Доклады Российской академии наук. Науки о жизни, 2020, T. 495, № 1, стр. 607-611

РОСТОСТИМУЛИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ НАНОКОМПОЗИТОВ СЕЛЕНА В ПРИРОДНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТРИЦАХ ПРИ ПРОРАСТАНИИ СЕМЯН КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

В. Н. Нурминский 1, А. И. Перфильева 1*, И. С. Капустина 1, И. А. Граскова 1, Б. Г. Сухов 2, академик РАН Б. А. Трофимов 2

1 Сибирский институт физиологии и биохимии растений Сибирского отделения Российской академии наук
Иркутск, Россия

2 Иркутский институт химии Сибирского отделения Российской академии наук им. А.Е. Фаворского
г. Иркутск, Россия

* E-mail: alla.light@mail.ru

Поступила в редакцию 03.05.2020
После доработки 04.08.2020
Принята к публикации 04.08.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

В работе исследовали ростостимулирующую активность в отношении растений редиса, сои и картофеля трех нанокомпозитов (НК) селена в различных матрицах: на основе арабиногалактана (НК Se/Аг, 6.4% Se), крахмала (НК Se/Кр, 2% Se) и каррагинана (НК Se/Кар, 12% Se). Показано, что НК селена стимулируют рост корней при прорастании семян растений. Обнаружено, что исследуемые НК воздействовали как на уровень перекисного окисления липидов, так и на активность антиоксидантого фермента глутатионпероксидазы (ГПО). Обработка семян редиса НК снижает содержание диеновых конъюгатов (ДК) в тканях корня. Показано, что замачивание семян в растворе НК Se/Аг способствует повышению активности ГПО в тканях корня редиса на 40%. Стимуляция роста корней сои под влиянием НК Se/Кар также может быть связана с активизацией ГПО. Кроме того, у картофеля этот НК приводил к стимуляции прорастания, однако это, вероятно, обусловлено активацией иных антиоксидантных ферментов. Полученные результаты позволяют рассматривать НК Se в качестве потенциальных ростостимуляторов растений.

Ключевые слова: нанокомпозиты, селен, крахмал, арабиногалактан, каррагинан, редис, соя, картофель, диеновые конъюгаты, глютатионпероксидаза, активные формы кислорода

Нанотехнологии активно внедряются в различные сферы жизни человека, в частности, в сельское хозяйство. Разрабатываются нанопрепараты для стимуляции роста и развития растений, их защиты от патогенов [1]. Ранее нами было показано, что нанокомпозиты (НК) селена – комплексы наночастиц (НЧ) селена с полимерными матрицами природного происхождения – обладают антибактериальным эффектом и не оказывают негативного влияния на растения картофеля in vitro, а в некоторых случаях даже стимулируют их рост и развитие [24]. Следует также отметить, что важным аспектом применения химических агентов в агрохимии является наличие у них ростостимулирующей  активности в отношении сельскохозяйственных культур.

Помимо картофеля, относящегося к семейству пасленовых, среди всех возделываемых полевых культур в мире весьма широкое распространение имеют представители семейства крестоцветных и бобовых. Так, например, большие посевные площади на различных континентах засаживаются редисом. Съедобная часть редиса находится в непосредственном контакте с почвой, где чаще всего происходит загрязнение и аккумуляция химических веществ. В связи с этим, редис является удобным модельным объектом для получения новых сведений о биологической активности веществ, в частности, о токсичности НЧ для растений [5, 6]. Из бобовых культур большой популярностью пользуется соя, эта культура лидирует по объемам возделывания в мире, благодаря высокому содержанию белка, а также широкому потреблению человеком и животными [7].

В настоящей работе представлены новые данные о влиянии НК селена в природных полимерных матрицах на прорастание семян редиса, сои и картофеля с целью разработки эффективного и экологически безопасного ростостимулятора сельскохозяйственных растений.

Нанокомпозиты селена получены путем химического синтеза в Иркутском институте химии СО РАН. Они представляют собой НЧ селена, стабилизированные природными полимерами (арабиногалактаном; картофельным крахмалом; каррагинаном). Синтез НК селена с арабиногалактаном (НК Se/Аг) проводили окислением бис(2-фенилэтил)фосфинодиселенофосфината натрия пероксидом водорода в водном растворе арабиногалактана [8]. Синтез НК селена с крахмалом (НК Se/Кр) осуществляли на основе готового препарата крахмала [2]. НК селена с каррагинаном (НК Se/Кар) производили на основе готового препарата каррагинана [9]. Все используемые НК селена хорошо растворимы в воде.

В работе исследована ростостимулирующая активность НК селена по их влиянию на биометрические (длина/масса побега и корня) и биохимические (содержание диеновых конъюгатов (ДК), активность антиоксидантного фермента глютатионпероксидаза (ГПО)) показатели проростков трех культур. В исследованиях использовали семена редиса Raphanus sativus L.: var. radicula Pers., сорт “18 дней”, характеризующийся скороспелостью и высоким выходом товарной продукции; семена сои Glycine max (L.) Merril, сорт “Черемшанка”, относящийся к скороспелым и высокопродуктивным линиям, возделываемым в Сибири; клубни картофеля Solanum tuberosum L., сорт “Гала”, скороспелый, высокоурожайный.

Для экспериментов по исследованию влияния НК селена в природных матрицах на прорастание редиса и сои семена дезинфицировали 1 мин в 96% этиловом спирте, затем 20 мин в перекиси водорода. После 3-х кратного отмывания водой семена замачивали 30 мин в растворе НК с концентрацией селена 0.000625%, подобранной нами ранее. Далее семена высаживали на влажную фильтровальную бумагу в чашки Петри и проращивали 5 сут в темноте при 26°С. Клубни картофеля обрабатывали НК путем опрыскивания, проращивали в темноте 14 сут. Всхожесть культур определяли в соответствии с ГОСТ 12038-84 “Семена сельскохозяйственных культур. Методы определения всхожести”. В конце эксперимента анализировали длину и массу побега и корня, а также биохимические показатели. Определение первичных продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ), ДК, в тканях побега и корня проростков редиса, сои и картофеля проводили по методике с использованием гексана и изопропанола [10]. Активность ГПО в проростках оценивали по изменению содержания восстановленного глутатиона в пробах до и после инкубации с субстратом в ходе цветной реакции с 5,5'-дитиобис-2-нитробензойной кислотой [11]. Статистическая обработка данных проведена с применением программы SigmaPlot v.12.5.

Было выявлено, что все исследуемые НК не оказывают негативного влияния на всхожесть исследуемых растений. В контроле и опытных образцах всхожесть была 100%. В литературе имеются примеры как положительного влияния НЧ на прорастание семян (НЧ серебра [6] и НЧ церия [12] стимулировали прорастание семян Raphanus sativus), так и отрицательного (НЧ титана замедляли развитие семян Raphanus sativus L. Parvus [5]).

Не выявлено влияния НК на массу побега и корня редиса, однако все НК достоверно увеличивали длину корней проростков этой культуры (табл. 1). Полученный результат согласуется с литературными данными, свидетельствующими о том, что НЧ способны стимулировать рост корня растений. Показано, что длина корней растений перца Capsicum annuum, выращенных на питательной среде с НЧ металлов, была на 7–118% больше, чем у контрольных растений [13]. Влияния НК на длину побегов редиса не было обнаружено (табл. 1). Исследования, поведенные на семенах сои, демонстрируют достоверную стимуляцию роста и увеличения массы побегов по сравнению с контролем при обработке семян НК Se/Кр и НК Se/Кар. Кроме того, под влиянием этих НК увеличивалась длина корня сои, а НК Se/Кар также стимулировал рост его биомассы (табл. 1). Эффект воздействия на прорастание клубней картофеля наблюдался только в варианте с НК Se/Кар (табл. 1).

Таблица 1.

Влияние НК селена в природных матрицах на длину и массу побега и корня редиса, сои и длину и массу проростков картофеля. M ± SE. * – достоверные отличия от контроля, p < 0.05, n = 3

  Вариант Длина побега, см Длина корня, см Масса побега, г Масса корня, г
Редис Контроль 1.85 ± 0.06 8.11 ± 0.23 0.03 ± 0.00 0.04 ± 0.00
НК Se/Аг 1.71 ± 0.06 8.90 ± 0.21* 0.03 ± 0.00 0.04 ± 0.00
НК Se/Кр 1.89 ± 0.06 8.84 ± 0.21* 0.03 ± 0.00 0.04 ± 0.00
НК Se/Кар 1.78 ± 0.05 8.86 ± 0.24* 0.03 ± 0.00 0.04 ± 0.00
Соя Контроль 2.07 ± 0.12 2.13 ± 0.14 0.07 ± 0.00 0.05 ± 0.00
НК Se/Аг 1.90 ± 0.09 2.54 ± 0.14 0.06 ± 0.00 0.05 ± 0.00
НК Se/Кр 3.64 ± 0.21* 4.02 ± 0.33* 0.10 ± 0.01* 0.06 ± 0.00
НК Se/Кар 3.57 ± 0.21* 6.16 ± 0.51* 0.10 ± 0.01*   0.10 ± 0.01*
Картофель Контроль 2.04 ± 0.10 0.27 ± 0.02
НК Se/Аг 2.20 ± 0.11 0.32 ± 0.02
НК Se/Кр 1.90 ± 0.08 0.26 ± 0.02
НК Se/Кар 3.12 ± 0.15* 0.46 ± 0.04*

Прорастание семян всегда сопровождается активированием окислительных процессов, поэтому в качестве биохимической характеристики долгосрочного влияния НК на рост и развитие растений определяли содержание первичных продуктов ПОЛ, а именно ДК, в тканях корня и побега. Известно, что повышение интенсивности процессов ПОЛ наблюдается при биохимическом повреждении клеток, вызванном высоким содержанием активных форм кислорода (АФК). Кроме того, АФК являются молекулами-мессенджерами, запускающими защитные механизмы, повышающие устойчивость клетки к стрессам различной природы [14]. В нашей работе обнаружено, что обработка семян НК приводила к достоверному снижению содержания ДК в тканях корня редиса по сравнению с контролем (рис. 1а). В тканях побега редиса было отмечено повышение содержания ДК относительно контроля, но только при воздействии НК Se/Аг. Не выявлено влияния НК на уровень ДК в тканях корня сои (рис. 1б). Однако все исследуемые НК приводили к увеличению содержания ДК в тканях побега сои. Эффект воздействия на уровень ДК в тканях проростков картофеля был отмечен только в случае НК Se/Аг (снижение по сравнению с контролем, см. рис. 1в). Таким образом, НК Se/Аг оказывает разнонаправленное действие на уровень ПОЛ в растении, понижая его в корнях, но повышая в надземной части. По-видимому, НК Se/Аг приводит к увеличению количества АФК в побегах, что может повышать устойчивость растения к различным стрессовым факторам.

Рис. 1.

Влияние НК селена в природных матрицах на содержание ДК в тканях корня и побега редиса (a), сои (б) и проростков картофеля (в). С – содержание ДК, мкМ г-1 сырой массы. M ± SE. * – достоверные отличия от контроля, p < 0.05, n = 3.

Контроль за уровнем ПОЛ в организме осуществляется с участием антиоксидантных ферментов [14]. Важная роль при этом отводится глутатионпероксидазе (ГПО), так как этот фермент участвует в восстановлении органических перекисей, образующихся при ПОЛ. Ранее было показано, что обработка семян НЧ селена приводит к значительному повышению активности ГПО в тканях томата спустя 50 сут после обработки [15]. В наших исследованиях также была определена активность этого фермента. Оказалось, что в норме активность ГПО примерно в 3 раза выше в корнях, чем в побегах проростков редиса. Показано, что замачивание семян в растворе НК Se/Аг способствовало достоверному повышению активности фермента в корнях на 40% по сравнению с контролем (рис. 2а). Можно отметить следующее: в варианте с обработкой семян НК Se/Аг снижение содержания ДК в корнях было максимальным (на 50% от контроля) в сравнении с другими НК, что согласуется с повышением активности ГПО (рис. 1). Обработка семян редиса НК Se/Кр и НК Se/Кар вызывала достоверное снижение активности ГПО в тканях корня по сравнению с контрольными растениями. Возможно, это связано с влиянием природных полимеров, в которые упакованы НЧ селена (крахмал и каррагинан), на высвобождение селена внутри растения. Влияние НК на активность фермента в тканях побегов редиса (рис. 2а), также, как и в тканях побегов сои, выявлено не было (рис. 2б). У сои наблюдалось повышение активности ГПО только в тканях корня под влиянием НК Se/Кар. Именно в этом варианте обработки семян сои было отмечено повышение массы корня (табл. 1). По-видимому, детоксикация тканей растения благодаря высокой активности ГПО способствовала увеличению биомассы корня. Активность фермента в тканях проростков картофеля не изменялась под воздействием НК (рис. 2в).

Рис. 2.

Влияние НК селена в природных матрицах на активность ГПО в тканях корня и побега редиса (a), сои (б) и проростков картофеля (в). M ± SE. * – достоверные отличия от контроля, p < 0.05, n = 3.

Таким образом, в настоящей работе показано, что НК селена стимулируют рост корней при прорастании семян растений. В зависимости от вида растения этот процесс может быть связан с понижением интенсивности процессов ПОЛ в тканях корня и их активацией в тканях побегов. По-видимому, на редисе этот эффект в случае НК Se/Аг можно объяснить активацией ГПО, а при использовании НК Se/Кр и НК Se/Кар – других антиоксидантных ферментов. НК Se/Аг, кроме того, вызывает индуцированную системную устойчивость растений редиса и сои, приводя к повышению уровня ПОЛ в тканях побегов. Стимуляция роста корней сои под влиянием НК Se/Кар аналогично может быть обусловлена повышением активности ГПО. У картофеля этот НК также приводил к стимуляции прорастания, однако это, вероятно, связано с активацией иных антиоксидантных ферментов. Эти результаты позволяют рассматривать НК селена в качестве потенциальных ростостимуляторов сельскохозяйственных растений.

Список литературы

  1. Zhao L., Lu L., Wang A., et al. // J. Agric. Food Chem. 2020. V. 68 (7). P. 1935–1947. https://doi.org/10.1021/acs.jafc.9b06615

  2. Перфильева А.И., Ножкина О.А., Граскова И.А., и др. // Изв. АН, сер. хим. 2018. № 1. С. 157–163.

  3. Перфильева А.И., Ножкина О.А., Граскова И.А., и др. // ДАН. 2019. Т. 489. № 3. С. 325–330.

  4. Ножкина О.А., Перфильева А.И., Граскова И.А., и др. // Российские нанотехнологии. 2019. Т. 14. № 5–6. С. 74–81.

  5. Manesh R.R., Grassi G., Bergami E., et al. // Ecotoxicol. Environ. Saf. 2018. V. 148. P. 359–366. https://doi.org/10.1016/j.ecoenv.2017.10.051

  6. Zuverza-Mena N., Armendariz R., Peralta-Videa J.R., et al. // Front. Plant Sci. 2016. V. 7. P. 90. https://doi.org/10.3389/fpls.2016.00090

  7. Diers B.W., Specht J., Rainey K.M., et al. // G3 (Bethesda). 2018. V. 8 (10). P. 3367–3375. https://doi.org/10.1534/g3.118.200332

  8. Карпова Е.А., Сухов Б.Г., Колесникова Л.И. и др. Антиоксидантное средство с гепатопротекторным эффектом на основе наноструктурированного селена и способы его получения и применения. Патент на изобретение RUS 2557992 30.12.2013.

  9. Lesnichaya M.V., Shendrik R., Sukhov B.G. // J. Lumin. 2019. V. 211. P. 305–313. https://doi.org/10.1016/j.jlumin.2019.03.056

  10. Владимиров Ю.А., Арчаков А.И. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах. М.: Наука, 1972. 252 с.

  11. Pagila D.E., Valentine W.N. // Lab. Clin. Med. 1967. V. 70. P. 158–169.

  12. Corral-Diaz B., Peralta-Videa J.R., Alvarez-Parril-la  E., et al. // Plant Physiol. Biochem. 2014. V. 84. P. 277–285. https://doi.org/10.1016/j.plaphy.2014.09.018

  13. ечитайло Г.С., Богословская О.А., Ольховская И.П., и др. // Российские нанотехнологии. 2018. Т. 13. № 3–4. С. 57–63

  14. Noctor G., Reichheld J.-P., Foyer C.H. // Semin. Cell Dev. Biol. 2018. V. 80. P. 3–12. https://doi.org/10.1016/j.semcdb.2017.07.013

  15. Hernández-Hernández H., Quiterio-Gutiérrez T., Cadenas-Pliego G., et al. // Plants (Basel). 2019. V. 8 (10). P. 355. https://doi.org/10.3390/plants8100355

Дополнительные материалы отсутствуют.