Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 2022, T. 504, № 1, стр. 36-40

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВОЛНЫ МАХА НА ЛАМИНАРНО-ТУРБУЛЕНТНЫЙ ПЕРЕХОД В СВЕРХЗВУКОВОМ ПОГРАНИЧНОМ СЛОЕ

Член-корреспондент РАН И. В. Егоров 12*, Н. Х. Зыонг 34, Н. К. Нгуен 1, Н. В. Пальчековская 12

1 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Долгопрудный, Московская обл., Россия

2 Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского
Жуковский, Московская обл., Россия

3 Университет науки и технологии, Вьетнамская академия науки и технологий
Ханой, Вьетнам

4 Инженерно-технологический университет Вьетнамского национального университета
Ханой, Вьетнам

* E-mail: egorov.ivan.v@mipt.ru

Поступила в редакцию 29.12.2021
После доработки 29.12.2021
Принята к публикации 28.01.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассматриваются результаты численного моделирования влияния падающей волны Маха на процесс ламинарно-турбулентного перехода в сверхзвуковом пограничном слое на плоской пластине, обтекаемой сверхзвуковым потоком совершенного газа при числе Маха М = 2.5. Рассмотрено влияние амплитуды падающей волны Маха на ламинарно-турбулентный переход в сверхзвуковом пограничном слое. Показано, что влияние волны Маха с амплитудой 5% приводит к образованию турбулентного клина в пограничном слое на плоской пластине.

Ключевые слова: волна Маха, ламинарно-турбулентный переход, ламинарный пограничный слой, численное моделирование

Исследование возникновения турбулентности в сжимаемых пограничных слоях необходимо для развития перспективной высокоскоростной авиационной техники. В работе [1] показано, что сценарий ламинарно-турбулентного перехода (ЛТП) в пограничных слоях существенно зависит от уровня возмущений в свободном потоке. Кроме этого, в сверхзвуковых аэродинамических трубах имеются акустические пульсации в рабочей части [24], обусловленные турбулентным пограничным слоем на стенках сопла и рабочей части, а также различные неровности на них. Одним из наиболее сложных явлений, наблюдаемых при ламинарно-турбулентном переходе, является возникновение турбулентных клиньев [5]. Причина их появления может быть различной. В данной работе рассмотрен один из механизмов возникновения турбулентных клиньев в сверхзвуковом пограничном слое на плоской пластине, обусловленный слабой волной Маха, генерируемой неровностью на боковой стенке аэродинамической трубы. Решение задачи основано на прямом численном моделировании ламинарно-турбулентного перехода с помощью решения пространственных нестационарных уравнений Навье–Стокса [6]. Исследовано влияние амплитуды падающей волны Маха на ЛТП в сверхзвуковом пограничном слое.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Постановка задачи соответствовала эксперименту в сверхзвуковой малотурбулентной аэродинамической трубе Т-325 ИТПМ [7]. На рис. 1 показана общая схема постановки задачи.

Рис. 1.

Схема взаимодействия N-волны, возбуждаемой двумерной неровностью на боковой стенке аэродинамической трубы (вид сверху).

Численное интегрирование осуществлялось в два этапа. Сначала рассчитывалось стационарное поле течения взаимодействия волны Маха, генерируемой неровностью на боковой стенке аэродинамической трубы, и сверхзвукового пограничного слоя на плоской пластине [8]. Полная сетка на данном этапе имела 61 млн узлов.

Основные определяющие параметры задачи соответствовали эксперименту [7] (число Маха М = = 2.5, единичное число Рейнольдса ${{\operatorname{Re} }_{1}} = 5 \times {{10}^{6}}$ м–1, температура торможения потока 293 К). В эксперименте для генерации волны Маха на боковой стенке наклеивалась изолента толщиной 0.2 мм, шириной 20 мм и длиной около 150 мм на расстоянии x* = –231 мм вверх по потоку от передней кромки пластины (координата x* = 0 соответствовала передней кромке плоской пластины). Для математического моделирования неровности использована эквивалентная модель [9], основанная на формуле Аккерета. При численном решении задачи рассмотрены два случая, соответствующие толщине неровности 0.2 мм (амплитуда е = 1%) и 1 мм (амплитуда е = 5%). Пристенная область на втором этапе расчетов содержала 33 млн узлов для случая волн Маха с амплитудой е = 1% и 45 млн узлов для е = 5%.

На втором этапе расчета на поверхности пластины задавались нестационарные возмущения в виде вдува–отсоса в окрестности передней кромки пластины с параметрами из работы [10], соответствующими наиболее неустойчивой волне Толлмина–Шлихтинга. Параметры волны Толлмина–Шлихтинга выбраны на основе линейной теории устойчивости [10]. В безразмерном виде эти параметры были равными ω0 = 164.66, ${{\beta }_{0}} = 561.93$, αTS = 305.46, а генератор возмущений был расположен на отрезке пластины [x1, x2]

${{x}_{1}} = {{x}_{0}} - \frac{{{{\lambda }_{{TS}}}}}{2},\quad {{x}_{2}} = {{x}_{0}} + \frac{{{{\lambda }_{{TS}}}}}{2},\quad {{\lambda }_{{TS}}} = \frac{{2\pi }}{{{{\alpha }_{{TS,r}}}}}.$

Координата центральной линии генератора ${{x}_{0}} = 0.03693$ располагалась в точке потери устойчивости. Безразмерное значение амплитуды нестационарных возмущений нормальной компоненты вектора скорости было выбрано равным $\varepsilon = 0.001$. Для сокращения вычислительных затрат расчеты на втором этапе выполнялись в пристенной подобласти [8].

В настоящей работе использована методика численного интегрирования полных уравнений Навье–Стокса, описанная в [6]. Моделирование проводилось с помощью численного решения нестационарных уравнений Навье–Стокса в трехмерной постановке для модели совершенного газа. При обезразмеривании уравнений Навье–Стокса декартовы координаты отнесены к характерному линейному размеру, время – к характерному времени, компоненты вектора скорости – к модулю вектора скорости набегающего потока, давление – к удвоенному скоростному напору набегающего потока, остальные газодинамические переменные – к их значениям в набегающем потоке.

На первом этапе численного решения задачи использована монотонная разностная схема [6], на втором этапе – гибридная разностная схема [11] с параметром ${{\Phi }_{0}} = 0.4$. При аппроксимации конвективной составляющей векторов потоков в полуцелых узлах использована схема WENO третьего порядка точности. При аппроксимации диффузионной составляющей векторов потоков на грани элементарной ячейки применяется разностная схема типа центральных разностей второго порядка точности. В результате разностной аппроксимации уравнений Навье–Стокса и соответствующих граничных условий на некоторой сетке интегрирование нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных сводилось к решению системы нелинейных алгебраических уравнений. Для решения нелинейных сеточных уравнений использовался модифицированный метод Ньютона–Рафсона. Численный метод реализован на многопроцессорной супер-ЭВМ кластерного типа [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Для иллюстрации характера течения на рис. 2 показаны вихревые структуры в пограничном слое для случая отсутствия волны Маха (рис. 2а) и с волной Маха с амплитудой е = 5% (рис. 2б). Согласно этим данным, наличие волны Маха с амплитудой е = 5% приводит к образованию хорошо различимого турбулентного клина. Анализ расчетных данных для случая волны Маха с амплитудой е = 1% показал, что в этом случае существенного отличия в характере поведения ламинарно-турбулентного перехода от ситуации с е = 0 не наблюдается. Из данных рис. 2 также видно, что в окрестности переднего фронта волны Маха (z* $ \approx $ 0.0122 м) имеет место вершина турбулентного клина, тогда как в окрестности заднего фронта волны Маха (z* $ \approx $ $ \approx $ ‒0.0022 м) пульсации наоборот слегка затухают.

Рис. 2.

Изоповерхности Q = 100 (Q-критерий), раскрашенные значением продольной компоненты вектора скорости. Вид сверху. е = 0 (а), е = 5% (б).

В качестве примера поведения зависимых переменных задачи в неравновесном турбулентном пограничном слое на плоской пластине на рис. 3 показаны осредненные по времени значения безразмерной температуры в сечении х* = 0.224 м, соответствующем турбулентному состоянию пограничного слоя. Осреднение проведено по времени, равном, примерно, пяти периодам действия генератора возбуждений волн Толлмина–Шлихтинга. Согласно этим данным (рис. 3), имеет место полосчатая вихревая структура течения в турбулентном пограничном слое. В присутствии в поле течения волны Маха с амплитудой е = 5% в окрестности переднего фронта полосчатая структура размывается (рис. 3б). Спектральный анализ решения в окрестности переднего фронта свидетельствует о существенном его расширении.

Рис. 3.

Осредненное по времени безразмерное значение температуры в сечении х* = 0.224 м: е = 0 (а), е = 1% (б), е = 5% (в).

Полосчатая структура также хорошо наблюдается по картинам коэффициента трения (рис. 4), осредненного по времени соответствующему, примерно, пяти периодам действия генератора возбуждений волн Толлмина–Шлихтинга. Согласно этим данным (рис. 4), волна Маха с амплитудой е = 1% слабо влияет на линию фронта ламинарно-турбулентного перехода.

Рис. 4.

Осредненное по времени значения коэффициента трения на плоской пластине: е = 0 (а), е = 1% (б), е = 5% (в).

В случае волны Маха с амплитудой е = 5% (рис. 4в) фронт ламинарно-турбулентного перехода сильно искривляется, образуется хорошо заметный турбулентный клин. В поперечном направлении вершина турбулентного клина находится вблизи переднего фронта волны Маха. Задний фронт волны Маха не оказывает существенного влияния на положение ламинарно-турбулентного перехода.

ВЫВОДЫ

На основе прямого численного моделирования установлено, что при взаимодействии волны Маха относительно малой амплитуды (менее 1%) со сверхзвуковым пограничным слоем имеет место ее слабое влияние на положение ламинарно-турбулентного перехода. В случае амплитуды волны Маха 5% имеет место достаточное заметное ее влияние на линию ламинарно-турбулентного перехода. В этом случае образуется хорошо заметный турбулентный клин.

В сверхзвуковом турбулентном пограничном слое хорошо просматривается полосчатая вихревая структура течения.

Список литературы

  1. Гапонов С.А., Маслов А.А. Развитие возмущений в сжимаемых потоках // Новосибирск: Наука, 1980. 144 с.

  2. Laufer J. Aerodynamic noise in supersonic wind tunnels // Aerospase Sci. 1961. V. 28. № 9. P. 685–692.

  3. Kendall J.M. Wind tunnel experiments relating to supersonic and hypersonic boundary-layer transition // AIAA J. 1975. V. 13. № 3. P. 290–299.

  4. Приданов В.Г., Харитонов А.М., Черных В.В. Совместное влияние чисел Маха и Рейнольдса на переход в пограничном слое // Изв. АН СССР. Механика жидкости и газа. 1974. № 1. С. 160–163.

  5. Боровой В.Я., Егоров И.В., Мошаров В.Е., Скуратов А.С., Радченко В.Н. Экстремальный нагрев тел в гиперзвуковом потоке. М.: Наука, 2018. 390 с.

  6. Егоров И.В., Новиков А.В. Прямое численное моделирование ламинарно-турбулентного обтекания плоской пластины при гиперзвуковых скоростях потока // ЖВМиМФ. 2016. Т. 56. № 6. С. 145–162.

  7. Ваганов А.В., Ермолаев Ю.Г., Колосов Г.Л., Коси-нов  А.Д., Панина А.В., Семенов Н.В., Яцких А.А. К воздействию падающей волны Маха на сверхзвуковой пограничный слой // Теплофизика и аэромеханика. 2016. Т. 23. № 1.

  8. Егоров И.В., Динь К.Х., Нгуен Н.К., Пальчековская Н.В. Численное моделирование взаимодействия волны Маха и сверхзвукового пограничного слоя на плоской пластине с острой передней кромкой // Ученые записки ЦАГИ. 2021. Т. LII. № 3. С. 18–28.

  9. Динь К.Х., Егоров И.В., Федоров А.В. Взаимодействие волн Маха и пограничного слоя при сверхзвуковом обтекании пластины с острой передней кромкой // Ученые записки ЦАГИ. 2017. Т. 48. № 4. С. 10–19.

  10. Динь К.Х., Егоров И.В., Федоров А.В. Влияние волн Маха на ламинарно-турбулентный переход при сверхзвуковом обтекании плоской пластины // Известия РАН. МЖГ. 2018. № 5. С. 113–124.

  11. Egorov I.V., Novikov A.V., Nguen N.K. Hybrid numerical schemes in prediction of high-speed laminar-turbulent transition // 32th Congress of the International Council of Aeronautical Sciences (ICAS-2020/2021). Shanghai. China. Paper 2020_0529. P. 1–17.

Дополнительные материалы отсутствуют.