11.

  7. Государственная поверочная схема для средств измерений времени и частоты. Приказ №1621 от 31.07.2018 “Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений времени и частоты (ФГУП “ВНИИФТРИ”)” https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/documents/orders#/order/38441

  8. Pavlis N.K. et al. The development and evaluation of the Earth Gravitational Model 2008 (EGM2008) // J. Geophys. Res. 2012. V. 117. B04406.

Дополнительные материалы отсутствуют.