Доклады Российской академии наук. Науки о Земле, 2020, T. 495, № 1, стр. 26-31

“Невидимое” золото в пирите и арсенопирите месторождения Павлик (Северо-Восток России)

Н. В. Сидорова 1*, В. В. Аристов 1**, А. В. Григорьева 1, член-корреспондент РАН А. А. Сидоров 1

1 Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук
Москва, Россия

* E-mail: nsidorova989@mail.ru
** E-mail: rstvvv@yandex.ru

Поступила в редакцию 04.08.2020
После доработки 26.08.2020
Принята к публикации 01.09.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Впервые для типичного золото-кварцевого месторождения Колымского региона определены характер распределения и особенности отложения “невидимого” золота в пирите и арсенопирите. Установлено, что основным концентратором “невидимого” золота (Au до 478 г/т – ЛА–ИСП–МС; до 570 г/т – РСМА) на месторождении Павлик является поздний мышьяковистый (As до 4.1 мас. % – ЛА–ИСП–МС; до 3.4 мас. % – РСМА) пирит-2, который обрастает и частично замещает ранний пирит-1 с пониженным содержанием As и Au. Вдоль границ блоков пирита-1 и 2 концентрируются микровключения Pb–Zn–Cu–Sb–Ag–Bi-содержащих фаз. Пирит-2 на порядок обеднен Cu, Zn, Ag, Sb, Pb, Bi по сравнению с пиритом-1. Молярное отношение As–Au (max = 0.006) в пирите-2 позволяет предположить нахождение в нем Au в виде твердого раствора. В другом случае обедненный примесями пирит с тонкими каймами, обогащенными As и Au, цементируется обогащенным As, Ag, Sb, Au, Pb марказитом с самородным золотом. В арсенопирите выявлено равномерное распределение золота при низких концентрациях (до 3 г/т) в идиоморфных кристаллах и неравномерное (до 7 г/т) в деформированных трещиноватых зернах.

Ключевые слова: Северо-Восток России, месторождение Павлик, пирит, арсенопирит, “невидимое” золото, рентгеноспектральный микроанализ, ЛА–ИСП–МС

Проблеме “невидимого” тонкодисперсного золота, рассеянного в пирите и арсенопирите гидротермальных золоторудных месторождений, посвящено множество трудов [16]. С развитием и широким использованием методов прецизионного анализа минерального вещества определение концентраций и характера распределения золота и других микроэлементов в рудных минералах месторождений приобрело массовый характер. В последнее время интенсивно развивается метод рентгеновской спектроскопии поглощения XAS, который позволил получить точную информацию о форме нахождения золота в минералах системы Fe–As–S [7, 8].

В сообщении приводятся новые данные по микроэлементному составу и особенностям распределения золота в пирите и арсенопирите месторождения Павлик. Такие исследования позволяют уточнить представления о процессах рудообразования крупных золото-кварцевых месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции и могут способствовать оптимизации процесса извлечения полезных компонентов из руд.

Месторождение Павлик расположено в Омчакском рудно-россыпном узле Магаданской области. Рудное поле сложено верхнепермскими вулканогенно-осадочными породами, смятыми в приразломные складки. На флангах месторождения отмечаются мелкие интрузии среднего и кислого состава [9].

Основной тип рудных тел – минерализованные зоны дробления, образовавшиеся вследствие гидротермальных процессов и многократной тектонической проработки. В пределах рудных зон отмечаются будины даек среднего (диорит-порфириты), реже кислого (риолиты, кварцевые порфиры) состава, а также кварцевых жил и тектонических и гидротермальных брекчий с кварцевым и кварц-карбонатным цементом. Количество сульфидов в рудах около 1%. Наиболее распространены пирит и арсенопирит – во вмещающих породах, кварц-карбонатном цементе и в жильном кварце в виде вкрапленности и срастаний зерен. Среднее содержание Au в рудах – около 3 г/т. Большая часть представлена самородным золотом микроскопической размерности (пик крупности на 0.075 мм) [10].

Для изучения золотоносности сульфидов из рудных зон были взяты 10 проб с содержанием Au от 6 до 14 г/т, из которых отобраны монофракции пирита и арсенопирита. Руды представляют собой брекчии с обломками алевролитов, сцементированными серицит-анкерит-кварц-альбитовым агрегатом. В большинстве проб преобладал арсенопирит (80–96% сульфидной минерализации). В нескольких пробах было установлено примерно равное количество арсенопирита и пирита. Отобранные зерна арсенопирита – идиоморфные короткопризматические или удлиненного габитуса до 1.5–2 мм в поперечнике (в среднем 0.5 мм). Отобранные зерна пирита – ксеноморфные, и с кристаллографическими очертаниями.

Химический состав исследуемых сульфидов был определен с помощью рентгеноспектрального микроанализатора JXA-8200 (“JEOL”) (метод РСМА, лаборатория ИГЕМ РАН, аналитик – Е.В. Ковальчук). В сульфидах измерено содержание Au (предел обнаружения (3σ) 45 ppm) по методике, подробно описанной в [4]. Отдельные зерна сульфидов были проанализированы на квадрупольном масс-спектрометре XSeries, оснащенном приставкой для лазерного пробоотбора NewWave UP-213; при диаметре пучка лазера 30–80 мкм (метод ЛА–ИСП–МС, лаборатория ИГЕМ РАН, аналитик – В.Д. Абрамова). Параметры абляции и методика обработки данных опубликованы в [11]. С помощью лазерной приставки было отобрано 26 точечных и 7 профильных проб из 33 зерен пирита и 29 точечных и 22 профильных проб из 51 зерна арсенопирита.

В результате микроскопических исследований установлено, что метакристаллы пирита находятся в тесном взаимном прорастании с арсенопиритом, реже – сфалеритом (рис. 2), содержат реликты вмещающих пород, мелкие включения монацита, рутила, галенита, сфалерита. Местами пирит раздроблен и частично замещается и цементируется марказитом, а на границе этих минералов встречается самородное золото (рис. 3).

Рис. 1.

Диаграмма размаха содержания микропримесей в арсенопирите (a) и пирите (p) месторождения Павлик. Границы “ящика” – первый и третий квартили, линия в середине “ящика” – медиана. Выше оси абсцисс указана частота встречаемости компонента (%). По оси ординат значения концентраций в г/т.

Рис. 2.

Метакристалл пирита в срастании с арсенопиритом (Apy) и сфалеритом (Sph) и прожилками и включениями галенита (Gl): а – общий вид, в пунктирном квадрате область, увеличенная на рис. 2 б, стрелками указаны расположение и направление профиля абляции, который приведен справа со средними значениями компонентов (г/т) в выделенных интервалах; б – фрагмент зерна пирита (пунктирными окружностями обозначены точки абляции) с картами распределения элементов, полученными при условии съемки РСМА: As (Lα, TAP), Au (Mα, PETH), Pb (Mα, PETH); ток 20 нА, время в точке 60 мс.

Рис. 3.

Брекчиевидные срастания пирита (Py) и марказита (M) с самородным золотом (самая яркая фаза). Слева – снимок в отраженном свете в оптическом микроскопе с кратерами абляции, справа – в обратно-рассеянных элек-тронах. 

По    данным    РСМА    формула    пирита Fe0.98–1.01As0–0.06S1.94–2.01; при этом в 22% от всех аналитических точек (36) значение концентрации As ниже предела обнаружения (<0.06 мас. %); Co установлен (≥0.06 мас. %) в 36% анализов и его содержание достигает 0.08 мас. %. Au в пирите установлено в 36% анализов.

Состав арсенопирита Fe1.02–1.03As0.88–0.98S1.00–1.09. В 30% из всех аналитических точек (59) значение концентрации Co составляет 0.06–0.14 мас. %. Au в арсенопирите установлено в 27% анализов и достигает 70 г/т (в единичном случае), в основном 40–50 г/т. Сканирование срезов зерен арсенопирита в обратно-рассеянных электронах выявило слабую зональность с уменьшением концентрации As и увеличением S к краям кристаллов и едва заметную секторальную неоднородность по Co.

Полученные методом ЛА–ИСП–МС содержания микроэлементов были разделены по числу выборок, в которых значение концентрации компонента выше предела обнаружения, на три группы: 1) 80–100% – повсеместно встречающиеся примеси: для обоих сульфидов это Co, Ag, Sb, Au, Pb (рис. 1), для арсенопирита также Bi, для пирита – Ni, Cu и Zn; 2) 40–80% – в арсенопирите к таким элементам-примесям относятся Ni, Cu и Zn; в пирите – Mn, Ga, Ge, Tl; 3) <40% – для обоих сульфидов это Cd, In, Sn, Te, для арсенопирита также Mn, Ga, Ge, Tl. Эти элементы входят в состав микровключений других минералов, их содержание редко превышает 6 г/т и обычно 0.0n–0.n г/т. Исключение составляет Mn: в пирите его содержание достигает 643 г/т, в арсенопирите – 266 г/т.

Детально исследован мышьяковистый пирит с повышенной золотоносностью (CAu > ср. геом. = = 4.2 г/т). Один метакристалл с наибольшей концентрацией Au был изучен с помощью выборочного картирования в характеристических спектрах (рис. 2). На изображении в обратно-рассеянных электронах в пирите выделяются темные области с пониженным содержанием As (до 0.4 мас. %) и Au (до 0.007 мас. %) и светлые с количеством As до 3.4 мас. % и Au от 140 до 570 г/т с тенденцией увеличения Au (и As) к краю зерна (рис. 2а, 2б). На карте распределения (рис. 2 б-As) темные области отражают низко-мышьяковистый пирит-1, белое вкрапление – зерно арсенопирита. В левой части рис. 2б-As отчетливо заметны дугообразные области более светлой окраски, которые обогащены мышьяком, субпараллельные четко проявленной границе между пиритом-1 и мышьяковистым пиритом-2. Обогащенные золотом участки хорошо совпадают с областями с повышенными содержаниями мышьяка (рис. 2 б-Au). Pb концентрируется в виде минеральных фаз-микровключений вдоль границ блоков пирита-1 и пирита-2 (рис. 2 б-Pb).

В точечных пробах абляции (с диаметром пучка лазера 40 мкм – рис. 2 б) в пирите-1 установлено содержание (в г/т, значения перечислены от центра к краю зерна) Cu (317–266), Zn (990–528), As (4480–11 100), Ag (14.7–13.5), Sb (85–79), Au (30–88), Pb (318–953), Bi (1.2–3.8). В пирите-2 всех элементов, кроме As и Au, на порядок меньше, и к краю зерна их количество уменьшается; в крайней точке абляции концентрации (в г/т) Cu – 88, Zn < 6, As – 41 900, Ag – 0.9, Sb – 4, Au – 418, Pb – 23, Bi – 0.07.

В агрегатах из блоков пирита, сцементированных марказитом (рис. 3), на пирите обнаружены тонкие (1–4 мкм) каймы, обогащенные As и Au. Из табл. 1 следует, что марказит по сравнению с пиритом значительно обогащен As, Ag, Sb, Au, Pb; повышенные содержания микроэлементов в пирите отмечаются только в одной точке для Cu и Zn. При этом количество As и Au увеличивается в светлых (в BSE-режиме) каймах в пирите (табл. 1, анализ 5-LINE), что свидетельствует об избирательной концентрации этих элементов на границе блоков пирита и марказита.

Таблица 1.

Состав пирита (Py) и марказита (M) (в г/т) по данным LA–ICP–MS-метода. Номера проб соответствуют номерам на рис. 3

Co Ni Cu Zn As Ag Sb Au Pb Bi
1-Py 380 384 550 2.6 11.9 3.8 81.9
2-Py 3.1 17.8 11.8 117 1.9 7 0.9 70.2
3-M 1.4 12.3 90 6.8 3980 53.2 191 6.7 443 1.1
4-M 52 35 3450 38.8 92 12.9 439
5-LINE 78 8610 4.6 37.6 51.8 178

В арсенопирите профили зондирования были сделаны преимущественно по срезам идиоморфных зерен. Распределение Sb по профилю равномерное при достаточно выдержанных содержаниях; Co – ритмично-зональное с тенденцией увеличения от центра к краям кристалла; Ag – при содержаниях до 2 г/т дает дискретные пики, при содержаниях 2–7 г/т – неравномерное распределение по всему профилю, совместно с Bi, Pb, реже Au. Для Pb характерны равномерное распределение и небольшие пики совместно с Ag, Bi, Te, реже – Co и Ni. Золото – при количествах до 3 г/т преобладает равномерное распределение в идиоморфных кристаллах, и неравномерное (до 5–7 г/т), совместное с Cu, Zn, Ag, Sb, Bi – в трещиноватых и деформированных зернах.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

При нанесении всех составов пирита на график As–Au [6] большая часть проб оказалась ниже линии, отражающей эмпирический предел растворимости золота в пирите (рис. 4). Выше линии попадают две пробы низко-мышьяковистого пирита-1. Еще три пробы (РСМА) со значением As ниже предела обнаружения (0.02 и 0.04 мас. %) – две из пирита-1 и одна из пирита в срастании с марказитом – содержат Au 60, 70 и 90 г/т. При понижении предела обнаружения As до 0.02 мас. % (1σ), эти пробы также будут выше линии. По данным [6], ниже этой линии золото находится в виде твердого раствора в пирите и сорбировалось из растворов, ненасыщенных Au, где золото находилось в виде гидросульфидных комплексов [12]. Тогда как выше линии золото в пирите присутствует в виде наноразмерных частиц. По данным [7, 8] Au может находиться в состоянии твердого раствора в обедненном As пирите. По данным РСМА, в низко-мышьяковистом пирите месторождения Павлик золото выше предела обнаружения встречается точечно, а по данным ЛА–ИСП–МС – распределение Au согласуется с Ag. Это может свидетельствовать в пользу субмикронных частиц Au0.

Рис. 4.

График зависимости концентраций Au–As (в мольных %) месторождения Павлик. Сплошной линией обозначен предполагаемый предел растворимости золота [6].

Полученные данные позволяют частично реконструировать процесс взаимодействия флюидов, из которых происходило отложение сульфидов и золота. На начальной стадии отложения золота из раствора, ненасыщенного в отношении Au, при повышенных температурах и относительно быстром осаждении образовались тонкие каймы As-пирита с Au+1 на обедненном примесями пирите, которые далее, при насыщении раствора Au и снижении температуры, обрастали марказитом с самородным золотом.

Пирит-1 с субмикронным Au0, вместе с арсенопиритом, судя по всему, послужил “затравкой” при кристаллизации мышьяковистого золотоносного пирита при позднем процессе из остаточных растворов, ненасыщенных золотом. Такое соотношение позднего золотоносного пирита с ранним резко отличается от установленного на месторождении Сухой Лог [2] и близко к соотношению пирита, богатого Au и As, и беспримесного пирита месторождений типа Карлин и колчеданных месторождений Урала [3, 5].

ВЫВОДЫ

Таким образом, впервые для пирита и арсенопирита месторождения Павлик определены диапазон концентраций и характер распределения “невидимого” золота.

Установлено: 1) основным минералом-концентратором “невидимого” золота является мышьяковистый пирит; 2) FeS2-фазы на месторождении представлены: обедненным примесями пиритом (1), который находится в ассоциации с обогащенным As, Pb, Ag, Sb марказитом (2) и самородным золотом, и поздним мышьяковистым золотоносным пиритом (3); 3) в арсенопирите низкие концентрации и равномерное распределение Au в идиоморфных и неравномерное – в деформированных кристаллах.

Самородное золото с сопутствующими минералами откладывается в микротрещинах сульфидов и вмещающих пород преимущественно на самостоятельной стадии минералообразования.

Список литературы

  1. Genkin A.D., Bortnikov N.S., Cabri L.J., et al. A Multidisciplinany Study of Invisible Gold in Arsenopyrite from Four Mesothermal Gold Deposits in Siberia, Russian Federation // Econ. Geol. 1998. V. 93. P. 463–487.

  2. Large R.R., Maslenikov V.V., Robert F., et al. Multistage Sedimentary and Metamorphic Origin of Pyrite and Gold in the Giant Sukhoi Log Deposit, Lena Gold Province, Russia // Econ. Geol. 2007. V. 102. P. 1233–1267.

  3. Викентьев И.В. Невидимое и микроскопическое золото в пирите: методы исследования и новые данные для колчеданных руд Урала // ГРМ. 2015. Т. 57. № 4. С. 267–298.

  4. Ковальчук Е.В., Тагиров Б.Р., Викентьев И.В. и др. “Невидимое” золото в синтетических и природных кристаллах арсенопирита (Воронцовское месторождение, Северный Урал) // ГРМ. 2019. Т. 461. № 5. С. 62–63.

  5. Gopon P., Douglas J.O., Auger M.A., et al. A Nanoscale Investigation of Carlin-Type Gold Deposits: An Atom-Scale Elemental and Isotopic Perspective // Econ. Geol. 2019. V. 114. P. 1123–1133.

  6. Reich M., Kesler S.E., Utsunomiya S., et al. Solubility of Gold in Arsenian Pyrite // Geochim. Cosmochim. Acta. 2005. V. 69. P. 2781–2796.

  7. Trigub A.L., Tagirov B.R., Kvashnina K.O., et al. X-ray Spectroscopy Study of the Chemical State of “Invisible” Au in Synthetic Minerals in the Fe-As-S System // Am. Mineral. 2017. V. 102. P. 1057–1065.

  8. Filimonova O.N., Tagirov B.R.,Trigub A.L., et al. The State of Au and As in Pyrite Studied by X-ray Absorption Spectroscopy of Natural Minerals and Synthetic Phases // Ore Geol. Rev. 2020. V. 121. P. 103475.

  9. Савчук Ю.С., Волков А.В., Аристов В.В. и др. Строение и состав золоторудных залежей месторождения Павлик // Руды и металлы. 2018. № 2. С. 77–85.

  10. Аристов В.В., Григорьева А.В., Савчук Ю.С. и др. Самородное золото и условия образования месторождения Павлик (Магаданская область) // Геология и минерально-сырьевые ресурсы Северо-Востока России. 2018. Т. 1. С. 18–21.

  11. Абрамова В.Д. Масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой и лазерным пробоотбором в исследовании распределения элементов платиновой группы в магматических сульфидах // Металлогения древних и современных океанов. 2018. № 1. С. 256–258.

  12. Simon G., Kesler S. E., Chryssoulis S. L. Geochemistry and Textures of Gold-bearing Arsenian Pyrite, Twin Creeks, Nevada: Implications for Deposition of Gold in Carlin-type Deposits // Econ. Geol. 1999. V. 94. P. 405–421.

Дополнительные материалы отсутствуют.