Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления, 2023, T. 511, № 1, стр. 13-20

БЕЗОШИБОЧНЫЙ ДВУМЕРНЫЙ ПИКТОГРАММНЫЙ СИНТАКСИС В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

А. Г. Кушниренко 1*, А. Г. Леонов 1**, С. А. Поликарпов 2***

1 Федеральное государственное учреждение “Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук”
Москва, Россия

2 Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук
Москва, Россия

* E-mail: agk_@mail.ru
** E-mail: dr.l@vip.niisi.ru
*** E-mail: polik@mi-ras.ru

Поступила в редакцию 20.11.2022
После доработки 28.11.2022
Принята к публикации 28.11.2022

Аннотация

При освоении азов программирования дошкольниками серьезные трудности создает необходимость диагностики и исправления синтаксических ошибок. При традиционной методике “экранного” редактирования программы этих трудностей можно избежать, блокируя действия ребенка, приводящие к синтаксическим нарушениям. Сегодня набирает популярность методика составления программ из материальных объектов (tangible objects) с нанесенными на них пиктограммами команд. При использовании такой методики блокировка ошибочных действий пользователя невозможна. В этой ситуации авторы предлагают оградить ребенка от синтаксических ошибок, постулировав двумерность программы и определив с помощью отступов синтаксис и семантику пиктограммного языка программирования для начинающих так, чтобы любое размещение пиктограмм в клетках двумерной таблицы давало синтаксически корректную и выполнимую программу. Этот подход реализован и опробован в отечественной учебной среде “ПиктоМир” пиктограммного программирования для дошкольников.

Ключевые слова: программа, пиктограмма, бестекстовая среда программирования, безэкранное составление программ, ПиктоМир, дошкольник, робот, структурное программирование

Список литературы

  1. Ershov A.P. Programming, the second literacy // Computer and Education. Proc. IFIP TC 3 3rd World Conf. on Computer Education. Amsterdam: North-Holland Publishing Company. 1981. Part 1. P. 1–17.

  2. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. 224 с. (перевод с англ. Papert S. Mindstorms: children, computers, and powerful ideas. NYC: Basic Books, 1980. 242 p.)

  3. Resnick M., et al. Scratch: Programming for al. // Commun. ACM 52, 11 (Nov. 2009). P. 60–67. https://doi.org/10.1145/1592761.1592779

  4. Flannery L.P., Kazakoff E.R., Bonta et al. Designing ScratchJr: Support for early childhood learning through computer programming // In Proceedings of the 12th International Conference on Interaction Design and Children (IDC ’13). ACM, New York, NY, USA, 2013. P. 1–10. https://doi.org/10.1145/2485760.2485785

  5. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор. Институт Юнеско по информационным технологиям в образовании, 2010. 177 с. https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf

  6. Richtel M. Reading, writing, arithmetic, and lately, coding // The New York Times. May 10, 2014. https://www.nytimes.com/2014/05/11/us/reading-writing-arithmeticand-lately-coding.html

  7. Семенов А.Л. Концептуальные проблемы информатики, алгоритмики и программирования в школе // Вестник кибернетики. 2016. № 2 (22). С. 11–15.

  8. Семенов А.Л. Цели общего образования в цифровом мире // Информатизация образования и методика электронного обучения: Материалы III Междунар. конф.: в 2 ч. Красноярск: СФУ, 2019. Ч. 2. С. 383– 388.

  9. Бетелин В.Б., Кушниренко А.Г., Семенов А.Д., и др. О цифровой грамотности и средах ее формирования // Информатика и ее применения. 2020. Т. 14. Вып. 4. С. 100–107.

  10. Agliamutdinova D.B., Besshaposhnikov N.O., Kushnirenko A.G., et al., Problems of Early Learning to Program. How to Bridge the Gap Between Pictographic and Textual Programming Styles // International Journal of Education and Information Technologies (NAUN). 2021. V. 15. P. 331–343. https://doi.org/10.46300/9109.2021.15.35

  11. Betelin V.B., Kushnirenko A.G., Leonov A.G., et al. Basic Programming Concepts as Explained for Preschoolers // International Journal of Education and Information Technologies (NAUN). 2021. V. 15. P. 245–255. https://doi.org/10.46300/9109.2021.15.25

  12. Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., и др. Цифровая образовательная среда “ПиктоМир”: опыт разработки и массового внедрения годового курса программирования для дошкольников // Информатика и образование. 2020. № 10. P. 28–40. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-10-28-40

  13. Rogozhkina I.I., Kushnirenko A.G. PiktoMir: teaching programming concepts to preschoolers with a new tutorial environment // Procedia—Social and Behavioral Sciences. 2011. V. 28. P. 601–605. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.11.114

  14. Bers M.U., Resnick M. The Official ScratchJr Book: Help Your Kids Learn to Code, No Starch Press, 2015.

  15. Поликарпов С.А., Рудченко Т.А. Бумажный и цифровой учебники в начальной школе. Преимущества и недостатки подходов // Информатизация образования и методика электронного обучения: Материалы III Междунар. конф.: в 2 ч. Красноярск: СФУ, 2019. Ч. 2. С. 617–621.

  16. Поликарпов С.А. Математическое образование в России. Новые принципы подготовки учителей математики // Проблемы современного математического образования: Материалы Российско-Американского симпозиума 18–20 ноября 2016 г. / Под ред. А.П. Карпа и С.А. Поликарпова. Москва: МПГУ, 2017. 148 с. С. 74–93. http://mpgu.su/novosti/vyishel-sbornik-statey-aktualnyie-voprosyi-matematicheskogo-obrazovaniya/

  17. Meet Cubetto. URL: https://www.primotoys.com

  18. Matatalab coding set. https://matatalab.com/en/coding-set

  19. Sullivan A., Elkin M., Bers M.U. KIBO Robot Demo: Engaging young children in programming and engineering. In Proceedings of the 14th International Conference on Interaction Design and Children (IDC’15). ACM, Boston, MA, US, 2015. https://doi.org/10.1145/2771839.2771868

  20. Патент США US20140297035A1. https://patents.google.com/patent/US20140297035

  21. Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г. Пиктограммный язык программирования “ПИКТО” // Вестник кибернетики. 2017. Т. 4 (28). С. 173–180.

  22. Monika Mladenović, Saša Mladenović, Žana Žanko, Impact of used programming language for K-12 students’ understanding of the loop concept // International Journal of Technology Enhanced Learning. 2020. V. 12. Issue 1. P. 79–98. https://doi.org/10.1504/ijtel.2020.103817

Дополнительные материалы отсутствуют.

Инструменты

Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления