Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления, 2023, T. 511, № 1, стр. 54-65

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

А. А. Муранов 1*, С. А. Поликарпов 2**, Т. А. Рудченко 3***

1 Российский фонд развития информационных технологий
Москва, Россия

2 Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук
Москва, Россия

3 Институт кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” Российской академии наук
Москва, Россия

* E-mail: muranov2000@gmail.com
** E-mail: polik@mi-ras.ru
*** E-mail: rudchenko1@yandex.ru

Поступила в редакцию 21.01.2023
После доработки 16.02.2023
Принята к публикации 10.03.2023

Аннотация

Рассматриваются вопросы содержания и методики преподавания курса математики в начальном общем образовании в условиях цифровизации. Показана необходимость существенной доработки содержания курса математики начального общего образования в направлении использования цифровых средств как объекта изучения, так и инструмента, который может существенно улучшить содержательное наполнение и эффективность усвоения курса для действительной подготовки детей к будущей жизни и работе.

Ключевые слова: математическая грамотность, начальное общее образование, цифровые технологии, цифровые средства, цифровая трансформация образования, персональные образовательные траектории, подготовка к будущей жизни

Список литературы

  1. Полякова Т.С. Математическое образование в России до революции 1917 года // В кн.: Российское математическое образование. Ред. и сост. А.П. Карп, Б. Вогели. М.: МПГУ, 2017. 576 с. URL: https://www.mathedu.ru/text/rossiyskoe_matematicheskoe_obrazovanie_2017/p10/ (дата обращения 08.12.2022).

  2. Магницкий Леонтий Филиппович (1669–1739). Арифметика Магницкого. Точное воспроизведение подлинника // С прил. ст. П. Баранова. М.: П.  Баранов, 1914. 25 c. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004180690 (дата обращения 08.12.2022).

  3. Муравьев Н. Начальное основание математики. Часть 1 // Санкт-Петербург, 1752. 312 с. URL: https://bookree.org/reader?file=562800 (дата обращения 08.12.2022).

  4. Козельский Я. Арифметические предложения // Санкт-Петербург, 1764. 285 с. URL: https://archive.org/details/libgen_00126256 (дата обращения 08.12.2022).

  5. Эйлер Л. Руководство к арифметике для употребления гимназии Императорской Академии наук // Санкт-Петербург, 1768. 383 с. URL: https://arch. rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/33406#page/5/ mode/2up (дата обращения 08.12.2022).

  6. Гольденберг А.И. Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике // Вып. 1. Москва, Издание Д.Д. Полубояринова, 36-е изд., 1903. 64 с. URL: https://www.studmed.ru/goldenberg-ai-sbornik-zadach-i-primerov-dlya-obucheniya-nachalnoy-arifmetike-1903-g-izd_185366af43f.html (дата обращения 08.12.2022).

  7. Аржеников К.П. Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ. Год первый // 94-е изд., Москва, 1918. 92 с. URL: https://archive.org/details/libgen_00126152 (дата обращения 08.12.2022).

  8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Просвещение, 1982. 440 с. URL: https://www.studmed.ru/komenskiy-yaa-izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya-tom-1-tom-2_206232a9605.html (дата обращения 08.12.2022).

  9. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. Т. 7. Руководство к преподаванию по “Родному слову”. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 156 с. URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom07_1949_text.pdf (дата обращения 08.12.2022).

  10. Об использовании микрокалькуляторов в учебном процессе (Инструктивно-методическое письмо). НИИ содержания и методов обучения АПН СССР и Главное управление школ Министерства просвещения СССР // Математика в школе. 1982. 3. С. 6–8.

  11. Эльконин Д.Б., Гальперин П.А., Леонтьев А.Н. Реформа школы и задачи психологии // Вопросы психологии. 1959. 1. С. 3–22. URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011959/Lrs-001.htm (дата обращения 08.12.2022).

  12. Семенов А.Л., Поликарпов С.А., Рудченко Т.А. Будущее математического образования // Математика в школе, Армения. 2022. 1 (114). С. 10–15. ISBN 1829-4111.

  13. Семенов А.Л. Перспективы математического образования в цифровом мире // Актуальные проблемы обучения математике и физике в школе и вузе в условиях обновленного содержания образования. Материалы международной научно-практической конференции, Алматы: КазНПУ им. Абая, изд-во “Улагат”, 2022. С. 11–17.

  14. Семенов А.Л., Зискин К.Е. Расширенная личность как основной субъект и предмет философского анализа. Следствия для образования // Человек и системы искусственного интеллекта, ред. Лекторский В. А. СПб.: ООО «“Издательство “Юридический центр”», 2022. С. 172–200. ISBN 978-5-94201-835-1.

  15. Семенов А.Л., Зискин К.Е. Концепция расширенной личности как ориентир цифрового пути образования // Сб. “Герценовские чтения: психологические исследования в образовании”. 2021. Вып. 4. С. 530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66

  16. Семенов А.Л., Кондратьев В.В. Учащиеся как расширенные личности цифровой эпохи // Материалы IV Междунар. науч. конф. “Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании”. Красноярск, 6–9 октября 2020 г. : в 2 ч. Ч. 2. Под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. С. 560–566. ISBN 978-5-7638-4399-6.

  17. Семенов А.Л. Цели общего образования в цифровом мире. // Материалы III Международной конференции “Информатизация образования и методика электронного обучения”. Красноярск, СФУ, 2019. В 2 ч. Ч. 2. С. 383–388. ISBN 978-5-7638-4199-2.

  18. Фейгенберг И.М. Человек достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли // М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2011. 128 с.

  19. Clark A. Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence. New York: Oxford University Press, 2003. 229 p.

  20. Серр М. Девочка с пальчик // М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 77 с.

  21. Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии // В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т., т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 103–108. http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v- 6tt_t1_1982/go,108;fs,1/ (дата обращения 08.12.2022).

  22. Asmolov A., Guseltseva M. Education as a space of opportunities: from human capital to human potential // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (online). 2019. V. 64 (6). P. 40–45.

  23. Ардашева и др. Рабочая книга по математике. Для 4-го года обучения. Хабаровск, Дальгиз, 1932. URL: http://old.mathedu.ru/1931-1932.html (дата обращения 08.12.2022).

  24. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел // Изд. 7-е, просмотренное и дополненное. ГОНТИ, Ред. научно-популярной и юношеской литературы, Москва–Ленинград, 1938. 196 с. URL: https://www.mathedu.ru/text/perelman_zanimatelnaya_arifmetika_1938 (дата обращения 08.12.2022).

  25. Gimmestad B.J. The Russian peasant multiplication algorithm: a generalization // The Mathematical Gazette. 1992. V. 75(72). 1991. P. 169–171. https://doi.org/10.2307/3620245;

  26. Сахаров И.П., Соколов Н.И. Новый арифметический задачник. Ч. 1 // Москва, 1906. 111 с. URL: https://fr-lib.ru/books/nauka-i-ucheba/novyi-arifmeticheskii-zadachnik-download785348 (дата обращения 08.12.2022).

  27. Толстой Л.Н. Арифметика. В двух частях. С указаниями для учителя // Москва, 1913. URL: https://www.mathedu.ru/text/tolstoy_arifmetika_1913 (дата обращения 08.12.2022).

  28. Живая математика. Виртуальная математическая лаборатория // URL: https://www.int-edu.ru/content/rusticus-0 (дата обращения 08.12.2022).

  29. The Geometer’s Sketchpad. Resource Center // URL: https://www.dynamicgeometry.com/ (дата обращения 08.12.2022).

  30. Cabri Geometry. CabriLog. Making Math Success Simple // URL: http://www.cabri.net/ (дата обращения 08.12.2022).

  31. Математический конструктор. Лучшая российская программа динамической математики // URL: https://obr.1c.ru/mathkit/ (дата обращения 08.12.2022).

  32. GeoGebra GeoGebra for Teaching and Learning Math // URL: https://www.geogebra.org/ (дата обращения 08.12.2022).

  33. Семенов А.Л., Посицельская М.А., Посицельский С.Е., Рудченко Т.А. и др. Математика и информатика. 1–4 классы. Учебно-методический комплект (учебники и задачники) для общеобразоват. организаций // М.: МЦНМО, ИНТ, 2012–2019.

  34. Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Информатика. 1–4 классы. Учебно-методический комплект (учебники, рабочие тетради, тетради проектов, поурочные разработки для каждого года обучения) для общеобразоват. организаций // Серия “Перспектива”. М.: Просвещение, ИНТ, 2019–2022.

  35. Методическое письмо Минобрнауки России от 19.11.1998 № 1561/14-15 “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе” // https://legalacts.ru/doc/metodicheskoe-pismo-minobrnauki-rossii-ot-19111998-n-156114-15-kontrol/ (дата обращения 08.12.2022).

  36. Семенов А.Л., Муранов А.А., Поликарпов С.А., Бахтина Е.Ю. Содержание и методика преподавания курса математики начальной школы в условиях цифровизации // Математика. Информатика. Образование. № 3(27). Елец, 2022. С. 25–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49526196 (дата обращения 08.12.2022).

  37. Семенов А.Л., Булин-Соколова Е.И., Муранов А.А., Рудченко Т.А. Цифровые технологии в начальной школе. Вход в будущий мир // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VI Международной науч. конф., г. Красноярск, 20–23 сентября 2022 г. В 3 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. С. 325–329. ISBN 978-5-907558-24-3.

Дополнительные материалы отсутствуют.

Инструменты

Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления