Доклады Российской академии наук. Науки о жизни, 2021, T. 500, № 1, стр. 483-487

СКАНИРУЮЩАЯ ОПТИЧЕСКО-ЗОНДОВАЯ НАНОТОМОГРАФИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ БИОМАТЕРИАЛОВ И КЛЕТОК

О. И. Агапова 1, А. Е. Ефимов 1, Л. А. Сафонова 1, М. М. Боброва 1, И. И. Агапов 1*, академик РАН С. В. Готье 12

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова” Министерства здравоохранения Российской Федерации
Москва, Россия

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова” Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)
Москва, Россия

* E-mail: igor_agapov@mail.ru

Поступила в редакцию 20.04.2021
После доработки 04.06.2021
Принята к публикации 04.06.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Создание новых эффективных биоискусственных конструкций для задач тканевой инженерии и регенеративной медицины требует разработки и внедрения новых технологических подходов для анализа микро- и наноструктурных особенностей конструкций на основе биоматериалов и их взаимодействия с клетками. В работе представлен новый метод трехмерного мультипараметрического анализа наноструктуры – сканирующая оптическо-зондовая нанотомография в применении к анализу клеток и биоматериалов. Коррелятивная реконструкция распределений флуоресцентных маркеров и особенностей наноструктуры позволяет выполнить количественную оценку ряда параметров трехмерной наноморфологии фибробластов и клеток гепатокарциномы человека Hep-G2, адгезированных на биодеградируемые скаффолды на основе фиброина шелка. Разработанная технология с использованием принципов сканирующей оптическо-зондовой нанотомографии применима для исследования особенностей трехмерной микро- и наноструктуры биометериалов и клеток различных типов.

Ключевые слова: сканирующая зондовая нанотомография, флуоресцентная микроскопия, фибро-бласты, клетки гепатокарциномы человека Hep-G2, фиброин шелка, биосовместимые скаффолды

Разработка новых эффективных конструкций для применения в тканевой инженерии и регенеративной медицине требует поиска новых материалов и создания конструкций для обеспечения адгезии и пролиферации клеток различных типов. Для всестороннего изучения взаимодействия клеток с конструкциями необходимы разработка и внедрение новых технологических подходов для анализа микро- и наноструктурных особенностей конструкций и клеток в их составе, а также количественной оценки параметров взаимодействия клеток с поверхностью конструкций на микро- и наноуровне.

Для проведения подобных исследований в настоящий момент используются различные варианты микроскопии, такие как электронная микроскопия, атомно-силовая микроскопия, оптическая микроспектроскопия высокого разрешения, каждый из которых обладает значительным потенциалом. Для комплексного анализа микро- и наноструктуры конструкций и клеток в их составе перспективным направлением является разработка технологии, комбинирующей различные техники микроскопии для коррелятивных исследований [1]. Такой подход позволяет проводить коррелятивные исследования с высоким разрешением, что дает возможность получить новую уникальную информацию о микро- и наноструктуре и свойствах биологических объектов.

Нами разработана уникальная технология сканирующей оптическо-зондовой нанотомографии (СОЗНТ), комбинирующая ультрамикротом и сканирующий зондовый микроскоп (СЗМ) в одном устройстве в корреляции с методами флуоресцентной оптической микроскопии [2]. Использование методики СОЗНТ позволяет изучать трехмерную микро- и наноструктуру конструкций на основе биосовместимых материалов, клеток, тканей и тканеинженерных конструкций, в корреляции с исследованием локализации флуоресцентных маркеров в объеме изучаемых образцов. В том числе разработанный метод может быть успешно использован для определения параметров трехмерной наноморфологии биодеградируемых скаффолдов с культивированными клетками.

Ниже представлены исследования образцов клеток линий мышиных фибробластов 3Т3 и гепатокарциномы человека Hep-G2 на скаффолдах из фиброина шелка. Конструкции для культивирования клеток получали из фиброина шелка тутового шелкопряда Bombyx mori. Данный материал обладает уникальным сочетанием свойств, которые позволяют получать конструкции с различной структурой на его основе для применения во множестве областей регенеративной медицины и тканевой инженерии [35]. Биосовместимость конструкций на основе фиброина шелка обеспечивает эффективное культивирование клеток, в том числе, адгезию клеток, а физико-химические свойства конструкций позволяют проводить различные манипуляции для пробоподготовки образцов для СЗОНТ, что позволяет рассматривать их как перспективные подложки для проведения исследований методом СЗОНТ. Скаффолды в виде пленок на основе фиброина шелка для культивирования клеток были получены по протоколу, описанному в [6].

В экспериментах использовали клеточные линии мышиных фибробластов 3T3 и гепатокарциномы человека Hep-G2. Для получения образцов с клетками для исследований методом СЗОНТ суспензию клеток в среде инкубации переносили в подготовленные лунки 48-луночных планшетов из расчета 2000 клеток на лунку в 500 мкл среды инкубации. Планшеты инкубировали в термостате при 37°С и 5% CO2.

Для исследований клеток на скаффолдах методом флуоресцентной СЗОНТ клетки предварительно окрашивали флуоресцентными красителями FITC и DAPI. В ходе получения образца для СОЗНТ производили дегидратацию образцов скаффолдов с адгезированными клетками проводкой по спиртам с увеличивающейся концентрацией и заливку образцов в эпоксидную среду [3].

Трехмерный СЗОНТ-анализ образцов выполнялся с использованием специализированного СЗМ, комбинированного с ультрамикротом Leica EM UC6 (Leica Microsystems GmbH, Австрия) для сканирующей зондовой нанотомографии [2]. Данная уникальная научная установка – система зондово-оптической 3D-корреляционной микроскопии (http://ckp-rf.ru/usu/486825/), созданная с участием авторов настоящей работы, – позволяет выполнять серийные СЗМ-измерения наноструктуры поверхности объектов непосредственно после последовательных сверхтонких срезов образца ультрамикротомом в корреляции с флуоресцентной оптической микроскопией той же области среза образца.

На рис. 1а–1в представлены результаты коррелятивных измерений клетки Hep-G2 – флуоресцентные изображения высокого разрешения, отображающие окрашивания DAPI и FITC и СЗМ-изображение того же участка клетки, адгезированной на скаффолд. Полученные изображения позволяют выделить оформленное ядро, занимающее значительный внутренний объем клетки, внутри которого выделяются области хроматина, а также белковые структуры. Анализ поверхности среза при помощи СЗМ позволяет значительно повысить разрешение по сравнению с оптическими методами. Полученные коррелятивные флуоресцентные и СЗМ-изображения фибробласта представлены на рис. 1е–1з. По результатам коррелятивного анализа помимо ядра в клетке были обнаружены множественные включения белковой природы.

Рис. 1.

Анализ образцов клеток гепатокарциномы человека Hep-G2 и фибробластов 3Т3, культивированных на скаффолдах в виде пленок на основе фиброина шелка. а – флуоресцентное изображение поверхности среза скаффолда с адгезированной клеткой Hep-G2, окрашивание DAPI, увеличение ×1000, размерный отрезок – 5 мкм; б – коррелятивное флуоресцентное изображение той же области, окрашивание FITC; в – коррелятивное СЗМ-изображение топографии поверхности среза в той же области, размер скана 32 × 20 мкм, диапазон вариации высоты 9 нм. г – Трехмерная СЗНТ-реконструкция фрагмента клетки гепатокарциномы человека Hep-G2, адгезированной на скаффолд, 32.0 × 22.0 × 3.6 мкм, толщина среза 150 нм, размерный отрезок 5 мкм. Стрелка указывает плоскость сечения, соответствующую СЗМ-изображению, приведенному на панели В. д – Трехмерная СЗНТ-реконструкция фибробласта, адгезированного на скаффолд, 31.0 × 25.0 × 2.4 мкм, толщина среза 150 нм, размерный отрезок 5 мкм. Стрелка указывает плоскость сечения, соответствующую СЗМ-изображению, приведенному на панели З. е – флуоресцентное изображение поверхности среза скаффолда с адгезированным фибробластом, окрашивание DAPI, увеличение ×1000, размерный отрезок – 5 мкм; ж – коррелятивное флуоресцентное изображение той же области, окрашивание FITC; з – коррелятивное СЗМ-изображение топографии поверхности среза в той же области, размер скана 32×15.4 мкм, диапазон вариации высоты 15 нм.

Для трехмерных реконструкций фрагментов фибробласта и клетки гепатокарциномы человека Hep-G2 было получено соответственно 16 и 24 последовательных СЗМ-изображений участков скаффолдов с адгезированными клетками после последовательных срезов образца толщиной 150 нм. Полученные при помощи программного пакета Image Pro Plus 6.0 3DConstructor (MediaCybernetics Inc.) визуализации трехмерной структуры фибробласта и клетки гепатокарциномы человека Hep-G2 показаны на рис. 1г, 1д.

Совокупность данных, полученных в результате трехмерной реконструкции методом СЗОНТ, дает возможность вычислить ряд морфологических параметров изучаемых клеток, таких как средняя шероховатость поверхности клетки Ra, эффективная площадь поверхности σ и длина автокорреляции поверхности клетки L1. Разработанные нами алгоритмы вычисления этих параметров на основе данных СЗНТ подробно описаны в [7]. Стоит отметить, что данные трехмерные параметры невозможно вычислить из двумерных данных, получаемых при помощи стандартных методов СЗМ, флуоресцентной или электронной микроскопии. Шероховатость поверхности клеточной мембраны является важным цитологическим параметром, задействованным в ряде клеточных механизмов, включая клеточную подвижность, адгезию и межклеточные контакты [810]. Она может служить чувствительным индикатором состояния клетки [1113].

Параметры σ и L1 характеризуют степень развитости и характерные латеральные размеры особенностей рельефа поверхности клетки соответственно. Данные параметры также важны для оценки состояния и биологической активности клетки [14].

Также использованный метод позволяет вычислить максимальную толщину адгезированной клетки как высоту поверхности клетки над поверхностью скаффолда h. Параметры, полученные в результате анализа трехмерных структур фибробласта и клетки гепатокарциномы человека Hep-G2, адгезированных на поверхность скаффолда на основе фиброина шелка, представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Морфологические параметры реконструированной трехмерной структуры фибробласта и клетки гепатокарциномы человека Hep-G2

Исследуемая клетка Параметр Значение
Фибробласт Ra, нм 146.5 ± 14.8
σ, ед 1.21 ± 0.03
L1, нм 248 ± 25
h, мкм 6.10 ± 0.1
Hep-G2 Ra, нм 39.5 ± 5.8
σ, ед 1.08 ± 0.02
L1, нм 324 ± 32
h, нм 6.17 ± 0.1

Необходимо отметить, что для проанализированной клетки гепатокарциномы человека Hep-G2 количественные параметры, характеризующие степень шероховатости и развитости ее поверхности, значительно ниже, чем для фибробласта, адгезированного на аналогичный скаффолд на основе фиброина шелка. Это может быть связано с тем, что данная клетка плотнее адгезирует к субстрату. Полученные данные позволяют оценить также объем ядра клетки Hep-G2 на уровне 940 ± 100 мкм3, что составляет 7.3 ± 1.5% от общего объема клетки.

Разработанная технология исследования трехмерных характеристик наномасштабной морфологии фибробластов и клетки гепатокарциномы человека Hep-G2, адгезированных на биодеградируемые скаффолды на основе фиброина шелка, с использованием принципов сканирующей оптическо-зондовой нанотомографии применима для исследования особенностей трехмерной микро- и наноструктуры клеток и клеточно-инженерных конструкций различных типов.

Список литературы

  1. Caplan J., Niethammer M., Taylor R.M.II, et al. The Power of Correlative Microscopy: Multi-modal, Multi-scale, Multi-dimensional // Curr Opin Struct Biol. 2011. V. 21 № 5. P. 686–693.

  2. Mochalov K.E., Chistyakov A.A., Solovyeva D.O., et al. An instrumental approach to combining confocal microspectroscopy and 3D scanning probe nanotomography // Ultramicroscopy. 2017. V. 182. P. 118–123.

  3. Efimov A.E., Moisenovich M.M., Bogush V.G., et al. 3D nanostructural analysis of silk fibroin and recombinant spidroin 1 scaffolds by scanning probe nanotomography // RSC Advances. 2014. V. 4. P. 60943–60947.

  4. Vepari C., Kaplan D.L. Silk as a Biomaterial // Progress in Polymer Science. 2007. V. 32. P. 991–1007.

  5. Koh L.-D., Cheng Y., Teng C.-P., et al. Structures, mechanical properties and applications of silk fibroin materials // Progress in Polymer Science. 2015. V. 46. P. 86–110.

  6. Патент РФ на изобретение № 2740872. МПК G01Q 60/00, B82Y 35/00. Подложка для исследования биологического образца методом сканирующей зондовой нанотомографии и способ ее получения / Агапов И.И., Агапова О.И., Боброва М.М., и др., Дата подачи заявки: 27.07.2020. Опубликовано: 21.01.2021. // Бюл. № 3.

  7. Efimov A.E., Agapova O.I., Safonova L.A., et al. Cryo scanning probe nanotomography study of the structure of alginate microcarriers // RSC Advances. 2017. V. 7 № 15. P. 8808–8815.

  8. Keren K., Pincus Z., Allen G. M., et al. Mechanism of shape determination in motile cells // Nature. 2008. V. 453. P. 475–481.

  9. Krobath H., Schütz G. J., Lipowsky R., et al. Lateral diffusion of receptor-ligand bonds in membrane adhesion zones: Effect of thermal membrane roughness // Europhysics Letters. 2007. V. 78. P. 38003/1–38003/6.

  10. Reister E., Bihr T., Seifert U., et al. Two intertwined facets of adherent membranes: Membrane roughness and correlations between ligand–receptors bonds // New Journal of Physics. 2011. V. 13. P. 025003/1–025003/15.

  11. Antonio P.D., Lasalvia M., Perna G., et al. Scale independent roughness value of cell membranes studied by means of AFM technique // Biochimica et Biophysica Acta (BBA) – Biomembranes. 2012. V. 1818 P. 3141–3148.

  12. Lee H., Veerapandian M., Kim B.T., et al. Functional nanoparticles translocation into cell and adhesion force curve analysis // Journal of Nanoscience and Nanotechnology. 2012. V. 12. P. 7752–7763.

  13. Wang Y., Xu C., Jiang N., et al. Quantitative analysis of the cell-surface roughness and viscoelasticity for breast cancer cells discrimination using atomic force microscopy // Scanning. 2016. V. 38. P. 558–563.

  14. Staykova M., Holmes D.P., Read C. et al. Mechanics of surface area regulation in cells examined with confined lipid membranes // PNAS. 2011. V. 108. P. 9084–9088.

Дополнительные материалы отсутствуют.