Известия РАН. Серия физическая, 2019, T. 83, № 3, стр. 334-339

Оптические свойства и кинетика затухания люминесценции ионов Sm3+ и Sm2+ в алюмоборосиликатных стеклах

Е. В. Мальчукова 1***, Б. Буазо 2, И. Н. Трапезникова 1, Е. И. Теруков 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук
Санкт-Петербург, Россия

2 Laboratoire des Solides Irradies, École Polytechnique
Cedex, France

* E-mail: e.malchukova@mail.ioffe.ru
** E-mail: evguenia.malchukova@polytechnique.edu

Поступила в редакцию 03.09.2018
После доработки 10.09.2018
Принята к публикации 22.10.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Многокомпонентные боросиликатные стекла, содержащие 0.5−5 вес. % оксида самария (Sm2O3), были синтезированы методом высокотемпературной плавки на воздухе. Образцы были подвергнуты облучению ускоренными электронами (ускоритель Ван де Грааффа 2.5 МэВ). Проведены анализ кинетики затухания излучения ионов Sm3+ и Sm2+ и оценка времен жизни возбужденных состояний этих ионов в зависимости от концентрации Sm2O3. Обнаружено, что кинетика затухания хорошо аппроксимируется биэкспоненциальной функцией даже для малых концентраций самария. Результаты соотносятся с присутствием различных структурных окружений для ионов Sm3+ и Sm2+.

ВВЕДЕНИЕ

Люминесцентные стекла крайне интересные материалы как с точки зрения фундаментальных исследований, так и технических приложений. Они уже широко используются в качестве активных сред для лазеров и усилителей, особенно в инфракрасной области электромагнитного спектра. При этом активаторы, благодаря которым стекла приобретают люминесцентные свойства, могут выступать в роли индикаторов изменений структуры стекла, поскольку их люминесцентные свойства меняются вследствие изменений в их локальном окружении.

Следует отметить, что очень часто проводимые структурные исследования легированных стекол основываются преимущественно на результатах изучения и анализа стационарного люминесцентного излучения. Однако известно, что измерение времени затухания люминесценции легирующих ионов обеспечивает прямой доступ к структурным модификациям стекла, вызванным присутствием этих ионов [1]. Изучение затухания люминесценции со временем может привести к пониманию как природы самой люминесценции, так и структуры люминесцирующей матрицы. Так, например, из анализа кинетики затухания люминесценции и времени жизни люминесценции возможно получение информации о механизмах миграции энергии в излучающей матрице или о топологии структурных единиц, ее образующих.

Интерес к оптическим свойствам стекол с примесями редкоземельных (РЗ) ионов в значительной мере определяется возможностью практических применений этих материалов. Интенсивная люминесценция ионов Sm3+/Sm2+ в оранжево-красной области обусловливает использование матриц на их основе для волоконно-оптических устройств связи, преобразователей солнечной энергии, белых светодиодов (w‑LED) и дозиметров ионизирующего излучения [2, 3]. Оба состояния самария зачастую присутствуют в исследуемых матрицах. Трехвалентные ионы Sm3+ могут быть преобразованы в их двухвалентную форму (Sm2+) либо при определенных условиях синтеза [4, 5], либо при помещении в подходящую матрицу [6], либо при воздействии излучения высоких энергий: фемтосекундного лазера [7, 8], рентгеновского излучения и γ-облучения [911]. Поэтому степень превращения Sm3+ → Sm2+ может быть использована в качестве меры дозы ионизирующего излучения. Зарядовое преобразование может быть обнаружено оптически, так как интенсивные полосы излучения трехвалентных и двухвалентных форм ионов самария легко различимы.

Таким образом, цель работы – изучить влияние внедрения различных концентраций оксида самария на люминесценцию алюмоборосиликатного стекла. Результаты анализа кинетики затухания люминесценции ионов Sm3+ и Sm2+ до и после β-облучения также представлены в настоящей статье.

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ И ОБРАЗЦЫ

Протокол синтеза используемого в качестве матрицы алюмоборосиликатного стекла, а также техника β-облучения подробно описаны в [1213]. В настоящей работе исследовали алюмоборосиликатные стекла, номинальной композиции 59.13SiO2−18.24B2O3−6.38Al2O3−12.82Na2O−3.5ZrO2 (вес. %), легированные 0.5–5.0 вес. % оксида самария (Sm2O3) (что эквивалентно примерно 1019–1020 см–3), необлученные и облученные с дозой 109 Гр. Воздействие ионизирующей радиации осуществлялось при помощи ускорителя электронов Ван де Грааффа (энергия до 2.5 МэВ и максимальным током на образце 200 мкА). Используемая конфигурация позволяет получать различные кумулятивные дозы облучения от 105 до 109 Гр за время от нескольких минут до нескольких дней. Каждый образец был отполирован на ручном шлифовальном круге с абразивом из карбида кремния, имеющим средний размер зерна 10 мкм (1000 зернистости), чтобы достичь средней толщины 0.55 ± 0.05 мм. Спектры оптического пропускания/поглощения измеряли спектрофотометром Varian Cary 50 с шагом 1 нм в диапазоне от 200 до 1500 нм.

Для измерения спектров люминесценции и кинетики затухания люминесценции использовалась установка с импульсным возбуждением INDI Nd:YAG лазера (Spectra Physics). Проходящее через образец лазерное излучение анализировали с помощью спектрометра ANDOR SHAMROCK (F = = 303 мм, решетка 1500 штрих ∙ мм–1, разрешение 0.1 нм), скомбинированного с CCD-камерой ANDOR Istar Intensified. Для возбуждения использована вторая гармоника Nd:YAG-лазера (532 нм). Энергия лазерного импульса при его длительности в 8 нс и частоте 10 Гц – 60, 100 и 200 мДж. Ионы самария характеризуются достаточно долгими временами затухания в миллисекундном (мс) диапазоне, поэтому для регистрации кинетики затухания использовалась задержка лазерного импульса в 1 мс и ширина ворот (gate width) 9 мс, что позволяло наблюдать эволюцию самариевой люминесценции со временем.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На рис. 1а представлены спектры поглощения необлученного и облученного Sm3+-легированного алюмоборосиликатного стекла. Явных отличий между спектрами не наблюдается (см. вставку к рис. 1а): за появление полос в области 300–500 нм ответственны ff-переходы в ионе Sm3+.

Рис. 1.

а – спектры поглощения необлученного (1) и облученного (2) алюмоборосиликатного стекла, легированного 5 вес. % Sm2O3; б – спектры люминесценции необлученного и облученного алюмоборосиликатного стекла, легированного 3 вес. % Sm2O3; λex = = 532 Nd:YAG-лазер.

В то же время люминесцентные свойства ионов Sm2+ (узкие линии излучения в красной области спектра, соответствующие переходам 5D07F0, 1, 2, 3, 4 в ионе Sm2+) отличны от свойств, присущих ионам Sm3+ (интенсивные, относительно широкие полосы излучения в области 550–700 нм, приписываемые переходам 4G5/2 → → 6H5/2, 7/2, 9/2, 11/2 в ионе Sm3+). Таким образом, с помощью оптической спектроскопии можно легко различить эти два состояния самария, если оба они представлены в изучаемой матрице.

Спектр люминесценции необлученного стекла с ионами самария, как видно из рис. 1б, представлен полосами излучения при 560, 600, 660 и 710 нм, соответствующими 4G5/26HJ (J = 5/2, 7/2, 9/2, 11/2) ff-переходам в ионе Sm3+, [14, 15]. Следует отметить, что интенсивность люминесценции стекла, легированного Sm, понижается с увеличением концентрации самария начиная с уровня легирования 0.5 вес. % [16].

Другая ситуация наблюдается в облученном стекле: два зарядовых состояний самария — “3+” и “2+” детектируются в спектрах люминесценции облученного алюмоборосиликатного стекла (рис. 1б). Таким образом, воздействие β-облучения стимулирует протекание восстановительной реакции Sm3+ → Sm2+.

Ионы самария характеризуются достаточно долгими временами затухания в миллисекундном (мс) диапазоне. На рис. 2 представлено затухание излучения ионов Sm3+ в необученном алюмоборосиликатном стекле с разными концентрациями Sm2О3. Как было обнаружено, кривые затухания проявляют неэкспоненциальный характер даже для самой низкой в исследованном ряду концентрации самария – 0.2 вес. %. В то же время кривая хорошо описывается двумя экспонентами (биэкспоненциальная аппроксимация), что обычно связывается с присутствием в люминесцирующей матрице двух типов излучающих центров, характеризуемых различными временами жизни в возбужденном состоянии. Неэкспоненциальное поведение кинетики затухания люминесценции ионов Sm3+ в необлученном алюмоборосиликатном стекле сохраняется во всем исследованном диапазоне концентраций Sm2О3. С увеличением концентрации трехзарядных ионов самария времена затухания люминесценции проявляют разную зависимость: время жизни одного центра Sm3+ (1) убывает с ростом концентрации, другого Sm3+ (2) – достигает насыщения, начиная с концентрации самария 1 вес. % (рис. 2, вставка).

Рис. 2.

Затухание люминесценции ионов Sm3+ для необлученного алюмоборосиликатного стекла, легированного различными концентрациями Sm2O3 (пик 600 нм 4G5/26H7/2, λex = 532 Nd:YAG-лазер): 1 – 0.2 вес. %, 2 – 5 вес. %; на вставке – зависимость времени затухания люминесценции Sm3+ ионов от концентрации Sm2О3.

Была также проведена оценка времен жизни возбужденных состояний ионов Sm3+ и Sm2+ (4G5/2 и 5D0 соответственно) в облученных (109 Гр) алюмоборосиликатных стеклах (рис. 3 и 4). Кривые затухания люминесценции ионов Sm3+ также хорошо аппроксимируются биэкспоненциальной зависимостью (рис. 3), однако время затухания, а также зависимость от концентрации по сравнению с необлученными образцами различны (вставка к рис. 3). Следует отметить, время жизни возбужденного состояния 4G5/2 и для ионов Sm3+ (1), и для ионов Sm3+ (2) имеет несколько меньшие значения после воздействия радиации для всех исследуемых концентраций Sm2O3 по сравнению с найденными значениями в необлученном стекле. Однако концентрационная зависимость имеет вид параболы с выраженным минимумом в области 2 вес. %. Обнаружено, что наблюдаемое поведение коррелирует с зависимостью соотношения ионов самария Sm2+/Sm3+ $\left( {{{\eta }_{{{\text{S}}{{{\text{m}}}^{{{\text{2}} + }}}}}}} \right),$ образованных под действием высокой дозы β-облучения в алюмоборосиликатном стекле [13].

Рис. 3.

Затухание люминесценции ионов Sm3+ для необлученного (1) и облученного (2) алюмоборосиликатного стекла, легированного 1 вес. % Sm2O3 (пик 600 нм 4G5/26H7/2, λex = 532 Nd:YAG-лазер); на вставке – зависимость времени затухания люминесценции Sm3+ ионов от концентрации Sm2О3.

Рис. 4.

Затухание люминесценции ионов Sm2+ для облученного алюмоборосиликатного стекла, легированного различными концентрациями Sm2O3 (пик 684 нм 5D07F0, λex = 532 Nd:YAG-лазер): 1 – 0.2 вес. %, 2 – 5 вес. %; на вставке – зависимость времени затухания люминесценции Sm2+ ионов от концентрации Sm2О3.

Затухание люминесценции восстановленных радиацией ионов Sm2+ также происходит по биэкспоненциальному закону: экспериментальные значения времен жизни 2.0–2.7 мс и ~1 мс соответственно (рис. 4 и вставка к нему).

ОБСУЖДЕНИЕ

Хорошо известно, что ионы Sm2+ и Sm3+ могут одновременно находиться в структуре стеклянной матрицы. Как уже указывалось, для получения восстановленного состояния Sm2+ необходимо либо использование восстанавливающей атмосферы, либо воздействие лазерного или ионизирующего излучения. Согласно спектру люминесценции (рис. 1б), в необлученном стекле ион самария находится только в одном зарядовом состоянии – Sm3+. На это же указывает и анализ спектра поглощения, представленный только ff-переходами в ионе Sm3+ (рис. 1а и вставка к нему). Таким образом, можно заключить, что исследуемая матрица алюмоборосиликатного стекла является устойчивой к восстановительному процессу ионов Sm3+, и высокотемпературная плавка на воздухе (1500°C) не оказывает влияния на зарядовое состояние самария.

Как уже указывалось в предыдущем разделе, кинетика затухания люминесценции для исследованных образцов аппроксимируется биэкспоненциальной функцией. Существование двух различных положений/локальных окружений для ионов Sm, характеризующихся различными временами жизни, могло бы обусловить такое поведение затухания излучения. Действительно, поскольку каждое положение внедренного иона характеризуется разными энергиями и профилем полос возбуждения/излучения, и, соответственно, разными временами жизни, интенсивность люминесценции убывает не по экспоненциальному закону: кривая затухания может быть представлена суммой экспонент. Рисунок 2 отображает кинетику затухания и аппроксимацию, проведенную для стекла, легированного 0.2 и 5 Sm (в вес. %), что приблизительно эквивалентно концентрациям 3 ∙ 1019 см–3 и 7 ∙ 1020 см–3 соответственно. Из рисунка следует, что даже для небольших концентраций ионов Sm3+ (а в необлученном образце, согласно оптическим спектрам, присутствуют только трехзарядные ионы самария) исследуемые стекла не проявляют моноэкспоненциального затухания, как это было найдено для некоторых стеклянных матриц [17, 18]. Кроме того, как было указано, для такой концентрации неактуальны также процессы миграции или переноса энергии, поскольку тушение люминесценции начинается с уровня легирования 0.5 вес. %. Описать данные затухания люминесценции и для больших концентраций Sm2O3 представляется возможным лишь с помощью биэкспоненциальной функции, как показано на рис. 2 (кривая 2). Принимая во внимание тот факт, что РЗ-ионы в боросиликатных стеклах распределяются по двум окружениям: боратному и силикатному [1, 19], мы заключаем, что в алюмоборосиликатном стекле ионы Sm3+ распределены, как минимум, по двум положениям: время жизни одного убывает с ростом концентрации, другого – достигает насыщения, начиная с концентрации самария 1 вес. % (рис. 2, вставка). Концентрационная зависимость времени затухания, по-видимому, обусловлена переносом энергии с ионов Sm3+ (1) на Sm3+ (2) и тушением вследствие этого самариевой люминесценции, хотя вероятна и другая ситуация, когда концентрационное тушение происходит между двумя ионами Sm3+ (1), а излучение ионов Sm3+ (2) выходит на насыщение при концентрациях более 1 вес. %.

Кинетика затухания люминесценции как ионов Sm3+, так и восстановленных ионов Sm2+ в облученных алюмоборосиликатных стеклах также хорошо описывается с помощью биэкспоненциального закона (рис. 3 и 4). Сложная нелинейная эволюция времени затухания люминесценции ионов Sm3+ с концентрацией (рис. 3, вставка), очевидно, обусловлена влиянием не только двух положений трехзарядных ионов самария, но также и неэквивалентностью их способности к восстановлению [20]. Действительно, нами были предприняты попытки оценить относительное количество восстановленных ионов самария Sm2+/Sm3+ $\left( {{{\eta }_{{{\text{S}}{{{\text{m}}}^{{{\text{2}} + }}}}}}} \right),$ образованных под действием высокой дозы β-облучения в алюмоборосиликатном стекле в зависимости от концентрации Sm2O3 [13]. Анализ показал, что далеко не из всех положений ионы Sm3+ могут восстанавливаться в исследуемой матрице. Более того, существуют такие локальные окружения для ионов Sm3+, которые вообще не участвуют в процессе восстановления. Кроме того, многообразные радиационные дефекты, как указывается в [20], также оказываются вовлеченными в процесс тушения люминесценции.

Как следует из рис. 4, для ионов Sm2+ также возможно существование двух локальных окружений в алюмоборосиликатном стекле, время жизни возбужденного состояния которых имеет тенденцию уменьшаться с увеличением изначальной концентрации Sm2O3 (рис. 4, вставка). Полученная эволюция может быть понята исходя из того, что, как указывается в [20], около 15% ионов Sm2+, находящихся в одном из положений, необратимо релаксирует после облучения в Sm3+ или в другое положение иона Sm2+; ион Sm2+, находящийся в другом положении, вообще не принимает участия в излучении.

Думается, что дополнительное исследование с помощью метода протяженной тонкой структуры рентгеновского поглощения (EXAFS) могло бы позволить получить информацию о координационных числах различных положений ионов Sm2+ и Sm3+, а также об относительной пропорции между ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спектры люминесценции и кинетики затухания люминесценции алюмоборосиликатных стекол с различными концентрациями Sm2O3 были измерены до и после β-облучения. После воздействия облучения два зарядовых состояния самария Sm3+ и Sm2+ обнаружены в исследуемых стеклах. Показано, что кинетика затухания люминесценции как для ионов Sm3+, так и Sm2+ хорошо аппроксимируется биэкспоненциальной функцией во всем диапазоне исследуемых концентраций оксида самария. Наблюдаемый характер затухания и эволюция времени затухания соотносятся, во-первых, с присутствием в алюмоборосиликатной матрице двух окружений ионов Sm3+, для которых процесс восстановления происходит c различной эффективностью; во-вторых, с неравнозначностью (с позиций участия в излучении) локальных окружений ионов Sm2+.

Список литературы

  1. Herrmann A., Ehrt D. // Non-Cryst. Solids. 2008. V. 354. P. 916.

  2. Deopa N., Rao A.S., Choudhary A. et al. // Mater. Res. Bull. 2018. V. 100. P. 206.

  3. Othman H.A., Elkholy H.S., Hager I.Z. // Mater. Res. Bull. 2017. V. 89. P. 210.

  4. Deopa N., Rao A.S., Choudhary A. et al. // Mater. Res. Bull. 2018. V. 100. P. 206.

  5. Othman H.A., Elkholy H.S., Hager I.Z. // Mater. Res. Bull. 2017. V. 89. P. 210.

  6. Li L., Wang W., Pan Yu. et al. // J. Alloys Compoun. 2017. V. 723. P. 527.

  7. Lakshminarayana G., Buddhudu S. // Physica B. 2006. V. 373. P. 100.

  8. You H., Hayakawa T., Nogami M. // J. Non-Cryst. Solids. 2006. V. 352. P. 2778.

  9. Nogami M., Suzuki K. // Adv. Mater. 2003. V. 14. P. 923.

  10. Qui J., Hirao K. // J. Mater. Sci. Lett. 2001. V. 20. P. 691.

  11. Nogami M., Abe Y. // J. Appl. Phys. 1996. V. 80. P. 409.

  12. Malchukova E., Boizot B., Ghaleb D. et al. // J. Non-Cryst. Solids. 2006. V. 352. P. 297.

  13. Malchukova E., Boizot B., Petite G. et al. // J. Non-Cryst. Solids. 2007. V. 353. P. 2397.

  14. Jayasankar C.K., Babu P. // J. Alloys Compd. 2000. V. 307. P. 82.

  15. Suhasini T., Kumar J.S., Sasikal T. et al. // Opt. Mater. 2009. V. 31. P. 1167.

  16. Malchukova E., Boizot B., Petite G. et al. // Nucl. Inst. Meth. Phys. Res. A. 2004. V. 537. P. 411.

  17. Swapna K., Mahamuda Sk., Srinivasa Rao A. et al. // J. Lumin. 2014. V. 146. P. 288.

  18. Padlyak B.V., Kindrat I.I., Lisiecki R. et al. // Adv. Mater. Lett. 2017. V. 8. P. 723.

  19. Li H., Li L., Strachan D.-M. et al. // J. Non-Cryst. Solids. 2004. V. 349. P. 127.

  20. Ollier N., Boizot B., L’henoret P. et al. // J. Appl. Phys. 2009. V. 105. P. 113515.

Дополнительные материалы отсутствуют.