Геоэкология. Инженерная геология, гидрогеология, геокриология, 2020, № 5, стр. 78-88

Основные принципы оценки риска урбанизированных территорий

В. Н. Бурова *

Институт геоэкологии им. Е.М. Сергеева Российской академии наук (ИГЭ РАН)
101000 Москва, Уланский пер., 13, стр. 2, Россия

* E-mail: valentina_burova@mail.ru

Поступила в редакцию 12.04.2020
После доработки 27.04.2020
Принята к публикации 12.05.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Разработаны методические подходы к оценке риска урбанизированных территорий на основе моделей его формирования, обусловленных взаимодействием природных и техногенных факторов. Модели формирования риска отвечают конечным таксонам районирования территории по природным и техногенным факторам. Конечный таксон районирования имеет буквенно-цифровой код. Каждому фактору присвоен соответствующий балл на основании экспертной оценки. Интегральная балльная оценка модели риска состоит из баллов природных и техногенных факторов и баллов, характеризующих все возможные связи между ними. Ранжирование по категориям риска проведено с использованием матриц возможных сочетаний природных и техногенных параметров с учетов всех возможных их взаимовлияний. Выделено 7 основных моделей формирования риска и 4 категории риска с соответствующими значениями: менее 20 баллов – низкая, 20–53 – средняя, 54–85 – высокая; более 85 – очень высокая. На основании предложенных подходов оценки риска проведено картографирование по категориям риска участка Покровское-Стрешнево в пределах Северо-Западного административного округа г. Москвы.

Ключевые слова: урбанизированная территория, природные и техногенные факторы, реципиенты опасности, модели риска, оценка риска

ВВЕДЕНИЕ

Процесс урбанизации в XXI в. получил колоссальное развитие. Число городов с населением более 1 млн человек равно 360, а мегаполисов (с населением более 10 млн человек) – 35. Соответственно увеличились площади, численность населения, нагрузки на окружающую среду [4, 13, 15, 16]. Урбанизированные территории – сложные природно-технические системы, характеризующиеся взаимодействием природных и техногенных факторов, обусловливающих негативные изменения и природной, и техногенной среды в виде ее деформирования и (или) разрушения. С увеличением числа вышеперечисленных характеристик городов значительно увеличивается и рост социально-экономических потерь.

Обеспечение безопасного развития городов в современных условиях – одна из важнейших задач во всем мире, решение которой связано, прежде всего, с изучением динамики природы и созданием на этой основе схем территориального развития с учетом всех возможных природных опасностей и функционального назначения территорий городов. Такое направление нашло яркое отражение в зародившейся и оформившейся в самостоятельную научную дисциплину за рубежом в середине XX в., которая называется “урбанистическая геология”. Основополагающий момент данной дисциплины – обязательный учет и оценка воздействия опасных природных процессов.

Большое внимание уделяется развитию дистанционных методов изучения и мониторингу, совершенствованию методов сбора данных, картографированию и моделированию городской среды, оценке геологических опасностей и рисков для целей рационального городского планирования и использования подземного пространства городов [17]. Практически все исследователи оценивают риск путем совмещения карт опасных природных процессов с картами уязвимости городской среды [8, 11, 20, 21], отраженных на картах геологического или геоэкологического риска.

В России изучением взаимодействия природных и техногенных факторов в пределах урбанизированных территорий занимаются, как правило, инженер-геологи и многие специалисты смежных дисциплин. Подходы к составлению этих карт весьма различны, и до настоящего времени нет унифицированной методики оценок как уязвимости и опасности природных процессов, так и оценки риска урбанизированной территории [5, 12]. Соответственно данную проблему нельзя считать решенной. К тому же оценка уязвимости до настоящего времени – самая сложная, далеко неопределенная и неразработанная составляющая оценок риска в отличии от оценок опасности, имеющих гораздо большую историю их разработки как в России, так и за рубежом.

В настоящее время по-прежнему уделяется большое внимание данной проблеме, в большинстве случаев в работах делается акцент на социально-экономические оценки и загрязнение городов [1, 19]. Пристальное внимание уделяется распространению природных опасностей в регионах и крупных городах, но без оценки риска как вероятностного ущерба, выраженного в экономических, социальных или балльных оценках [5, 14, 18]. Есть очень интересные работы по картографированию урбанизированных территорий, в основе которых заложен принцип взаимосвязи природных компонентов и учет нарушения этих связей под влиянием техногенных воздействий. Но, все эти принципиальные моменты касаются элементов ландшафта, а в конечном итоге – их загрязнения [12].

Основная цель данной работы – разработка новых подходов к оценке риска городских территорий, подверженных воздействию опасных природных процессов и их взаимодействию с техногенными объектами.

Обсуждаемые подходы включают в себя районирование территории по основным природным и техногенным факторам, определяющим модели формирования риска, типизацию реципиентов опасности, выбор модели для каждого конкретного случая, ранжирование риска по категориям, оценку риска и картографирование участка исследований. Под моделями понимается определенный алгоритм развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов и их взаимодействий с конкретным объектом (реципиентом опасности). Возникающие при этом взаимодействии потери чаще всего проявляются в виде деформирования и разрушения зданий и сооружений, выраженные в соответствующих показателях риска.

В работе предложена балльная оценка риска, учитывающая значимость влияния каждого фактора (природного и техногенного) на модель формирования риска и его конечные значения. Значимость каждого фактора определяется на основе проведенной унификации и экспертной оценки, что делает предложенный подход оценки риска универсальным и имеющим некоторые преимущества, а также дающим возможность наглядно продемонстрировать его применение для составления карт риска урбанизированных территорий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследования и разработка основных подходов к оценке риска урбанизированной территории в данной работе привязаны к г. Москве – крупнейшему мегаполису России.

Исходя из разработанной методологии оценки риска, при любых уровнях исследования, в первую очередь, необходимо иметь четкое представление об источниках и реципиентах опасности, что позволяет выделить однотипные модели формирования риска, соответственно характеризующиеся сопоставимыми потерями в пределах оцениваемых территорий [7].

Природным источником опасности являются опасные геологические и инженерно-геологические процессы, развивающиеся на территории крупных городов. Реципиенты опасности на урбанизированной территории – объекты промышленного, гражданского, административного, транспортного строительства и т.д.

Основные экономические ущербы и риски потерь от проявления опасных процессов на урбанизированных территориях приурочены к застроенным и транспортным зонам. Формирование риска в этих зонах происходит по сложным сценариям.

Определение этих сценариев связано, в первую очередь, с выделением реципиентов риска (основных объектов, на которые воздействуют опасные природные и природно-техногенные процессы и которые, в свою очередь, провоцируют их развитие).

Совершенно очевидно присутствие огромного многообразия как техногенных, так и природных факторов, обусловливающих риски потерь на территории городов. Поэтому первоочередной задачей представляется проведение унификации факторов и доказательности их влияния на формирование риска в обеих средах, что отражено в работе при проведении районирования территории городов [2]. Конечный таксон районирования характеризуется определенным содержанием природного и техногенного характера, отраженного в буквенно-цифровом выражении и соответствии балльному эквиваленту.

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ПРИРОДНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Для характеристики природной составляющей конечных таксонов районирования использована карта инженерно-геологического районирования территории г. Москвы масштаба 1:10 000 [6]. Конечные таксоны районирования территории по природным факторам соответствуют инженерно-геологическим массивам (ИГМ), характеризующимся различным сочетанием критериев, обусловливающих сложность инженерно-геологических условий.

В соответствии с картой инженерно-геологического районирования основные критерии отнесения к различным категориям сложности (а – низкой, б – средней, в – высокой) инженерно-геологических условий (ИГУ):

1) процесс подтопления территории (глубина залегания грунтовых вод менее 5 м);

2) неглубокие оползни;

3) потенциальная карстово-суффозионная опасность;

4) актуальная карстово-суффозионная опасность;

5) глубокие блочные оползни;

6) техногенные грунты, мощностью более 6 м;

7) неоднородная толща в разрезе оцениваемой территории с включением слабых и (или) специфических грунтов (торф, ил), мощностью более 2 м.

В пределах территорий, характеризующихся низкой (а) категорией сложности ИГУ, все перечисленные параметры отсутствуют. На территориях со средней категорией сложности (б) отмечено наличие критериев 1, 2 или 3, с высокой категорией сложности (в) – критерии 4–7, либо различное сочетание критериев 1–7.

Анализ распространения ИГМ на территории Москвы позволил выделить 10 вариантов природной составляющей (Пр1-Пр10), отличающихся по количеству критериев, определяющих категорию сложности ИГУ (табл. 1). Критериям 1, 2 и 3 присваивается 1 балл; критериям 4, 5, 6 и 7 – 2 балла. Все встреченные варианты соотношения критериев оцениваются различными значениями – от 0 (их отсутствие) до 25 баллов (см. табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика природной составляющей конечных таксонов районирования (ИГМ)

Варианты (коды) Количество критериев Условные баллы
Категория (б) Категория (в)
Пр1
Пр2 1 1
Пр3 1 2
Пр4 2 4
Пр5 1 1 6
Пр6 2 8
Пр7 3 9
Пр8 2 1 12
Пр9 1 2 15
Пр10 2 2 25

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ТЕХНОГЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Выделение реципиентов опасности проведено для застроенной жилой (ЗЖ) и транспортной (Т) зон на основе унификации данных об объектах этих зон, с присвоением каждому реципиенту соответствующего балла.

Застроенная жилая зона. Тип застроенной жилой зоны или реципиент опасности выделяется в том случае, если он составляет не менее 25% по площади от всех типов застройки в пределах оцениваемой территории. Застроенная зона подразделяется на различные основные типы (реципиенты опасности) по различным параметрам: материал и технология строительства, этажность, время эксплуатации (возраст), принадлежность к типовому или индивидуальному проектам, что определяет различную уязвимость объекта от опасности определенного генезиса и интенсивности [2]. Дополнительно в качестве реципиентов в пределах жилой застройки учитываются уникальные объекты, историко-культурные и архитектурные памятники (у. об.), а также точечная застройка (т. ст.) в пределах старой на месте снесенных зданий.

Сочетание различных типов застройки жилой зоны теоретически позволяет выделить 12 возможных различных комплектаций основных и дополнительных реципиентов. Исходя из положения о том, что основной тип (реципиент) определяется в том случае, если он занимает не менее 25% площади застройки на оцениваемой территории, и анализа практического распространения реципиентов в застроенной жилой зоне, принято условие об использовании не более трех типов реципиентов (основных и вспомогательных) на оцениваемой территории.

Таким образом, для территории г. Москвы были использованы 8 преобладающих комплектаций указанных реципиентов, которые учитывались при оценках риска [ЗЖ1–ЗЖ8]. Преобладающее число комплектаций относится к сочетанию основных типов реципиентов. Характеристика всех этих комплектаций реципиентов представлена в табл. 2.

Таблица 2.

Характеристика различных сочетаний реципиентов риска в жилой застройке

Реципиенты риска Количество Условные баллы Код сочетаний реципиентов*
основные дополнительные
1 1 1 ЗЖ1
1 + 1 2 4 ЗЖ2
1 (у. об.) 2 6 ЗЖ3
1 (т. ст.) 2 8 ЗЖ4
1 + 1 + 1 3 9 ЗЖ5
1 + 1 (у. об.) 3 12 ЗЖ6
1 + 1 (т. ст.) 3 15 ЗЖ7
1 (у. об.) + (т. ст.) 3 18 ЗЖ8

* Застроенная жилая зона: ЗЖ1 – с 1-м типом жилых зданий, занимающих >75% оцениваемой территории; ЗЖ2 – с 2-мя типами жилых зданий, занимающих >75% оцениваемой территории; ЗЖ3 – с 1-м типом жилых зданий, занимающих не менее 75% оцениваемой территории и уникальными объектами; ЗЖ4 – с 1-м типом жилых зданий, занимающих >75% оцениваемой территории, в пределах которой осуществляется точечное строительство; ЗЖ5 – с 3-мя типами жилых зданий, занимающих >75% оцениваемой территории; ЗЖ6 – с 2-мя типами жилых зданий, занимающих не менее 75% оцениваемой территории и уникальными объектами; ЗЖ7 – с 2-мя типами жилых зданий, занимающих не менее 75% оцениваемой территории, в пределах которой осуществляется точечное строительство; ЗЖ8 – с 1-м типом жилых зданий, занимающих >75% оцениваемой территории и уникальными объектами, в пределах которой осуществляется точечное строительство.

Для интегральной оценки выделенных сочетаний типов застройки и дальнейшей оценки риска также были использованы баллы для каждого выделенного типа. Балл назначался, исходя из сложности оценки уязвимости, основанной на учете не только реакции объекта на воздействие опасности, но и взаимодействие объектов. Жилым типовым зданиям присвоен 1 балл, уникальным объектам – 2 балла, реципиентам точечной застройки – 3 балла.

Транспортная зона. В местах расположения трасс метрополитена и автодорог отмечаются аномальные значения величин оседания поверхности земли и плотности деформированных зданий. На участках сосредоточения центральных пересадочных пунктов метро и прохождения главных наземных магистралей величины осадок достигают 4 мм/год (при среднем значении 1–2 мм/год), а плотность деформаций до 12 зд./км2 (при среднем значении 3 зд./км2). Таким образом, наличие автомагистралей и метрополитена в пределах жилой застройки увеличивает число деформированных зданий от 2 до 4 раз. Это использовано при присваивании баллов различным типам транспортных зон.

При выборе реципиентов транспортной зоны учитывались данные по месту их прохождения и расположения в различных высотных поясах и сочетанию различных видов транспорта: метрополитен (М), автодороги (А), железные дороги (Жд). Отдельно выделяются и типизируются транспортные узлы (ТУ), состоящие из пересечения или совместного расположения линий метрополитена, автомобильных и железных дорог [2].

Выделенным реципиентам транспортной зоны присвоены соответствующие баллы с учетом подходов их типизации (табл. 3). Таким образом, определились 12 типов реципиентов транспортной зоны, характеризующихся значениями баллов от 1 до 5, которые могут располагаться в пределах зон жилой застройки и оказывать воздействие на ее реципиенты. В дальнейших расчетах риска используется один из приведенных кодов реципиентов транспортной зоны.

Таблица 3.

Характеристика реципиентов риска транспортных зон

Коды реципиентов транспортной зоны Условный балл
М1, А1, Жд1 1
А2, Жд2 2
М3, А3, ТУ3 3
М4, А4, ТУ4 4
ТУ5 5

В пределах жилой застроенной зоны теоретически могут быть встречены самые различные сочетания реципиентов транспортной зоны, но на самом деле в этой зоне по генплану города не предусмотрено расположение крупных транспортных наземных узлов. Все выделенные коды метро могут встречаться в пределах всех сочетаний типов жилой застройки. Также расчеты осуществлялись из положения о том, что, если в пределах оцениваемой территории расположено несколько кодов реципиентов транспортных зон, то они осуществляются по наихудшему сценарию, т.е. учитывается присвоенное наибольшее значение баллов.

ОЦЕНКА РИСКА

Оценка и ранжирование риска по категориям были проведены на основе матрицы возможных 530 сочетаний природных и техногенных факторов (схем их взаимодействия) (рис. 1).

Рис. 1.

Матрица соотношений кодов техногенной (ЗЖ, Т) и природной (Пр) составляющих конечных таксонов районирования. 1. ЗЖПр – это 80 теоретически возможных комбинаций для 8 различных кодов реципиентов опасности застроенной жилой зоны (ЗЖ), расположенных в различных природных условиях (Пр), отличающихся по количеству и значимости критериев; 2. ТПр – это 50 теоретически возможных комбинаций для 5 реципиентов опасности транспортной зоны (Т), также расположенных в различных природных условиях (Пр), отличающихся по количеству и значимости критериев; 3. ТЗЖПр – комбинации из первых двух вариантов, отвечающие 400 различным значениям взаимозависимости указанных параметров.

Каждой схеме (из 530 возможных) соответствуют определенное количество баллов в зависимости от числа факторов (природных и техногенных), их значения в баллах, а также количество связей (взаимовлияние) между факторами и их значения в баллах. Каждый фактор в этих схемах влияет на все остальные и получает также ответное воздействие. Условно эти взаимодействия равны сумме баллов факторов каждого такого взаимовлияния. Количество факторов в схемах изменяется от 2 до 8, а количество связей между ними – от 1 до 28. Количество связей строго определяется количеством факторов. Максимальное количество факторов, равно 8, может складываться из 4 природных факторов (Пр10) и 4 техногенных (разные сочетания из реципиентов ЗЖ и Т зон). Техногенные факторы, участвующие в этих схемах следующие: ЗЖ5, ЗЖ6, ЗЖ7, ЗЖ8 и М1, А1, Жд1, А2, Жд2, М3, А3, ТУ3, М4, А4, ТУ4, ТУ5) (см. табл. 1–3).

Интегральная сумма баллов (Σ0) для каждой схемы состоит из суммы всех факторов и суммы всех связей между факторами и определяется по формуле:

(1)
${{\Sigma }_{0}} = \mathop \sum \limits_{i = 1}^n ({{a}_{i}} + \ldots + {{a}_{n}}) + \mathop \sum \limits_{j = 1}^m ({{b}_{j}} + \ldots {{b}_{m}})$
где $a$ – фактор (природный или техногенный, с определенным количеством баллов, в соответствии с табл. 1–3); n – количество факторов; b – связи (взаимовлияние) между факторами (каждое значение равно сумме баллов факторов); m – количество связей.

На рис. 2 представлен пример одной из возможных схем сочетания природных и техногенных факторов (моделей формирования риска) характеризуется сочетанием 1 природного фактора с 1 баллом (Пр2) (см. табл. 1) с 3 техногенными факторами с баллами 1, 1 и 3, что отвечает ЗЖ7 (см. табл. 2). Соответственно количество связей в этой схеме равно 6. Код данной схемы: ЗЖ7Пр2 (см. рис. 1, табл. 1, 2), что означает – оцениваемая территория относится к средней категории сложности ИГУ, к застроенной жилой зоне с двумя типами жилых зданий, занимающих не менее 75% оцениваемой территории, в пределах которой осуществляется точечное строительство. Балльная оценка данной схемы-модели в соответствии с (1) равна 24.

Рис. 2.

Схема модели формирования риска: овальный прямоугольник природный фактор с соответствующими баллами; круги – техногенные факторы с соответствующими баллами; цифры у линий – баллы, характеризующие связи (взаимовлияние) между факторами.

Анализ всех возможных 530 сочетаний природных и техногенных факторов в соответствии с матрицей (см. рис. 1) позволил выделить 7 моделей формирования риска, характеризующихся определенным количеством факторов, их связью, значимостью и балльной оценкой. Первая модель формирования риска характеризуется 2 природно-техногенными факторами и 1 связью между ними. Вторая модель предполагает 3 фактора и 3 связи, третья – 4 фактора и 6 связей, четвертая – 5 факторов и 10 связей, пятая – 6 факторов и 15 связей, шестая – 7 факторов и 21 связь и седьмая – 8 факторов и 28 связей.

На рис. 3 изображена схема-модель формирования риска возможного конечного таксона районирования убранизированной территории с наибольшим возможным количеством факторов и связей между ними (8 факторов и 28 связей – модель 7).

Рис. 3.

Схема-модель № 7 формирования риска (8 природных и техногенных факторов и 28 связей между ними).

Суммарная балльная оценка схем-моделей формирования риска изменяется от 4 до 133 баллов. Максимальное значение баллов для вариантов 2 и 1 соответственно составляет 85 и 53. Эти данные были использованы для ранжирования полученных балльных оценок по категориям риска на основе деления ряда значений по плотности их распределения. Выделены четыре категории риска: низкая – территории, в пределах которых значение риска (количество баллов) менее 20, средняя – 20–53, высокая – 54–85 и очень высокая – более 85 (см. рис. 1).

РЕЗУЛЬТАТЫ

На основе разработанных подходов к определению моделей формирования риска и проведенному ранжированию полученных значений (баллов) рассчитаны значения риска для участка Покровское-Стрешнево Северо-Западного округа г. Москвы (рис. 4).

Рис. 4.

Фрагмент карты-схемы оценки риска участка Покровское-Стрешнево. Категории риска: 1 – низкая; 2 – средняя. 3 – код природно-техногенных условий. Границы между: 4 – ИГМ, 5 – типами техногенной нагруженности.

В пределах оцениваемой территории выделены два ИГМ (Пр1 и Пр2), отличающихся сложностью инженерно-геологических условий. Техногенная составляющая таксона Пр2 полностью относится к ЗЖ7 – застроенной жилой зоне, в пределах которой выделены 3 разных типа реципиентов (2 типа жилых зданий, занимающих не менее 75% оцениваемой территории, в пределах которой также осуществляется точечное строительство).

Следовательно, на данном участке риск формируется по модели 3, т.е. в ней задействованы 4 параметра (Пр2 и ЗЖ7 – 2 типа жилых домов и точечное строительство – 1 + 1 + т.ст.) с разной значимостью и 6 различных взаимодействий. Интегральное значение всех этих факторов и взаимодействий составляет 24 балла, и соответственно этот участок отнесен к средней категории риска (см. рис. 4).

В пределах таксона, характеризующегося низкой категорией сложности инженерно-геологических условий (Пр1) выделяется три участка с различной степенью техногенной нагруженности – ЗЖ1 (застроенная жилая зона с одним типом реципиента), ЗЖ7 (застроенная жилая зона с тремя типами реципиентов) и Т4ЗЖ3 (застроенная жилая зона с двумя типами жилых домов, в пределах которой расположена транспортная зона с двумя типами реципиентов).

Формирование риска, в пределах первого участка (ЗЖ1Пр1) происходит по модели 1, и соответствующее ей количество баллов равно 4 (низкая категория риска). Второй участок (ЗЖ7Пр1) отвечает модели 3 с суммой баллов 15 и также относится к низкой категории риска. Третий участок (Т4ЗЖ3) в пределах этой зоны отнесен к средней категории риска, в модели (4 модель) формирования которого задействованы 5 факторов и 10 связей. Итоговая балльная оценка равна 23.

ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные о балльной оценке риска урбанизированных территорий (Покровское-Стрешнево Северо-Западного административного округа г. Москвы) позволяют оценить современное состояние конкретной территории (наличие и степень опасности инженерно-геологических процессов, техногенную нагруженность – сочетание реципиентов опасности и их балльное значение) и выбрать наиболее благоприятные участки для строительства и другие варианты использования территории.

Предложенные подходы и полученные результаты сопоставимы с работами других российских и зарубежных авторов в плане учета большого разнообразия факторов формирования риска и применения метода многокритериального анализа [3, 10, 12]. Но, как правило, во всех этих работах основной упор сделан на оценку геоэкологических последствий, выраженных через загрязнение городской среды или оценку проблемы, связанную с развитием конкретного процесса [10, 14], либо с проблемами создания “умного города” [9, 19]. В основном рассматриваются экономические возможности городов, связанные с улучшением ситуации относительно загрязнения окружающей среды.

Полученные результаты являются конкретными и необходимыми не только для лиц, принимающих решения, но и для специалистов, занимающихся данной проблемой во всем мире, так как интегрируют в себе огромную информацию о природной и техногенной составляющих урбанизированной территории. На наш взгляд, такой подход весьма уместен и перспективен для создания схем территориального планирования и развития, вполне вписывается в мировую политику изучения и использования урбанизированных территорий и даже способен конкурировать в плане универсальности и достаточной простоты использования предложенного алгоритма оценки состояния (риска) урбанизированных территорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанные методические подходы оценки риска для застроенной жилой и транспортных зон урбанизированных территорий включают в себя:

− выбор и обоснование природных факторов формирования риска в пределах конечных таксонов районирования оцениваемой территории по природно-техногенным условиям;

− выбор и обоснование техногенных факторов (реципиентов опасности) застроенной жилой зоны (определение типов жилой застройки на основе принципа об однородности типов застройки, исходя из принятого положения о том, что тип застройки выделяется в том случае, если он составляет не менее 25% всех типов застройки в пределах оцениваемой территории);

− выбор и обоснование техногенных факторов (реципиентов опасности) транспортной зоны (определение типов транспортной зоны по аналогии с определением типов жилой застройки);

− присвоение баллов каждому типу природных факторов и реципиентов на основе экспертной оценки, учитывающей влияние выделенных типов на объекты (реципиенты) риска;

− составление матриц возможных сочетаний природных и техногенных факторов, оценка интегральных значений, ранжирование по категориям риска;

− картографирование оцениваемой территории по категориям риска (баллы).

Дальнейшее развитие научных исследований оценки риска урбанизированных территорий видится в следующих основных направлениях:

а) соотнесение балльных оценок риска с экономическими эквивалентами, т.е. в приравнивании 1 балла определенным экономическим потерям на основе эмпирических, статистических и/или данных моделирования взаимодействия и взаимовлияния природных факторов (опасностей) и техногенных объектов (реципиентов опасности);

б) создание унифицированной методики оценки риска мегаполисов.

Полученные результаты оценок риска участка Покровское-Стрешнево могут быть рекомендованы городским органам управления для разработки программ безопасного использования и/или застройки и реконструкции района.

Работа выполнена в рамках проекта РНФ 16-17-00125 “Оценка риска опасных природных процессов на урбанизированных территориях”.

Список литературы

  1. Анопчеко Т.Ю., Мурзин А.Д., Савон Д.Ю., Сафронов А.Е. Анализ рисков развития урбанизированных территорий // Экономика в промышленности. 2016. № 3. С. 202–208. https://doi.org/10.1707/2072-1663-2016-3-202-208

  2. Бурова В.Н. Особенности районирования урбанизированных территорий для оценок риска от опасных природных процессов // Геоэкология. 2019. № 6. С. 106–111. https://doi.org/10.31857/S0869.780920196106.111

  3. Калманова В.Б. Геоэкологическое картографирование урбанизированных территорий (на примере г. Биробиджана) // Матер. Междунар. конф. “ИнтерКарто. ИнтерГИС”. 2015. 21 (1). С. 566–574. https://doi.org/10.24057/2414-9179-2015-1-21-566-574

  4. Кочуров Б.И., Ивашкина И.В., Фомина Н.В., Лобковская Л.Г. Принципы и приемы развития современного города как сложной урбоэкосоциосистемы // Градостроительство и планирование сельских населенных пунктов. 2018. № 3. С. 83–89. https://doi.org/10.24411/1816-1863-2018-13083

  5. Куст Г.С., Андреева О.Е., Лобковский В.А., Костовска С.К. Методические подходы к разработке типологии моделей устойчивого землепользования // Экология урбанизированных территорий. 2019. № 3. С. 34–40. https://doi.org/10.24411/1816-1863-2019-13034

  6. Лаггет Р. Города и геология. Пер. с англ. М.: Мир, 1976. 559 с.

  7. Любимова Т.В., Бондаренко Н.А., Стогний В.В., Погорелов А.В. Разработка научно- методических основ оценки интегрального риска проявления экзогенных геологических процессов на территории Краснодарского края // Бюллетень науки и практики [электрон. журн.]. 2017. № 11 (24). С. 205–214. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/luybimova

  8. Новиков А.А., Игнатов Е.И., Исаев В.С. и др. Оценка геоэкологических рисков урбанизированных прибрежных территорий // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14). Вып. 4. С. 100–108.

  9. Осипов В.И., Бурова В.Н. и др. Карта крупномасштабного (детального) инженерно-геологического районирования территории г. Москвы // Геоэкология. 2011 № 4. С. 306–319.

  10. Осипов В.И., Еремина О.Н., Козлякова И.В. Оценка экзогенных опасностей и геологического риска на урбанизированных территориях (обзор зарубежного опыта) // Геоэкология. 2017. № 3. С. 3–15.

  11. Природные опасности России. Оценка и управление природным риском. Тематический том / Под ред. А.Л. Рагозина. М.: Изд-во “КРУК”, 2003. 320 с.

  12. De Mulder E.F.J. & Pereira, J.J. Earth Science for the city // Engineering geology for tomorrow’s cities. Culshaw M.G., Reeves H.J., Jefferson, I., & Spink, T.W. (eds.) Geological Society, London, Engineering Geology Special Publications, 2009. 22. P. 25–31. https://doi.org/10.1144/EGSP22.2

  13. Engineering geology for society and territory. Vol. 5, Lollino G., (eds.) Springer International Publishing, Switzerland, 2015. https://doi.org/10.1007/978-3-319-09048-1

  14. Legget R.F. Cities and geology. New York, McGraw-Hill Book Co., 1973. 624 p.

  15. Lei M., Gao Y., Jiang X. Current Status and Strategic Planning of Sinkhole Collapses in China // Engineering geology for society and territory. Lollino G., (eds.), Vol. 5, Springer International Publishing, Switzerland. 2015. P. 529–534.

  16. Marker B.R. Geology of megacitites and urban areas // Engineering geology for tomorrow’s cities. Culshaw, M.G., Reeves H.J., Jefferson, I., & Spink, T.W. (eds.) Geological Society, London, Engineering Geology Special Publications, 2009. 22. P. 33–48

  17. Marker B.R. Urban planning: the geoscience input // Developments in Engineering Geology. Eggers M.J., Griffiths J.S., et al. (eds.), Geological Society, London. Engineering Geology Special Publication. 2016. 27. P. 35–43. https://doi.org/10.1144/EGSP27.3

  18. Mücella Ates. The role of smart urban solutions on the way to smart territories: smart solutions to the problems of urbanization // Information Technology and Communication Authority, Turkey, 2020. P. 18. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-2097-0.ch001

  19. Paliaga G., Faccini F., Luino F., Turconi L. A spatial multicriteria prioritizing approach for geohydrological risk mitigation planning in small and densely urbanized Mediterranean basins / Nat. Hazards Earth Syst. Sci. Discuss. https://doi.org/10.5194/nhess-2018-100

  20. Price S.J., Ford J.R., Campbell S.D.G., Jefferson I. Urban futures: the sustainable management of the ground beneath cities // Developments in Engineering Geology. Eggers, M.J., Griffiths J.S., et al. (eds.), Geological Society, London. Engineering Geology Special Publication. 2016. 27. P. 19–33. https://doi.org/10.1144/EGSP27.2

  21. Price S.J., Ford J.R., Cooper A.H., Neal C. Humans as major geological and geomorphological agents in the Anthropocene: the significance of artificial ground // Philosophical Transactions of the Royal Society, A. 2011. 369. P. 1056–1084.

Дополнительные материалы отсутствуют.