Физика металлов и металловедение, 2019, T. 120, № 3, стр. 301-306

Влияние скорости ударно-волнового нагружения на структурно-фазовые превращения азотистой Cr–Mn аустенитной стали

В. В. Сагарадзе a*, Н. В. Катаева a, А. В. Павленко b

a Институт физики металлов УрО РАН
620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18, Россия

b РФЯЦ ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина
456770 Челябинская обл., Cнежинск, ул. Васильева, 13, Россия

* E-mail: vsagaradze@imp.uran.ru

Поступила в редакцию 12.07.2018
После доработки 23.07.2018
Принята к публикации 14.08.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Методами металлографии, трансмиссионной электронной микроскопии и EBSD анализа выполнено исследование структурно-фазовых превращений при различных скоростях ударно-волнового нагружения в аустенитной нержавеющей стали типа 0.4N–20Сr–6Ni–11Mn–2Mo–V–Nb (Х20Н6Г11М2АФБ). В процессе ударной деформации при скорости 471 м/с в исследованной стали наблюдалось повышение плотности дислокаций до 8 × 1010 см–2 и образование ε-мартенсита с ГПУ-решеткой. Увеличение скорости нагружения от 471 до 904 м/с при исходной комнатной температуре приводит к большему разогреву образцов аустенитной стали без образования рекристаллизованных зерен, но вызывает обратное ε → γ-превращение с наследованием дислокаций.

Ключевые слова: аустенитная сталь, ударно-волновое воздействие, эпсилон-мартенсит, электронная микроскопия, EBSD-анализ, структура, рекристаллизация, разориентация зерен, скорость деформации

ВВЕДЕНИЕ

Высокопрочные азотсодержащие аустенитные стали, в частности стали типа Х20Н6Г11М2АФБ [1–5 ], могут быть использованы в качестве плакирующего материала корпусов судов ледокольного флота [6]. Это объясняется повышенной прочностью и износостойкостью таких материалов против истирания в ледовом окружении [7], а также высоким сопротивлением питтинговой коррозии и коррозионному растрескиванию под напряжением в морской воде [810]. Одним из режимов упрочнения стали Х20Н6Г11М2АФБ является закалка с прокатного нагрева [4, 10]. При этом свойства стали обеспечиваются в результате твердорастворного упрочнения азотом, сохранения высокотемпературной субзеренной структуры и частичного распада аустенита с выделением наноразмерных нитридов. Снижение скорости охлаждения после прокатки может привести к ускоренному выделению приграничных нитридов, что заметно снижает ударную вязкость и сопротивление коррозионному растрескиванию под напряжением [11]. Другой способ обработки, исключающий возможность приграничных выделений нитридов в аустените, заключается в закалке стали от высокой температуры с практически полным переходом азота в твердый раствор аустенита [12]. Дополнительное упрочнение с повышением предела текучести σ0.2 до 700 МПа и более обеспечивается холодной или теплой прокаткой на 10–15%. До настоящего времени нет сведений о возможных структурных изменениях в подобной аустенитной стали при ударном нагружении, в частности в процессе активного продвижения ледокола через ледовые поля. В представленной работе исследовано влияние ударного нагружения с разными скоростями на структурно-фазовые превращения в азотсодержащей Cr–Mn аустенитной стали.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовали азотистую аустенитную сталь 0.4N–20Сr–6Ni–11Mn–2Mo–V–Nb (Х20Н6Г11М2АФБ). Ударно-волновое воздействие осуществляли с помощью легкогазовой одноступенчатой пушки, вызывающей соударение в вакууме двух пластин (ударника и образца) из одного и того же испытуемого материала. Покоящийся образец располагали на дульном срезе пушки. Скорость соударения определяла амплитуду воздействия, а толщина ударника – длительность нагружения. Испытание проводили с двумя скоростями (471 и 904 м/с) при исходной комнатной температуре.

Структуру и фазовый состав стали изучали с помощью светового микроскопа ALTAMI и трансмиссионного электронного микроскопа JEM-200CX с анализом микродифракций и темнопольных изображений. Размер и разориентацию зерен после различных режимов горячей деформации определяли с помощью сканирующего растрового микроскопа Quanta 200, оснащенного системой автоматического анализа картин дифракции обратно-рассеянных электронов (метод EBSD-анализа). Подготовку образцов для исследований осуществляли электрополировкой в растворе ортофосфорной кислоты и хромого ангидрита. С помощью программного обеспечения для обработки картин дифракции обратно-рассеянных электронов TSL OIM Analysis получали изображение микроструктур в виде карт распределения ориентировок кристаллитов. Большеугловыми (БУ) границами считали границы зерен с разориентировкой более 15°, границы с разориентировкой менее 15° рассматривали как малоугловые (МУ) границы или субграницы. Средний размер зерен считали по EBSD – картам методом случайных секущих в направлении, перпендикулярном направлению прокатки.

ЭкСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изменение зеренной структуры стали в результате деформации со скоростями 471 и 904 м/с при 20°С

Изменение размеров зерен аустенитной стали Х20Н6Г11М2АФБ в процессе разогрева образцов при ударно-волновом воздействии может происходить в результате рекристаллизации при высокой скорости нагружения. Сталь в исходном состоянии после закалки с прокатного нагрева содержала преимущественно полиэдрические зерна аустенита размером 40–120 мкм и до 7% мелких зерен δ-феррита размером 5–20 мкм, выстроенных в цепочки в основном в направлении прокатки (рис. 1а). Распределение зерен по углам разориентации анализировали с помощью обработки картин дифракции обратно-рассеянных электронов. На рис. 1б представлено распределение межзеренных БУ границ с углами разориентации 15°–180° (темные линии) и МУ границ с углами разориентации 2°–15° (более светлые линии) для стали Х20Н6Г11М2АФБ в исходном состоянии. Преобладают мелкие и более крупные зерна с большеугловыми границами (около 90% в исследованном участке образца). Цепочки самых мелких зерен являются δ-ферритом (рис. 1б, 1в). Расположение зерен δ-феррита с ОЦК-решеткой представлено на темном фоне аустенитной матрицы с ГЦК-решеткой (рис. 1в).

Рис. 1.

Микроструктура стали Х20Н6Г11М2АФБ в исходном состоянии: световая металлография (а), схема БУ и МУ границ (соответственно темные и более светлые линии) (б) и расположение зерен δ- феррита (светлые участки) в аустенитной матрице (темные участки) (в).

Ударно-волновое воздействие со скоростями 471 и 904 м/с практически не изменяет зеренную структуру стали Х20Н6Г11М2АФБ (рис. 2а, 2б). Новые рекристаллизованные зерна обнаружены не были. Это свидетельствует о том, что разогрев стали при используемых скоростях воздействия не превышал 750–800°С, когда могут появляться первые кристаллы рекристаллизованного аустенита. Небольшое количество внутризеренных МУ границ присутствует в деформированных образцах (рис. 2а, 2б). Следует отметить заметную разнозернистость по сечению образцов стали в исходном состоянии, что не позволяет получить точные средние размеры зерен в разных участках образцов после деформационного воздействия. Рассчитанные средние размеры кристаллов сплава Х20Н6Г11М2АФБ, состоящего из мелких зерен феррита и более крупных зерен аустенита, составляют 26.5, 30.4, 23.7 мкм соответственно для исходного и деформированного при 471 и 904 м/c состояний. Наблюдаемая небольшая разница в средних величинах зерен связана с неоднородностью исходной зеренной структуры и не отражает изменение их размеров в результате высокоскоростной деформации. Гистограммы распределения границ зерен по углу разориентации после деформационного воздействия со скоростями 471 и 904 м/c также мало отличаются друг от друга (рис. 3). Основные деформационно-индуцированные структурные изменения происходят внутри зерен, что подтверждается электронно-микроскопическими исследованиями.

Рис. 2.

Схема БУ и МУ-границ зерен (соответственно темные и более светлые линии) в стали 04Х20Н6Г11М2АФБ после ударно-волнового воздействия при исходной комнатной температуре со скоростями 471 (а) и 904 м/с (б).

Рис. 3.

Гистограммы распределения границ зерен по углу разориентации в стали 04Х20Н6Г11М2АФБ после ударно-волнового воздействия со скоростями 471 (а) и 904 м/с (б) при исходной комнатной температуре.

Изменение тонкой структуры стали в результате деформации со скоростями 471 и 904 м/с при исходной комнатной температуре

В процессе ударной деформации со скоростью 471 м/с при исходной температуре 20°С в исследованной стали наблюдается образование большого количества дислокаций и кристаллов ε-мартенсита с ГПУ-решеткой (рис. 4), что типично для Cr–Mn-аустенитных сталей с пониженной энергией дефекта упаковки. На электронограмме деформированной стали (рис. 4в) присутствуют сетки рефлексов от ГЦК-аустенита и ε-мартенсита с осями зон соответственно [011]γ и [111]ε.

Рис. 4.

Светлопольное (а) и темнопольное (б) изображения пластин ε-мартенсита с соответствующей микродифракцией (в) и темнопольное изображение карбонитридов (г) в составном рефлексе (200)γ + (200)V,Nb(N,C) в стали Х20Н6Г11М2АФБ, подвергнутой ударно-волновому нагружению при комнатной температуре со скоростью 471 м/с.

Пластинчатые кристаллы ε-фазы хорошо видны на светлопольном и темнопольном изображениях (рис. 4а, 4б). Эти кристаллы, в свою очередь, претерпевают дополнительное деформационное воздействие при их пересечении дислокациями по поперечно распложенным плоскостям, что приводит к дроблению ε-пластин и возможно к их частичному двойникованию. В пределах зерна деформированного аустенита наблюдаются также дисперсные частицы карбонитридов типа V,Nb(C,N) размером менее 10 нм (см. темнопольное изображение на рис. 4г), изоморфных аустенитной матрице с осью зоны [011]. Соответствующие карбонитридные рефлексы видны на электронограмме (рис. 4в).

Следует отметить, что степень деформации сохраненных образцов неодинаковая. В пределах исходных аустенитных зерен в процессе ударно-волнового нагружения со скоростью 471 м/с в отдельных участках формируются протяженные полосовые скопления дислокаций с повышенной плотностью – до (5–8) × 1010 см–2 (рис. 5а, 5б). Эти скопления дислокаций образовались на месте бывших кристаллов ε-фазы. Если в процессе ударно-волнового нагружения происходит разогрев отдельных участков образца выше 250–300°С, то в стали должно происходить обратное мартенситное превращение ε → γ. Появление в аустенитных зернах вытянутых зон с повышенной плотностью дислокаций, которые имеют ту же ГЦК-решетку и ориентацию, как аустенитная матрица (рис. 5в), однозначно свидетельствует о развитии обратного мартенситного превращения ε → γ в процессе ударного воздействии. При этом имеет место фазовый наклеп аустенита [12] в результате циклического γ → ε → γ-превращения (в виде повышенной плотности дислокаций до (5–8) × 1010 см–2) на месте бывших кристаллов ε-мартенсита. Следует отметить тот факт, что обычно плотность дислокаций в высокомарганцевых сталях после цикла γ → ε → γ-превращений изменяется незначительно из-за высокой обратимости этих превращений и не приводит к рекристаллизации аустенита от фазового наклепа [13]. Однако в настоящей работе высокая концентрация дислокаций в фазанаклепанном аустените объясняется предварительной интенсивной деформацией ε‑фазы в процессе ударно-волнового нагружения.

Рис. 5.

Полосовая дислокационная структура аустенита (а, б) и соответствующая микродифракция (в) после γ → ε → γ превращения в стали Х20Н6Г11М2АФБ, подвергнутой ударно-волновому нагружению со скоростью 471 м/с при исходной комнатной температуре.

На рис. 6а представлена структура стали Х20Н6Г11М2АФБ после ударно-волнового нагружения со скоростью 904 м/с при исходной комнатной температуре.

Рис. 6.

Структура стали Х20Н6Г11М2АФБ после ударно-волнового нагружения со скоростью 904 м/с при исходной комнатной температуре (а) и соответствующая электронограмма (б).

Увеличение скорости деформационного воздействия почти в 2 раза (по сравнению с ранее рассмотренным случаем) привело к существенному повышению температуры образца, что способствовало более полному развитию обратного мартенситного превращения ε → γ. При этом в структуре полностью исчезли кристаллы ε-мартенстита и на их месте сформировались вытянутые аустенитные области с повышенной плотностью дислокаций (до 8 × 1010 см–2). Наблюдаемые дислокационные полосы имеют такую же ориентацию, как и исходная аустенитная матрица (см. микродифракцию на рис. 6б от монокристальной γ-фазы с осью зоны [123]γ), что свидетельствует о восстановлении ориентации аустенита после прямого и обратного мартенситных превращений γ → ε → γ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнено исследование структурно-фазовых превращений при различных скоростях ударно-волнового нагружения в аустенитной азотистой Cr–Mn-стали типа Х20Н6Г11М2АФБ, содержащей около 7% δ-феррита. Показано отсутствие рекристаллизации при разогреве образцов в условиях деформации со скоростями 471 и 904 м/с. В процессе ударной деформации в исследованной стали наблюдалось повышение плотности дислокаций и развитие прямого мартенситного превращения с образованием ε-мартенсита с ГПУ-решеткой. Формирование внутри аустенитных зерен вытянутых участков с повышенной плотностью дислокаций (до 8 × 1010 см–2), которые имеют ту же ГЦК-решетку, как аустенитная матрица, свидетельствует также о развитии обратного ε → γ-превращения при ударном воздействии с возникновением участков, упрочненных фазовым наклепом. Увеличение скорости ударно-волнового нагружения от 471 до 904 м/с при исходной комнатной температуре приводит к дополнительному разогреву образцов и вызывает активизацию обратного ε → γ-превращения с наследованием дислокаций.

Работа выполнена по темам “Структура”, № АААА-А18-118020190116-6 и “Давление” № АААА-А18-118020190104-3. Электронно-микроскопические исследования проведены в ОЭМ ЦКП ИФМ УрО РАН.

Список литературы

  1. Горынин И.В., Рыбин В.В., Малышевский В.А., Калинин Г.Ю., Малахов Н.В., Мушникова С.Ю., Ямпольский В.Д. Создание перспективных принципиально новых коррозионно-стойких корпусных сталей, легированных азотом // Вопр. материаловедения. 2005. № 2(42). С. 40–54.

  2. Горынин И.В, Малышевский В.А., Рыбин В.В. Высокопрочные свариваемые корпусные стали для подводного кораблестроения: вчера, сегодня, завтра / Роль Российской науки в создании отечественного подводного флота // Под редакцией Саркисова А.А. РАН. М.: Наука, 2008. С. 281–288.

  3. Горынин И.В., Малышевский В.А., Калинин Г.Ю., Мушникова С.Ю., Банных О.А., Блинов В.М., Костина М.В. Коррозионно-стойкие высокопрочные азотистые стали // Вопросы материаловедения. 2009. № 3(59). С. 7–16.

  4. Калинин Г.Ю., Малышевский В.А., Мушникова С.Ю., Петров С.Н., Ямпольский В.Д. Влияние степени горячей пластической деформации на микроструктуру и механические свойства аустенитной высокопрочной коррозионно-стойкой стали 05Х19Н5Г12АМ2БФ // Вопр. материаловедения. 2003. № 4(36). С. 1–7.

  5. Коррозионно-стойкая высокопрочная немагнитная сталь и способ еe термодеформационной обработки // Патент РФ № 2392348, “Бюллетень ФИПС (Роспатент”, № 17, 27.02.2010. Горынин И.В., Рыбин В.В., Малышевский В.А., Голуб Ю.В., Гутман Е.Р., Калинин Г.Ю., Малахов Н.В., Мушникова С.Ю., Фомина О.В., Харьков А.А., Цуканов В.В., Ямпольский В.Д., Дурынин В.А., Афанасьев С.Ю., Баландин С.Ю., Батов Ю.М., Немти-нов А.А., Степанов А.А., Луценко А.Н.

  6. Сагарадзе В.В., Катаева Н.В., Мушникова С.Ю., Калинин Г.Ю., Харьков О.А.,. Костин С.К, Парменова О.Н. Структура и свойства плакированной двухслойной стали для корпусов арктических судов // Вопр. материаловедения. 2015. № 3(83). С. 14–25.

  7. Коршунов Л.Г., Сагарадзе В.В., Черненко Н.Л., Печеркина Н.Л., Калинин Г.Ю., Мушникова С.Ю., Харьков О.А. Структура и трибологические свойства азотсодержащих нержавеющих аустенитных сталей. // Вопр. материаловедения. 2012. № 3(71). С. 136–145

  8. Филиппов Ю.И., Сагарадзе В.В., Завалишин В.А., Печеркина Н.Л., Катаева Н.В., Мушникова С.Ю., Костин С.К., Калинин Г.Ю. Акустически регистрируемое коррозионное растрескивание под напряжением азотистых аустенитных сталей // ФММ. 2014. Т. 115. С. 624–637.

  9. Мушникова С.Ю., Сагарадзе В.В., Филиппов Ю.И., Катаева Н.В., Завалишин В.А., Малышевский В.А., Калинин Г.Ю., Костин С.К. Сравнительный анализ коррозионного растрескивания аустенитных сталей с разным содержанием азота в хлоридных и водородсодержащих средах // ФММ. 2015. Т. 116. С. 663–672.

  10. Мушникова С.Ю., Костин С.К., Сагарадзе В.В., Катаева Н.В. Cтруктура, свойства и сопротивление коррозионному растрескиванию азотсодержащей аустенитной стали, упрочненной термомеханической обработкой // ФММ. 2017. Т. 118. № 11. С. 1223–1235

  11. Сагарадзе В.В., Печеркина Н.Л., Завалишин В.А., Филиппов Ю.И., Мушникова С.Ю., Калинин Г.Ю. Влияние скорости охлаждения в интервале 1100–800°С на механические свойства и структуру азотсодержащей аустенитной стали // Вопр. материаловедения. 2011. № 3(67).С. 5–12.

  12. Сагарадзе В.В., Фомина О.В., Вихарева Т.В., Катаева Н.В., Кабанова И.Г., Завалишин В.А. Особенности распада дельта-феррита в азотсодержащих аустенитных сталях // ФММ, 2018. Т. 119. № 3. С. 296–302.

  13. Сагарадзе В.В., Уваров А.И. Упрочнение и свойства аустенитных сталей. Екатеринбург. РИО УрО РАН, 2013. 720 с.

  14. Сагарадзе В.В., Терещенко Н.А., Уваров А.И. О перекристаллизации Fe–Мn-сплавов, испытавших γ → → ε → γ-превращение // ФММ. 1984. Т. 58. Вып. 1. С. 81–89.

Дополнительные материалы отсутствуют.