Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2020, T. 56, № 7, стр. 621-621

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ПАССИВНОГО ЗАЛОГА ДЕТЬМИ 5–8 ЛЕТ

О. В. Кручинина 1*, Е. П. Станкова 1, Д. С. Толкачева 2, Д. М. Гийемар 1, Е. И. Гальперина 1

1 ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН
Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: kruchinina_ol@mail.ru

Полный текст (PDF)

Считается, что навык анализа синтаксиса формируется позднее, чем семантики – только после 6–7 лет (Friederici, 2011). Возраст становления навыка понимания логико-грамматических конструкций русскоговорящими детьми до сих пор не установлен однозначно. Цели нашего исследования: 1) разработка и апробация стимульного материала; 2) оценка понимания пассивного залога детьми 5–8 лет.

Был разработан стимульный материал, включавший: 1) 336 предложений с прямым порядком слов в активном (АЗ) и пассивном (ПЗ) залоге. В качестве объекта и субъекта действия в предложения были включены пары одушевленных существительных, сбалансированных по роду, склонению, количеству слогов и частотности; действия обозначались глаголами и причастиями совершенного вида, подходящими по смыслу к существительным. 2) 118 сюжетных картинок, соответствующих содержанию предложений (изображения выровнены по размеру, цвету, детализации).

В онлайн-тестировании приняли участие дети без речевой патологии: 5–6 лет (N = 16, ср. возраст = 6.1 ± 0.6, 8 девочек) и 7–8 лет (N = 19, ср. возраст = 7.7 ± 0.7, 9 девочек). Испытуемый должен выбирать картинку, соответствующую по смыслу предъявляемому на слух предложению. Исследование было разделено на 8 серий. В одну экспериментальную серию входило 42 пробы (по 21 предложению АЗ и ПЗ).

Дети 5–6 лет в среднем принимали правильное решение в 84.9% случаев, дети 7–8 лет – в 94.4%. У детей обеих групп понимание логико-грамматических конструкций с пассивным залогом вызывало больше затруднений, чем с активным (5–6 лет: 60% ошибок пришлось на ПП и 40% на АП, 7–8 лет: 66.6% и 33.4% соответственно). Скорость реакции в двух возрастных группах также различается: дети 5–6 лет принимают правильное решение за 2.45 ± ± 1.1 с, а 7–8 лет – 1.88 ± 0.8 с. Таким образом, 1) разработанный стимульный материал релевантен для оценки понимания ПЗ и будет использоваться в дальнейших нейрофизиологических исследованиях; 2) уже в 5–6 лет уровень понимания ПЗ достаточно высок, однако продолжает совершенствоваться к школьному возрасту.

Финансирование работы: РФФИ 19-013-00923 и госзадание ИЭФБ РАН.

Дополнительные материалы отсутствуют.