Доклады Российской академии наук. Науки о жизни, 2020, T. 492, № 1, стр. 260-266

ПЕРВОЕ ОПИСАНИЕ ШЕРСТИ ДВУХ ДЕТЕНЫШЕЙ ИСКОПАЕМОГО ПЕЩЕРНОГО ЛЬВА Panthera spelaea (Goldfuss, 1810), НАЙДЕННЫХ В ЯКУТИИ в 2017 и 2018 гг.

О. Ф. Чернова 1*, А. В. Протопопов 2, Г. Г. Боескоров 23, И. С. Павлов 2, В. В. Плотников 2, Н. Сузуки 4

1 Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук
Москва, Россия

2 Отдел изучения мамонтовой фауны Государственного Бюджетного учреждения “Академия наук Республики Саха (Якутия)”
Республика Саха (Якутия), Якутск, Россия

3 Институт геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения Российской академии наук
Республика Саха (Якутия), Якутск, Россия

4 Институт высокоразмерной медицинской визуализации Медицинского факультета Университета Джики
Токио, Япония

* E-mail: chernova@sevin.ru

Поступила в редакцию 07.02.2020
После доработки 11.02.2020
Принята к публикации 20.02.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлено первое описание хорошо сохранившейся шерсти двух разнополых детенышей ископаемого пещерного льва Panthera spelaea (находки 2017–2018 гг., р. Семюелях, Якутия, РФ) в сравнении с шерстью двух детенышей (самца и самки) современного африканского льва P. leo и взрослых львов обоих видов: окрас, дифференциация, конфигурация, микроструктура и внутренний дизайн волос разных категорий. Шерсть пещерного льва похожа, но не идентична таковой африканского льва, поскольку содержит густой высокий подшерсток из спиралевидных толстых воздухоносных пуховых волос. Наиболее ярко это отличие проявляется у львят пещерного льва, у которых, однако, шерсть не столь дифференцирована как у взрослой особи. Микроструктура волос видоспецифична и подвержена внутривидовой возрастной изменчивости. Отмечены адаптивные черты строения волос пещерного льва.

Ключевые слова: адаптации, детеныши, микроструктура пещерный лев, шерсть

Пещерный лев Panthera spelaea (Goldfuss, 1810) (далее ПЛ) обитал в плейстоцене (400–10 тыс. лет назад) в Евразии: (от Британских островов до Чукотки), а также в Северной Америке (на Аляске и северо-западе Канады) [13]. Вероятно, ПЛ были близкими родственниками рецентных афро-азиатских львов (АЛ) и соответствовали им по размерам. Судя по древним наскальным рисункам, ПЛ имели желто-коричневую или песчано-серую довольно длинную шерсть, без гривы, с небольшой кисточкой на хвосте или без кисточки [1, 4].

Известны всего четыре находки замороженных мумий детенышей ПЛ разной степени сохранности. Все они были обнаружены в Якутии в бассейне р. Индигирка в 2015–2018 гг. Первых двух детенышей, найденных в 2015 г. на р. Уяндина изучить удалось только предварительно [5]. В 2017 г. местный житель Борис Бережнев нашел на р. Семюелях (приток р. Тирехтях) третьего львенка-самца, названного Борисом в его честь (рис. 1а), а в 2018 г. в пятнадцати метрах от этой находки были обнаружены останки четвертого львенка-самки Спарты. Согласно датировке, проведенной в Японии, радиоуглеродный возраст львят составил 43448 ± 389 (IAAA-180050) для Бориса и 27962 ± 109 (IAAA-181499) для Спарты. Таким образом, они оба существовали во время каргинского интерстадиала позднего плейстоцена. Борис самый старший из всех найденных львят, он погиб в возрасте двух-трех недель, а Спарта умерла от голода или была убита матерью в возрасте одной-двух недель. Шерсть этих львят хорошо сохранилась (рис. 1б–д). Это позволило нам провести межвидовой и внутривидовой сравнительно-морфологический анализ волос взрослых особей ПЩ (р. Малый Анюй) и АЛ (P. leo leo Linnaeus, 1758) [67], а также волос двух разнополых четырехмесячных львят АЛ из “Тайгана” – питомника львов (Крым, РФ).

Рис. 1.

Место находки (а) (обозначено звездочкой) и внешний вид мумий (б, г), головы (в) и подошвы кисти (д) львят Panthera spelaea – Спарты (б, в) и Бориса (г, д). Микрофото. Масштаб 10 мм.

Цель нашей работы состояла в выявлении внутри- и межвидовых особенностей, и адаптации волосяного покрова ПЛ к условиям обитания путем сравнения структуры шерсти детенышей и взрослых особей ПЛ и АЛ.

Стандартная микроскопия [8, 9] была выполнена нами с помощью оборудования Центра коллективного пользования “Инструментальные методы в экологии” при ИПЭЭ РАН: световые микроскопы “Ампливал” (VEBCarlZeiss, Jena), а также “Leica DMLS” с цифровой видеокамерой “Leica DMLS” (Германия), и сканирующие электронные микроскопы JSM 840 A (Япония) и TESCAN (Чехия). Микрофотографии и электронограммы редактировали в программе “AdobePhotoshopElements 11”, улучшая лишь контрастность и яркость изображения. Морфометрия выполнена в программе “TescanAtlas”.

Дифференциация шерсти. Пещерный лев. Шерсть львят ПЛ белая, с редкими темными, выступающими из общей массы длинными волосками на дорсальной стороне тела, и желтоватая, без выступающих темных волосков – на брюшке (рис. 1б–д). Она густая, пушистая и упругая, сходной высоты по всему телу, за исключением подошв лап. Подошвы лап оволошены слабо, в основном короткие светлые волосы растут по краям подошвы и между голыми подушечками, расположение которых типично для кошачьих, как пальцеходящих хищников (рис. 1д). Светлые вибриссы хорошо различимы (рис. 1в).

У обоих львят на загривке и груди растут волосы двух категорий (таблица 1). Остевые волосы редкие и длинные (до 39 мм), толстые (до 64 мкм) и темные на загривке, или единичные более короткие (до 23 мм) белые на груди. (1) Ости имеют веретеновидный немного уплощенный стержень, расширяющийся в верхней трети стержня (гранна) (рис. 2б), слегка извитое тонкое основание и сердцевину средней толщины (до 65% толщины стержня). (2) Пуховые волосы образуют основную массу густого белого подшерстка. Они более короткие (до 34 мм у Спарты и до 17.5 мм у Бориса) спиралевидные, содержат от трех до пяти крупных волн. Учитывая сильную извитость стержня этих волос, мы отнесли их к категории пуховых волос, несмотря на то, что они довольно толстые (до 41 мкм) и имеют необычно хорошо развитую для пуха сердцевину (до 55% толщины стержня) (таблица, рис. 2а, в, е). В области волны сердцевина заметно сдвинута на вентральную часть стержня (рис. 2в), а в основании и на вершине стержня она отсутствует. Имеются топографические различия строения волос, выявленные у Спарты (рис. 2). Так, темно-серые ости подошв лап короткие (до 11 мм) прямые и толстые (49 мкм), растут пучками.

Рис. 2.

Микроструктура волос львят Panthera spelaea – Бориса (а–в, е) и Спарты (ж–л), и детенышей P. leo – самца (д, г, м) и самки (н). а – волнистые белые пуховые волосы; б, д – прямые и темные остевые волосы; в, г, е, ж, м, н – поперечные среды остевых волос загривка; з, к – груди; и – то же подошвы стопы; л – вибрисса; Сor – корковый слой; Med – сердцевина; Pig – пигмент. Микрофото (а–д). Сканирующая электронная микроскопия (СЭМ) (е–н). Масштаб: а, б, д – 10 мм; в–г – 50 мкм; е–к, м, н – 10 мкм; л – 100 мкм.

Белые пуховые волосы здесь в два раза тоньше остевых, имеют заостренную вершину. У остей сердцевина развита слабо (до 23% толщины стержня), а у пуха она прерывистая или вообще отсутствует (рис. 2и). Слабо развита сердцевина и в черной, прямой вибриссе толщиной до 170 мкм (рис. 2л). У взрослого ПЛ степень дифференциации шерсти больше, чем у львят: имеются направляющие волосы, ости трех размерных порядков и пух двух порядков (табл. 1). Окраска направляющих и остей более темная, сами волосы гораздо толще (до 180 мкм) с хорошо развитой сердцевиной (до 77 мкм). Направляющие волосы прямые, не имеют гранны. Остевые волосы также прямые или слабо извитые. Пуховые волосы, как и у львят, сильно извитые и толстые (до 32 мкм).

Таким образом, шерсть еще слабо дифференцирована у детенышей и достигает максимального развития у взрослых особей. Тем не менее, у львят, пока отрастают ости, основную функцию защиты и терморегуляции берет на себя пуховой демпфирующий подшерсток, довольно равномерно покрывающий все тело и регулирующий толщину воздушной прослойки, обеспечивающей термоизоляционные свойства шерсти. Этот подшерсток сохраняется и у взрослого ПЛ, у которого разнообразие волос верхнего яруса (направляющие, ости трех порядков) велико, что, безусловно, способствует усилению механической прочности и теплозащите покровов. Идентичность пуха у детенышей и ранее изученного предположительно ПЛ (так как его шерсть была найдена отдельно от скелета) [6, 7], позволяет подтвердить принадлежность этой взрослой особи к ПЛ.

Африканский лев. У детенышей АЛ волосы загривка представлены прямыми остями (рис. 2д), конфигурация которых вполне сходна с таковой у львят ПЛ (рис. 2б, д). Стержень утолщается в верхней трети волоса, которая гораздо темнее, чем основание. Заканчивается волос короткой заостренной вершиной. У них шерсть дифференцирована сильнее, чем у детенышей ПЛ, возможно в силу их более старшего возраста: можно выделить ости трех размерных порядков, которые различаются по размерам и степени развития сердцевины (табл. 1), но пуховые волосы вообще не обнаружены. У взрослого самца определены направляющие волосы, ости трех порядков и, в отличие от львят, очень короткий пух двух порядков. Длина ости, особенно пуха, гораздо меньше, чем у ПЛ, хотя толщина волос и степень развития сердцевины превосходят таковые у ПЛ.

У АЛ пуховой подшерсток практически отсутствует у детенышей и слабо развит у взрослого самца. Что касается остей, то степень их дифференциации у четырехмесячных львят почти такая же, как у взрослого самца, за исключением отсутствия еще не отросших мощных направляющих волос, имеющихся только у взрослых.

Корковый слой и пигментация. Корковый слой равномерно развит у крупных прямых остей, но у пуха он толще на дорсальной стороне стержня за счет сдвигания сердцевинного тяжа к вентральной стороне. У всех изученных особей корковый слой плотный, слабо или сильно пигментированный в зависимости от окраса волоса. Пигмент наиболее обилен на границе с сердцевинным тяжом, где образует характерное темное кольцо (рис. 2в, г). Диффузный пигмент достаточно равномерно распределен, или его удлиненные кластеры вытянуты вдоль стержня. Нами замечена особенность пигментации остей у взрослых львов и детенышей сравниваемых видов. У взрослого самца АЛ (на направляющих и остях I) и львят (на ости I) и у взрослого ПЛ (на ости I) на темных волосах присутствует светло-желтый поясок, располагающийся в верхней трети (перед гранной) стержня. Вероятно, такой ободок может служить идентификационным признаком для взрослых и подрастающих львов. У недельных детенышей ПЛ волосы не имеют светлого пояска.

Степень развития и внутренний дизайн сердцевины волос. Относительная толщина воздухоносной сердцевины у всех изученных особей закономерно уменьшается в ряду от направляющих и остей к пуху (табл. 1). В остях загривка сердцевина сходно развита у детенышей как ПЛ (рис. 2в, е, ж), так и АЛ (рис. 2г, м, н). У первых она занимает не более 65% толщины стержня волоса, а у вторых – до 65.8%, и эти значения вполне сравнимы с таковыми у взрослых львов обоих видов (соответственно 77.5% и 75.0%). У львят ПЛ наблюдаются топографические различия в степени развития сердцевины: она хорошо развита в волосах груди, но очень тонкая в волосах подошвы лапы и в вибриссе (рис. 2и, к, л) (табл. 1). Таким образом, ожидаемое превышение степени развития сердцевины у ПЛ по сравнению с таковой у АЛ не подтверждается, что предполагает сходный уровень функциональной значимости этой структуры. Вероятно, у ПЛ сердцевина предохраняет покровы от охлаждения, а у АФ – от перегрева.

Таблица 1.

Некоторые морфологические характеристики волос пещерного льва Panthera spelaea и африканского льва P. leo leo

Вид Пол, возраст Проба Категория волоса Промеры волос, (n = 4)
Длина, мм Толщина
стержня, мкм сердцевины, % толщины стержня
М ± м δ М ± м δ
Panthera spelaea Самец, juv.,
2–3 нед.
Загривок Ость 25.7 ± 1.5 2.9 64.0 ± 11.0 15.6 65.0
Пух 17.5 ± 2.5 3.5 41.3 ± 6.0 10.5 55.0
Грудь Ость 17.7 ± 1.4 2.5 42.5 ± 2.5 3.5 37.1
Пух 17.5 ± 2.5 3.5 40.0 ± 2.9 5.0 27.6
Самка, juv.,
1–2 нед.
Загривок Ость 38.7 ± 1.9 3.2 62.8 ± 6.0 0.85 49.5
Пух 33.5 ± 0.5 0.7 38.5 ± 4.5 6.4 43.5
Грудь Ость 23.0 ± 2.1 3.6 45.7 ± 3.5 6.0 41.1
Пух 21.3 ± 3.2 5.5 36.0 ± 1.1 2.0 36.4
Подошва стопы Ость 11.0 ± 1.0 1.4 49.0 ± 1.0 5.7 19.1
Пух 11.0 ± 1.0 1.3 25.5 ± 2.5 3.5 14.3
Морда Вибрисса 36.0 ± 1.0 1.4 169.5 ± 0.5 0.7 21.0
Пол неизвес-тен, ad.* Нет данных Направляющий Фрагменты 190.0 ± 10.0 14.1 77.5
Ость I 84.5 ± 5.6 90.0 65.0
Ость II 58.0 ± 2.0 2.8 62.5 ± 5.5 7.8 52.5
Ость III 52.5 ± 2.5 3.5 44.0 ± 1.0 1.4 42.5
Пух I 32.5 ± 2.5 3.5 34.0 ± 11.0 15.6 32.5
Пух II 32.0 ± 3.0 4.2 20.0 ± 3.6 4.2 34.0
P. leo leo Самец, juv., 4 мес. Загривок Ость I 37.5 ± 5.5 7.8 82.0 ± 2.7 6.1 65.8
Ость II 20.3 ± 0.9 1.5 50.5 ± 5.5 7.8 42.4
Ость Ш 17.5 ± 2.5 3.5 20.5 ± 2.5 3.5 49.0
Самка, juv.,
4 мес.
Ость I 21.0 ± 1.0 3.5 67.5 ± 11.5 16.3 62.7
Ость II 17.5 ± 2.5 3.5 39.5 ± 5.5 7.8 57.4
Ость Ш 14.0 ± 1.0 1.4 24.0 ± 1.0 1.4 33.4
Самец, ad.* Спина Направляющий 34.0 ± 1.0 1.4 104.5 ± 8.5 12.0 75.0
Ость I 29.5 ± 0.5 0.7 96.0 ± 17.0 24.0 59.5
Ость II 27.5 ± 0.5 0.7 79.0 ± 11.0 15.6 49.0
Ость III 24.0 ± 1.0 1.4 33.0 ± 1.0 1.4 44.0
Пух I 3.3 ± 0.1 0.2 25.5 ± 2.5 3.5 29.0
Пух II 3.0 ± 0.05 0.1 14.0 ± 3.0 4.2 Фрагментарная

Конфигурация сердцевинного тяжа изменяется от правильной цилиндрической до неравномерно утолщенной. Внутренний дизайн сердцевины определяется совокупностью воздушных полостей и переплетением кератиновых перегородок. У волос АЛ сердцевина ажурная, с очень мелкими воздушными полостями (рис. 3а, б), разделенная утолщенными ветвящимися перегородками, ориентированными под углом к поперечной оси стержня [7], (рис. 4), что сходно с сердцевиной волос других крупных кошек рода Panthera, например, леопарда P. pardus [10, 11]. У волос детенышей ПЛ сердцевина сохранилась плохо, но там, где она присутствует, она имеет такое же строение (рис. 2к; 3в) или снабжена более крупными воздушными полостями и более толстыми перегородками (рис. 3г), что обычно для основания волос. В целом, дизайн сердцевины ПЛ также характерен для волос представителей рода Panthera.

Рис. 3.

Архитектоника волос загривка львят Panthera leo – самца (а) и самки (б), и львят P. spelaea – Бориса (в) и Спарты (г) на продольных срезах основания и гранны стержня (слева направо); обозначения как на рис. 2. СЭМ. Масштаб 10 мкм.

Рис. 4.

Орнамент кутикулы волос загривка львенка-самца Panthera spelaea (а, б) и львенка-самки P. leo (в, г) от основания до гранны стержня (слева направо). а – пух; б – темная ость I; в – светлая ость I; г – ость II. СЭМ. Масштаб 10 мкм.

Орнамент кутикулы сильно варьирует у особей разных возрастов обоих видов, в зависимости от категории волос и их топографии. Эти вариации затрагивают как орнамент кутикулы, так и конфигурацию, и размеры чешуек. Замечено, что кутикула остей у обоих видов очень грубая и изломанная (рис. 4б, г), а кутикула пуха львят ПЛ более нежная, что подтверждает защитные свойства крупных волос. Кутикула пуха и ости у детенышей ПЛ (рис. 4а, б) различается, в основном, за счет расположения чешуек поперек стержня (пух) или под углом 45°–50° к поперечной оси ости.

У львенка-самца АЛ чешуйки располагаются всегда строго поперек стержня, (рис. 4в, г). Во всех случаях чешуйки наиболее высокие в основании волоса, но сильно уплощаются в области гранны (рис. 4а–г). Например, у Бориса высота чешуек основания ости равна 15.2 ± 2.2 мкм, в гранне – лишь 11.7 ± 1.4 мкм; у ости I львенка-самца АЛ, соответственно, 13.5 ± 1.0 мкм и 5.5 ± 0.1 мкм (рис. 4б, в), однако, если брать относительную высоту чешуек, то оказывается, что, несмотря на существенную разницу в возрасте сравниваемых львят, чешуйки все же крупнее у детенышей ПЛ, что соответствует данным по взрослым особям [7]. У АЛ наиболее информативен участок стержня ости I выше его основания (рис. 4в, стрелка). Здесь кутикула мозаичная, шишковидная, состоит из крупных чешуек с треугольным свободным краем, что вполне сходно с таковой у леопарда [10, 11]. У ПЛ такая кутикула не обнаружена. Эти данные свидетельствуют о небольшом сходстве орнамента кутикулы у сравниваемых видов, что подтверждает наши ранние представления [7].

Нами показано, что: (1) двух-четырехнедельные львята-сосунки ПЛ обладали мало дифференцированной, но своеобразной шерстью, надежно защищавшей их от холода и механических травм; (2) у них основную роль в терморегуляции играла подпушь, которая сохраняла и регулировала за счет демпфирования потери тепла благодаря целому ряду морфологических черт (длина и толщина подпуши, определяющая толщину воздушной теплозащитной прослойки, равномерное распределение по всему телу, сильная извитость пуха, хорошо развитая, сдвинутая на вентральную сторону стержня сердцевина); (3) эти качества пуха восполняли немногочисленность еще не полностью сформированных грубых остей, которые у взрослых сильно развиты и эффективно защищают подпушь; (4) для орнамента кутикулы характерна видоспецифичность, внутривидовое и топографическое разнообразие, а также его изменение в зависимости от категории волос; (5) ранее описанная нами шерсть взрослой особи [7] действительно принадлежала ПЛ; (6) четырехмесячные детеныши АЛ, как и взрослые AЛ не имеют сильно развитой подпуши, и шерсть еще не достигла степени дифференциации, характерной для взрослых львов, так как они не нуждаются в сохранении тепла. Однако сильное развитие сердцевины остей предполагает, что у них, как и у взрослых львов, шерсть играет роль протектора против перегрева.

Нам представляется, что развитие волосяного покрова в эволюции ПЛ и АЛ шло разными путями, так как было направлено на выполнение определенных функций в разных условиях обитания. У ПЛ шерсть играла роль в механической защите и, главным образом, сохранения тепла, а у АЛ – в механической защите и защите от перегревания. Дальнейшее планируемое нами комплексное изучение найденных львят поможет составить более полное представление об их образе жизни и адаптациях.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы признательны Директору парка львов “Тайган” (Крым) О.А. Зубкову за предоставленную шерсть детенышей африканского льва.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 18-45-140007 р-а “Трансформация растительного покрова Якутии и распад мамонтового фаунистического комплекса на рубеже плейстоцена и голоцена”).

Работа Боескорова Г.Г. выполнена по госзаданию ИГАБМ СО РАН.

Список литературы

  1. Верещагин Н.К. Пещерный лев и его история в Голарктике и в пределах СССР // Материалы по фаунам антропогена СССР. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1971. С. 123–199.

  2. Stuart A., Lister A. Extinction chronology of the cave lion Panthera spelaea// Quaternary Sci. Reviews. 2011. V. 30. P. 2329–2340.https://doi.org/10.1016/j.quascirev.2010.04.023

  3. Боескоров Г.Г., Барышников Г.Ф. Позднечетвертичные хищные млекопитающие Якутии. СПб.: Наука, 2013. 199 с.

  4. Arduini P., Teruzzi G. MacDonald encyclopedia of fossils. London: Little, Brown and Co., 1993.

  5. Мащенко Е., Боескоров Г., Потапова О. и др. // Наука и жизнь, 2016. № 6. С. 24–32.

  6. Кириллова И.В., Чернова О.Ф., Крылович О.В. и др. // ДАН. 2014. Т. 455. № 3. С. 359–362. https://doi.org/10.7868/S086956521409028X

  7. Chernova O.F., Kirillova I.V., Shapiro B., et al. // Quaternary Sci. Reviews. 2016. V. 142. P. 61–73. https://doi.org/10.1016/j.quascirev.2015.03.029

  8. Чернова О.Ф., Целикова Т.Н. Атлас волос млекопитающих. М.: То-во научных изданий КМК, 2004, 429 с.

  9. Чернова О.Ф., Перфилова Т.В., Киладзе А.Б. и др. Атлас микроструктуры волос млекопитающих – объектов биологической экспертизы. М.: ООО ЭКОМ Паблишера, 2011. 262 с.

  10. Чернова О.Ф., Перфилова Т.В., Киладзе А.Б. и др. // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 2. С. 156–162.

  11. Чернова О.Ф., Перфилова Т.В., Киладзе А.Б. и др. Атлас микроструктуры волос редких видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. М.: Росс. Фед. ЦентрСуд. Эксп., 2019. 186 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.